Введение
1. Конвенция о правах ребенка определяет ребенка
как "каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если
по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия
ранее" (статья 1). Таким образом, подростки в возрасте до 18 лет имеют все
права, закрепленные в Конвенции; они имеют право на особые меры защиты и в
соответствии со своими развивающимися способностями могут в прогрессивном
порядке пользоваться своими правами (статья 5).
2. Подростковый возраст характеризуется быстрыми
физическими, умственными и социальными изменениями, включая половое и
репродуктивное созревание; постепенное развитие способностей к поведению и роли
взрослого человека, влекущих за собой новые обязанности и требующие новых
знаний и навыков. Хотя в целом подростки являются группой населения с
нормальным состоянием здоровья, они также сталкиваются с новыми проблемами в
области здоровья и развития в связи с их относительной уязвимостью и давлением
со стороны общества, в том числе со стороны сверстников, заставляющих их
совершать рискованные для здоровья поступки. К этим проблемам относятся
развитие личности и половое созревание. Этот динамичный период перехода к жизни
взрослого человека в целом представляет собой время положительных перемен,
вызванных хорошими способностями подростков быстро учиться, переживать новые и
многообразные ситуации, развивать и использовать критическое мышление,
постигать свободу, творчество и жизнь общества.
3. Комитет по правам ребенка с обеспокоенностью
отмечает, что, осуществляя свои обязательства по Конвенции, государства-участники
не уделяют должного внимания особым потребностям подростков, наделенных
соответствующими правами, а также укреплению их здоровья и развитию. Такая
ситуация побудила Комитет принять настоящее Замечание общего порядка для
повышения уровня информированности государств-участников и вынесения им
рекомендаций для оказания им поддержки в их усилиях по обеспечению уважения,
защиты и выполнения прав подростков, в том числе путем выработки конкретных
стратегий и мер.
4. Комитет понимает концепцию "здоровье и
развитие" в более широком смысле по сравнению со строго ограниченными
положениями статей 6 (право на жизнь, выживание и здоровое развитие) и 24
(право на здоровье) Конвенции. Одна из целей настоящего Замечания общего
порядка как раз и заключается в определении основных прав человека, требующих
поощрения и защиты, с тем чтобы подростки имели максимально хорошее состояние
здоровья, гармонично развивались, надлежащим образом готовились к жизни
взрослого человека и играли конструктивную роль в своих общинах и обществе в
целом. Настоящее Замечание общего порядка следует рассматривать одновременно с
Конвенцией и двумя Факультативными протоколами к ней, касающимися торговли
детьми, детской проституции и детской порнографии и участия детей в вооруженных
конфликтах, а также с другими соответствующими международными нормами и
стандартами в области прав человека [1] .
I . Основополагающие принципы и другие
обязательства
государств-участников
5. Как было признано на Всемирной конференции по
правам человека (1993 год) и как неоднократно отмечал Комитет, права детей
являются неделимыми и взаимозависимыми. Помимо статей 6 и 24, важнейшее
значение с точки зрения обеспечения полного использования подростками своего
права на здоровье и развитие имеют также и другие положения и принципы
Конвенции.
Право на недискриминацию
6. Государства-участники обязаны обеспечить,
чтобы все люди в возрасте моложе 18 лет пользовались всеми правами,
предусмотренными в Конвенции, без какой-либо дискриминации (статья 2), в том
числе в связи с "расой, цветом кожи, полом, языком, религией,
политическими или иными убеждениями, национальным, этническим или социальным
происхождением, имущественным положением, состоянием здоровья или рождением
ребенка или какими-либо иными обстоятельствами". Эти основания также
охватывают сексуальную ориентацию и состояние здоровья подростков (включая
ВИЧ/СПИД и психическое здоровье). Подростки, подвергающиеся дискриминации,
более уязвимы перед лицом злоупотреблений, других форм насилия и эксплуатации,
а их здоровье и развитие подвергается повышенному риску. В связи с этим они
имеют право на особое внимание и защиту со стороны всех групп общества.
Соответствующие рекомендации в связи с
осуществлением прав
7. В Конвенции признаются ответственность, права
и обязанности родителей (и других лиц, несущих по закону ответственность за
ребенка) "должным образом управлять и руководить ребенком в осуществлении
им признанных настоящей Конвенцией прав и делать это в соответствии с
развивающимися способностями ребенка" (статья 5). Комитет считает, что
родители или другие лица, несущие по закону ответственность за ребенка, должны
разумно пользоваться своими правами и выполнять обязанности, с тем чтобы
управлять и руководить своими детьми-подростками при осуществлении ими своих
прав. Они обязаны учитывать мнения подростков в соответствии с их возрастом и
зрелостью, а также создавать безопасную и благоприятную среду, в которой может
развиваться подросток. Члены семьи должны признавать подростков как наделенных
реальными правами лиц, имеющих все возможности стать полноценными и
ответственными гражданами при условии надлежащего руководства и управления.
