Поиск

«Он такой замкнутый, что с ним делать?»

03.02.2011
КУТЕПОВА Ольга
633

Часто застенчивость путают с замкнутостью. Эти два понятия различны, а понять разницу — значит правильно истолковать ситуацию и на нее воздействовать. Застенчивый ребенок знает, как надо общаться, он хочет общаться, но не умеет свои знания применить.
А замкнутый малыш не только не знает как, но и не хочет общаться! В этом различии и кроется секрет коррекции этих качеств.


 При развитии навыков общения у замкнутого ребенка прежде всего необходимо постоянно расширять круг его пассивного общения, например, разговаривать в присутствии малыша с незнакомыми и малознакомыми людьми. Допустим, вы едете в автобусе (троллейбусе, метро, поезде, самолете) и просите рядом стоящего гражданина передать талончик, объяснить, как проехать куда-либо, на какой остановке выйти и тому подобное. При этом надо стремиться создавать такие условия, в которых ребенок мог бы чувствовать себя спокойно и безопасно. При разговоре держите его за руку или поглаживайте по голове, а если вам передали обратно талончик, займите чем-нибудь себя в данное мгновение и попросите малыша взять из рук незнакомца талон (ручку, карту, фотографию...).
Ничего, если сначала эти действия он выполняет молча. Затем подскажите ему, что надо сказать «спасибо». Через некоторое время объясните, что, когда вы уходите от собеседника, нужно сказать «до свидания», и только потом отрабатывайте приветствие знакомых незнакомцев.
В процессе постепенного приобщения ребенка к обществу у него потихоньку формируется спокойное и адекватное отношение к этому процессу, развиваются необходимые навыки для общения.


Из учебника психологии
...Замкнутость ребенка имеет свои истоки. Она проявляется в поведении достаточно рано и обычно имеет в раннем возрасте такие предпосылки, как беспокойство, эмоциональная неустойчивость, плаксивость, общий сниженный фон настроения, ухудшение аппетита и нарушение сна в ответ на малейшие изменения в жизни (переезд на дачу, поездка в гости и др.). Для этих детей также характерны: страх перед чужими людьми, долго не
проходящее беспокойство и скованность при попадании в новую среду, обстановку.
Как правило, эти малыши очень привязаны к матери и болезненно переносят даже непродолжительное ее отсутствие.

Замкнутость можно и нужно корректировать. Вот несколько советов, которые помогут родителям справиться с этой проблемой:

l расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места изнакомьте с новыми людьми. Давайте ему правильный образец речевого общения: «Здравствуйте, меня зовут Вера Ивановна, а это мой сын Миша. Миша, это моя подруга Алла Петровна и ее сын Гена. У Гены есть дома черепаха, большая-большая, она очень смешная. Если ты хочешь узнать, почему она такая смешная и чем она питается, может быть, мы попросим Гену нам рассказать...» и т.п.;
l подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте, что нового и интересного вы узнали, а также — какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком: «Миша, тебе понравились моя подруга и ее сын? Правда, замечательные и интересные люди? Ну кто бы мог подумать, что черепахи такие забавные и питаются яблоками! Как замечательно, что мы встретили сегодня наших знакомых, так интересно провели время»;
l стремитесь сами стать для ребенка примером активно общающегося человека: «Миша, ты не знаешь, какие пирожные любит Гена, он завтра придет с мамой к нам в гости, мне хочется его порадовать? Нет?.. Ничего страшного, это легко узнать, я позвоню ему сейчас и спрошу...».


Работа по преодолению замкнутости достаточно сложна и требует длительного времени.
Наберитесь терпения и подготовьтесь. Для более эффективной работы можно использовать различные упражнения и игры. Вот некоторые из них:


«Незнайка».
Лучше всего, когда в игре участвуют несколько детей или близких родственников, которым малыш доверяет. Каждый участник — Незнайка. Ведущий задает различные вопросы, а участники только пожимают плечами, разводят руками и с помощью выразительных движений демонстрируют свое незнание (приподнимают брови, опускают уголки рта). После игры определяется главный Незнайка, который лучше всех изображал, что он ничего не знает.
Эта игра способствует развитию неречевых средств общения, выразительных жестов, что очень важно для замкнутых детей.


«Назови свои сильные стороны».
Каждый участник в течение нескольких минут должен рассказать о своих сильных сторонах, о том, что он любит, ценит, принимает в себе, о том, что дает ему чувство уверенности в себе.
Не обязательно говорить только о положительных чертах характера. Важно, чтобы ребенок говорил прямо, не умаляя своих достоинств. Старайтесь, чтобы он как можно меньше использовал засоряющие язык слова, например, «ну», «вот», «если» и т.п.
Упражнение развивает умение думать о себе позитивно и не стесняться говорить о себе в присутствии других.


«Закончи предложение».
дети (или дети и взрослые) по очереди заканчивают каждое из предложений:
Я хочу...
Я умею...
Я смогу...
Я добьюсь...
Можно попросить ребенка объяснить свой ответ. Это упражнение способствует повышению уверенности в себе, в своих силах.


«Я в будущем».
Ребенку дается задание нарисовать себя таким, каким он видит себя в будущем. Обсуждая с ним рисунок, спросите, как он будет выглядеть, как он будет себя чувствовать, какими будут его отношения с родителями, с друзьями, с братом или сестрой.
Упражнение позволяет осознать возможность преодоления замкнутости, дать малышу перспективу на будущее и уверенность в своих силах.
Хочется сказать, что на начальном этапе освоения этих упражнений в детскомколлективе лучше выполнять все задания вместе с ребенком. Не «кидайте» его сразу в пучину общения: он еще не освоил всех правил и слишком велик страх перед новым опытом. Подождите, он еще сам вас попросит устраниться, чтобы выполнить все самому и получить ваше одобрение.


То, чего нельзя делать:
— не позволяйте чужим людям делать замечания вашему малышу типа: «Ай-ай-ай, какой большой и какой невоспитанный, не хочет поздороваться... Может быть, ты болен, может быть, у тебя нет языка?»;
— предупредите окружающих, чтобы они поменьше обращали внимание на ребенка.Объясните им, что он подойдет сам, как только немного освоится; 
 — никогда не упрекайте малыша в его замкнутости. Он не придумывает себе сложности, он действительно нуждается в помощи и поддержке.
Человек не сразу после рождения умеет ходить, он этому учится. Не сразу мы умеем писать и читать, мы осваиваем эту науку постепенно. Так нужно учиться и общению, чтобы уметь и, следовательно, свободно владея навыками, хотеть  общаться.

Коллекция Filigran от Röndell - филигранное исполнение любимых блюдЧитать статью
Паровая станция Читать статью
Масштабный форум «КРЕПКАЯ СЕМЬЯ – ВСЁ БЕРЕМЕННЫМ!», посвященный материнству и рождаемости, пройдет 4-5 апреля в МосквеЧитать статью
Банановое предназначениеЧитать статью
Олимпиада для школьников 2–6-х классовЧитать статью
Термопот VITEKЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.