Поиск

Мама «на заказ» – кто она?

07/10/2008
ЛАВРОВА Ксения
477

Самый простой вариант — сделать это через всемирную компьютерную сеть. Так, на одном из сайтов, посвященных женскому здоровью и планированию семьи, мы нашли более пятнадцати объявлений об услуге суррогатного материнства. К сожалению, с корреспондентом ни одна из женщин переписываться не согласилась. И тогда мы решили пообщаться с ними как потенциальные клиенты, чтобы узнать их условия и другие нюансы подобной сделки. Практически сразу откликнулись три женщины.

 

Из досье «Няни»

Стоимость суррогатного материнства в России:

  • «де-юро» — приблизительно 4000$+спец.расходы (от 2000$);
  • «де-факто» от 12000$+спец.расходы;
    на Украине:
  • «де-юро» — законов нет;
  • «де-факто» от 8000 $+спец.расходы;
     в Европе:
     от 30000$+спец. расходы.

   

Лена 28 лет,
не замужем, детей нет, проживает в маленьком подмосковном поселке. По специальности медсестра, три года честно отработала по распределению на подстанции скорой помощи. Потом уволилась, долгое время перебивалась случайными заработками. О возможности подработать суррогатной мамой ей сообщила ее подруга по медучилищу. Та работает в крупном медицинском центре по лечению бесплодия. Лена уже больше месяца дает объявления на разных сайтах, но, как она сказала, я первая, кто заинтересовался ее предложением и написал.
 

Условия. Единственное условие, которое Лена выдвинула — это искусственное оплодотворение, видимо, она беспокоилась, что ей придется близко знакомиться с будущим папой. То есть девушка совершенно не представляла себе, на что идет! Также она попросила на время беременности снять ей квартиру подальше от дома, чтобы соседи ничего не знали. Лена согласна переехать в любой город (даже за границу), естественно, за счет приемных родителей, и пройти необходимое медицинское обследование.
Девушка долго настаивала, чтобы я первая объявила размер гонорара. Но потом назвала сумму в 20 тысяч долларов. Чувствовалось, что Лена сомневается, не много ли она запросила за свои услуги. Когда я поинтересовалась, сколько можно скинуть, она сразу же опустила планку до 15 тысяч долларов.
 

Гарантии. Официальное заявление об отказе Лена писать не хочет. Сказала, что лучше обойти закон и не светиться ни в каких документах. «Давайте я вам просто передам ребеночка после родов, а вы уж регистрируйте его на себя. Скажете в ЗАГСе, что рожали дома, во время беременности нигде не наблюдались, приведете несколько свидетелей, и все улажено». Также Лена сказала, что если роды будут проходить в медицинском центре, где работает ее знакомая, в справке о рождении ребенка могут сразу же указать мою фамилию. Стоить эта услуга будет еще 500 долларов.
На вопрос, не жалко ли ей будет оставить своего ребенка, Лена без колебаний ответила, что, конечно, нет. Мне же почему-то показалось, что она в этом не уверена. Девушка так быстро ответила на мой вопрос, словно боялась, что я услышу сомнения в ее голове.


   Марина 41 год,
замужем, двое детей, коренная москвичка. Всю свою жизнь проработала массажисткой, но два года назад была вынуждена уволиться и искать другую работу. Марина — наиболее серьезная из всех респонденток. У нее уже есть опыт подобной деятельности. Приблизительно семь месяцев назад она родила девочку для бездетной пары. Ее муж спокойно относится к этому и считает, что этот вид заработка ничуть не хуже, чем любой другой труд.

 
Условия. Марина точно знает себе цену и не уступает. Она согласна сдавать любые анализы и пройти полное медицинское обследование там, где я укажу (естественно, за мой счет). На вопрос, не поздно ли в ее возрасте выступать в роли суррогатной мамы, Марина представила мне полную медицинскую карту и историю своей предыдущей беременности, где было сказано, что она и новорожденная девочка совершенно здоровы. «Ну а если ребеночек родиться больным, просто оставлю его в роддоме и не буду требовать с вас гонорар», — заявила она.
Основное ее условие — чтобы ее близкие родственники ничего не знали об этой затее (за исключением мужа). Поэтому Марина потребовала, чтобы я нотариально заверила договор о сохранении в тайне наших отношений. В случае разглашения тайны я была обязана выплатить Марине компенсацию в размере гонорара за оказанную ранее услугу. Также на время беременности Марина потребовала снять ей однокомнатную квартиру в спальном районе Москвы, и полное обеспечение (продукты, одежда и мобильный телефон).
Марина и гонорар запросила самый большой — 30 тысяч долларов. Когда я сказала, что это слишком много, она была категорична: «Или мы договариваемся об этой сумме, или больше не общаемся».


