Поиск

Конвенция о правах ребенка (продолжение 2)

09/07/2012
773

 Начало документа, продолжение

1.     Статьи 12, 13 и 17

   80. Статья 13 (право на свободу выражения мнения) и статья 17 (право на доступ к информации) являются  принципиальными условиями для эффективного осуществления права быть услышанным. Эти две статьи провозглашают, что дети являются субъектами права, и (в сочетании со статьей 12)  что ребенок  может осуществлять свои права от своего имени и в своих интересах в соответствии со своими способностями.

 

81. Право на свободное выражение своего мнения (закрепленное в ст. 13) часто путают с положениями ст. 12.  И, хотя обе статьи связаны между собой, они определяют разные права. Свобода выражения относится к праву иметь и выражать свое мнение, искать и получать информацию через СМИ.   Статья 13 отстаивает право ребенка на то, чтобы государство не ограничивало его в составлении своего мнения и в его выражении. Таким образом, статья накладывает на государства-участникиобязательства не препятствовать  выражению детьми своих взглядов, обеспечивать им доступ к информации, защищая их право на доступ к СМИ и к общественному диалогу. Статья 12, в свою очередь, говорит о праве детей выражать свое мнение по вопросам, которые затрагивают их интересы, и о праве детей принимать участие в действиях и решениях, влияющих на их жизнь. Статья 12 обязывает государства-участникиобеспечить законодательную базу и процедуры, способствующие участию ребенка во всех действиях и решениях, имеющих к нему отношение,  а также приданию должного внимания мнению ребенка. Свобода выражения (статья 13) не требует подобных обязательств от государств-участников. Однако, создание атмосферы уважения и значимости мнения ребенка, заявленное в ст. 12, способствует формированию собственного мнения ребенка и реализации им права на свободу выражения своих взглядов.

82. Применение права ребенка на информацию, декларируемое в ст. 17,  является условием эффективной реализации им права на выражение своих взглядов. Детям необходим доступ к информации по всем, касающимся их вопросам, в том формате, который соответствует их возрасту и способностям. Это, например, относится к информации, касающейся их прав; любых действий, затрагивающих их интересы; национального законодательства; норм; политики; процедур подачи жалоб. В соответствии со статьями 17 и 42 государства-участникидолжны включать тему прав ребенка в школьные планы обучения.

 

83. Комитет также напоминает, что СМИ – это важное средство, которое не только дает возможность детям узнать о своем праве на выражение собственного мнения,  но и позволяет им выразить это мнение публично. Это заставляет многие виды СМИ  искать новые возможности и ресурсы по привлечению детей к участию в создании программ развития и по использованию ими своих прав. (см. День общих дискуссий: дети и СМИ (1996).

 

4. Статьи 12 и 5

84. Статья 5 Конвенции гласит, что государства-участники должны уважать ответственность, права и обязанности родителей, законных опекунов, родственников или членов общины, как это предусмотрено местными устоями,  в их управлении и руководстве ребенком при осуществлении им прав, признанных Конвенцией. Следовательно, ребенок имеет право на руководство и управление собой, которое призвано компенсировать недостаток у него знания, опыта и понимания проблемы, и границы которых определяются оценкой уровня способностей ребенка. Чем больше знает ребенок, чем богаче его жизненный опыт и понимание вопроса, тем в большей степени родители, опекуны  или другие ответственные за него люди должны заменять руководство им советами и напоминаниями, а затем и просто обменом мнениями на равноправной с ребенком основе. Такие переходы осуществляются не единовременно по достижению ребенком определенного возраста, а постепенно, по мере развития его  взглядов.

85. Данное требование определяется статьей 12 Конвенции, которая гласит, что мнение ребенка должно быть принято к сведению и учтено, если  ребенок в состоянии формировать свои собственные взгляды. Другими словами, если ребенок достигает правоспособности, то он приобретает право нести правовую ответственность по делам, имеющим к нему отношение (см. ЗОП № 5 (2003).

