Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Приключения Пенрода и его друзей

Приключения Пенрода и его друзей

Издательство: Астрель

Автор: Таркингтон Бут

296 руб.

Афиша
14.04.2017
Гадкий утенок

Детский музыкальный театр имени Наталии Сац

подробнее...
13.04.2017
Повелитель мух

21 апреля в Театре Наталии Сац

подробнее...
30.03.2017
«Картонные сказки»

Уникальный развивающий театральный проект для детей от 5 ...

подробнее...
22.03.2017
Шерлок Холмс

26 марта на малой сцене театра Сац.

подробнее...
15.03.2017
Развивающий сериал "Расти-механик"

Новый сериал расскажет дошкольникам и их родителям о ...

подробнее...
09.03.2017
Лицензионное соглашение с Nickelodeon Viacom Consumer Products

Лицензионное подразделение международного холдинга VIMN в России Nickelodeon ...

подробнее...
21.02.2017
«Легенды затерянного храма»

В праздничные февральские выходные телеканал Nickelodeon порадует зрителей ...

подробнее...
06.02.2017
«Фильма о любви, снятого собаками»

3 февраля состоялась премьера короткометражного  «Фильма о любви, ...

подробнее...
12.04.2017
Семейный финансовый фестиваль «PRO ДЕНЬГИ»

22 апреля 2017 года в Москве пройдет  первый ...

подробнее...
07.04.2017
Детские развлечения и мастер-классы

Теперь, пока родители наслаждаются воскресным бранчем, дети могут ...

подробнее...
28.03.2017
У АндерСона большие планы на каникулы

Ура, каникулы! Прогулки, веселье, беспечность! Сеть семейных кафе ...

подробнее...
01.03.2017
Интерактивная квест-игра «Приходи скорей, весна!»

Чудесное путешествие для младших школьников с историями о ...

подробнее...
20.04.2017
Библионочь не в библиотеке. 8 самых необычных мест для чтения

Близится главное литературное событие года – в ночь ...

подробнее...
12.04.2017
Благотворительная выставка "Домой"

22 и 23 апреля на территории Московского завода ...

подробнее...
10.03.2017
Выставка "Домой"

Фонд помощи животным «Дарящие надежду» и бренд кормов ...

подробнее...

Занятия по системе Марии Монтессори

07.10.2008

    Мария Монтессори - выдающийся итальянский педагог-психолог. Еще в начале XX века она создала педагогическую систему, равной которой в мировой практике нет до сих пор. К концу века в мире насчитывались тысячи школ последователей Монтессори. Смысл системы в том, чтобы подвигнуть ребенка реализовать свою индивидуальность, найти свой уникальный путь. Мария Монтессори наблюдала за детьми в свободной, непринужденной обстановке; не тестируя их, она определяла базисные потребности каждого в самых разнообразных сферах: в стремлении к любви, уважению, в интересе к окружающему миру, во вкусовых предпочтениях.

     По мнению Монтессори, в процессе развития ребенка можно выделить определенные этапы.

     Первый этап – от рождения до шести лет. В этот период ребенок обладает "впитывающим" сознанием, почти исчезнувшим у взрослых. Дети учатся узнавать окружающий мир, понимать и приспосабливаться к нему. Происходит формирование основ их интеллекта, создаются некие прообразы будущего религиозного чувства, национального и социального самосознания.
     К году малыши умеют различать людей и окружающие их предметы. Маме нужно только показать способ манипуляции с ними. В этот период ребенок сам формирует основу своего интеллекта. "Природа словно сохраняет каждого малыша от воздействия человеческого знания, отдавая предпочтение тому внутреннему наставнику, что руководит им", – пишет Мария Монтессори. Достигнутые успехи так велики, что в три года ребенка уже можно признать сформировавшимся человеком. Обучение в этом возрасте – естественный процесс, стихийно развивающийся в человеке не в результате объяснения старших, а на основе собственного опыта. Стало быть, задача воспитателя – не объяснять изучаемый материал, а сформировать у ребенка серию мотивировок культурной деятельности в специально подготовленной обстановке.
     Несмотря на разнообразие своих проявлений, тип умственной деятельности в период от рождения до 6 лет остается единым. Этому возрасту свойственна глубокая трансформация личности, и в 6 лет ребенок становится настолько разумным, что уже готов к обучению в школе.

    Абсорбирующий разум или второй этап – от шести до двенадцати лет – характеризуется р азвитием без резких качественных изменений. Только физический рост весьма очевиден, а с точки зрения психики это период спокойный, безмятежный и устойчивый. Он наиболее благоприятен для усвоения основополагающих категорий культуры, так как в этом возрасте ребенок способен нести требуемую школой умственную нагрузку: он понимает то, что говорит учитель, и у него хватает усидчивости, чтобы выслушивать и усваивать.

     Третий период – от двенадцати до восемнадцати лет – своими бурными трансформациями напоминает первый этап. Физическое развитие достигает зрелости, складывается новый тип психики. После восемнадцати лет человек может считаться полностью подготовленным к жизни.
     Но готов ли он? И почему столько дипломированных молодых людей не способны работать по специальности?
     Мария Монтессори и многие психологи вслед за ней изучали эту проблему и пришли к выводу, что наиболее важный отрезок жизни приходится не на студенческие годы, а скорее на первый период, от рождения до шести лет, поскольку именно тогда формируется человеческая индивидуальность.
     У ребенка впечатления не только проникают в сознание, но и формируют его. При помощи того, что его окружает, ребенок создает собственную "умственную плоть". Монтессори назвала это "абсорбирующим разумом", когда впечатления как бы сливаются с человеком.
     Так, в беззаботной жизни, прыгая и играя, малыш выучивает язык во всех его грамматических тонкостях. Гуляя, не прикладывая никаких усилий, он познает самые разные вещи и надежно удерживает в памяти полученные знания. Окруженный любовью и радостью, узнает обо всем непреднамеренно, постепенно переходя от неосознанности к осознанию.

