Я еще не проснулась, но уже
чувствую: опять он рядом, теснит меня к самой стенке и отнимает одеяло.
— Кто это лежит на моей постели?
— Это я, тигр.
— Как «тигр»? Вчера же ты был
гусенком.
— Давай сегодня я буду тигром, а
ты — моей мамой-тигрицей.
«Ладно, — думаю я, — тигр — не
червяк. Хоть ползать не придется». И соглашаюсь...
Кем мы только не были за эту
зиму! Поросятами, воробышками, цыплятами, медведями, лисами, собаками и даже
жабами. А началось все с простой игры в зайчика (из книжки «Подвижные игры с
детьми...»), которую наш сын полюбил сразу и надолго.
Хотите тоже поиграть? Тогда
объясните вашему малышу, что он теперь будет зайчиком, а вы — зайцем-папой или
зайчихой-мамой.
Ваша задача — помочь зайчику
стать ловким, развивать у него чувство ритма и быстроту реакции.
Поставьте недалеко от стены
большой стул — это будет вход в заячью норку. (Если играют несколько детей,
принесите по стулу для каждого.) Зайчик, стараясь не задевать за ножки стула,
залезает в норку и садится там на корточки. Вы зовете его погулять на полянку.
Теперь он должен так же осторожно вылезти из норы, прискакать к вам и сесть
рядышком. Большой заяц поднимает руки вверх, шевелит кистями и читает такой
стишок:
Зайчик серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит...
Когда зайчонок тоже пошевелит
«ушками», читайте новый стишок:
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп,
Надо лапочки погреть.
Здесь, как вы сами понимаете,
нужно посильнее хлопать в ладоши. А потом:
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок-скок, скок-скок,
Надо зайке поскакать.
Малыш еще прыгает, а вы уже
хватаете какого-нибудь плюшевого медведя, собаку или волка и говорите:
Мишка (песик и т.д.) зайку
испугал,
Зайка в норку ускакал.
После чего зайчонок должен
скорее скакать к стулу и опять залезать в свою нору.
В зайцев хорошо играть и на
улице: защита от мороза обеспечена. Но тогда норку надо будет заменить
какими-нибудь кустами или любым подходящим сооружением на детской площадке.
В дни игры в зайцев мы обычно
перечитываем книжки, где они упоминаются, прыгаем по дому, достаем всех наших
игрушечных зайчиков и вместе с ними грызем морковку.
Другая наша любимая игра —
«Воробышки и кот». Для нее нужны низенькие скамеечки или какие-нибудь ящики не
выше 15 сантиметров, с такой высоты ребенок должен научиться мягко спрыгивать
на обе ноги (заметьте: дело нелегкое).
Мы с сыном (воробышки) встаем на
маленькие стульчики (садимся на «крышу») и начинаем чирикать. Игрушечный кот
«спит» в другом конце комнаты. Я зову
второго воробышка: «Кот уснул. Давай полетаем». Когда он спрыгивает с «крыши»,
мы начинаем бегать и махать руками-«крыльями».
Теперь я превращаюсь в кота,
беру игрушку и пытаюсь поймать воробышка. Его можно ловить только, пока он
летает по комнате. Как только воробей залетит на крышу, коту остается махнуть
лапой и опять отправляться спать.
Ловить воробьев может не только
кот. Мой сын, например, предпочитает играть в воробышков и автомобиль. Ему
больше нравится спасаться не от кота, а от большого игрушечного «джипа».
Если вы будете играть в
воробышков на улице, замените «крышу» на «гнезда». Нарисуйте на земле (снегу,
асфальте и т.д.) круги, и пусть ваш ребенок учится выпрыгивать из такого
круглого «гнездышка», не задевая начерченной границы. Это тоже дается не сразу.