Уважение взглядов ребенка
8. Основополагающее значение с точки зрения
осуществления подростками своего права на здоровье и развитие имеет также право
на свободное выражение мнения и учет этого мнения (статья 12).
Государствам-участникам необходимо обеспечить, чтобы подросткам была
предоставлена реальная возможность свободно выражать свои мнения по всем
относящимся к ним вопросам, особенно в семье, школе и в своих общинах. Для того
чтобы подростки могли безопасно и надлежащим образом осуществлять это право,
государственным органам, родителям и другим взрослым, работающим с детьми или
для детей, необходимо создать среду, которая в условиях доверия, обмена
информацией, возможности выслушать и высказать пожелания, стимулировала бы
подростков к участию на равноправной основе в жизни общества, в том числе в
процессах принятия решений.
Правовые судебные меры и процессы
9. В соответствии со статьей 4 Конвенции
государства-участники "принимают все необходимые законодательные,
административные и другие меры для осуществления прав, признанных в настоящей
Конвенции". В контексте прав подростков на здоровье и развитие
государствам-участникам необходимо обеспечить, чтобы в национальном
законодательстве были предусмотрены конкретные правовые положения, в том числе
определяющие минимальный возраст для согласия на вступление в половую связь,
брак, а также возможность лечения без согласия родителей. Такой минимальный
возраст должен быть одинаковым для мальчиков и девочек (статья 2 Конвенции) и
должен непосредственно отражать признание статуса человека в возрасте моложе 18
лет как наделенного правами в соответствии со своими развивающимися
способностями, возрастом и зрелостью (статьи 5 и 12-17). Кроме того, подросткам
необходимо иметь беспрепятственный доступ к системам подачи индивидуальных
жалоб, а также к судебным и соответствующим внесудебным механизмам рассмотрения
жалоб, которые гарантируют справедливый и надлежащий процесс разбирательства
при уделении особого внимания праву на невмешательство в частную жизнь (статья
16).
Гражданские права и свободы
10. В статьях 13-17 определяются гражданские
права и свободы детей и подростков. Эти права и свободы имеют основополагающее
значение с точки зрения обеспечения права на здоровье и развитие подростка.
Статья 17 гласит, что ребенок имеет право на "доступ к информации и
материалам из различных национальных и международных источников, особенно к
такой информации и материалам, которые направлены на содействие официальному,
духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и
психическому развитию ребенка". Право подростков на доступ к
соответствующей информации имеет важнейшее значение, если учесть тот факт, что
стороны должны поощрять эффективные с точки зрения затрат меры, в том числе на
основе законодательства, политики и программ в связи с многочисленными
ситуациями, связанными со здоровьем, включая ситуации, указанные в статьях 24 и
33, такие, как планирование семьи, предупреждение несчастных случаев, защита от
вредной традиционной практики, включая вступление в ранний брак и калечение
женских половых органов, а также злоупотребление алкоголем, табаком и другими
вредными веществами.
11. Для содействия охране здоровья и развития
подростков государствам-участникам также предлагается строго соблюдать право на
частную жизнь и конфиденциальность, в том числе в связи с вынесением
рекомендаций и консультированием по вопросам здоровья (статья 16). Органы здравоохранения
и медицинские работники обязаны соблюдать конфиденциальность медицинской
информации, касающейся подростков, учитывая при этом основные принципы
Конвенции. Такая информация может быть раскрыта только с согласия подростка или
в ситуациях, аналогичных ситуациям, связанным с конфиденциальностью информации
о взрослых. Подростки, достигшие достаточного уровня зрелости для получения
консультаций в отсутствие родителя или другого лица, имеют право на
неприкосновенность личной жизни и могут обращаться с просьбой о предоставлении
им конфиденциальных услуг, включая лечение.
Защита от всех форм злоупотребления,
пренебрежения, насилия и эксплуатации [2]
12. Государства-участники должны принять
эффективные меры для обеспечения защиты подростков от всех форм насилия,
злоупотребления, пренебрежения и эксплуатации (статьи 19, 32-36 и 38), при
уделении особого внимания конкретным формам злоупотребления, пренебрежения и
эксплуатации, затрагивающим эту возрастную группу. В частности, они должны
принять специальные меры для обеспечения физической, сексуальной и психической
неприкосновенности подростков-инвалидов, которые особенно уязвимы перед лицом
злоупотреблений и пренебрежения. Государства-участники должны также обеспечить,
чтобы живущие в условиях бедности и социально маргинализированные подростки не
подвергались криминализации. В этой связи необходимо выделить необходимые
финансовые и людские ресурсы для поощрения исследований, которые позволили бы
получить информацию о принятии эффективных местных и национальных законов,
политики и программ. Следует регулярно анализировать и соответствующим образом
пересматривать политику и стратегии. Принимая такие меры, государства-участники
должны учитывать развивающиеся способности подростков и привлекать их
соответствующим образом к разработке мер, включая программы, направленных на их
защиту. В этой связи Комитет подчеркивает положительное воздействие, которое
могут оказывать на подростков сверстники, а также положительное влияние
надлежащих ролевых моделей, особенно в области искусства, досуга и спорта.
