Поиск

Игры, в которые играют дети

21/01/2016
САНДАЛОВА Кристина
973

В последние годы в моду прочно вошло раннее интеллектуальное развитие малышей. Уже с 1,5- 2 лет детишек обучают счету,чтению, иностранным языкам, водят на групповые занятия, развивают по новейшим методикам. При этом родители мало задумываются о том, насколько это действительно необходимо крохе. И к сожалению, многие мамы и папы даже не догадываются, что самым важным в этом возрасте является не интеллектуальное, а эмоциональное и психическое развитие малыша. Они стараются заполнить жизнь любимого чада различными познавательными занятиями и спортивными тренировками, строя график таким образом, чтобы у ребенка не оставалось свободного времени на «ерунду»,типа игр и беготни. Однако, исключая из жизни дошкольника «примитивные» детские игры, родители, сами того не ведая, наносят огромный урон культурному и нравственному воспитанию малыша. О том, как важна и чудодейственная игра,рассказывает педагог-психолог, президент Фонда социальной и психологической помощи семье и ребенку Татьяна ШИШОВА.

во что играют наши дети

Чем сильна игра?

Еще знаменитый психолог Л.С. Выготский отмечал высокое значение игры для полноценного психического развития личности. Он разработал систему периодизации возрастов, где указал, что основная деятельность ребенка (с 2 до 7 лет) – это игра, которая, по убеждению ученого, не просто глупое развлечение, а основная цель и задача маленького человека. Впоследствии именно игровой опыт станет крепким фундаментом для учебной, а потом и трудовой деятельности. «Основной формой развития сверхсознания…служит игра, требующая фантазии, воображения, каждодневных творческих событий в постижении ребенком окружающего мира», – писал психолог. Вершиной игр Выготский считал сюжетные и ролевые игры, которые дети при нормальном развитии начинают осваивать с 1,5– 2 лет. Сначала это совсем простые сюжеты «Покорми Мишку», «Уложи куклу спать», которые постепенно усложняются, обрастают деталями и превращаются в настоящие спектакли.

Согласно ГОСТу, маркировка на игрушке обязательно должна содержать название товара и страны-изготовителя, фирмы-изготовителя, основные потребительские свойства и другие необходимые сведения. Их отсутствие или неполнота может свидетельствовать о том, что игрушка поддельная.

Благодаря ролевым играм ребенок не только развивает воображение и природную смекалку, но и обретает социальные навыки общения. Если же попытаться «перепрыгнуть» этап игры, и сразу приступать к интеллектуальному развитию, психический рост малыша может затормозиться, что в дальнейшем аукнется серьезными проблемами. У подростков и взрослых, которые «недоиграли» в детстве, зачастую не сформирована способность прослеживать причинно-следственную связь между теми или иными явлениями, они плохо разбираются в отношениях и психологии людей, им сложнее адаптироваться в коллективе, дружить, любить, строить семью.

Выбор игрушки

Приобретая ребенку очередной подарок, обратите внимание, чтобы он соответствовал не только стандартам качества, но и подходил малышу по возрасту и по психологическим параметрам. Например, различные монстры противопоказаны детям любого возраста, поскольку могут вызывать страхи или, наоборот, пробуждать агрессию. Помните, что игрушки и игры оказывают мощнейшее воздействие на психику ребенка: они могут как деформировать личность малыша, так и развивать или корректировать.

Игровая прививка

Игра для детей – привычная стихия, наиболее органичный вид деятельности и общения, ведь «в игровом мире» ребенок не скован условностями и может свободно выражать себя. Поэтому любые сюжеты, которые ребенок проживает в игре, он осваивает легко и ненавязчиво. Так, посредством игры дети могут почерпнуть уникальный опыт социального общения и прочувствовать различные жизненные ситуации. Можно сказать, что, играя, малыши получают своего рода «прививку», и в будущем, когда они в реальной жизни столкнутся с подобной историей, они отреагируют адекватным образом.

В чем соль?

Впрочем, с помощью игротерапии можно не только предупредить развитие комплексов или фобий у детей, но и вылечить их.

Когда ребенок приходит на первый прием к психологу, игротерапевт составляет психологический портрет ребенка и выявляет основную проблему поведения. В процессе терапии психолог установит и саму причину трудностей, и будет уже работать непосредственно с ней.

Важно, чтобы малыш не знал о том, что с ним занимаются терапией. Он должен быть уверен, что с ним просто играют.

