ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ ГЕНЕРАЛЬНОГО СЕКРЕТАРЯ
Подход ООН к правосудию в отношении детей
РЕЗЮМЕ
Настоящий документ предусматривает руководящие принципы и
структуру деятельности ООН касательно правосудия в отношении детей на
национальном уровне, применимой при всех обстоятельствах, в том числе в
контекстах предотвращения конфликта, кризиса, пост-кризиса, конфликта,
пост-конфликта и развития. Она находится
в рамках мандата ООН по поддержке осуществления прав человека, ликвидации
бедности и Целей Развития Тысячелетия и является вкладом в последовательную
программу ООН в области верховенства закона.
Цель подхода к правосудию в отношении детей состоит в том,
чтобы обеспечить, чтобы дети, определяемые Конвенцией о правах ребенка, как все
лица, не достигшие возраста восемнадцати лет, получали лучшие услуги и были
лучше защищены системами правосудия, в том числе секторами безопасности и
социального обеспечения. Он особым образом направлен на обеспечение полного
применения международных норм и стандартов в отношении всех детей, вступающих в
контакт с правосудием и связанными с ним системами в качестве жертв, свидетелей
или предполагаемых правонарушителей, либо по другим причинам, где требуется
судебное, государственно-административное или негосударственное
судебно-арбитражное вмешательство, например по вопросу об их опеке,
попечительству или защите.
А. Руководящие
принципы
1. Обеспечение
того, что наилучшим интересам ребенка придается первостепенное значение
2. Гарантия
справедливого и равного обращения с каждым ребенком, свободного от каких-либо
форм дискриминации
3.
Содействие праву ребенка свободно выражать свои взгляды и быть выслушанным
4. Защита
каждого ребенка от злоупотреблений (жестокого обращения), эксплуатации и
насилия
5.
Обращение с каждым ребенком с достоинством и сочувствием
6.
Соблюдение правовых гарантий и мер правовой защиты во всех процессах
7.
Предотвращение конфликта с законом как важнейший элемент любой политики
правосудия по делам несовершеннолетних
8.
Применение лишения детей свободы лишь в качестве крайней меры и на кратчайший
соответствующий период времени
9. Широкое
внедрение вопросов детства во все мероприятия, связанные с верховенством закона
В. Структура
правосудия в отношении детей
Подход ООН к правосудию в отношении детей включает в себя
два пути обеспечения того, чтобы дети получали лучшие услуги и были лучше
защищены системами правосудия. Первый направлен на то, чтобы обеспечить большее
внимание детям в инициативах, связанных с верховенством закона, а второй
предполагает дополнительные мероприятия, особо необходимые для укрепления
усилий по верховенству закона в плане правосудия в отношении детей и гарантии
полного соблюдения прав ребенка. Оба эти пути излагаются ниже и интегрируются в
структуру усиления верховенства закона, описанного в подходе ООН к содействию
верховенству закона.
ВВЕДЕНИЕ
То, как обращаются с детьми в
рамках национальных систем правосудия, социального обеспечения и институтов
безопасности, является неотъемлемым элементом достижения верховенства закона и
связанных с этим целей. Несмотря на значительный прогресс, достигнутый за
последние два десятилетия, детей необходимо и дальше рассматривать как ключевую
заинтересованную сторону в инициативах, связанных с верховенством закона. Работа
по внедрению стандартов правосудия в отношении детей все еще часто ведется в
отрыве от широкой реформы в области права и безопасности. Кроме того, здесь нередко предпринимаются
вертикальные подходы, направленные либо на усовершенствование систем ювенальной
юстиции, либо на ответные меры в отношении детей – жертв и свидетелей, без
осознания того, что эти категории часто накладываются друг на друга, также как
и профессиональные специалисты и учреждения, несущие за них ответственность.
Доступ к правосудию, хотя и признаваемый все шире в качестве важной стратегии
защиты прав уязвимых групп и, следовательно, борьбы с бедностью, редко
принимает во внимание детей.