Сбор данных
13. Для того чтобы государства-участники могли
контролировать состояние здоровья и развитие подростков, необходим
систематический сбор данных. Государствам-участникам следует разработать
механизмы сбора данных, позволяющие собирать информацию в разбивке по полу,
возрасту, происхождению и социально-экономическому статусу, с тем чтобы
отслеживать положение различных групп. Данные необходимо также собирать для
изучения ситуации конкретных групп, таких, как этнические меньшинства и/или
коренные народы, подростки-мигранты или беженцы, подростки-инвалиды, работающие
подростки и т.д. В соответствующих случаях подростки также должны участвовать в
анализе этих данных, с тем чтобы обеспечить понимание и использование полученной
информации с учетом потребностей подростков.
III. Создание безопасной и благоприятной
среды
14. Здоровье и развитие подростков во многом
определяются средой их обитания. Создание безопасной и благоприятной среды
включает в себя анализ позиций и условий, в которых находится подросток, -
семьи, сверстников, школ и служб, - а также более широкого пространства,
охватывающего, в частности, общины и религиозных лидеров, средства массовой
информации, национальную и местную политику и законодательство. Пропаганда и
осуществление положений и принципов Конвенции, особенно статей 2-6, 12-17, 24,
28, 29 и 31, имеют важнейшее значение с точки зрения обеспечения права
подростков на здоровье и развитие. Государства-участники должны принять меры
для повышения уровня информированности и стимулирования и/или регулирования
осуществляемых действий путем выработки политики или принятия законодательства
и осуществления специальных программ для подростков.
15. Комитет подчеркивает важность семейного
окружения, включая членов семей, состоящих из представителей разных поколений,
а также общины или других лиц, по закону отвечающих за ребенка или подростка
(статьи 5 и 18). Хотя большинство подростков растут в нормальных семьях, для
некоторых из них семья не обеспечивает безопасной и благоприятной среды.
16. Комитет призывает государства-участники в
соответствии с развивающимися способностями подростков разработать и
осуществить законодательные положения, политику и программы для поощрения
охраны здоровья и развития подростков путем а) оказания родителям (или законным
опекунам) соответствующей помощи в форме создания учреждений, возможностей и
служб, позволяющих надлежащим образом обеспечить благополучие подростков, в том
числе при необходимости предоставления материальной помощи и поддержки путем
обеспечения их питанием, одеждой и жильем (статья 27(3)); b) предоставления
надлежащей информации и поддержки родителям для содействия развитию отношений
доверия и уверенности, при которых могут открыто обсуждаться вопросы, касающиеся,
например, сексуальности и сексуального поведения и рискованного стиля жизни, и
вырабатываться решения, уважающие права подростка (статья 27(3)); с) оказания
матерям и отцам-подросткам поддержки и консультирования их по вопросам их
собственного благосостояния и благосостояния их детей (статья 24 f), 27 (2-3)); d) уважения
ценностей и норм этнических и других меньшинств и уделения особого внимания,
консультативной помощи и поддержки подросткам и родителям (или законным
опекунам), традиции и нормы которых могут отличаться от традиций и норм их
общества; и е) обеспечения, чтобы вмешательство в семейную жизнь для защиты
подростка и, при необходимости, отделения ее/его от семьи, например в случае
злоупотребления или пренебрежения, осуществлялось в соответствии с действующим
законодательством и процедурами. Такое законодательство и процедуры должны быть
рассмотрены на предмет их соответствия принципам Конвенции.
17. Важную роль в жизни многих подростков играет
школа как место учебы, развития и установления социальных связей. Статья 29 (1)
гласит, что образование должно быть направлено на "развитие личности,
талантов и умственных и физических способностей в их самом полном объеме".
