Поиск

Детская игра – взгляд занятого взрослого

07.10.2008
ЛОКТЕВА Оксана
529

Игры с детьми

Причина первая. Мы выросли.

Когда я спросила одну мою знакомую, что самое сложное в воспитании ребенка, она, не задумываясь, ответила; «Играть. Играть — это невозможно, у меня столько дел, а я должна ползать по ковру, изображая лошадь или, хуже того, возить ненавистные машинки».
Да, к сожалению, мы выросли. В любом возрасте есть ведущая деятельность, деятельность, в ходе которой человек приобретает наиболее значимые для него качества. В детстве — это игра, в школьные годы — учеба, в юности — общение. В нашем возрасте эта деятельность далека от игры. Мы привыкли смотреть на мир серьезно и делать то, что необходимо. Нас приучила жизнь рассчитывать время и силы, совершенствоваться в том, что важно и нужно. И вдруг нам предлагают играть, а попросту — тратить свое драгоценное время на пустые, как нам кажется, манипуляции с куклами и машинками. И это видится нам вопиющей несправедливостью. «Если уж у меня будет свободная минутка, — рассуждает ведущая хозяйство мама, — я уж лучше книжку ему почитаю, научу чему-нибудь». «Нет, уж увольте, — возмущается пришедший с работы папа, — какие игры могут быть, — спорт я понимаю, рыбалка...»
Но, как ни странно, крохе важно и нужно играть. В этом-то и состоит главный ответ на вопрос, почему нам все-таки надо играть с детьми. Дело в том, что потребность в игре исходит не от нас, взрослых, а от наших малышей. На самом деле, было бы крайне смешно, если бы взрослые люди удовлетворяли свои потребности, катая машинки или укачивая кукол. А ребенку это так же нужно, как есть и спать. Ведь, как бы маме ни хотелось варить обед, она, не задумываясь, делает это. Так и с игрой — ребенку она необходима, необходима потому, что именно в игре кроха приобретает самые важные и нужные для него качества. Ни занятия, ни учеба не могут дать в возрасте 2-5 лет столько, сколько легко и непринужденно дает игра. А научить играть может взрослый. Играя, малыш учится общаться, чувствовать, сопереживать, понимать, объяснять, мыслить, быть в ответе. И если игры нет, то из жизни ребенка уходит что-то важное и нужное. И хотя нам тяжело играть, нам все-таки нужно делать это ради наших детей, ради любви к ним.


Причина вторая. Игра — это труд

Наблюдая за многими родителями, я пришла к выводу — взрослым сложно придумывать новые игры. Нежелание, неумение, нехватка времени — все это приводит к тому, что маме или папе проще отмахнуться от ребенка, нежели придумать сюжет для увлекательной игры. Оторваться от своих дел, выбросить из головы, хотя бы на время, свои взрослые проблемы, опуститься на пол и по-новому взглянуть на игрушки своего малыша — под силу не всем родителям. Игра — это трудно, трудно еще и потому что не знаешь как! Но...
Уверяю вас, что очень многие люди, играющие с детьми, не знают, как это делать. Если даже и знают, то им приходится менять ход, сюжет, а порой и смысл в зависимости от желаний и настроений ребенка. Так что выход один — начинать! И пусть сначала ваша игра будет больше похожа на перекладывание хорошо знакомых самолетов и плюшевых медведей, а их отдельные реплики будут произноситься с трудом, не отчаивайтесь! По ходу вы обретете уверенность, вам станет даже любопытно. Ведь, придя на работу, мы не сразу становится ассами. Сначала следует этап вырабатывания навыков и привыкания, потом появляются интерес и азарт. Так почему бы нам не пойти по такому же пути с детской игрой?


Причина третья. Мы по-разному играли в детстве

Все мы родом из детства. Оттуда мы черпаем приятные ощущения, страхи и комплексы. Оттуда, издалека, приходит к нам желание или нежелание работать над собой, добываться своей цели или оставлять незаконченное на полдороге. Из детства идет и желание играть. Психологи установили, что те родители, с которыми не играли в детстве, не станут играть и со своими детьми. А это значит, что между взрослым и ребенком будет рваться ниточка, которую потом не свить, не восстановить в течение всей жизни. Ниточка, которая называется общностью интересов.
Мы не заметим, как вырастут наши дети, как у них появятся свои интересы и увлечения. И не дай бог, на наш вопрос «Что ты делаешь? Расскажи», ребенок с удивлением ответит: «А разве тебе это интересно?»
Совместная игра помогает не только малышу получить удовлетворение и радость, она оказывает неоценимую помощь и взрослым. Нигде и никогда вы не узнаете своего малыша лучше, чем в игре. Какой он у вас — добрый или злой, сочувствующий или обвиняющий, обидчивый или юморной, оптимист или пессимист — все это, как на ладони, видно в игре. Наблюдательные родители, с интересом воспринимающие своего малыша, будут поражены, узнав его с самых разных сторон. Я не говорю о том, что в игре колоссальное развитие получают все психические процессы: и воображение, и мышление, и речь, и память. Конечно, если это игра умная, а не бросание машинок на пол и топтание их ногами. А такую игру часто предлагают именно взрослые.


