Любой родитель в своей крохе хочет видеть развитого ребенка, как физически, так и интеллектуально. Взрослые должны помнить, что игра является основным видом деятельности ребенка. Именно в игре начинают развиваться волевые процессы, потому что малышу приходиться подчиняться определенным правилам.
Если ребенок активен, постоянно находится в движении, его не надо останавливать, просто направляйте в нужное русло.
Если же ребенок малоподвижен, пытайтесь растормошить его, «заразить» движением.
Как мы и писали ранее, все упражнения подобраны в соответствии с возрастом и возможностями детей, согласно определенной тематике.
Если ваш ребенок запаздывает в речевом развитии, подобранные нами задания помогут преодолеть отставание.
В том случае, если речевое развитие вашего малыша соответствует возрастной норме, данные занятия помогут вам стать еще ближе друг к другу, расширят словарь, будут способствовать развитию общеречевых навыков у ребенка.
Итак, новые развивающие игры.
Прежде чем начать игру с ребенком, обратите внимание на наши советы:
- играйте не только дома, но и на улице;
- дети раннего возраста нуждаются в многократном повторении игр, и, чтобы не пропал интерес к игре, ее необходимо усложнять.
- если ребенок утомлен, отказывается от игры, не надо настаивать;
- начиная игру, вы должны знать, какого результата хотите достичь;
- не забывайте о поощрении, в нем малыш очень нуждается;
- давайте ребенку четкие, последовательные инструкции; если нужно, повторяйте несколько раз.
Игра «Дождик, дождик!»
Что развиваем: подражание, умение слушать ритмы, выполнять простые инструкции.
Как играть: удобно устройтесь на диване, возьмите малыша на руки и на слова «кап-кап» ударяйте указательным пальцем правой руки малыша о левую ладошку.
Рассказывайте стишок не спеша, отчетливо выговаривая слова:
Дождик, дождик!
Кап да кап!
Ты не капай долго так!
Дождик, дождик льется!
В руки не дается!
Кап! Кап! Кап!
Игра «Лужу лучше обойдем»
Что развиваем: общую двигательную активность ребенка, умение оббегать препятствия.
Необходимо: веревка, сплетенная в шнур, игрушечный удав.
Как играть: выложите веревку (или игрушечного удава) кругом, в виде лужи.
Побуждайте ребенка оббежать вокруг «лужи», приговаривая:
В лужу с Аней (имя ребенка)
не пойдем,
Лужу лучше обойдем.
Игра «Рисуем дождик!»
Что развиваем: умение пользоваться красками и кисточкой, рисовать приемом примакивания, изображать дождик.
Необходимо: листы белой бумаги, блюдечко с водой, кисточка, акварельные краски.
Как играть: положите перед малышом лист белой бумаги и поставьте блюдечко с водой. Предложите ему нарисовать дождик при помощи водички. Управляйте рукой малыша, покажите, как окунуть кисточку в воду и нарисовать дождик.
Неторопливыми, мягкими движениями прикладывайте кисть к листу. Заполнив лист таким дождиком, порадуйтесь результату: «Вот какой дождик!».
Дайте ребенку другой лист и краски. Помогите ему набрать на кисть нужное количество краски и заполнить лист мазками. Рисуя вместе с ребенком, можно петь песенку про дождик.
Дождик, дождик,
Кап да кап,
Ты не капай
Долго так.
Дождик, дождик льется,
В руки не дается,
Кап-кап-кап-кап!
Игра «Песенка дождя»
Что развиваем: умение слушать и различать звуки, отстукивать ритм стиха или песенки.
Необходимо: барабан, ложка деревянная, кастрюля или ксилофон.
Как играть: посадите малыша рядом с собой и постучите пальчиком ребенка о краешек стола: «кап, кап, кап!». Пальчик малыша быстро устает, поэтому меняйте время от времени руки ребенка: «Пусть и другой пальчик потанцует!