В настоящих руководящих указаниях излагаются стратегии
общего подхода ООН к правосудию в отношении детей в рамках существующих принципов
и структур верховенства закона в том виде, как они изложены в подходе ООН к
содействию верховенству закона. Этот подход направлен на обеспечение того,
чтобы соответствующие положения Конвенции ООН о правах ребенка (КПР) и других
международных правовых инструментов, касающихся правосудия в отношении детей,
были отражены в широкой политической реформе и усилиях по ее реализации. Общий
подход поможет органам ООН использовать рычаги поддержки в более обширных
программах реформ в области верховенства закона, в том числе в реформах в секторах
управления, безопасности, социального обеспечения и правосудия, в которые
правосудие в отношении детей может быть легко интегрировано.
А. РУКОВОДЯЩИЕ
ПРИНЦИПЫ
Следующими принципами прав ребенка, основанными на
международных правовых стандартах и нормах, следует руководствоваться при
проведении всех мероприятий по правосудию в отношении детей, от разработки
политики до непосредственной работы с детьми:
1. Обеспечение того,
что наилучшим интересам ребенка придается первостепенное значение
Во всех действиях, касающихся детей, предпринимаемых судами,
административными или иными полномочными органами, включая и негосударственные,
наилучшим интересам ребенка должно уделяться первостепенное значение.
2. Гарантия
справедливого и равного обращения с каждым ребенком, свободного от каких-либо
форм дискриминации
Принцип недискриминации лежит в основе разработки программ
правосудия в отношении детей и программ поддержки доступа к правосудию для всех
детей. Гендеро-чувствительный
подход должен приниматься во всех мероприятиях.
3. Содействие праву
ребенка свободно выражать свои взгляды и быть выслушанным
Дети обладают особым правом быть выслушанными в ходе любого
судебного/административного разбирательства непосредственно либо через
представителя или надлежащий орган в соответствии с процессуальными положениями
национального законодательства. Это подразумевает, например, то, что ребенок
получает адекватную информацию о процессе, возможных вариантах и вероятных
последствиях этих вариантов; и то, что методология, применяемая для допроса
детей, и среда (т.е. где, кем и как
допрашиваются дети) должны быть дружелюбны к детям и адаптированы к
каждому конкретному ребенку. В конфликтных и постконфликтных ситуациях также
важно в полной мере вовлекать детей в процессы переходного правосудия.
4. Защита каждого
ребенка от злоупотреблений (жестокого обращения), эксплуатации и насилия
Дети в контакте с законом должны
быть защищены от любых страданий в процессе государственных или
негосударственных процедур судопроизводства, так же как и после этого процесса.
Процедуры должны быть адаптированы, и надлежащие защитные меры должны
быть приняты против злоупотреблений (жестокого обращения), эксплуатации и
насилия, включая сексуальое и гендерное насилие, принимая во внимание, что
риски, с которыми столкнутся мальчики и девочки, будут различаться. Пытки или
другое жестокое, бесчеловечное или унизительное обращение либо наказание
(включая телесное наказание) должны быть запрещены. Кроме того, смертная казнь
и пожизненное заключение без права на освобождение не должны назначаться за
правонарушения, совершенные детьми.
5. Обращение с каждым
ребенком с достоинством и сочувствием
С каждым ребенком необходимо
обращаться как с уникальным и ценным человеческим существом таким образом,
чтобы к его или ее личному достоинству, особым потребностям, интересам и
частной жизни были проявлены уважение и защита.
6. Соблюдение
правовых гарантий и мер правовой защиты во всех процессах
Основные процессуальные меры
правовой защиты, предусмотренные соответствующими национальными и
международными нормами и стандартами, гарантируются на всех этапах
судопроизводства как в государственных, так и в негосударственных системах, так
же как и в международном правосудии. Это включает, например, право на частную
жизнь, право на юридическую помощь и другие виды содействия, а также право
оспаривать любое решение в вышестоящем судебном органе.
