Поиск

Развивающие игры

26.12.2010
СВЕТЛАНА УЛЬЯНОВИЧ-ВОЛКОВА, СВЕТЛАНА Мурдза
447

Мы продолжаем предлагать вам развивающие  игры для ваших крох, используя темы, которые будут им интересны.

В занятиях этого цикла делается большой акцент на понимание речи, повторение коротких слов, вызывание звукоподражания, различие речевых и неречевых звуков (шум на улице, капли дождя), развитие дыхания, артикуляции. К 1 г. 6 мес. дети понимают смысл целых предложений с  часто повторяющимися событиями и явлениями, а также названия знакомых предметов и действий с ними. 

Словарный запас ребенка этого возраста состоит, главным образом, из существительных, а немногие глаголы звучат в повелительной форме: «на!», «дай!», «низя!» (нельзя), «ди!» (иди) и т. д. Наряду с неправильным артикулированием звуков отмечается упрощенное произношение слов, например, укорачивание или называние слога, чаще всего ударного или первого: «ко» или «моко» вместо «молоко».

До полутора лет фразовая речь у детей отсутствует, присутствует так называемый детский лепет. Малыш в речи использует слово-предложение или звукоподражание (например, ребенок просит у матери машинку звукоподражанием «би-би»). Такие слова-предложения или звукоподражания в зависимости от ситуации могут выражать разные значения и появляются у детей в один год и два месяца — один год и шесть месяцев. 

Тема: «Дикие животные»

Игра «В лесу»

Что развиваем: подвижность органов речи, умение выполнять простые инструкции, подражать взрослым.

Что необходимо: мягкие игрушки (лиса, волк), зеркало.

Как играть: рассмотрите с ребенком мягкие игрушки, предложите с ними поиграть. Проговаривая стихотворение, показывайте малышу необходимые движения. 

Побывали мы в лесу,

Повстречали там лису.

У лисы мордочка острая, длинная.

Вот такая...

(Вытянуть губы трубочкой и подержать их в таком положении несколько секунд).

Видели за елкой –

Пробегали волки.

Зарычал волчище,

Показал зубищи.

(Длительно произносить звук «Ы», для этого рот открыть, зубы оскалить, губы выдвинуть вперед рупором).

А потом клыками щёлк!

Чтобы знали, кто здесь волк.

(Наморщить нос, сделать оскал, а затем пощелкать зубами). 

Игра: «Театр зверей»

Что развиваем: общую моторику,  подражание действиям взрослого; расширяем пассивный словарный запас.

Что необходимо: заводные игрушки-животные (зайчик, медведь, лиса, волк; птичка).

Как играть:  играя с заводными игрушками, наблюдаем за поведением животных.

Обратите внимание ребенка на характерные движения зверей; учите малыша прыгать, как зайчик, ходить, как медведь, размахивать руками, как машет крылышками птичка, и т.д. 

Игра «Чудесный мешочек»

Что развиваем: тактильные ощущения, мелкую моторику;  расширяем пассивный словарный запас.

 Что необходимо:  3 игрушки, изображающие животных (средних размеров), изготовленные из разных материалов (например, резиновый заяц, мягкая игрушка медведь,  деревянный жираф), большой мешок для игрушек.

Как играть: рассмотреть с малышом несколько фигурок животных, ощупать их. На глазах у малыша сложить их в мешочек; предложить ребенку ощупать одну фигурку животного в мешочке, назвать и достать ее (можно заранее определить, кого малыш хочет достать или дать ему конкретное задание, например: «достань зайчика»). 

Игра «Как животных нам назвать?»

Что развиваем: умение выполнять движения в соответствии с ритмом текста; мелкую моторику.

Что необходимо:  ритмичная веселая музыка.

Как играть: взрослый показывает ребенку движения под музыку и интонированно проговаривает стихотворение, стимулируя малыша к подражанию действиям. 

Раз, два, три, четыре, пять,

Как животных нам назвать?

Мама и малыш шагают на месте.

С людьми они не знаются,

В лесу живут, скрываются.

Хлопают в ладоши.

По картинкам всяк их знает:

Складывают ладони в виде книжки.

Волк, лиса, медведь и заяц

Указательным пальцем правой руки загибают пальцы на левой руке.

Дом их – заросли густые.

Изображают крышу дома.

Они – дикие, лесные.

Изображают деревья, поднимая согнутые в локтях руки, растопырив на них пальцы. 

Игра «Кто внимательный?»

Что развиваем: остроту слуха, умение правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят.

Что необходимо: кукла, игрушечный мишка, машинка.

Как играть: ребенок сидит на расстоянии 2-3 м от взрослого, а на столе лежат игрушки. Взрослый предупреждает ребенка: «Сейчас я буду давать тебе задания, говорить буду шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы было слышно. Будь внимательней!» Затем говорит:

Возьми мишку и посади в машину.

Возьми мишку из машины.

Посади в машину куклу.

Покатай куклу в машине.

Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти команды. Задания нужно давать краткие и простые, а произносить их тихо, но очень четко. 

Игра «Зайка»

Что развиваем: общую моторику, сочетание  действий с текстом.

Как играть:  Взрослый стоит посередине комнаты и говорит:

Зайка серенький сидит

и ушами шевелит.

Вот так, вот так,

и ушами шевелит.

Затем подносит пальцы к голове, шевелит ими, поворачиваясь то вправо, то влево. Ребенок подражает действиям взрослого.