Кроме того, в Замечании общего порядка № 1 о целях образования говорится, что
"образование должно быть также направлено на обеспечение того, чтобы
каждый ребенок приобретал основные жизненные навыки и чтобы по окончании школы
каждый ребенок был готов к решению различных проблем, с которыми он может
столкнуться в жизни. В число основных навыков входят… умение принимать
взвешенные решения, решать конфликты ненасильственным путем, вести здоровый
образ жизни и поддерживать хорошие отношения с окружающими…". Принимая во
внимание важность надлежащего образования для нынешнего и будущего здоровья и
развития подростков, а также для их детей, Комитет в соответствии со статьями
28 и 29 Конвенции настоятельно призывает государства-участники а) обеспечить,
чтобы качественное начальное образование было обязательным и гарантированным,
доступным и бесплатным для всех и чтобы для всех подростков было обеспечено и
доступно среднее и высшее образование; b) создать нормально функционирующие
школьные объекты и объекты досуга, не представляющие риска для здоровья
учащихся, включая водоснабжение и канализацию и безопасный путь в школу; с)
принять необходимые меры для предупреждения и запрещения всех форм насилия и
злоупотребления, включая сексуальные злоупотребления, телесные наказания и
другие бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания в школе,
со стороны школьного персонала и среди учащихся; d) разработать и поддержать
меры, подходы и мероприятия, поощряющие здоровый стиль жизни путем включения
соответствующих предметов в школьную программу.
18. Растет число молодых людей подросткового возраста,
оставляющих школу и приступающих к работе для оказания помощи своим семьям или
для получения заработной платы в официальном и неофициальном секторах. Если
участие в трудовой деятельности соответствует международным нормам и не наносит
ущерба осуществлению любого из других прав подростка, включая право на здоровье
и образование, то оно может содействовать развитию подростка. Комитет
настоятельно призывает государства-участники принять все необходимые меры для
искоренения всех форм детского труда, начиная с наихудших его форм, постоянно
пересматривать национальные правила о минимальной заработной плате и
трудоустройстве с целью приведения их в соответствие с международными
стандартами, а также регулировать условия труда работающих подростков (в соответствии
со статьей 32 Конвенции, а также Конвенциями № 138 и 182 МОТ), с тем чтобы
обеспечить полную защиту подростков и их доступ к механизмам правовой защиты.
19. Комитет также подчеркивает, что в
соответствии со статьей 23 (3) Конвенции необходимо учитывать особые права
подростков-инвалидов и оказывать им помощь, с тем чтобы
ребенок/подросток-инвалид имел реальный доступ к надлежащему качественному
образованию и получал такое образование. Государства должны признать принцип
равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для
детей/подростков-инвалидов и, при возможности, их обучения в нормальных школах.
20. Комитет выражает обеспокоенность в связи с
тем, что ранние браки и беременность являются важными факторами в проблемах
здоровья, связанных с половым и репродуктивным здоровьем, включая ВИЧ/СПИД. В
некоторых государствах-участниках по‑прежнему крайне мал законный минимальный и
фактический возраст вступления в брак, особенно у девочек. В связи с этим
возникают также и другие, помимо здоровья, проблемы: дети, вступающие в брак,
особенно девочки, часто вынуждены бросать школу и не имеют возможности
участвовать в жизни общества. Кроме того, в некоторых государствах-участниках
состоящие в браке дети на законном основании рассматриваются как взрослые, даже
если их возраст составляет менее 18 лет, что лишает их права на все специальные
меры защиты, предусмотренные в Конвенции. Комитет настоятельно рекомендует
государствам-участникам рассмотреть и, по необходимости, внести поправки в свое
законодательство и практику для повышения минимального возраста вступления в
брак с согласия и без согласия родителей до 18 лет как для девушек, так и для
юношей. Аналогичная рекомендация была вынесена Комитетом по ликвидации
дискриминации в отношении женщин (Замечание общего порядка № 21 1994 года).
21. В большинстве стран одной из главных причин
смертности или пожизненной инвалидности среди подростков являются травмы,
полученные в результате несчастных случаев или насилия. В этой связи Комитет
выражает обеспокоенность в связи с травматизмом и смертностью в результате
дорожно-транспортных происшествий, несоразмерно затрагивающих именно
подростков. Государства-участники должны принять и ввести в действие
законодательство и программы по улучшению безопасности дорожного движения,
включая обучение и экзамен по вождению для подростков, а также принять или
ужесточить уже зарекомендовавшие себя законы, такие, как обязанность иметь
действующие водительские права, использование ремней безопасности и шлемов, а
также устройство пешеходных зон.
22. Комитет также крайне обеспокоен в связи с
высоким коэффициентом самоубийств среди подростков. Относительно широкое
распространение в этой группе получили психические расстройства и
психологические болезни. Во многих странах увеличивается число таких симптомов,
как депрессия, нарушение питания и самоистязание, иногда ведущие к нанесению
себе травм и самоубийству. Эти симптомы, возможно, связаны, в частности, с
насилием, жестоким обращением, злоупотреблениями и пренебрежением, включая
сексуальное надругательство, неоправданно высокие ожидания и/или запугивание
или издевательство в школе и на улице. Государства-участники должны оказывать
таким подросткам всю необходимую помощь.
