Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Современная наука доказала, что двигательные импульсы рук влияют на формирование речевых зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка.
В ходе многочисленных исследований была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения в пальцах кисти. Потому что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи, так как рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.
Пальчиковые игры – это своего рода целенаправленная рефлекторная гимнастика для мозга, стимулирующая развитие его отдельных зон. Исходя из логики сторонников пальчиковых игр, чем чаще «тренировать» таким образом мозг, тем интенсивнее будет идти формирование его верхних отделов, отвечающих за речь и чтение.
Однако следует помнить, что развитие мозга идет поэтапно. Сначала созревают его нижние отделы, отвечающие за базовые функции: зрение, слух, движение, эмоции, пространственную координацию. И лишь когда они созреют, начинается активное развитие коры больших полушарий, где находятся зоны, ответственные за тонкие интеллектуальные функции: речь, абстрактное и творческое мышление, произвольную регуляцию.
Зная эту простую формулу, Вы можете помочь своему ребенку заговорить.
Занятия с детьми раннего возраста обязательно должны сопровождаться положительными эмоциями. Создать их на занятии не так ужи сложно. Всем хорошо известно, что дети очень любят музыку. Поэтому упражнения для развития мелкой моторики лучше сопровождать потешками и песенками. Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально эффективны для маленького ребенка. Кроме того, родители должны помнить: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, и обязательно хвалите ребенка.
Вот несколько игр на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как с группой детей, так и индивидуально.
-
Ребенок опускает руки в банку, заполненный каким-либо однородным наполнителем (песок, различные крупы, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя.
-
Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая линия. Разрешите ребенку самому нарисовать несколько линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.
-
Насыпаем в воздушный шарик различную крупу (горох, фасоль, манку, рис). И у нас получается такой своеобразный «пирожок». Катаем его в ладошках, сжимаем и разжимаем, тренируя силу пальчиков, надавливаем, расплющиваем в лепешку. Развиваем тактильную память, учим детей, на ощупь, определять с чем «пирожок».
«Тюшки-тю-тюшки.
Вареники – ватрушки.
Оладушки, блины.
Все на масле спечены.
На тарелку пришли»
-
Вашему малышу нравится пачкать руки в грязи или разрисовывать себя ручкой? Вы беспокоитесь, что у вас растет грязнуля? На самом деле у вашего ребенка проявляется первая тяга к художественному творчеству. Что надо делать? Оставив на юном художнике минимум одежды, вручите ему пальчиковые краски, а сами расстелите на полу (лучше всего на линолеуме или кафеле) ватман и предоставьте ему свободу для творчества.
Перед началом игры лучше «разогреть» пальчики ребенка легким массажем или упражнениями. Для начала мама сама должна выучить текст и движения, рассказать малышу о новой игре. Произносить текст нужно не торопясь, с паузами, выразительно, понижая-повышая голос, делая акцент на ключевых словах. Большое значение имеет соответствующая мимика взрослого. При неоднократном повторении уже известных слов малыш начнет подпевать маме.
Забавные простенькие стишки родители могут сочинять самостоятельно и сопровождать ими все движения пальцев ребенка. В возрасте до трех лет главным героем таких игр может быть сам детский пальчик. Например: «палец толстый и большой в сад за сливами пошел», «этот пальчик хочет спать, этот пальчик лег в кровать…». Начиная с трёх лет пальчики «становятся» поросятами, козлятами, рыбками и т.д.
В игре обязательно должен быть задействован каждый пальчик, и он должен двигаться не только вместе с другими, но и самостоятельно. Игры нужно подбирать таким образом, чтобы кисть малыша поочередно то сжималась, то раскрывалась. Симметричные и несимметричные движения рук следует чередовать.
-
Ну а как быть, если Ваш ребенок не любит пачкаться? Предложите ему порисовать в……. ванной! Нарисовали – смыли. Уверена, интерес и необычная обстановка подстегнет творческие способности малыша.
-
А если ребенок наотрез отказывается рисовать, можно поиграть в пальчиковые куклы. Они бывают тряпичные, вязаные, деревянные, бумажные. Можно купить готовые куклы или сделать их самостоятельно. Пальчиковую куклу надеваются на один палец, поэтому в домашних условиях ее можно сделать из старой перчатки, отрезав пальчики, сделав из ниток «волосы», пришив «глазки» из пуговиц или бисера. Сначала мама показывает на собственном пальце, как двигается кукла, потом надевает ее на детский пальчик, и, манипулируя его ручкой, изображает движение игрушки, пока он не научится делать это самостоятельно.
Пальчиковые куклы могут легко поместиться в кармане или в сумке, ими легко будет развеселить ребенка в дороге, на прогулке; скрасить время ожидания в очереди к врачу или в общественном транспорте. Дома для игр с пальчиковыми играми можно использовать любую импровизированную ширму – край стола, дверцу шкафа, спинку стула или кресла. С малышами можно разыграть стихи или потешки, дети постарше могут сами исполнить роль какого-нибудь героя в сказке.
Главное условие - наличие фантазии у мамы. И понимание важности этого процесса для будущего ее малыша.
И в заключении:
-
Научиться пальчиковым играм по книжкам сложно. Проконсультируйтесь у инструктора в детском развивающем центре или попросите показать, как играть, более опытную маму.
-
Дети лучше осваивают пальчиковые игры в группе раннего развития. Если у вас есть возможность, хотя бы изредка посещайте с крохой такие занятия.
-
Не ждите, что ребенок сразу же начнет точно повторять все движения. Этот процесс может занять не один месяц.
-
Занимайтесь только тогда, когда малыш в хорошем настроении, всегда прекращайте игру раньше, чем кроха начнет уставать. В среднем занятие должно занимать не более 1–3 минут.
Родители! Пусть Вас не пугают рассыпанные по полу крупа и макароны, разрисованная ванная или испачканная занавеска. Уборку ведь тоже можно превратить в упражнение для вашего крохи. Главное – набраться терпения! И оно обязательно принесет результат!
Детский психолог, педагог раннего развития
Перевалова Анастасия Юрьевна
детский клуб «Пампа Грин»