Кап-кап-кап!». Во время дождя привлекайте внимание ребенка к шуму, который издает дождь: «Послушаем, какую песенку дождик поет!».
Песенку дождя легко исполнять, ударяя палочкой по барабану или ксилофону, можно взять деревянную ложку и кастрюльку.
Игра: «Ветерок»
Что развиваем: мышцы губ.
Необходимо: бумажные султанчики (метёлочки).
Как сделать метёлочки: прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу или елочное украшение «дождик».
Как играть: предложите малышу поиграть с метёлочкой. Подуйте на бумажные полоски, потом предложите подуть ребенку: «Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок – зашелестели на дереве листочки! А теперь ты подуй!».
Игра «Солнышко»
Что развиваем: подражание, умение слушать ритмы, выполнять простые инструкции.
Как играть: в ясную погоду говорите малышу, что светит солнышко: «Смотри, какое солнышко яркое, весна пришла». Вместе с ребенком выполняйте движения под стихотворение о солнышке.
Ребенок сидит на корточках, постепенно поднимается, вытягивая руки вверх, под слова стиха:
Вот как солнышко встает-
Выше, выше, выше!
Ребенок стоит, руки постепенно опускает вниз и садится ниже под слова:
К ночи солнышко зайдет-
Ниже, ниже, ниже!
Малыш хлопает в ладоши:
Хорошо, хорошо
Солнышко смеется ,
А под солнышком всем
Весело живется.
Игра «По дорожке»
Что развиваем: равновесие, умение ходить по прямой линии.
Необходимо: веревка или игрушечный удав.
Как играть: предложите малышу походить вместе с вами вдоль «дорожки» (веревка или игрушечный удав).
Игра «Птичка, пой!»
Что развиваем: мелкую моторику.
Необходимо: резиновая игрушка-птичка (желательно с «пищалкой»).
Как играть: возьмите резиновую игрушку и побуждайте малыша нажимать на нее.
Проговаривайте одновременно с действием стишок:
Свою новую игрушку
Крепко, крепко обниму,
Я сожму ее в ладошке,
Отпущу и вновь сожму.
Игра с водой
Что развиваем: умение различать неречевые звуки, двигаться под ритм песенки, стиха; увеличиваем пассивный словарь.
Необходимо: кастрюлька, чайничек, сито, воронка.
Как играть: включите воду в кране, пусть ваш малыш послушает ее шум. При этом приговаривайте: «Буль, буль!».
Затем потанцуйте вместе с малышом: помашите руками, изображая волнение воды.
Напевайте песенку:
Рыбка плавает в водичке,
Рыбке весело играть,
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
Малыши очень любят возиться с водой. Возьмите кастрюльку или ковшик, небольшой чайничек, сито, воронку и большую емкость с водой.
Продемонстрируйте ребенку, как по-разному может литься вода: из ковшика, из носика чайника и т.д. Пусть малыш попробует сам перелить воду в ковшик, кастрюльку, в сито.
Игра «Свистульки»
Что развиваем: умение различать неречевые звуки, укрепление мышц губ.
Необходимо: различные свистульки, дудочки.
Как играть: подуйте в свистульки, дудочки, которые есть у вас. Пусть ребенок послушает их звучание. Потом помогите малышу удержать губами свистульку и подуть в нее (потихоньку открывайте, закрывайте носик малыша двумя пальцами). Если у малыша сразу не получится издавать звуки, попробуйте в следующий раз.
Тема: Одежда
Игра «На прогулку»
Что развиваем: подражание движениям кистей рук, понимание речи, пассивный запас слов.
Как играть: сажаем ребенка на руки, проговариваем стишки и показываем рукой ребенка части тела, куда надеваются сапожки, шапка и т.д.
Я надену сапоги, курточку
и шапку
Показываем на ноги, туловище, голову.
И на руку каждую
Одна рука выпрямленными паль-цами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру ладони.
Натяну перчатку.
Смена рук.