В тот день, когда мы становимся
лисой и лисенком, мы играем в игру «Пройди и не сбей». Я ставлю в ряд несколько
предметов (кегли, пирамидки, пластиковые бутылки и т.д.) на расстоянии 0,5—1
метр один от другого. Это — елочки в лесу. В конце ряда хитрая лиса спрятала
сыр. Чтобы добраться до сыра, лисенку надо пройти через лес «змейкой», огибая
все елочки и не задевая за них. Если ни одна игрушка не задета, лисенок может
съесть свою «добычу».
Когда мы играем в медведей, мы
не только грозно ревем и переваливаемся с ноги на ногу, но учимся ходить на
четвереньках «по-медвежьи» — опираясь на ступни ног и на ладони (игра «Пройди,
как мишка»). На входе в берлогу (под стол) на высоте около 50 сантиметров я
натягиваю веревочку. И входить в дом медвежонок должен только на четырех лапах,
не задевая попкой за веревку-притолоку.
Какое бы животное вы ни
изображали, советую поиграть с ребенком
в зеркало — игру на развитие внимательности. Вы будете делать разные движения,
а сын или дочка пусть попробуют повторить их, как будто они — зеркало. Начинать
игру нужно с легких движений (поднять руку, покачать головой и т.д.), чтобы
малыш чувствовал, что он легко сможет сделать то же самое. Со временем надо
усложнять действия и увеличивать темп игры. Можно прибавить к движениям и
звуки. К примеру, вы изображаете кошачье семейство. Мама-кошка потягивается,
подпрыгивает, чешет свою лапку и просит котенка повторить ее второе действие.
Потом она делает еще что-нибудь и спрашивает котенка, помнит ли он ее самое
первое движение.
В зеркало можно играть и дома, и
во дворе. Как и в игру «Кто я?», развивающую творческие способности и образное
мышление. Для нее тоже не требуется никаких подручных средств — только ваша
выдумка и фантазия.
Вы в меру своих актерских
дарований должны изобразить любое животное, человека или какой-нибудь предмет —
чайник, автомобиль, паровоз, а ребенок пусть попробует отгадать, кого вы
загадали. Что и как изображать, зависит от возраста и от житейского опыта
маленького человека. Со временем изображать сможет он сам, а отгадывать тогда
придется вам.
У вас дома наверняка есть книжки
о животных (например, номера «Няни» с «Лесной азбукой» В.Зотова). Звери и птицы
часто становятся героями литературных произведений, народных сказок и стихов.
Попробуйте и вы вместе с детьми побывать в чьей-нибудь шкуре. Убедитесь, что
быть мышкой или, скажем, пингвином — очень интересное занятие.
В первое время лучше играть в
зверей, которые вам больше знакомы, чтобы вы знали, что можно рассказать о них
ребенку. Ну а чем дальше в лес, тем диковиннее зверь...
Например, если утром в моей
кровати оказывается жираф, я уже не теряюсь. Даже если ничего не знаю о
жирафах. Пока готовится завтрак, достаю «Иллюстрированную энциклопедию
животных» В.Я.Станека и изучаю то, что там написано об этом представителе
животного мира. Потом мы с сыном берем книгу Рольфа Кауки «Медвежонок Миша.
Узнаем зверей» (что-то вроде энциклопедии для детей) и находим жирафов там.
Пока он разглядывает картинку, я вслух читаю текст и заодно рассказываю все, что
успела о жирафе узнать.
Мой сын не любит зелень. Но
поскольку все жирафы едят листья, он
вместе со своим «братиком» (резиновым жирафом) с удовольствием жует петрушку.
Потом мы одеваем что-нибудь пятнистое и идем гулять, гордо вытягивая шеи и
вспоминая стишок С.Маршака:
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста.
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок.
Так, играя в зверей, мы выучили
уже не одно стихотворение...
Психологи считают, что дети,
выросшие в одном доме с животными, становятся добрыми и отзывчивыми людьми. И
ребенок, сам «побывавший в звериной шкуре», наверняка тоже вырастет чутким и
добрым человеком. Если у вас дома нет ни кошек, ни собак, почаще играйте со
своими детьми в животных, ходите к зверям в гости в зоопарк, в цирк — в любое
место, где можно с ними встретиться.