7. Предотвращение
конфликта с законом как важнейший элемент любой политики правосудия по делам
несовершеннолетних
В рамках политики правосудия по
делам несовершеннолетних особый упор должен быть сделан на превентивные
стратегии, способствующие успешной социализации и интеграции всех детей,
особенно через семью, сообщество, сверстников, школу, профессионально-техническое
обучение и мир труда. Превентивные программы должны быть особым образом
сосредоточены на поддержке особо уязвимых детей и семей.
8. Применение лишения
детей свободы лишь в качестве крайней меры и на кратчайший соответствующий
период времени
Должны быть разработаны положения
восстановительного правосудия, диверсификационных механизмов и альтернатив
лишению свободы. По той же причине программирование в области правосудия в
отношении детей должно наращиваться на базе неформальных и традиционных систем
правосудия с учетом соблюдения ими основных принципов и норм прав человека,
таких как например, гендерное равенство.
9. Широкое внедрение
вопросов детства во все мероприятия, связанные с верховенством закона
Вопросы правосудия в отношении детей должны систематически
интегрироваться в национальные процессы планирования, такие как национальные
планы развития, ООС/ЮНДАФ, общесекторальные подходы в области правосудия,
стратегии оценки/ликвидации бедности, а также направления политики или планы
действий, разработанные во исполнение Глобального исследования ООН о насилии в
отношении детей, национальный бюджет и международное выделение помощи и
мобилизация фондов, и в подход ООН к инициативам в области правосудия и
безопасности во время операций по поддержанию мира и работу страновых групп, в
частности путем совместных тщательных оценок, разработки всесторонней стратегии
верховенства закона, основанной на результатах проведенной оценки, и создания
совместной программы ООН по верховентсву закона в стране.
В. СТРУКТУРА
ПРАВОСУДИЯ В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ
Вопросы правосудия в отношении детей должны быть
интегрированы в структуру в целях усиления верховенства закона, как это
излагается в подходе ООН к содействию верховенству закона:
1. Конституция или ее
эквивалент и правовая структура, и их исполнение.
Национальные и международные нормы и стандарты, касающиеся
правосудия в отношении детей, должны приниматься во внимание при разработке,
пересмотре и реализации любого правового инструмента, как предусматривается в
подходе ООН к содействию верховенству закона. В частности, вопросы, касающиеся
детей, должны быть интегрированы в:
- Конституциональную реформу и/или процессы
разработки конституции;
- Усилия по правовой и политической реформе на национальных и региональных
уровнях. Конвенция ООН о правах ребенка – наиболее широко ратифицированный
договор о правах человека – и Общее замечание № 10 ее Комитета, наряду с
соответствующими стандартами и нормами ООН о предупреждении преступности и
уголовном судопроизводстве, включая резолюцию ЭКОСОС о поддержке национальных
усилий в области реформы правосудия в отношении детей (Е/2007/23 от 26 июля
2007 года), могут быть хорошими отправными точками для расширенной правовой и
политической реформы.
- Кодексы поведения, стандарты отбора и найма и
стандарты практики руководящего состава и персонала правоохранительных,
судебных и тюремных учреждений, юристов/адвокатов, социальных работников,
помощников юристов и других специалистов, работающих с детьми, находящимися в
контакте с законом.