Существуют две основных формы игротерапии, отличающиеся по функциям и роли взрослого (родителя, психолога, психотерапевта, воспитателя) в игре: направленная (директивная) и ненаправленная (недирективная).

В директивной терапии психолог берет инициативу на себя, создает игровую ситуацию с подсказки ребенка, управляет ходом событий, фиксируя все проявления активности маленького пациента. Он обрисовывает малышу дальнейшие действия, дает советы, указывает ребенку правильный выход из ситуации. Терапевт пользуется методическими приемами, играми со структурированным игровым материалом и сюжетом. Это могут быть игры по сказкам. Терапевт подбирает героя, близкого к ребенку по возрасту, полу, характеру, и описывает его жизнь в сказочной стране, чтобы малыш увидел в ней сходство с собственной жизнью. С этим персонажем происходят различные истории, и возникают непростые ситуации, которые случаются с ребенком в реальной жизни. Герой ищет выход из положения и в итоге находит идеальное решение с помощью мудрого наставника, которого встречает по ходу сюжета. Цель психолога – показать ребенку его поведение со стороны и ненавязчиво в игровой форме подсказать наиболее благоприятный стиль поведения. Проживая трудные ситуации в волшебном мире сказки, ребенок понимает, в чем ошибка его поведения, и находит выход из тупика.

Очень часто при директивной игротерапии психологи прибегают к ролевым играм с куклами. Это могут быть как простые «дочки-матери», так и настоящий кукольный театр. Через разыгрываемые сценки малыш видит «со стороны» различные поступки, начинает сопереживать героям и анализировать их действия. Сюжеты могут быть от самых банальных до фантастических: прием гостей, драка в песочнице или полет на Луну в целях спасения маленького принца. В этих играх замечательно то, что ребенок играет не за себя, а «как бы» за другого персонажа (куклу), и совсем необязательно за того, который ведет себя, как сам малыш. Даже наоборот если ребенок играет не трусишку (если малыш трусит), а защитника слабых, – достигается наибольший терапевтический эффект, поскольку ребенок словно примеряет на себя правильную роль. Таким образом ребенок начинает понимать, как его поведение выглядит со стороны и как можно преодолеть собственный недостаток.

Недирективная терапия ориентирована на самостоятельную игру ребенка, которая помогает ему выразить свои чувства, свой внутренний мир. Такую игротерапию еще можно назвать импровизированной, поскольку психолог не диктует жестко сюжет игры, а предоставляет самому ребенку придумать сценарий. Или же психолог выбирает игру, правилам которой подчиняются все: как дети, так и он сам. Цель терапии – создание атмосферы взаимопонимания и эмоционального сопереживания ребенку, а также активная борьба с конкретной проблемой.

Например, для малыша, которого мучат страхи, отлично подойдут «жмурки», «привидение» или «прятки». А для снятия напряжения и выплеска агрессии – «казаки-разбойники», «салочки», «злые-добрые кошки», когда дети поочередно превращаются то в злых царапающихся и шипящих кошек, то в добрых, мурлыкающих и ласковых. Для снятия напряжения и налаживания детско-родительских отношений подойдут игры «Доверяющее падение», когда ребенок падает спиной к взрослому, а тот подхватывает малыша на руки, или «Ласковые лапки»: ребенок закрывает глаза, а родитель или психолог поочередно водит по его ручке то перышком, то ваткой, то листочком бумаги – и малыш должен угадывать предметы.

В помощь маме

Психологи утверждают, что каждый человек рождается с уже заложенным характером, талантами и даже вкусовыми пристрастиями. Если понаблюдать за годовалым младенцем, можно увидеть, что это действительно так. Один малыш невозмутим, даже когда у него отнимают лопатку в песочнице, а другой – с криком бросается на обидчика; один любит побегать, другой тихо посидеть на коленях у мамы.

Учитывая эти наблюдения, можно сказать, что задача воспитания состоит не в том, чтобы «на белом листе нарисовать нужную картину», а в том, чтобы развить заложенные достоинства и способности, и максимально приглушить недостатки. И сделать это можно с помощью обыкновенных игр, многие из которых мы помним с детства. Главное только проявить побольше фантазии и терпения.


Как подобрать курс по программированию для детей?Читать статью
Ткань для настоящего восхищенияЧитать статью
Как избавиться от волосЧитать статью
Мясные деликатесы с доставкой на домЧитать статью
Питание детей: здорово и вкусно!Читать статью
Спанбонд в детской гигиене: революционный материал для уходаЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.