Гарантии. У Марины двое взрослых детей (14 и 16 лет), и увеличивать семью она не собирается. Также она представила мне рекомендательное письмо от приемных родителей ее ребенка, где было сказано, что они довольны ее услугами и не имеют никаких претензий. Судя по дате, рекомендательное письмо было написано спустя пять месяцев после родов.
Она сказала, что согласна подписать любые документы   на передачу малыша и отказную от ребенка (услуги юриста за мой счет).


    Настя 27 лет,
    москвичка, не замужем, но проживает в гражданском браке, сыну 6 лет. Настя долгое время нигде ни работала, по ее словам, «не хотела за копейки здоровье гробить». Гражданский муж знает о ее желании выступить в роли суррогатной матери и даже при необходимости (если в паре бесплоден муж) готов поработать донором.

 
Условия. Никаких условий Настя не выдвинула. Девушка предложила сдать анализы в своей поликлинике, бесплатно. Также она предложила предоставить мне выписку из своей медицинской карты. На время беременности Настя не потребовала ни съемной квартиры, ни полного обеспечения. Она сказала, что предпочитает жить дома, а на хлеб с маслом ей хватит. За свою услугу Настя попросила 15 тысяч долларов или однокомнатную квартиру в Подмосковье.
Гарантии. Настя наотрез отказалась оформлять юридический договор на предоставление услуг. Сразу после родов она хотела передать ребенка    и навсегда исчезнуть из нашей жизни.


Коментарий юриста Сергея Белых
Если вы без всякого оформления документов просто возьмите ребенка из рук женщины, которая вам его выносила, то закон будет на ее стороне. И при желании она в любой момент имеет право через суд забрать ребенка у приемной матери. Никакие расписки о получении денег в обмен на ребенка не имеют юридической силы и в суде не рассматриваются. До тех пор, пока женщина не лишена родительских прав, не написано «отказное» письмо (официально заверенное), она всегда может забрать малыша назад. Кстати, такие случаи довольно часто встречаются в судебно-медицинской практике. Да и после оформления отказной мама-инкубатор может передумать и через суд потребовать вернуть ей ребенка. По данным за 2001 год, в России было возбужденно два уголовных дела о возврате ребенка. В обоих случаях процесс выиграли суррогатные матери.
Также при неофициальной передаче ребенка возникают трудности при его регистрации в органах Записи актов гражданского состояния (ЗАГС) и при получении свидетельства о рождении. Официально свидетельство о рождении можно получить только на основании справки из медицинского учреждения, где проходили роды. Все остальное — нарушение закона. В большинстве своем пары, которые пользуются услугами суррогатных матерей, прибегают к искусственному оплодотворению. При оплодотворении необходимо взять справку о том, чья сперма и чья яйцеклетка использовались, и кто является генетическим отцом (матерью) будущего ребенка. В этом случае генетические родители (только мать или только отец) имеют точно такие же права на ребенка, как и суррогатная мать. В присутствии нотариуса и трех свидетелей суррогатная мама должна написать отказ от ребенка и расписку о получении денег. Обычно это делается в два этапа. Первое заявление пишется при установлении факта беременности, второе — сразу после родов. Тогда все права на ребенка переходят к генетическому отцу (матери, или обоим родителям). Если кто-то из пары не является гненетическим родителем ребенка, то он или она потом усыновляет (или удочеряет) малыша.
Если же при оплодотворении использовалась сперма и яйцеклетка постороннего донора, то все права на ребенка принадлежат только суррогатной матери. В этом случае она также должна написать отказную от ребенка в присутствии нотариуса и трех свидетелей, и официальное заявление с просьбой передать ее ребенка на усыновление данной паре (приемным родителям). Правда, эта ситуация более сложная, так как могут возникнуть проблемы в органах опеки.
Отдельно стоит сказать о договоре про сохранение тайны на услуги (который потребовала Марина). В суде будет очень сложно доказать, что утечка информации произошла не от вас. И в результате после выплаты гонорара за услуги вам придется повторно выплачивать компенсацию за разглашение тайны (даже если вы никому ничего не говорили). Этот договор — обыкновенная «подстава». Видимо, таким образом женщина решила увеличить свой гонорар. Суррогатные матери обычно не боятся огласки и не подстраховывают себя подобным образом.


Из досье «Няни»

  •     История суррогатного материнства, вероятно, началась в далекие времена до нашей эры. Индийская легенда гласит, что некое божество перенесло ребенка, будущего Великого Героя, из чрева простолюдинки в чрево королевы. По крайней мере, так об этом повествует фреска в одном из древних храмов Индии.
  • n «Суррогатное материнство — неистощимый источник разного рода курьезов в статусе родственников. Например, если женщина выносила беременность плодом, зачатым из яйцеклетки... собственной дочери, оплодотворенной сперматозоидом зятя, то кем она приходится родившемуся ребенку — матерью или бабушкой? Или матерью и бабушкой одновременно? Таких случаев история репродуктологии знает немало», — пишет Сергей Гончар в статье «Люди из пробирок: сегодня и завтра».