2. Органы правосудия,
управления, безопасности и прав человека. Подход ООН к содействию
верховенству закона требует создания и/или поддержания органов/учреждений
правосудия, управления, безопасности и прав человека, которые хорошо
структурированы и профинансированы, подготовлены и оборудованы для разработки,
обнародования, внедрения и правоприменения законов в такой манере, которая
обеспечивает равное обладание правами человека всеми людьми. В применении к
правосудию в отношении детей это должно включать интеграцию вопросов детства в
такие мероприятия по верховенству закона, как:
- Институциональная реформа и развитие потенциала
правовых и судебных учреждений (прокуратура,
юридическая консультация и представительство, министерства юстиции, суды, уголовное
право, гражданское право) и правоохранительных органов, парламентов,
специалистов с неполным юридическим образованием, органов социального сектора,
учреждений и персонала тюрем. Что касается реформы сектора безопасности,
наращивание потенциала должно включать в учебную подготовку сил безопасности и
правоохранительных органов фокус на правах ребенка, гендерной осведомленности,
посредничестве и разрешении конфликтов, а также фокус на их ответственности в
качестве носителей обязательств за защиту детей;
- Программы, способствующие и целостности и
подотчетности правосудных и правоохранительных органов, как например, механизмы
подотчетности полиции или гражданские комиссии по наблюдению за поведением
полиции, либо инспекции закрытых учреждений, включая места содержания под
стражей в полиции;
- Органы мониторинга/контроля (парламентские
комитеты, офисы омбудсменов, комиссии по правам человека и т.д.),
обеспечивающие то, что должное внимание уделено детям в системах правосудия,
включая и внутри закрытых учреждений. Эти органы могут также играть роль в
обеспечении того, чтобы негосударственные механизмы находились в соответствии с
правами человека.
- Содействие интеграции прав ребенка в поддержку
механизмов негосударственного/неформального правосудия. Негосударственные
механизмы правосудия имеют тенденцию к разрешению вопросов, имеющих
непосредственную значимость для наиболее уязвимых детей, включая защиту земли и
собственности детей, осиротевших в результате ВИЧ/СПИДа или конфликта,
разрешение семейных и общинных споров и защиту прав, как например доступ к
государственным услугам. Эти системы могут быть менее устрашающими для детей и
ближе к ним, как физически, так и в плане их проблем. Во многих случаях,
однако, должна быть проведена работа с сообществами для приведения этих механизмов
в соответствие с правами ребенка и устранения дискриминационных предубеждений в
отношении женщин и девочек. Негосударственные механизмы правосудия могут играть
особо важную роль в ситуациях кризиса/конфликта и пост-кризиса/пост-конфликта,
когда формальная система ослабла или полностью разрушилась;
- Мирные соглашения, поскольку они обеспечивают
важные отправные точки и возможность установления целей и принципов систем
правосудия, а также гарантируют то, что дети в полной мере приняты во внимание.
Необходимы дополнительные
мероприятия для укрепления усилий по верховенству закона, особенно в плане
правосудия в отношении детей, и обеспечения полного соблюдения прав ребенка.
Сюда включается следующее:
- Создание базы знаний о детях в системах правосудия
(формальных и неформальных), как например, путем создания и ведения
национальных баз данных и разработки национальных исследовательских
программ о характере и объеме преступности, совершенной детьми и в
отношении детей;
- Содействие созданию системы правосудия по делам
несовершеннолетних в соответствии с международными нормами и стандартами,
особенно в пост-кризисных/пост-конфликтных ситуациях, которые часто
открывают возможности для реструктуризации органов правления и
реконструкции законодательных органов, «чтобы отстроить еще лучше». Эти
усилия должны быть частью более широкой стратегии, направленной на
создание национальной системы юстиции в соответствии с международными
стандартами, в среднесрочной и долгосрочной перспективе;
- Поддержка создания восстановительного правосудия,
диверсификации и альтернатив лишению свободы, способствующие реинтеграции
ребенка в общество, в соответствии с принципом применения лишения свободы
в качестве крайней меры;
- Создание возможностей для полного вовлечения
социального сектора в вопросы правосудия в отношении детей и усиление
координации между социальным сектором и сектором правосудия;
- Содействие потенциалу правительств предотвращать
преступления против детей, в частности в семье, и обнаруживать
преступников, проводить расследование и преследовать их судебным порядком,
в том числе путем повышения квалификации специалистов в области
правосудия, военнослужащих, профессионалов правоохранительных органов и
органов социального обеспечения, и усиления междисциплинарного сотрудничества
между секторами;
- Содействие процедурам и методам, учитывающим
особенности детей, которые обеспечивают полноценное участие ребенка в
судебных, административных и местных общественных процессах. Это может потребовать внесения изменений
в законодательство, правовую практику (например, методы допроса),
потенциалы и физическую окружающую среду и, в более общем плане, в
отношение к участию детей.
