Поиск

Ребенок первоклассник. Что нас ждет

01/05/2011
ТЕЛЕГИНА Мария
623

Первоклассник. Что нас ждетТеперь все по-новому

Когда ребенок стоит на границе нового возрастного периода, изменения касаются всех сфер его жизни. Меняется ее образ и стиль: перед ребенком ставятся новые требования, он приобретает новую для себя социальную роль ученика. На смену ведущей в дошкольном возрасте игровой деятельности приходит принципиально иная – учебная. Именно она способствует развитию познавательных способностей ребенка, которые помогают ему за относительно короткий промежуток времени освоить систему научных понятий, создававшихся на протяжении тысячелетий!

Учеба требует от психики ребенка новых качеств. Так, у младшего школьника появляются произвольность психических процессов, интеллектуальная и личностная рефлексия и внутренний план действий, которые в период дошкольного детства встречались лишь эпизодически или вовсе не наблюдались. 


Есть такое слово «надо»

Произвольность помогает ребенку управлять своим поведением, подчиняя его правилу «нужно», а не «хочу». Как писал выдающийся психолог Лев Семенович Выготский, в период младшего школьного детства происходит «утрата детской непосредственности». Теперь малыш учится сознательно следовать выбранной цели, руководствуясь правилам и нормами поведения в обществе. Благодаря произвольности ребенок преодолевает желание понаблюдать за веселой стайкой воробьев за окном и вдумчиво слушает объяснения учителя, отмечая все детали нового способа решения задачи. Произвольным становится не только поведение, но и внимание, и память, и восприятие.

На начальном этапе обучения преобладающим является непроизвольное внимание: ребенок с живостью реагирует на что-то новое, яркое, громкое, тут же отвлекаясь от выполняемой в данный момент деятельности. Учитель подробно рассказывает о том, как складывать числа, как вдруг раздается звук падающего предмета! Что упало? У кого упало? Куда упало? Ответы на эти вопросы становятся куда важнее сложных законов сложения! Даже при сосредоточении внимания дети еще легко отвлекаются на несущественные, броские признаки предмета, не замечая главного. Кроме того, ребенку бывает сложно сосредоточить внимание на неясном, непонятном и неосознанном материале, так как внимание тесно связано с мышлением.

Обычно дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия, большинство малышей хорошо различают форму, размер и цвет предметов, обладают острым зрением и слухом. Но при рассматривании картинки или чтении текста они часто перескакивают с одного на другое, пропуская существенные детали. Вот почему так важно учить ребенка наблюдению – конечному продукту развития произвольного внимания. Помогайте ребенку видеть и отмечать, в первую очередь, существенные детали, постепенно переходя к менее значимым.

Важным помощником в этом процессе может послужить расширение словарного запаса малыша. Часто ребенок не может указать на отличительное свойство того или иного предмета, так как в его лексиконе нет для него подходящего определения. Так, сравнивая расписную кружку и простой стеклянный стакан, большая часть первоклассников отметит, какая кружка маленькая, круглая и вся в цветочках, а стакан высокий и без рисунка. И лишь единицы укажут на то, что стакан прозрачный и бесцветный, так как он из стекла. 


Как помочь школьнику?

Чтобы поддержать внимание младшего школьника, хорошо чередовать умственную деятельность с материально-практической (рисованием, лепкой, танцами, песнями, физкультминутками).

Необходима четкая внешняя организация действий ребенка, которая поможет ему научиться руководить собственным сознанием. Не зря при порядковом счете или решении простейших математических задач используются счетные палочки, а при фонетическом разборе слова последовательно выкладываются фишки.

Следите за тем, чтобы задача была для ребенка максимально ясна. Не забывайте заинтересовать его конечным результатом деятельности.

Не ленитесь задавать ребенку вопросы по ходу выполняемой им работы, ведь они опять же потребуют от него внимания.

Если деятельность ребенка прерывается, то попросите его дать словесный отчет о том, что он уже сделал и что ему еще только предстоит сделать. 


Семь раз отмерь…

Дошкольник часто принимается за дело, не зная, каков будет окончательный результат. Взявшись за карандаши, он не готов сказать окончательно, что он нарисует. И его одиночный домик постепенно обрастает деталями: вот уже рядом с домиком стоит девочка, рядом с ней кошка, на небе солнышко, а рядом летающая тарелка, а вот и радуга переливается. Совсем иначе рисует младший школьник: он сначала подумает о сюжете рисунка и только потом приступит к его осуществлению. Могут появиться незапланированные мелкие детали, но они будут незначительные, основная сюжетная линия останется неизменной. Таким образом, просчитывая этапы своих действий, сопоставляя их разные результаты, ребенок учится контролировать конечное решение выполняемой задачи, т.е.  учится планировать свои действия. К концу обучения в начальной школе ребенокнаучается заменять предметы (например, те же счетные палочки) словами (устный счет), удерживать в голове образы предметов без опоры на их модели и рисунки. Третьеклассник уже может выполнять действия про себя, в уме, что свидетельствует о переходе на новую ступеньку его интеллектуального развития – у него сформировался тот самый внутренний план действий.

Хотите научить ребенка планировать «про себя»? Тогда просите чадо рассказывать о том, что он делает и сделал – «отчитываться». Не бойтесь оценивать результаты его работы, но при этом избегайте ярлыков «хорошо» – «плохо». Просто укажите ребенку на сильные стороны его работы, подчеркните, что удалось ребенку, с вашей точки зрения, лучше всего, и оговорите то, над чем ему нужно еще поработать. И, конечно, закончите свой анализ на позитивной нотке! Также предлагайте ребенку самому оценивать плод его стараний, раскладывая по полочкам «плюсы» и «минусы». Очень важно, чтобы ребенок постепенно уходил от контроля со стороны взрослого, развивал в себе навыки самоконтроля. 


Неужели это я?!

Став школьником, ребенок сталкивается с новой проблемой: решить задачу, оказывается, недостаточно, нужно еще и обосновать, почему данное решение является правильным. Такая головоломка постепенно формирует у ребенка способность отдавать себе отчет в том, что он делает, осознавать то, что сделал. Более того, ребенок переходит от простого осознания своих действий к их собственной оценке: правильно ли он все сделал, и почему он так считает.

Таким образом, формируется умение смотреть на себя глазами других, со стороны, оценивать собственные мысли и поступки. Именно это умение и лежит в основе рефлексии – важного качества, позволяющего разумно и объективно анализировать свои суждения и действия с точки зрения их соответствия замыслу и условиям деятельности. Поставив ребенку задачу, дайте ему возможность высказаться первым, сформировать собственные доводы по поводу ее решения, а уж потом корректируйте и направляйте. В конце задания не забудьте подчеркнуть, какие пути решения были найдены малышом, а какие предложили вы.

Постепенно отдавайте первенство в таком анализе самому ребенку, пусть вспоминает, кто ответственен за тот или иной шаг. И, конечно же, оценка ваша и оценка своих действий ребенком также важны для формирования рефлексии и внутреннего планирования.

 

Мария Телегина, детский психолог

Как проходит установка и снятие брекетов у ребенка, как подготовиться?Читать статью
Что такое аллергия и какая она бывает?Читать статью
Как определяется место жительства ребенка после развода родителей?Читать статью
Сервис покупок за рубежомЧитать статью
Свадебный подарокЧитать статью
Почему стоит выбрать частную медицинскую клиникуЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.