 

  1. 5.     Статья 12 и применение прав ребенка в целом

86.Также как и статьи, рассмотренные в предыдущих параграфах, остальные статьи Конвенции требуют вовлечения детей в рассмотрение тех дел, которые их касаются. Для этого широко применяется принцип участия. Бесспорно, что стержнем такого вовлечения детей является ст. 12, но необходимость работы и диалога с детьми красной нитью проходит через всю Конвенцию.

87.  Практическая реализация прав ребенка представляет собой решение широкого круга вопросов здравоохранения, экономики,  образования, окружающей среды, которые затрагивают интересы отдельного ребенка, группы детей и детей в целом. В связи с этим Комитет трактует термин «участие» широко, чтобы создать механизмы защиты не только для каждого ребенка и определенных групп детей, но и для особых групп детей: инвалидов, коренных народов и пр.

88. Широкое понимание термина «участие» отражено в итоговом документе, принятом на 27-й специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН «Мир, пригодный для жизни детей». Государства-участникиобязались «развивать и внедрять программы, содействующие целенаправленному участию детей и подростков в принятии решений, в том числе в семье и школе, на местных и национальных уровнях» (п.32 пп.1). В Замечании общего порядка №5 Комитет  постановил: «очень важно, чтобы правительства развивали прямые связи с детьми, а не только через НПО или институты по правам человека» (ЗОП №5 (2003) об общих мерах по применению Конвенции о правах ребенка).

 

С.  Осуществление права быть услышанным в разных условиях и ситуациях

89. Право ребенка быть услышанным  приходится осуществлять в различных ситуациях и обстоятельствах, в которых дети растут, развиваются и учатся. И в зависимости от окружающей  обстановки складывается разное восприятие самого ребенка и его (ее) роли, которое может либо поощрять, либо ограничивать привлечение детей к участию в текущих процессах и принятию стратегических решений.

  1. 1.     В  семье

90. Семья, где дети с самого раннего возраста могут свободно выражать свое собственное мнение, к которому серьезно прислушиваются, представляет собой эталон того, как научить ребенка пользоваться правом быть услышанным в социуме. Такой подход к воспитанию способствует развитию личности и социализации детей; укрепляет семейные отношения и предупреждает насилие в семье.

91. Конвенция признает права и обязанности родителей или других законных опекунов в осуществлении должного руководства и управления своими детьми (см. выше параграф 84). Но в то же время Конвенция заявляет, что руководство ребенком должно помогать ему пользоваться своими правами, и подчеркивает, что воздействие на ребенка должно быть сообразно его правоспособности.

92. Используя законодательные и политические механизмы, а также через родителей, опекунов, воспитателей, государства-участникидолжны содействовать тому, чтобы детей выслушивали и принимали их мнение к сведению во всех делах, которые касаются детей. Родителям нужно рекомендовать поддерживать своих детей в реализации их прав,  закрепленных в ст. 12, на всех уровнях общества.

93. В целях поддержки стиля воспитания, основанного на уважении права ребенка быть услышанным, Комитет рекомендует государствам-участникам продвигать программы обучения родителей, основанные на положительных примерах, и распространять информацию о закрепленных Конвенцией правах детей и их родителей.

94. В таких программах необходимо затрагивать следующие вопросы:

  • Взаимоуважение детей и родителей;
  • Привлечение детей к принятию решений;
  • Значимость точки зрения каждого члена семьи;
  • Понимание, стимулирование и уважение развивающихся способностей детей;
  • Урегулирование противоречивых точек зрения в семье.

95. Такие программы должны подкреплять принцип, что мальчики и девочки имеют равные права на выражение своих взглядов.

96. СМИ должны играть значительную роль в осведомлении родителей о том, что участие их детей в решении вопросов имеет огромное значение для самих детей, для семей и общества в целом.