3. Процессы и механизмы восстановительного правосудия. Проблемы детей должны быть
включены в дискуссии о процессах и механизмах переходного правосудия с самого
начала. Должны быть предусмотрены
положения, обеспечивающие их полноправное участие и защиту. Процедуры должны
соответствовать Руководящим принципам ООН о правосудии по делам, затрагивающим
детей – жертв и свидетелей преступлений, а участие детей должно
руководствоваться принципом соблюдения их наилучших интересов.
4. Публичное и
гражданское общество, которое вносит вклад в укрепление верховенства закона и
несет ответственность за подотчетность государственных служащих и учреждений.
Дети также должны быть объектом этих мероприятий, например, следующим образом:
- Обеспечение
образования по правам ребенка и правовой осведомленности для всех детей, а
также для семей и местных сообществ. Насколько это возможно, такие
просветительские программы должны быть интегрированы в школьные учебные
курсы, а также в такие существующие инициативы, как обучение жизненным
навыкам, психосоциальное консультирование или пространство
доброжелательного отношения к ребенку, как часть широких мероприятий по
оказанию помощи детям обрести контроль над своей собственной жизнью.
Родители и широкая общественность также должны наделяться полномочиями,
чтобы заявлять иски от имени детей (особенно младшего возраста), когда это
необходимо;
- Использование проектов по участию детей (или
создание таких проектов, если они еще не существуют) для обеспечения того,
чтобы дети были вовлечены с самого начала в выявление важных для них
правовых вопросов, а также – в постконфликтных ситуациях – наиболее соответствующих
механизмов переходного правосудия и путей усиления диалога с сообществом;
- Поддержка местных общественных правовых
и непрофессиональных правовых служб для детей. Это будет включать
развитие потенциала юридических сетевых объединений и коллегий адвокатов,
а также непрофессиональных специалистов, включая женщин, из
заинтересованных сообществ, и поддержку или создание служб НПО на уровне
сообщества, таких как правовые информационные центры, клиники юридической
помощи и центры социально-правовой защиты для предоставления правовой
информации и представительства детей;
- Развитие потенциала правовых служб,
гражданского общества и непрофессиональных консультантов по таким правовым
вопросам особой значимости для мальчиков и девочек в ситуациях
кризиса/конфликта и пост-кризиса/пост-конфликта, как опекунство, жилищные,
земельные и имущественные права, регистрация, национальная принадлежность
и гражданство, безгражданство и другие вопросы общественного права, в
частности в отношении осиротевших детей, возвращающихся детей-беженцев и
внутренне перемещенных детей, а также по вопросам тяжких нарушений
человеческих прав, как например, сексуальное и гендерное насилие;
- Поддержка
организаций гражданского общества в оказании содействия доступу детей к
негосударственным системам
правосудия и помощи этим механизмам в лучшем реагировании на права и
потребности детей. В частности, наращивание потенциала организаций
гражданского общества в повышении осведомленности населения о механизмах
негосударственного правосудия, учебная подготовка работников правосудия в
вопросах прав человека, мониторинг деятельности негосударственных
механизмов, сообщение о нарушениях прав человека и помощь в обеспечении
справедливых исходов;
- Наращивание
(восстановление) потенциала местных правозащитных организаций, учреждений
и ведомств по правам человека и ребенка/защите ребенка, средств массовой
информации и общественных групп выступать в защиту детей от их имени и
проводить мониторинг осуществления их прав;
- Развитие потенциала гражданского
общества разрабатывать и осуществлять программы, связанные с правосудием в
отношении детей в кризисных/конфликтных ситуациях, направленные на
недопущение детей к конфликту с законом, улучшение условий содержания под
стражей или обеспечение немедленного разоружения, демобилизации и
реинтеграции детей, связанных с вооруженными силами;
- Повышение
информированности о правах детей, проходящих через системы правосудия в
качестве жертв, свидетелей или правонарушителей (либо по какой-либо иной
причине), а также о воздействии прохождения через такие системы на детей.