23. Насилие есть следствие сложного
взаимодействия индивидуальных, семейных, общинных и общественных факторов.
Особенно подвержены институциональному и межличностному насилию такие уязвимые
подростки, как бездомные, дети, находящиеся в исправительных заведениях, дети
члены банд или мобилизованные в качестве детей-солдат. В соответствии со
статьей 19 Конвенции государства-участники должны принимать все соответствующие
меры [3] для
предупреждения и искоренения: а) институционального насилия в отношении подростков,
включая законодательные и административные меры, относящиеся к государственным
и частным учреждениями для подростков (школы, учреждения для
подростков-инвалидов, исправительные учреждения для несовершеннолетних и т.д.),
а также подготовку и контроль персонала детских учреждений или лиц, каким-либо
иным образом контактирующим с детьми в рамках своей работы, включая сотрудников
полиции; и b ) межличностного насилия среди подростков, включая надлежащую
поддержку родителей и создание возможностей для социального и образовательного
развития в раннем детстве, содействие распространению ненасильственных
культурных норм и ценностей (в соответствии со статьей 29 Конвенции), жесткий
контроль за огнестрельным оружием и ограничение доступа к алкоголю и наркотикам.
24. В свете статей 3, 6, 12, 19 и 24 (3)
Конвенции государства-участники должны принять все эффективные меры для
ликвидации любых актов или действий, угрожающих праву подростков на жизнь,
включая убийства в защиту чести. Комитет настоятельно призывает государства-участники
разработать и провести кампании повышения информированности, просветительские
программы и законодательство, направленные на изменение существующих подходов и
решение проблемы гендерных ролей и стереотипов, приводящих к вредной традиционной
практике. Кроме того, государства-участники должны способствовать созданию
многодисциплинарных информационных и консультационных центров по рассмотрению
вредных аспектов некоторых видов традиционной практики, включая ранний брак и
калечение женских половых органов.
25. Комитет обеспокоен тем влиянием, которое
оказывает на поведение подростков в области здоровья реклама вредных продуктов
и стиля жизни. В соответствии со статьей 17 Конвенции государствам-участникам
настоятельно предлагается защищать подростков от информации, наносящей вред их
здоровью и развитию, обращая при этом внимание на право пользоваться
информацией и материалами из различных национальных и международных источников.
В связи с этим государствам-участникам настоятельно предлагается регулировать
или запрещать рекламу и сбыт таких веществ, как алкоголь и табак, особенно если
они предназначены для детей и подростков [4] .
IV . Услуги в области информации, развития
навыков,
консультирования и охраны здоровья
26. Подростки имеют право на доступ к надлежащей
информации, имеющей важное значение для их здоровья и развития, а также для их
способности реально участвовать в жизни общества. Государства-участники обязаны
обеспечить, чтобы всем подросткам, девочкам и мальчикам, посещающим и не посещающим
школу, предоставлялась и не запрещалась к ознакомлению точная и надлежащая
информация о методах защиты их здоровья и развития и здоровом образе жизни.
Такая информация должна включать в себя данные об использовании и
злоупотреблении табаком, алкоголем и другими веществами, безопасном и
уважительном социальном и сексуальном поведении, правильном питании и
физической активности.
27. Для того чтобы действовать в соответствии с
полученной информацией, подросткам необходимо развивать требуемые навыки, включая
навыки самопомощи, например сбалансированное питание и приготовление здоровой
пищи и соблюдение надлежащей личной гигиены, а также готовность к некоторым
социальным ситуациям, таким, как межличностное общение, принятие решений и
поведение в стрессовых и конфликтных ситуациях. Государства-участники должны
стимулировать и поддерживать возможности для развития таких навыков, в
частности, с помощью официальных и неофициальных программ обучения и
профессиональной подготовки, молодежных организаций и средств массовой
информации.
28. С учетом статей 3, 17 и 24 Конвенции
государства-участники должны обеспечить подросткам доступ к информации о
сексуальном и репродуктивном поведении, включающей вопросы планирования семьи и
использования контрацептивов, опасность ранней беременности, профилактику
ВИЧ/СПИДа, а также профилактику и лечение болезней, передающихся половым путем
(БППП). Кроме того, государства-участники должны обеспечить подросткам доступ к
надлежащей информации, независимо от их семейного положения и наличия согласия
со стороны их родителей или опекунов. Важно найти правильные средства и методы
предоставления информации, которая являлась бы адекватной и учитывала бы
особенности конкретных прав девочек и мальчиков-подростков. В этой связи
государствам-участникам предлагается обеспечить активное участие подростков в
разработке и распространении информации по различным каналам за пределами
школы, включая молодежные организации, религиозные, общинные и другие группы и
средства массовой информации.