2.  Под альтернативной опекой

97. Необходимо создать механизмы, гарантирующие, что дети, находящиеся под любым видом опеки, в том числе и в воспитательных учреждениях, имеют возможность выражать свои взгляды и что их мнение будет учтено в вопросах, касающихся их помещения на воспитание,  правил содержания в приемных семьях и детских домах и повседневной жизни детей. Такие механизмы должны включать:

- законодательную базу, обеспечивающую ребенку право на информацию о его помещении на воспитание, о планах опеки и /или некарательного воздействия, а также возможность выражения ребенком своей точки зрения на затрагивающие его процессы и принятие его мнения во внимание;

- законодательную базу,  обеспечивающую ребенку право быть услышанным и принятие его мнения во внимание по вопросам учреждения и развития детских учреждений и служб по уходу за детьми;

- учреждение компетентных контрольных институтов, таких как детские омбудсмены, уполномоченные и инспекции, для  контроля над соблюдением норм и правил, регулирующих обеспечение опеки, защиты и исправительного воздействия на детей согласно статье 3. Контрольные органы должны быть наделены полномочиями беспрепятственного доступа в места пребывания или проживания детей (в том числе, и несовершеннолетних преступников), полномочиями выслушать мнение и жалобы ребенка непосредственно от него, а также следить за тем, в какой степени само учреждение, где находится ребенок, прислушивается к его мнению и учитывает его;

- создание эффективных механизмов (например, создание в воспитательном учреждении органов детского самоуправления для участия в разработке и внедрении принципов и правил учреждения).

3. В системе здравоохранения

98. Реализация положений Конвенции требует уважения права ребенка выражать свое мнение и принимать участие в продвижении здорового образа жизни и системы охраны здоровья детей. Это право применимо как к вопросам, касающимся здоровья отдельного ребенка, так и вовлечению детей в развитие системы здравоохранения в целом.

99. Комитет определяет несколько проблем, которые требуют рассмотреть возможность участия детей в принятии решений по вопросам, касающимся охраны детского здоровья.

100. Дети, в том числе и младшего возраста, должны принимать участие в процедуре принятия решений сообразно уровню своих способностей. Дети должны получать информацию о предполагаемом лечении, его последствиях и результатах, не исключая детей – инвалидов (в подходящей и доступной им форме).

101. Государствам–участникам необходимо принять законопроекты и нормы, обеспечивающие детям доступ к конфиденциальным медицинским рекомендациям без родительского согласия независимо от возраста ребенка, если того требуют его здоровье и безопасность. Детям может понадобиться такой доступ, например, если они подвергаются домашнему насилию или если им требуется образование или помощь в сфере репродуктивной гигиены, или в случаях конфликта между родителем и ребенком по поводу медицинского обслуживания. Право на получение медицинской консультации и рекомендации отличается от права давать согласие на медицинское вмешательство, поэтому оно не должно иметь возрастных ограничений.

102. Комитет одобряет введение в некоторых странах фиксированного возраста, в котором право на согласие переходит к ребенку, и предлагает другим государствам-участникам рассмотреть вопрос о принятии такого закона. Благодаря такому шагу дети с определенного возраста смогут давать свое согласие без предварительной профессиональной оценки их правоспособности после консультации с независимым и компетентным специалистом. Однако Комитет настойчиво рекомендует, чтобы государства-участникигарантировали принятие во внимание мнение ребенка, если ребенок младшего возраста демонстрирует вполне сформировавшиеся взгляды на применяемое лечение.

103. Врачи и медицинские учреждения должны предоставлять детям четкую и доступную информацию об их правах, касающихся их участия в педиатрических исследованиях и клинических испытаниях. Дети должны быть проинформированы об исследованиях, чтобы их согласие подкрепляло другие процессуальные гарантии.

104. Государства-участникидолжны принимать меры, позволяющие детям  вносить свой вклад в разработку программ по охране их здоровья. Мнения детей должны приниматься к сведению по всем аспектам здравоохранения, в т.ч.: какие медицинские услуги им требуются, где они наиболее целесообразны, труднодоступность медицинских услуг, подготовка и отношение медицинских работников, а также повышение ответственности самих детей за свое здоровье и развитие. Информация по этим вопросам может быть получена, например, через систему обратной связи с детьми, которые пользуются медицинскими услугами или принимают участие в медицинских исследовательских и консультативных процессах. Собранная информация может быть передана в местные или национальные органы детского самоуправления для определения стандартов и показателей уровня развития медицинского обслуживания в области соблюдения им прав ребенка (ЗОП №3(2003) о проблеме ВИЧ/СПИД в контексте соблюдения прав ребенка, параграфы 11 и 12, и ЗОП №4 (2003) о здоровье подростков, параграф 6).