Причина четвертая. Раньше и без игры хорошо развивались

Многие родители считают, что не надо учить играть. Ребенок до всего дойдет сам, как додумывались, догадывались крестьянские дети, с которыми никто не играл, да и не занимался.
Говоря о крестьянских детях, вспомним, что отношение к ним в корне отличалось от отношения нас к нашим малышам.
Во-первых, они рассматривались как обычный процесс жизни. Не воспринимались как нечто особенное. Их в семье было много. И часто о смерти о ребенка горевали меньше, чем о гибели коровы.
В наше время кроха, порой единственный в семье, воспринимается как великая ценность и неповторимая личность. А следовательно, и отношение к нему совершенно другое.
Во-вторых, появляясь на свет, дети, почти не изменяли жизнь матери. Женщина продолжала работать в поле, вести домашнее хозяйство, и никому в голову не приходило освобождать ее от работы для ухода за ребенком. Мама не играла с малышом не потому, что мама не хотела, а потому, что не могла. Тем не менее все равно находили время сделать ребенку игрушки, смастерить что-нибудь интересное.
В-третьих, в крестьянской семье было много детей. Малыши тянулись один за другим.


Что важно пом нить, играя с ребенком:

  • не надо бояться отсутствия нужных игрушек. Яобой предмет, более или менее похожий, может да с легкостью заменить. Малыщ очень быстро Подхватит вашу инициативу, он с восхищением Цюспримет превращение подушки в кресло, в шатер, в поезд или спасательный круг;
  • не надо бояться того, что сначала вся инициатива исходит от взрослого. Уверяю вас, что, наблюдая, как играет малыш сам, вы услышите мно-ваши фразы и задумки, повторенные один в 1. Привлекайте ребенка к игре, спрашивайте его мнение, но, если он не хочет, не тормошите малыша — он включится в игру. Включится и обязательно перехватит инициативу. Для этого нужно лишь время;
  • помните, что игра — дело добровольное. Если вы чувствуете, что ребенок не расположен сегодня к этому сюжету, предложите другой. Порой самые интересные идеи приходят неожиданно и спонтанно, Следуйте за малышом, но не забывайте и о себе. Ваша увлеченность и желание играть, а самое главное, быть вместе передадутся и крохе.

В-четвертых, огромную роль в крестьянском воспитании играл труд. И родителям, и детям было ясно, что малыши вырастут и будут пахать землю, ухаживать за скотиной, печь хлеб и шить одежду. Этому и учили детей.
Но в наше время ситуация меняется. Вовлекая ребенка в домашнюю работу, мы же не готовим его в уборщицы или дворники. Перед современным малышом открываются различные возможности в выборе профессии. Узнать о них, попробовать себя в различных сферах, ребенок может в игре. В игре у него формируются определенные навыки, малыш испытывает желания, переживает эмоции — и все это формирует его как личность.
Остается лишь оговорить одну немаловажную деталь — родители не должны весь день с утра до вечера играть. Малышу надо понимать, что, помимо игры, у взрослых есть огромное количество важных дел. К тому же родителям просто необходимо какое-то время оставлять для себя. Поэтому с самого раннего возраста надо сделать так, чтобы ребенок привык к тому, что час игры когда-то заканчивается. И, несмотря на его возмущение, взрослые не смогут вернуться в детскую комнату — их ждут другие дела.
Свободное время необходимо малышу, чтобы осмыслить то, чему он научился у взрослого, придумать что-то самому, научиться играть самостоятельно.
Иногда, когда вы видите, что малыш увлечен игрой и ваше присутствие ему не нужно, можно тихо, не акцентируя его внимания, покинуть детскую.
Важно помнить одно — играть с ребенком надо, но постоянно развлекать его вредно и не нужно.
А играть можно: в магазин, в больницу, в самолет (пароход), в конструктор, в пожарников, в дочки-матери, в театр... Желаем удачи!

Банановое предназначениеЧитать статью
Олимпиада для школьников 2–6-х классовЧитать статью
Термопот VITEKЧитать статью
Просто космосЧитать статью
Новые вкусы каш для варки от «ФрутоНяни»!Читать статью
Эффектная внешность, высокая функциональностьЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.