Поиск

Ломаем голову, или Головоломка пазл

22.07.2009
ЕГОРОВА Юлия
651

Игрушка под названием «пазл» вошла в нашу жизнь не так давно, примерно в середине прошлого века. И взрослые, и дети с удовольствием собирают целые картины из мелких деталей разной формы. И если для взрослых пазлы – отличный способ провести время и отвлечься от повседневных проблем, то для детей это не просто развлечение, а еще и развивающая игра.

Развивающая игра пазлы

Так как детские пазлы несут в себе особую, развивающую функцию, то и требования к ним предъявляются особые. Пазлы, предназначенные для детей дошкольного возраста, должны содержать небольшое количество деталей, чтобы собирание картинки не наскучило. Чем младше ребенок, тем крупнее должны быть детали пазла. Необходимо учитывать, что маленькие дети обязательно захотят попробовать игрушку «на зубок». Хорошо, если пазлы сделаны так, что разрезы не проходят через фигурки людей и животных. Пока абстрактное мышление у малышей не развито, подобную «разрезанность» они могут воспринять буквально и расстроиться. Обязательно обратите внимание на саму картинку. Цвета на ней должны быть яркими, а контуры четкими. Для самых маленьких выбирайте крупные рисунки.
Пазлы бывают следующих видов: разрезные картинки, картинки-вкладыши и собственно пазлы с количеством элементов от 5 до 3000.


Картинки в разрезе

Разрезные картинки предназначены для детей от 1,5 лет. В самом простом варианте – это крупное изображение предмета, разрезанное по прямой на две части. По мере освоения игры количество деталей может увеличиваться, а сами картинки усложняться. Для начала познакомьте ребенка с новой игрушкой. Предложите ребенку рассмотреть картинку, расскажите, что на ней изображено. Дайте ребенку потрогать картинку, проведите пальчиками по контуру. Сами разведите половинки пазла в стороны, затем соедините. Повторите несколько раз, пока ребенок не поймет принцип игры. Предложите малышу самому попробовать соединить две части картинки. Не беда, если с первого раза не получится. Будьте готовы к тому, что какое-то время (может даже и несколько месяцев) малышу будет доставлять огромное удовольствие не процесс составления картинки, а раскидывание деталей после того, как ее собрал взрослый. Порадуйтесь вместе тому, как здорово половинки картинок разлетаются по столу. Подобные забавы помогут ребенку уяснить понятия «часть» и «целое», развить необходимую координацию движений. Постепенно задания можно усложнять. Например, сначала просто разводите половинки картинки в стороны на небольшое расстояние, затем можно попробовать повернуть одну часть вверх ногами, поменять детали местами или смешать части нескольких картинок.

Пазл (от англ. jigsaw puzzle) – игра-головоломка, представляющая собой мозаику, которую требуется составить из множества фрагментов рисунка различной формы. Является одной из самых доступных игрушек, развивающих логическое мышление, внимание, память, воображение.


Знакомство с формами

Картинки-вкладыши представляют собой картинки с вырезанными частями разных размеров и форм. Задача игры – вернуть все детали на свои места. Для начала вкладыши должны иметь простую геометрическую форму (круг, квадрат), а изображения в них – симметричны (например, круг, а внутри него – луна, звездочка, ромашка). Помимо пространственного восприятия и воображения, координации движений, картинки-вкладыши помогут ребенку познакомиться с разнообразными геометрическими формами, освоить понятия «большой-маленький». Игру можно предлагать ребенку с 2 лет. Если ребенка игра не заинтересовала, попробуйте отложить ее на некоторое время, а затем предложите снова. Включите процесс собирания картинки в сказочный сюжет. Малышу будет гораздо интереснее помочь найти мишке горшочек с медом или вернуть ежику потерянное яблоко… Фантазируйте вместе!


И наконец…

Пазлы отличаются тем, что линии соединения деталей кривые. Ребенку необходимо не только учитывать, что изображено на детали, но и соотносить форму одной детали с формами соседних. Начинать собирать пазлы можно с 3–3,5 лет. Первые пазлы должны содержать 5–6 крупных элементов. При этом взрослый сам полностью собирает картинку, затем вынимает 1–2 детали и предлагает ребенку поставить их на место. Постепенно количество таких деталей увеличивается. После того как малыш сам легко находит место для нескольких деталей пазла, можно предложить ему самому собрать картинку. При этом взрослый должен находиться рядом, чтобы помочь в сложных ситуациях. Собирание пазла должно приносить ребенку удовлетворение. Необходимо создать все условия для того, чтобы ребенок в процессе игры находился в ситуации успеха.

По принципу пазла строятся различные игры с парными картинками. Ребенок должен найти связь между предметами и подобрать к каждой картинке пару в соответствии с этой связью. Если пара подобрана верно, то срез картинок совпадает, замочек закрывается. В игре развивается логическое мышление ребенка. Такие игры имеют разные уровни сложности. Выбрать ту или иную игру в соответствии с возрастом помогут указания на упаковке или инструкция.


Малышовая специфика

В основном все пазлы изготавливаются на основе твердого картона. Однако для малышей можно найти пазлы из дерева или пластика, и даже мягкие пазлы из вспененного полипропилена. Мягкие пазлы можно собирать не только на столе, но и на мокром кафеле в ванной во время купания.
Для детей 5–6 лет, уже знакомых с процессом собирания пазлов, можно предложить картинки с большим количеством элементов (от 30 до 250) или объемные пазлы-макеты.
Собирание объемного макета – занятие сложное, но увлекательное. Оно потребует от ребенка не только усидчивости, но и внимания. Каждый элемент такого пазла пронумерован. Его надо извлечь из листа и соединить по порядку с остальными, а результат сверить с изображением на упаковочной коробке.


Семейное чаепитиеЧитать статью
Выпрямитель для волос Читать статью
Коллекция Filigran от Röndell - филигранное исполнение любимых блюдЧитать статью
Паровая станция Читать статью
Масштабный форум «КРЕПКАЯ СЕМЬЯ – ВСЁ БЕРЕМЕННЫМ!», посвященный материнству и рождаемости, пройдет 4-5 апреля в МосквеЧитать статью
Банановое предназначениеЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.