4. В системе образования

105. Уважение права ребенка быть услышанным применительно к системе образования является основным принципом осуществления права на образование. Комитет глубоко озабочен проявлениями авторитаризма, дискриминации, неуважения и насилия, которые имеют место во многих школах. Подобная обстановка не может быть благоприятной для выражения детьми своих взглядов и придания им значимости.

106. Комитет рекомендует государствам-участникам принять меры, чтобы обеспечить детям  возможность выражать свое мнение и чтобы это мнение принималось во внимание, по ниже перечисленным проблемам.

107. Необходимо активизировать роль детей в совместной образовательной среде и в создании образовательных программ для самых маленьких. («Правовой подход к образованию для всех: рамочное соглашение по реализации права ребенка на образование и права в системе образования», ЮНИСЕФ/ЮНЕСКО (2007). Система обучения должна принимать во внимание жизненные условия и будущее детей. В связи с этим органы образования обязаны учитывать мнения детей и их родителей при составлении учебных планов и школьных программ.

108. Соблюдение прав человека в системе образования формирует  мотивацию и поведение детей только в том случае, если права человека соблюдаются во всех учреждениях, где дети учатся, играют, проживают вместе с другими детьми и со взрослыми (ЗОП №1(2001) по задачам обучения (ст.29 п. 1 Конвенции).

109. Участие детей необходимо для создания  в классе социально-психологического климата, который будет способствовать сотрудничеству и взаимопомощи среди детей в  процессе обучения. Придание значения мнению детей имеет особое значение для искоренения дискриминации,  предупреждения неуставных и дисциплинарных мер. Комитет приветствует распространение обучения среди и с помощью сверстников.

110. Стабильное участие детей в процедурах принятия решения достигается среди прочего созданием школьных органов самоуправления, представительством школьников в местных органах образования, где ребята смогут свободно выражать свое мнение относительно школьных норм, кодексов поведения. Эти права должны быть закреплены законодательными актами, а не зависеть только от воли школьного руководства и учителей.

111.  Помимо школы государства-участникидолжны проводить консультации с детьми по всем вопросам образования на местных и национальных уровнях. Это касается дружественного детям характера системы  образования, неформального и внешкольного образования, дающего детям «второй шанс», а также учебных планов, методов преподавания, школьной структуры, стандартов обучения, финансирования и системы обеспечения безопасности детей.

112. Комитет призывает государства-участникиподдерживать развитие независимых школьных и студенческих организаций, которые могли бы грамотно помочь детям в осуществлении их совместного участия в образовательном процессе.

113. В решении об изменении статуса образовательного учреждения, при выборе его направления и модели, право ребенка быть услышанным не может быть проигнорировано, поскольку эти решения серьезным образом затрагивают интересы детей. Подобные решения должны подвергаться административному и юридическому контролю. Кроме того, в вопросах, касающихся поведения, право ребенка быть услышанным должно быть полностью соблюдено (ЗОП № 8 (2006) о праве ребенка на защиту от телесных наказаний и других жестоких форм наказания). В частности, в случае исключения ребенка из образовательного учреждения решение об этом должно стать предметом юридической поверки на предмет соблюдения конституционного права на обучение.

114. Комитет приветствует внедрение школьных программ, дружественных детям, во многих странах, поскольку это создает интерактивную, защищенную и равноправную окружающую среду, которая сформирует у детей и подростков активную жизненную позицию и гражданскую ответственность.

5. В игре, отдыхе, занятиях спортом и культурной деятельности

115.  Для полноценного развития и социализации детям необходимо играть, отдыхать, заниматься спортом и участвовать в культурной деятельности. Но организовывать все эти занятия надо с учетом предпочтений и способностей ребят.  Создавая условия для игр и отдыха, следует проконсультироваться с детьми, которые способны выразить свои взгляды, относительно доступности и уместности таких  условий. Детям младшего возраста или детям с ограниченными возможностями, которые не могут участвовать в официальных  совещательных процессах, необходимо предоставить особые возможности для выражения их пожеланий.