29. В соответствии со статьей 24 Конвенции,
государствам-участникам настоятельно предлагается обеспечить надлежащее лечение
и реабилитацию для подростков с психическими расстройствами, информировать
общество о ранних признаках, симптомах и серьезности таких заболеваний, а также
ограждать подростков от чрезмерного давления, включая психологический стресс.
Государствам-участникам также настоятельно рекомендуется бороться с
дискриминацией и предвзятым отношением, сопряженными с психическими
расстройствами, в соответствии с их обязательствами по статье 2. Каждый
подросток с психическим расстройством имеет право на максимально возможное
лечение и уход в своей общине. При возникновении необходимости госпитализации
или направления в психиатрическую лечебницу такое решение должно приниматься в
соответствии с принципами наилучшей защиты интересов ребенка. В случае
госпитализации или отправления в специализированное учреждение пациенту должна
быть предоставлена максимальная возможность пользоваться всеми своими правами,
признанными в Конвенции, включая права на образование и доступ к рекреационной
деятельности
[5] . В соответствующих случаях подростков следует отделять от
взрослых. Государства-участники должны обеспечить, чтобы подростки имели доступ
к личному представителю не из числа членов семьи для защиты их интересов в
необходимых и соответствующих случаях [6] . Согласно статье 25
Конвенции, государства-участники должны проводить периодическую оценку лечения
подростков в больницах или психиатрических лечебницах.
30. Подростки, как девочки, так и мальчики,
подвергаются риску заражения или заболевания БППП, включая ВИЧ/СПИД [7] .
Государствам следует обеспечить наличие и доступность товаров, услуг и
информации по профилактике и лечению БППП, включая ВИЧ/СПИД. В этой связи государствам-участникам
настоятельно рекомендуется: а) разрабатывать эффективные профилактические
программы, включая меры, направленные на изменение взглядов в обществе на
потребности подростков в контрацептических средствах и профилактике БППП, а
также на устранение культурных и других запретов, связанных с сексуальной
жизнью подростков; b) принимать законы для борьбы с практикой, которая повышает
риск заражения подростов или ведет к маргинализации подростков, уже зараженных
БППП, включая ВИЧ; с) принимать меры для устранения всех барьеров,
препятствующих доступу подростков к информации, профилактическим мерам, таким,
как использование презервативов и лечение.
31. Девочки-подростки должны иметь доступ к
информации о вредных последствиях ранних браков и ранней беременности, а
беременные должны иметь доступ к медицинскому обслуживанию, учитывающему их
права и особые потребности. Государствам-участникам следует принимать меры для
сокращения материнской заболеваемости и смертности среди девочек-подростков,
особенно в связи с ранней беременностью и связанной с риском для здоровья
практикой абортов, и для поддержания родителей подросткового возраста. Молодые
матери, особенно лишенные поддержки, имеют склонность к депрессии и тревоге,
которые подрывают их способности по уходу за ребенком. Комитет настоятельно
призывает государства-участники: а) разработать и осуществить программы,
обеспечивающие доступ к услугам в области сексуального и репродуктивного
здоровья, включая планирование семьи, контрацепцию и безопасные аборты, если
аборты не запрещены законом, надлежащий и всесторонний акушерский уход и
консультирование; b) содействовать формированию позитивного и доброжелательного
отношения к родителям подросткового возраста, их матерям и отцам, и с)
разработать политику, позволяющую матерям подросткового возраста продолжать
свое образование.
32. До получения согласия со стороны родителей
подросткам необходимо предоставить возможность свободно выразить свои взгляды,
которые необходимо должным образом учитывать в соответствии со статьей 12
Конвенции. Однако, если подросток еще не достиг достаточного уровня зрелости,
осознанное согласие должно быть получено от самого подростка при информировании
родителей о его соответствии "наилучшему обеспечению интересов ребенка"
(статья 3).
33. В связи с неприкосновенностью личной жизни и
конфиденциальностью и смежным вопросом осознанного согласия на лечение
государствам-участникам следует: а) принять законы или правила, обеспечивающие
оказание подросткам конфиденциальных консультативных услуг в связи с лечением,
с тем чтобы они могли принять осознанное согласие на такое лечение, в таких
законах или правилах должен оговариваться возраст или содержаться ссылка на
развивающиеся способности ребенка; и b ) обеспечить подготовку медицинского персонала
по вопросам прав подростков на неприкосновенность личной жизни и
конфиденциальность, на информирование о планируемом лечении и на осознанное
согласие на лечение.
V. Уязвимость и риск
34. При соблюдении прав подростков на здоровье и
развитие необходимо принимать во внимание как индивидуальное поведение, так и
особенности среды, которая повышает степень их уязвимости и риска. Особенности
среды, такие, как вооруженный конфликт или социальная изоляция, повышают
уязвимость подростка перед лицом злоупотреблений, других форм насилия и
эксплуатации и тем самым резко ограничивают возможности подростков вести
самостоятельную, здоровую жизнь. Например, отказ от использования презервативов
повышает риск для здоровья подростков.