   

Валерий Мстиславович Здановский, директор Московского центра по лечению бесплодия «Эко»
— Наша обычная работа по пересадке эмбриона в матку женщины подразумевает и суррогатное материнство. Такие случаи для нас нередки.
Иммунологов всегда поражал тот факт, что человеческий организм, упорно отторгающий чужие ткани и органы, например, почки, сердце, никогда не отторгает посторонний эмбрион. И чужеродный ребенок всегда донашивается до нужного срока и не выбрасывается наружу. Конечно, выкидыши случаются, но не чаще, чем это происходит с выкидышем родного эмбриона. Так что здесь работает некий биологический механизм, четких объяснений которому до сих пор нет.
Можно сказать, что суррогатное материнство — это выход из положения для многих женщин. У кого-то из них удалены яичники или отсутствует матка, кто-то перенес операцию, последствия которой не совместимы с деторождением. Возможность даже в этой ситуации иметь генетически родного ребенка очень ценна. Не привязывается ли ребенок, находясь в утробе, к своей суррогатной матери на психическом, эмоциональном уровне? На это мне ответить трудно. Да, беременная женщина разговаривает с будущим ребенком, и считается, что он своими двигательными реакциями отвечает на внешние воздействия. Однако уверенности в том, что все происходит именно так, у меня нет. Конечно, я допускаю, что, вынашивая 9 месяцев ребенка, суррогатная мать к нему сильно привязывается. Но таких случаев, чтобы кто-то из них не отдал ребенка нареченным родителям, в нашей практике еще не было.
Со своей стороны, мы выдаем справку о том, что такого-то числа мы перенесли эмбрионы, принадлежащие такой-то женщине и такому-то мужчине в матку данной суррогатной мамы. И что генетическими родителями будущего ребенка является именно эта пара. Согласно Семейному кодексу РФ, генетические родители имеют право оформить ребенка на свое имя.
В тоже время мы не занимаемся подбором суррогатных мам для бесплодных пар и предпочитаем, чтобы они сами между собой договаривались. Но, безусловно, суррогатную маму надо выбирать, оценивая как физическое, так и психическое ее состояние. Желательно, чтобы она не была совсем юной, потому что психика у молодых женщин очень подвижна, и не может быть твердых гарантий, что она не изменит решение, не сделает аборт или как-то не навредит плоду. Очень часто к нам обращаются женщины, повторно выходящие замуж и не способные забеременеть, с просьбой перенести эмбрион в матку уже взрослой дочери. Но в некоторых случаях мы стараемся отговорить их от этого решения. Самый подходящий возраст для суррогатного материнства — средний, до 35 лет.
Хотя всегда возможны исключения. Например, недавно у нас родила женщина в возрасте 54 года, у нее даже менструаций уже не было. Она родила ребенка для своего сына и невестки, которая в свое время попала в автокатастрофу на большом сроке беременности и в результате потеряла матку. Женщина решила помочь сыну и сама предложила им выносить ребенка. Но меня поразило отношение молодой пары к этому событию: живя в небольшом городке, они, видимо, так стеснялись общественного мнения, что всячески скрывали этот факт от знакомых, а на последнем сроке посадили беременную женщину на поезд и отправили в Москву, даже не позаботившись устроить ее в роддом. Кстати, у этой женщины, казалось бы, совершенно не способной уже к деторождению, родился нормальный здоровый ребенок. Молодые вскоре приехали за ними в Москву, и в семье, думаю, все наладилось.
Это один из примеров того, что суррогатное материнство может и не предусматривать денежных отношений. Но закрыть глаза на мнение родных, соседей и неодобрительное отношение окружающих, к сожалению, под силу далеко не каждой паре нареченных родителей.


Из досье «Няни»
В некоторых государствах суррогатное материнство запрещено полностью. В других государствах запрещены лишь коммерческие соглашения о суррогатном материнстве, и не допускается рассмотрение судебных исков по ним. К таким государствам относятся: Канада, Израиль, Великобритания, штат Виктория (Австралия), штаты Нью-Гемпшир и Вирджиния (США).

Если в России для того, чтобы воспользоваться услугами вынашивания ребенка, бесплодная пара вынуждена не только искать суррогатную мать, но и и при необходимости ждать, когда найдут анонимного донора, то на заграничном сайте в Интернете есть огромная база данных, предлагающая сведения о 300 донорах яйцеклеток. База позволяет выбирать донора, руководствуясь специфическими критериями, такими, как этническое происхождение, вероисповедание, цвет глаз и волос, рост, вес, место жительства и т. п. Также можно узнать о требованиях, предъявляемых к суррогатным матерям.