6. На рабочем месте

116. Дети, начавшие работать в более раннем возрасте, чем это предусмотрено законодательством  Конвенциями МОТ № 138 (1973) и № 182 (1999), должны быть выслушаны в подходящей обстановке, чтобы понять их взгляд на ситуацию и интересы.  Этих детей необходимо привлекать к поиску решения проблемы, причем  такое решение  должно учитывать социальную и культурную обстановку, в которой  ребенку приходится работать. К мнению детей необходимо прислушаться и тогда, когда взят курс на искоренение детского труда и самих причин этого явления, особенно касательно образования.

117. Работающие дети имеют право на юридическую защиту от эксплуатации, поэтому они должны быть выслушаны, когда  инспекторы по охране труда проводят проверку рабочих мест. Дети и при наличии представители ассоциаций работающих детей должны также быть выслушаны при разработке  трудового законодательства и при контроле над применением его на практике.

7. В случаях насилия и жестокого обращения его на практике. й должны также быть выслушаны при разработкеи причин частвовать в

118. Конвенция устанавливает право ребенка на защиту от всех форм насилия и жестокого обращения, а также обязывает государства-участники исключить любую дискриминацию при реализации данного права  каждым ребенком. Комитет приветствует, когда государства-участники проводят консультации с детьми по поводу совершенствования и применения законодательства, политики, образовательных и других средств, касающихся проблемы насилия. Особое внимание следует уделить  гарантии того, чтобы дети, находящиеся в социально неблагополучном положении, например, эксплуатируемые дети, беспризорные или дети беженцев, также имели возможность изложить свое мнение по значимым законодательным и политическим процессам.

119. В этой связи Комитет призывает государства-участники следовать рекомендациям, изложенным в Обзоре Генерального Секретаря по вопросу насилия в отношении детей, включая  обеспечение пространства, где бы дети могли свободно выражать свои взгляды, принятие во внимание высказанных детьми мнений по вопросам предупреждения насилия, соответствующего контроля и отчетности. (Отчеты независимых экспертов для Обзора ООН по вопросам насилия в отношении детей (А/61/299).

120. Большое число случаев насилия в отношении детей остается неоспоренным по двум причинам. Во-первых, потому что некоторые формы оскорбительного негуманного поведения воспринимаются детьми как норма, а во-вторых, из-за  отсутствия дружественной детям системы передачи сообщений. Например,  детям некому сообщить с соблюдением конфиденциальности и безопасности о том, что они подверглись жестокому обращению (например, телесным наказаниям, обрезанию, принуждению к раннему браку) и нет канала связи с лицами, лицами, ответственными за реализацию прав детей.  Таким образом, эффективное участие детей в правозащитных мероприятиях требует, чтобы дети были проинформированы о своем праве быть услышанными и о праве не подвергаться физическому и психологическому насилию в любой форме. Государства-участники должны обязать все организации, работающие с детьми, обеспечить возможность обращения к лицам или в органы с соблюдением конфиденциальности и безопасности (например, через телефоны доверия), а также обеспечить пространство, где бы дети могли поделиться своим опытом и мнениями по поводу борьбы с насилием в отношении детей. 

121. Комитет обращает также внимание государств-участников на рекомендации, изложенные в Обзоре Генерального Секретаря, по поводу поддержки детских организаций и инициатив по проблеме насилия, а также по включению этих организаций в процессы разработки и оценки программ и мер, направленных на борьбу с насилием, таким образом, чтобы дети могли играть ключевую роль в собственной защите.

8. В развитии превентивных стратегий

122.  Комитет обращает внимание на то, что голоса детей становятся все более действенной силой в предупреждении нарушения прав ребенка. Положительные примеры можно привести из практики в разных областях, например, предупреждение насилия в школах, борьба  с использование самых тяжелых форм детского труда, обеспечение доступа к медицинскому обслуживанию и образованию для беспризорных детей, в ювенальной юстиции. С детьми необходимо проводить консультации при формулировании законодательства и политики по этой и другим проблемам, а также привлекать их к разработке и выполнению соответствующих планов и программ.