     Движения – вот еще одно из чудесных достижений ребенка. Овладевает он ими в соответствии с особенностями конкретного периода его развития. К моменту, когда малыш начинает двигаться, его "абсорбирующий разум" уже создает собственную среду, подчиненную неосознанному психическому развитию. И совершая первые движения, он это неосознанное превращает в сознательное. Трехлетний ребенок играет всегда с каким-нибудь предметом. Это означает, что с помощью рук он вводит в свое сознание то, что его разум уже успел впитать в себя прежде. В процессе этого труда ребенок делает себя "сознательным", творит из себя Человека. Задача взрослых состоит не в том, чтобы обучать, но чтобы помогать ребенку в его работе над своим развитием.

     Понимание приходит с опытом
    
Большая часть материалов посвящена "космическому воспитанию ребенка", то есть развитию его самосознания. Мария Монтессори на основании своего многолетнего опыта создала комплекс упражнений с дидактическим материалом, способствующим развитию органов чувств, речи и письма, освоению навыков практической жизни.

     Вашему вниманию несколько упражнений для занятий по системе Марии Монтессори.

     Упражнение 1.
     ПОДБОР ЦИФР
     Возраст – 3–5 лет.
     Цель упражнения: Упражнения в различении цифр.
    
Материал: Две продолговатые карты, на которых наклеены длинные кармашки, на каждой по пять кармашков. В кармашки вкладывется набор цифр от 1 до 10, сделанные из картона или пластика. Каждой цифры по 4–5 штук.
     Описание работы: Ребенок кладет перед собой обе карты с кармашками так, чтобы в верхнем кармашке оказались все единицы, во втором кармашке – двойки и т.д.
    

     Комментарий: Работа с материалом служит закреплению знания ребенком начертания цифр. Это основной материал, по которому учитель может легко определить эти знания у малыша. Кроме того, ребенок тренируется в упорядочивании, систематизации цифр, что тоже является немаловажным для развития математического знания.

    
     Упражнение 2.
     ПИСЬМО НА МАНКЕ
     Возраст – 4–5 лет.
    
Цель упражнения: Подготовка ребенка к письму. Утончение мелкой моторики.
     Материал: Набор табличек с шершавыми буквами. Плоский поднос с насыпанной на него манной крупой, тонкая палочка или деревянная спица.
    

     Описание работы: Ребенок ставит перед собой поднос с материалом. Он начинает работу с обведения двумя пальцами шершавой буквы на дощечке. Затем он делает этими пальцами то же движение, только на подносе с манкой. Сквозь манку проглянет изображение буквы. Его можно повторить еще и еще раз, встряхивая манку после каждого написания.
     То же самое упражнение можно проделать с помощью палочки, обведя ею сначала шершавую букву, а потом проведя очертания буквы по манке.
    

     Комментарий: Упражнение обычно нравится детям. Они и без специального материала с удовольствием пишут буквы пальцем в песочнице, прутиком по земле. Рука еще и еще раз имеет возможность тренировки координации движений и уточнения мелкой моторики. Все лучше впитывает ребенок символьное обозначение звуков, образы букв.

    
     Упражнение 3.
     КНИЖКА С КАРТИНКОЙ
     И СЛОВОМ
     Возраст – 4 года.
    
Цель упражнения: Ребенок сопоставляет картинку и слово. Интуитивное чтение с попыткой осмысления прочитанного в книге.
     Материал: Книжка, в которой на одной странице нарисован предмет, а на другой – словом написано его название. Книжечка может быть не одна, но все они розового цвета. Слова в них простые, как и во всей серии, и лучше, если собраны в группы: «фрукты», «овощи», «цветы» и т.д.
     Описание работы: Ребенок берет книжку, прочитывает слово на каждой странице и сопоставляет его с картинкой. Он впервые осознает, что читает настоящую книжку, и ему дается это легко.
    

     Комментарий: Безусловно, первая книжка малыша очень примитивна. Картинка – слово. Он уже не раз «читал» так, работая с другим материалом. Но здесь случай особый – здесь держит в руках настоящую книжку, листает настоящие страницы и делает это с завидной легкостью. Чтение как бы само входит в жизнь ребенка, без насилия и увещеваний со стороны взрослого.

     Упражнение 4.
     УЗНАЙ БУКВУ
     Возраст – 4–5 лет.
    
Цель упражнения: Уточнение тактильного чувства. Соотнесение тактильного образа со зрительным и акустическим. Подготовка к письму.
     Материал: Картонные таблички (дощечки) с наклеенными на них шершавыми буквами. Шрифт письменный. Платок для завязывания глаз.
     Описание работы: Ребенок кладет перед собой несколько табличек и завязывает платком глаза. Ощупывая шершавые буквы на табличках, он пытается угадать, как они называются. Контроль осуществляет кто-то из детей или воспитатель.
    

     Комментарий: Упражнение неоднократно описано в книгах М.Монтессори. Дети с удовольствием ощупывают буквы и называют их. Для лучшей тактильной чувствительности они могут согреть пальцы в теплой воде или потереть щеточкой. Узнавание шершавых букв – немаловажное упражнение в ходе подготовки ребенка к письму: закрывая глаза, ребенок обостряет и утончает тактильное чувство. Через чувства он делает еще один шаг к работе разума, создавая образ, символ, знак кончиками пальцев.