Зайке холодно сидеть,

надо лапочки погреть.

Вот так, вот так,

надо лапочки погреть.

Хлопать в ладоши.

Зайке холодно стоять,

надо зайке поскакать.

Вот так, вот так,

надо зайке поскакать!

Прыгаем на одном месте (руки на поясе).

Зайку волк испугал,

Взрослый рычит.

Зайка тут же убежал!

Ребенок убегает в другую комнату. 

Игра «За грибами»

Что развиваем: мелкую моторику пальцев рук, выполнение простых инструкций.

Как играть: ссядьте вместе с ребенком перед столом и, читая стишок, выполняйте необходимые движения пальчиками ребенка.

За грибами в лес пошли,

Много там грибов нашли.

Шагаем пальчиками

Встретили косого зайку,

Убежал от нас зазнайка.

Мишка ел в кустах малину

И отдал нам половину.

Дятел тукал — тук да тук.

Стучим кулачком.

Раздавался громкий стук. 

Игра «Следы»

Что развиваем: речь, музыкальность. Формируем положительный эмоциональный настрой, умение выполнять действия по речевой инструкции.

Как играть: взрослый произносит потешку, побуждая ребенка выполнять  вместе с ним движения.

Скачет зайка – скок-поскок,

Скок-поскок, скок-поскок!

А лисичка – топа-топ,

Топа-топ, топа-топ!

Ну, а мишка-топотун –

Топ-туп, топ-туп! 

Прохлопываем в ладоши ритм. 

Игра «Угадай, кто идет?»

Что развиваем: умение различать неречевые звуки, выбирать нужный, подкрепляя определенными действиями.

Что необходимо: картинки  с изображением медведя, волка, зайца, воробья.

Как играть:  рассмотрите с малышом картинки указанных выше животных; покажите, как они передвигаются. Каждый показ сопровождайте определенными звуками бубна: медведь – стучать медленно и громко; волк – быстро и громко; заяц – медленно и тихо; воробей – быстро-быстро. Когда ребенок запомнит движения и соответствующие звуки (начинать нужно с двух), попросить слушать звуки бубна и изображать нужного персонажа. 

Тема: «Осень».

Игра «Танец с листьями»

Что развиваем: умение подражать движению взрослого, накопление пассивного словаря, звукоподражаний.

Что необходимо: листья деревьев

Как играть:  взрослый рассказывает малышу об осени. Говорит о листочках, которые с ее приходом падают с деревьев. «А теперь мы листочки соберем и потанцуем с ними». Можно пропеть стишок как песенку и под него выполнять нужные действия вместе малышом.

Ветер, ветер, ветерок,

Малыш и мама кружатся,

Покружи ты наш листок,

подняв листок вверх.

Покружи, поверти

И на землю опусти.

Приседают.

Листья на земле лежат.

Малыш приседает.

Не найду никак ребят.

Прячет лицо за листок.

Где же спрятались ребятки?

Мама ходит, ищет ребенка.

Поиграю с ними в прятки!

Я кричу: «Ау! Ау! 

Мама ищет малыша.

Деточку свою зову!

Потерялась в лесу!

Мама качает головой.

«Где же моя деточка?»

Малыш встает, поднимает листочек вверх и кричит: «Я  тут!» 

Игра «Солнечный зайчик»

Что развиваем: двигательную активность, концентрацию внимания.

Что необходимо: зеркальце или фонарик (все, с помощью чего можно сделать солнечного зайчика).

 Как играть:  взрослый наводит солнечного зайчика на стену и говорит:

Солнечные зайчики

Играют на стене.

Помани их пальчиком,

Пусть бегут к тебе.

Затем по команде «ловите зайчика» ребенок бежит и пытается поймать ускользающего у него из рук зайчика. 

Игра «Осенний букет»

Что развиваем: умение выполнять движения вместе со взрослым.

Как играть:  сажаем ребенка рядом с собой и выполняем движения его пальчиками в соответствии с текстом.

Пошли пальчики гулять,

«Пробегаем» пальчиками по столу

Стали листья собирать:

по ноге от бедер к коленям.

Красный листик, желтый листик...   

Поочередно прикасаются подушечками пальцев, от указательного к большому.

А потом давай считать:

Один, два, три, четыре, пять!

Поочередно загибают пальцы на одной руке. 

Игра «Шумовой оркестр»

Что развиваем:  умение слышать и различать звуки, выполнять заданные инструкции.

Как играть: когда взрослый говорит: «Дождь!», дети звенят колокольчиками; на слово «Молния!» говорят: «Ш-ш-ш...»; когда педагог произносит: «Гром!», ребята громко топают ногами. При слове «тишина» все смолкает.

Взрослый говорит: «Дождик отдохнул, а теперь решил с нами поиграть. Как только дождик закончит свой стишок, убегай, а дождик будет тебя ловить».

Кто под дождик попадет,

Тот домой сейчас пойдет.

Выпрямитель для волос Читать статью
Коллекция Filigran от Röndell - филигранное исполнение любимых блюдЧитать статью
Паровая станция Читать статью
Масштабный форум «КРЕПКАЯ СЕМЬЯ – ВСЁ БЕРЕМЕННЫМ!», посвященный материнству и рождаемости, пройдет 4-5 апреля в МосквеЧитать статью
Банановое предназначениеЧитать статью
Олимпиада для школьников 2–6-х классовЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.