9. По делам иммигрантов и беженцев

123.  Дети, приезжающие в страну  вместе со своими родителями, которые переехали в поисках работы или в качестве беженцев, находятся в наиболее уязвимом положении, поэтому для них  жизненно важно использовать право на выражение своего мнения по всем процессуальным вопросам беженцев и иммигрантов.  Будучи мигрантом, ребенок  должен быть выслушан относительно будущего образования и медицинского обслуживания, чтобы ему было легче влиться в новую среду. Если ребенок является беженцем, то ему должна быть предоставлена дополнительная возможность изложить причины, по которым пришлось просить убежища в другой стране.

124. Комитет подчеркивает, что таким детям должна быть предоставлена вся необходимая информация на родном языке о предоставляемых им правах, о соответствующих службах, в том числе и о способах коммуникации, о процессах иммиграции и предоставления убежища, чтобы у этих детей была возможность высказать свое мнение,  и чтобы их мнение было учтено.  Им должны быть предоставлены опекуны или адвокаты на безвозмездной основе. Бездомным  детям может также потребоваться содействие в розыске родных, пропавших без вести, и информация о ситуации в их собственной стране, чтобы определить нужды ребенка. Особая помощь может потребоваться детям, которые были вовлечены в вооруженный конфликт, чтобы помочь им озвучить свои потребности. Более того, особое внимание надо уделить  тому, чтобы дети, не имеющие гражданства были вовлечены в значимые процессы по принятию решений на территории их нынешнего проживания (ЗОП №6 (2005 ) об отношении к детям, оставшимся без семьи, вне территории их родной государства).

 

 

10. В чрезвычайных ситуациях

125. Комитет подчеркивает, что право, закрепленное статьей 12,  не отменяется в ситуации кризиса или его последствий. Накопленные многочисленные данные о значительном вкладе, который способны внести дети в решение конфликтных ситуаций, в процесс восстановления после чрезвычайных и критических  ситуаций. («Роль детей и молодежи в чрезвычайной ситуации: руководство для  служб по оказанию помощи», ЮНИСЕФ, Бангкок (2007). Соответственно, Комитет придает особое значение рекомендациям, построенным на результатах Дня общей дискуссии (2008), о необходимости поддержки детей, попавших в чрезвычайную ситуацию, а также о предоставлении им возможности участвовать в рассмотрении сложившейся ситуации и перспектив выхода из нее.  Участие детей поможет им пройти реабилитацию и вернуться к нормальной жизни, разовьет у них организаторские навыки и укрепит чувство собственного достоинства. Однако,  необходимо защитить детей от потенциально опасных  травматических ситуаций.

126. Таким образом, Комитет призывает государства-участники поддерживать механизмы, помогающие детям, а особенно подросткам, активизировать свою роль  как в восстановлении после ЧС, так и в  процессе выхода из конфликтной ситуации. Мнение детей должно быть выслушано на стадиях обсуждения, разработки, внедрения, мониторинга  и оценки программ. Например, детей, находящихся в лагерях беженцев, следует поощрять за вклад в обеспечение их собственной безопасности и благополучия через создание детских форумов. Необходимо помочь детям в создании таких форумов, обеспечив их постоянную работу с интересами и нуждами детей, а также с обеспечением права детей на защиту от негуманного обращения.

11. В национальном и международном контексте

127. Большие возможности по привлечению детей существуют на уровне общества. Комитет приветствует рост числа молодежных парламентов, муниципальных детских советов, ситуативных консультаций, где дети могут выразить свое мнение по конкретному значимому вопросу. Однако, подобные структуры для официального репрезентативного участия в местных органах власти не должны оставаться единственным подходом  к применению статьи 12 на местном  уровне, поскольку они задействуют лишь небольшое число детей в жизни сообщества. Приемные часы политиков и официальных лиц, дни открытых дверей, посещение школ и дошкольных учреждений создают дополнительные возможности для  общения и взаимосвязи.