35. В соответствии со статьей 23 Конвенции
неполноценные в умственном или физическом отношении подростки имеют равные
права на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья.
Государства-участники обязаны предоставлять подросткам-инвалидам необходимые
средства для реализации их прав [8] .
Государства-участники должны обеспечить, чтобы
а) всем подросткам-инвалидам предоставлялось медицинское оборудование, товары и
услуги и чтобы это оборудование и услуги содействовали повышению степени их
самостоятельности и активному участию в жизни общества; b) обеспечить
необходимое оборудование и личную поддержку, обеспечивающие им свободу
передвижения, участие в жизни общества и в общении; с) уделять повышенное
внимание особым потребностям, связанным с половой жизнью подростков-инвалидов;
и d ) устранять барьеры, препятствующие подросткам-инвалидам в реализации их
прав.
36. Государства-участники должны взять под
особую защиту бездомных подростков, включая подростков, работающих в
неофициальном секторе. Бездомные подростки особенно уязвимы перед лицом
насилия, злоупотреблений и сексуальной эксплуатации со стороны других лиц,
поведения, наносящего ущерб им самим, злоупотребления алкоголем и наркотиками и
психическими расстройствами. В этой связи государствам-участникам предлагается
а) разработать политику и принять и ввести в действие законодательство,
защищающее таких подростков от насилия, например со стороны сотрудников
правоохранительных органов; b) разработать стратегии обеспечения надлежащего
образования и доступа к медицинскому обслуживанию, а также возможностей и
развития жизненных навыков.
37. Подростки, подвергающиеся сексуальной
эксплуатации, включая проституцию и порнографию, серьезно рискуют своим
здоровьем, включая БППП, ВИЧ/СПИД, непланируемую беременность, связанные с риском
для здоровья аборты, насилие и психологические расстройства. Они имеют право на
физическое и психологическое восстановление и социальную реинтеграцию в
условиях, обеспечивающих здоровье, самоуважение и достоинство (статья 39).
Государства-участники обязаны принять и ввести в действие законы, запрещающие
все формы сексуальной эксплуатации и торговлю людьми; сотрудничать с другими
государствами-участниками в деле ликвидации межнациональной торговли людьми; и
предоставлять соответствующие медицинские и консультативные услуги подросткам,
подвергшимся сексуальной эксплуатации, обеспечивая при этом, чтобы к ним
относились как жертвам, а не как к правонарушителям.
38. Кроме того, в особенно уязвимом положении
могут оказаться подростки, живущие в условиях бедности, вооруженных конфликтов,
различных форм несправедливости, распада семьи, политической, социальной и
экономической нестабильности и всех видов миграции. Эти ситуации могут серьезно
подорвать их здоровье и развитие. Выделяя значительные средства на реализацию
политики и мер по предотвращению таких ситуаций, государства-участники могут
существенно сократить уровень уязвимости и факторы риска; тем самым они также
предложат обществу эффективные с точки зрения затрат пути оказания подросткам
помощи в области гармоничного развития в свободном обществе.
VI. Характер обязательств государств
39. Выполняя свои обязательства, связанные со
здоровьем и развитием подростков, государства-участники во всех случаях должны
полностью учитывать общие принципы Конвенции. По мнению Комитета,
государства-участники должны принять все соответствующие законодательные,
административные и другие меры для установления и контроля за осуществлением
прав подростков на здоровье и развитие, признанных в Конвенции. В этой связи
государства-участники должны, прежде всего, выполнить следующие обязательства:
а) создать безопасную и благоприятную развитие
среду обитания подростков, включая их семьи, школы и все виды учреждений, в
которых они могут находиться, по месту работы и/или в обществе в целом;
b) обеспечить, чтобы подростки имели доступ к
информации, имеющей важное значение для их здоровья и развития, и чтобы им была
предоставлена возможность участвовать в принятии решений, затрагивающих их
здоровье (особенно на основе осознанного согласия и права на
конфиденциальность), чтобы подростки получали жизненные навыки, адекватную и
учитывающую их возраст информацию и могли выбирать здоровый образ жизни;
с) обеспечить, чтобы все подростки имели доступ
к медицинскому оборудованию, товарам и услугам, включая консультирование и
медицинские услуги в области психического, полового и репродуктивного здоровья,
при соответствующем качестве и с учетом потребностей подростков;
d) обеспечить, чтобы подростки, как девочки, так
и мальчики имели возможность активно участвовать в планировании и укреплении
своего собственного здоровья и развития;
е) защищать подростков от всех форм труда,
который может нанести ущерб осуществлению их прав, особенно путем ликвидации
всех форм детского труда и регулирования среды и условий труда в соответствии с
международными нормами;
f) защищать подростков от всех форм умышленных и
неумышленных травм, включая травм от насилия и дорожно-транспортных
происшествий;
g) защищать подростков от всех вредных видов
традиционной практики, таких, как ранний брак, убийства в защиту чести и
калечение женских половых органов;
h) обеспечить, чтобы подростки, принадлежащие к
особо уязвимым группам, в полной мере учитывались при выполнении вышеупомянутых
обязательств;
i) принять меры для предупреждения психических
расстройств и укрепления психического здоровья подростков.