Игра: «Катаем мяч»
Что развиваем: навык катания (бросания) мяча, ловкость, координацию движений, умение играть в мяч.
Необходимо: мяч средних размеров.
Как играть: возьмите мяч, усадите ребенка на полу и покатите ему мяч.
Получив мяч обратно, снова катите его ребенку. Игру мама сопровождает веселым ритмическим говорком: «Лови-кати, поймай-отдай» и т.д. Кроме того, можно катать мяч друг другу по желобу и бросать маленькие мячи в цель, находящуюся на уровне груди ребенка на расстоянии 50–70 см.
Пальчиковые игры
«Одежда»
Что развиваем: тонкую моторику пальцев, движения кистей рук, подражание движениям рук; увеличиваем пассивный запас слов.
Необходимо: картинки с одеждой.
Как играть: игра проводится за столом. Посадите ребенка к себе на колени или рядом с собой и проговаривайте стишок, помогая малышу выполнять действия.
Можно разложить на столе и рассмотреть картинки с данной одеждой.
Мы одежду изучаем
Сжимаем-разжимаем пальцы в кулаки.
И ее вам называем:
Последовательно разгибаем пальцы, начиная с большого.
Плащ, пальто, пиджак, жилет,
Брюки, платье, шарф, жакет.
Игра: «Маша – растеряша»
Что развиваем: умение выполнять движения в ритм стиха, выполнение простых инструкций, пассивный запас слов.
Необходимо: кукла, кукольная одежда, сумочка.
Как играть: разложите кукольную одежду на полу. Возьмите куколку без одежды.
Скажите: «Куколке Маше холодно и ее надо одеть. Пойдем соберем одежду» – взрослый показывает сумочку. Ребенок держит куклу и вместе с ней шагает под стишок. Выделяйте голосом короткие слова «топ-топ» – топайте на месте:
Кукла Машенька гуляла
Топ! Топ! Топ!
И одежду растеряла.
Топ! Топ! Топ!
Мы с тобой сейчас пойдем,
Что упало - соберем.
Взрослый вместе с ребенком собирает одежду в сумочку, при этом четко проговаривает слова: шапка, кофта и т.д.
Игра «Где звенит?»
Что развиваем: слуховое внимание на неречевой звук.
Необходимо: колокольчик или погремушка.
Как играть: взрослый показывает ребенку, как звенит колокольчик, затем отходит на какое-то расстояние, прячет колокольчик за спину и подает звуковой сигнал. Малыш должен пойти в том направлении, откуда слышится сигнал.
Игра «Шарфик потерялся»
Что развиваем: подражание действиям, умение выполнять простые инструкции, пассивный запас слов.
Необходимо: шарфик.
Как играть: повесьте шарфик на дверь, чтобы он не сильно бросался в глаза.
Сообщите ребенку, что сейчас пойдете гулять. Удивитесь тому, что вы не нашли шарфика. Прочитайте рифмовку:
Я гулять собрался,
А шарфик потерялся.
Мы пошли его искать,
Все на свете поднимать…
Ну, куда девался?
Видно,
Потерялся!
Предложите ребенку поискать шарфик. Ходите по комнате и говорите: «Под стулом, нет..» (пусть ребенок посмотрит под стулом), «и на стуле нет».
Ищите с ребенком шарф везде. Потом подойдите к месту, где висит шарфик и
скажите: «А что там висит? Шарфик!». Достаньте шарфик и завяжите его на шее ребенка.
Игра с пальчиками
Что развиваем: мелкую моторику рук, понимание речи, пассивный запас слов.
Как играть: посадите ребенка к себе на колени или рядом с собой, проговаривая стишок, выполняйте движения: руки сжать в кулак, поочередно на каждый ударный слог разгибать пальцы, начиная с большого.
Рукавички новые,
Теплые пуховые.
Мне их бабушка связала,
Подарила и сказала:
«Вот теперь у внучки
Не озябнут ручки».