128. Детям требуется поддержка и поощрение в создании собственных организаций и объединений и выработке инициатив, которые позволят создать пространство для целенаправленного и представительного участия. Кроме того,  дети могут вносить свой вклад в свое будущее, например, участием в планировании  школ, детских площадок, парков, учреждений культуры и отдыха, публичных библиотек, медицинских учреждений,  местных транспортных сетей, предлагая наиболее подходящие для детей решения.  Мнения детей должны быть обязательно учтены в планах развития сообщества, предложенных к публичному обсуждению.

129. Возможности для участия предоставлены, тем временем,  детям во многих странах на районных, региональных и федеральных уровнях, когда молодежные правительства, советы и конференции  проводят детские форумы, где ребята могут высказаться перед целевой аудиторией. НПО и общественные организации накопили богатый опыт по поддержке детей, что гарантирует прозрачность представительского участия и снижает риск манипулирования и формального подхода.

130. Комитет одобряет весомый вклад ЮНИСЕФ и НПО в повышении информированности общества о праве ребенка быть услышанным и об участии детей в решениях во всех сферах жизни. Комитет также поддерживает дальнейшее вовлечение детей в рассмотрение всех вопросов, затрагивающих их интересы,  на всех уровнях (народных масс, общества, национальном и международном), а также содействие обмену опытом по теме. Необходимо активно поддерживать сетевое объединение детских организаций, что будет способствовать совместному накоплению опыта и выработке платформы для коллективной защиты.

131. На международном уровне участие детей во Всемирных саммитах для детей, созванных Генеральной Ассамблеей ООН в 1990 и 2002 гг., а также привлечение детей к составлению отчетов Комитету по правам ребенка имеют особую значимость. Комитет приветствует письменные отчеты и дополнительную устную информацию, предоставленные детскими организациями и представителями от детей, участвующими в контроле за соблюдением прав ребенка в государствах-участниках, и призывает государства-участники НПО способствовать тому, чтобы мнение детей было доведено до сведения Комитета.

D. Основные требования к реализации права ребенка быть услышанным

132. Комитет настоятельно призывает государства-участники избегать формального подхода, который препятствует полноценному выражению детьми своего мнения или который позволяет детям быть услышанными, но не учитывает их точку зрения. Комитет подчеркивает, что манипулирование детьми со стороны взрослых, указывание детям, что они должны и не должны говорить, подвергание детей опасности через их участие – все это не соответствует этическим нормам и не может быть квалифицировано как применение статьи 12.

133. Чтобы участие детей было эффективным и целенаправленным, оно должно восприниматься как процесс, а не как отдельные мероприятия по конкретным случаям. Опыт, накопленный с момента принятия Конвенции о правах ребенка в 1989 году, позволил прийти к общему согласию об основных требованиях, которые должны соблюдаться для эффективной, этичной и целенаправленной реализации статьи 12.

134. Все процессы, в которых  ребенок или дети выслушиваются или участвуют, должны быть:

(а) прозрачными и информативными – детям должна быть предоставлена полная, доступная, имеющая отношение к теме, адаптированная к возрасту, информация об их праве свободно выражать свои взгляды, которые будут приняты во внимание, о процедуре участия ребенка (формат и цели участия, его возможный результат);

(b) добровольными – дети никогда не должны принуждаться к выражению собственного мнения, они должны быть проинформированы о праве отказаться от участия на любой стадии процесса;

(c) уважительными – к мнению детей следует относиться с уважением,  создавать условия для возникновения у них собственных идей и для активной деятельности. Люди, работающие с детьми, должны относиться к ним с пониманием и уважением, основываясь на положительных примерах участия детей (например, их вклад в решение семейных, школьных и рабочих проблем). Специалисты должны разбираться и с пониманием относиться к социально-экономической, культурной и окружающей обстановке, в которой существует ребенок. Люди и организации, работающие с детьми и для детей, должны также уважать взгляды ребенка по поводу участия в общественной жизни;

(d) значимыми – вопросы, по которым дети используют право выражать свое мнение, должны быть по-настоящему значимыми для их существования и помогать им использовать свои знания, навыки и способности. Кроме того, необходимо создать такую атмосферу, которая бы помогала детям определять, какие  вопросы являются для них наиболее важными и насущными;