40. Комитет обращает внимание
государств-участников на посвященное праву на наивысший достижимый уровень
здоровья Замечание общего порядка № 14 Комитета по экономическим, социальным и
культурным правам, в котором говорится, что "государства-участники должны
обеспечивать подросткам здоровую и благоприятную среду, гарантирующую им
возможность участвовать в принятии решений относительно их здоровья,
формировать необходимые для жизни навыки, приобретать нужную информацию,
получать советы и выбирать свой образ жизни. Осуществление права подростков на
здоровье зависит от развития ориентированной на молодежь системы
здравоохранения, в рамках которой соблюдаются конфиденциальность и
неприкосновенность частной жизни и предоставляются адекватные услуги в области
полового и репродуктивного здоровья".
41. Согласно статьям 24, 39 и другим
соответствующим положениям Конвенции, государства-участники должны обеспечивать
медицинские услуги, учитывающие особые потребности и права человека всех
подростков при уделении внимания следующим факторам:
а) Наличие. Первичная медицинская помощь должна
включать в себя услуги, учитывающие потребности подростков при уделении особого
внимания половому, репродуктивному и психическому здоровью.
b) Доступность. Медицинское оборудование, товары
и услуги должны быть известны и легко доступны (с экономической, физической и
социальной точек зрения) для всех подростков без какой-либо дискриминации. По
необходимости должна быть гарантирована конфиденциальность.
с) Приемлемость. При полном соблюдении положений
и принципов Конвенции все медицинские службы, товары и услуги должны
обеспечивать уважение культурных ценностей, гендерные аспекты, нормы
медицинской этики и должны быть приемлемы как для подростков, так и в общинах
их проживания.
d) Качество. Медицинские услуги и товары должны
быть адекватными с научной и медицинской точек зрения, что требует наличия
персонала, подготовленного для ухода за подростками, надлежащего оборудования и
научно-приемлемых методов.
42. Государства-участники должны по возможности
взять на вооружение многосекторальный подход к укреплению и защите здоровья и
развитию подростков, содействию реальным и устойчивым связям и партнерским отношениям
между соответствующими участниками. На национальном уровне такой подход требует
тесного и систематического сотрудничества и координации в рамках правительства,
с тем чтобы обеспечить необходимое участие всех соответствующих государственных
органов. Используемые подростками органы государственного управления и другие
службы следует также стимулировать и оказывать им содействие для налаживания
сотрудничества, в частности с частными и/или традиционными врачами,
профессиональными ассоциациями, аптеками и организациями, оказывающими услуги
уязвимым группам подростков.
43. Многосекторальный подход к укреплению и
защите здоровья и развитию подростков будет неэффективным без международного
сотрудничества. В связи с этим государства-участники в соответствующих случаях
должны стремиться к такому сотрудничеству со специализированными учреждениями,
программами и органами Организации Объединенных Наций, международными НПО и
двухсторонними учреждениями по оказанию помощи, международными
профессиональными ассоциациями и другими негосударственными участниками.
-----
[1] К ним относятся Международный пакт о
гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических,
социальных и культурных правах, Конвенция против пыток и других жестоких,
бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания,
Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации,
Международная конвенция о защите прав всех мигрантов-трудящихся и членов их
семей и Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.
[2] См. также доклады по результатам общей
дискуссии Комитета на тему "Насилие в отношении детей", состоявшейся
в 2000 и 2001 году, и рекомендации, принятые в этой связи (см. СRС/С/100, глава
V, и СRС/С/111, глава V).
[3] Там же.
[4] В соответствии с предложением, содержащимся в
Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против
табака (2003 год).
[5] Более подробную информацию по этому вопросу
см. в "Принципах защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической
помощи" (резолюция 46/119 Генеральной Ассамблеи от 17 декабря 1991 года,
приложение).
[6] Там же, в частности принципы 2, 3 и 7.
[7] Дополнительную
информацию по этому вопросу см. Замечание общего порядка № 3 (2003 год) о
ВИЧ/СПИД и правам ребенка.
[8] Стандартные правила обеспечения равных
возможностей для инвалидов