Женщина заключает контракт с бесплодной парой, согласно которому она вынашивает, рожает и передает ребенка за определенное вознаграждение нареченным родителям. Чем оправдать эти действия? Как оценивать психологию подобной сделки? С этим вопросом мы обратились к некоторым известным и очень уважаемым персонам.


Елена Ханга, телеведущая:
— Если говорить о бесплодной супружеской паре, то мать — это не только та женщина, которая родила ребенка, но и та, которая вложила в него свою душу, любовь. И если у людей нет другого выхода стать родителями, кроме как обратиться к помощи суррогатной матери — пусть они будут счастливы, я не могу их осуждать. А если говорить о женщине, которая за деньги рожает им младенца, то, скорее всего, она это делает от такой безысходности, от такого безденежья! Потому что, на мой взгляд, продать ребенка — это последнее, на что может решиться доведенный до крайней степени отчаяния человек. И в такого человека я бы тоже не могла бросить камень. Уверена, что люди, которые идут на этот шаг, много передумали и пережили, прежде чем принять такое решение. Правда, у меня возникает другой вопрос: почему супружеская пара не хочет усыновить ребенка, от которого уже отказались родители? Я понимаю, что хочется, чтобы родился ребенок, похожий на родителей, с их генами, и все-таки убеждена: сын или дочь считаются родными, если вы их вырастили.

 

Виктория Токарева, писательница:
— Да, есть женщины, которые таким образом зарабатывают деньги. Но я считаю, что это лучше, чем, допустим, выходить на панель. Вот если мужчина спит с посторонней женщиной, чтобы та родила ребенка для его бесплодной жены — это действительно кошмарно. Что же касается замысла Божьего и провидения, то Бог иногда бывает неоправданно жесток. Очень часто супружеские пары, не имея детей, переживают настоящую трагедию, и суррогатное материнство для них — единственный выход. А женщина, которая за деньги предоставляет им возможность иметь детей, тоже может быть абсолютно моральна. Если ее собственные дети из-за нищеты не могут учиться или нормально питаться, то она сделает это ради них и решит проблему. Жизнь без компромиссов невозможна. Выбирая что-то одно, все время приходится соизмерять: какая ноша тяжелее?..


Мария Арбатова, драматург:
— Я считаю, что любая грамотно оформленная сделка, не нарушающая ничьи права, имеет право на существование. Что касается моего личного мнения по поводу сурргатного материнства, то я отношусь к нему совершенно спокойно. Не менее спокойно, чем к кормилицам или донорам. Человек имеет право использовать собственное тело по собственному усмотрению. Могла бы я представить себя на этом месте? Легко могла бы представить себя на месте «заказчицы». Беременеть, вынашивать и рожать — такая морока, такая пауза в делах и привычках, что можно ее без сожаления уступить более молодой и более сосредоточенной на этом даме.
Если же говорить о том, не гуманнее ли просто усыновить ребенка из дома малютки, то... Это другая история. Я приветствую усыновление, но все-таки хочется видеть в ребенке мелькающие черты своих родственников и своего любимого. Это особенно отчетливо понимаешь, вырастив своих детей.


Андрей Кураев, дьякон:
— Соглашаясь вынашивать ребенка по заказу, многие женщины даже не понимают, какая боль ожидает их впереди, боль от разрезания тех уз, которые устанавливаются за время беременности у матери с будущим, пусть и генетически ей чужим, ребенком. Эта боль подсознательно будет преследовать ее всю жизнь, и никакие деньги этого не компенсируют. Бог (или, если хотите, природа) встроил в женский организм своего рода «наркотическую» фабрику: после родов она начинает работать и насыщать мать эндорфинами, рождающими радостно-эйфорическое настроение. Кроме того, женщина, не прошедшая через роды, получит на руки своего младенца без боли, но и без радости. Пробудится ли в ней материнское чувство? Есть здесь и другой риск. В ряде случаев эта репродуктивная технология будет использована «семьями», которые не могут иметь детей в принципе. Я говорю о гомосексуальных парах. Стоит задуматься над тем, надо ли малыша с самого начала его жизни погружать в такую среду, в которой он гарантированно будет лишен обычного материнства и отцовства.

Помощник в борьбе с запорамиЧитать статью
Классная запеканкаЧитать статью
Секреты выбора идеальной женской одежды: как подчеркнуть свою индивидуальность через стильЧитать статью
Здоровые зубы у всей семьиЧитать статью
Как проходит установка и снятие брекетов у ребенка, как подготовиться?Читать статью
Что такое аллергия и какая она бывает?Читать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.