(е) дружественными детям – окружающая обстановка и методы работы должны соответствовать способностям ребенка. Следует выбирать подходящие время и средства, чтобы дети могли быть соответствующим образом подготовлены и защищены и могли выразить свое мнение. Необходимо принять к сведению то факт, что детям требуются разная степень поддержки и форматы их участия в соответствии с их возрастом и уровнем способностей;

(f) всесторонними – участие должно быть всесторонним, должно избегать какой-либо дискриминации, предоставлять возможности для участия детям из неблагоприятных социальных групп (см. параграф 88 выше).  Дети – это не однородная  группа и участие требует создать равные возможности для всех, исключая дискриминацию по любому признаку. Создаваемые программы должны быть адаптированы к культурному уровню детей из всех слоев общества;

(g) обеспеченными обучением – взрослым необходимы подготовка, определенные умения и навыки по обеспечению эффективного участия детей, по умению слушать детей и сотрудничать с ними, по эффективному вовлечению детей в процессы, сообразно их способностям. Сами дети могут выступать в роли учителей и посредников по обеспечению эффективного участия. Они требуют наращивания потенциала, например, в умении эффективно распространять информацию, организовывать встречи, привлекать средства, общаться со СМИ, выступать публично, обеспечивать защиту;

(h)  безопасными и рискоустойчивыми – в определенных ситуациях высказывание своих взглядов может быть опасным. Взрослые несут ответственность перед детьми, с которыми они работают, и обязаны принимать любые меры предосторожности, чтобы минимизировать риск насилия в отношении детей, эксплуатацию или иные негативные последствия их участия. Среди мероприятий, необходимых для обеспечения надлежащей защиты, развитие стратегии правовой защиты детей, учитывающей конкретные риски, с которыми сталкиваются дети определенных социальных групп, и барьеры, которые им приходится преодолеть для получения помощи. Дети должны быть уверены в своем праве на защиту от опасности и знать, куда им обращаться за помощью в случае необходимости. Полномочия для работы с семьями и с обществом очень важны для обеспечения понимания важности участия детей и для минимизации рисков, которым могут подвергаться дети;

(i) подконтрольными – контроль сроков исполнения и оценка являются обязательными. Например, при проведении любых исследований и консультаций дети должны получать информацию о том, как их взгляды были интерпретированы и использованы, и при необходимости иметь возможность оспорить или повлиять на принимаемое решение. Дети также имеют право на обратную связь, чтобы узнать, как их участие повлияло на результат. Независимо от источника ассигнований, дети должны иметь возможность принять участие в контроле над сроками исполнения и деятельностью. Мониторинг и оценка участия детей должны быть по возможности взяты на себя и самими детьми.

Е. Выводы

135. Полномочия по реализации права ребенка быть услышанным по любым вопросам, затрагивающим его (ее) интересы, и права на то, что его (ее) мнение будет принято во внимание, являются бесспорным и безотлагательным правовым обязательством всех государств-участников, подписавших Конвенцию. Это право существует для каждого ребенка без всякого исключения. Создание целенаправленных условий для применения статьи 12 приведет к уничтожению правовых, политических, экономических, социальных и культурных барьеров, которые пока еще не позволяют детям быть услышанными и препятствуют их участию во всех процессах, затрагивающих их интересы.  Эта задача требует быть готовыми оспорить представления о правоспособности детей и способствовать созданию такой обстановки, в которой дети смогут развить и продемонстрировать свои способности. Это также требует готовности к совершенствованию и обучению.

136. Выполнение данных обязательств может вызвать затруднения в государствах-участниках. Но это достижимая цель, стратегии, изложенные в данном Замечании общего порядка, будут планомерно внедряться, и если будет создаваться культура уважительного отношения к детям и их взглядам.

Сыпь на амоксициллинЧитать статью
Книжные ритуалыЧитать статью
Букет для торжественного дняЧитать статью
Если у малыша дрожит подбородок и ручкиЧитать статью
Как родным и близким пациента справиться с его расстройством пищевого поведения Читать статью
Время для отношенийЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.