Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Лиса и гуси

Лиса и гуси

Издательство: Адонис

Автор: Ушинский Константин Дмитриевич

17 руб.

Афиша
23.10.2017
БРОНЕБОТ: БОИ РОБОТОВ. Новый сезон.

В этом году школьные каникулы начинаются с Бронебота ...

подробнее...
20.10.2017
Путешествия Незнайки

Детский музыкальный театр имени Наталии Сац представляет мюзикл ...

подробнее...
20.10.2017
«Гадкий утенок»

Умная, добрая, трогательная, красивая… Такой должна быть настоящая ...

подробнее...
18.10.2017
Детское новогоднее представление Фикси-шоу «Спасатели времени»

Фикси-шоу «Спасатели времени»  – масштабная премьера с участием ...

подробнее...
06.09.2017
Тайна Коко

«Мы стоим на плечах своих предшественников», – говорит ...

подробнее...
08.06.2017
«Чудище Бансен» - уморительная премьера на Nickelodeon Россия

Комедийный мультфильм о настоящей дружбе и увлекательных приключениях ...

подробнее...
15.03.2017
Развивающий сериал "Расти-механик"

Новый сериал расскажет дошкольникам и их родителям о ...

подробнее...
09.03.2017
Лицензионное соглашение с Nickelodeon Viacom Consumer Products

Лицензионное подразделение международного холдинга VIMN в России Nickelodeon ...

подробнее...
22.09.2017
Большой PLAY-DOH Сфинкс в ЦДХ на Крымском валу

Как бы выглядел известный объект мирового культурного наследия, ...

подробнее...
29.08.2017
Приходи на праздник LEGO® NINJAGO® и стань ниндзя!

9 и 10 сентябряь  в День города Москвы ...

подробнее...
25.10.2017
Фестиваль детской книги

С 28 до 30 октября все книголюбы приглашаются ...

подробнее...
09.10.2017
Всероссийская выставка-ярмарка BABY-LIFE-EXPO 2017

27-29 октября в Москве пройдёт Всероссийская выставка-ярмарка  BABY-LIFE-EXPO ...

подробнее...
20.09.2017
Музей Восстания Машин

30 сентября. На площади 750 м 2 в ...

подробнее...
16.08.2017
День Подарка пройдет в парке «Красная Пресня»

26 августа в парке «Красная Пресня» состоится «День ...

подробнее...

Малыш и время: семь дней, двенадцать месяцев и сто лет ...

07.10.2008

Начинать знакомить ребенка с понятиями времени можно, когда тому исполнится 2-2,5 года.


Удивительно, но я хорошо это помню. Удивительно потому, что мне было тогда года три. Мама предложила мне: «Давай поиграем». Что само по себе было уже знаменательным событием, ведь у нее — работающей — всегда не хватало времени и сил, и играли со мной в основном дедушка с бабушкой. Иногда — папа. Конечно, я с радостью согласилась. Тогда мама взяла лист бумаги, карандаш и начала на нем что-то рисовать. Круг, циферки, стрелочки: «Ну, что это?» «Часы!» — радостно закричала я, думая, что это и есть игра. «Правильно, — сказала мама. — А ты умеешь определять по ним время?» Нет, такого я не умела. И на хитрый механизм обращала внимание лишь тогда, когда мне, допустим, говорили: «Папа придет в восемь. Когда маленькая толстая стрелочка будет здесь, а длинная и тонкая — тут». Тогда я начинала неотрывно следить за упрямыми медлительными стрелками. Вначале, конечно, я пыталась их перехитрить и слегка «подгоняла» бег времени, переводя то часовую стрелочку, то минутную, а то и обе сразу. Но, поняв бесплодность своих ухищрений, научилась безропотно ждать назначенного часа. Хотя безропотно — это, пожалуй, громко сказано. Естественно, как и большинство детей, я ныла и канючила: «Да-а, а чего оно так медленно тянется?! Ну-у, это нечестно: стрелки совсем не двигаются!»
        Прошлое, настоящее, будущее
        Начинать знакомить ребенка с понятиями времени можно, когда тому исполнится 2-2,5 года. Это, конечно, не означает, что малыш в таком возрасте должен уметь свободно определять, который час. Пока достаточно просто научить его ориентироваться в таких понятиях, как «сейчас», «потом» и «раньше». Для этого не нужно никаких особых приспособлений или научных методов. Просто не уставайте повторять вашей крохе: «Что мы сейчас делаем? Мы с тобой собираемся на прогулку. А что будет потом? Потом мы вернемся домой, приготовим еду и пообедаем. А что мы делали раньше, до того как начали собираться на прогулку? Мы играли в кубики». Комментируйте все действия — свои, малыша, остальных членов семьи, обязательно подчеркивая, к какому времени они относятся.
        Кроме устных примеров, можно использовать наглядные картинки, показывающие какой-нибудь процесс. Например, рост репки. Сперва дед ее посадил, потом она стала расти, потом выросла большая-пребольшая, а уже потом ее стали вытаскивать. Или посадили люди зерна, затем из них выросли колосья, потом их скосили, перемололи на муку, а из этой муки бабка сделала тесто, а из теста испекла колобок, а уж затем колобок от нее убежал. Замечательным пособием могут стать и фотографии самого малыша и его родителей. «Когда ты только родился, ты был вот таким. Видишь, какой крохотный? Потом ты немного подрос и стал вот таким — здесь тебе уже полгода, ты умеешь сидеть. Потом ты научился ползать. Потом — стоять. Вот это — твой первый день рождения. А вот это — второй. Видишь, как ты вырос. А сейчас ты уже вот какой. А потом еще немного подрастешь и станешь таким. А потом пойдешь в школу и будешь вот так сидеть за партой. А еще позже станешь вон каким. А уже потом — совсем взрослым, как твой папа сейчас».
        Важно, чтобы не только вы рассказывали маленькому человечку, но и он вам. Просите его пересказывать услышанные сказки, увиденные мультфильмы, описывать прожитый день, следя за тем, чтобы он не путал порядок действий: «Значит, сперва Чебурашка встретился с Геной? А что он делал до этого? Понятно. А когда появилась старуха Шапокляк?»
        
        День, ночь — сутки прочь
        После этого приходит черед изучить, что такое утро, день, вечер, ночь. Эти понятия легко закрепить в игре. «Давай поиграем, как будто сейчас утро. Что ты делаешь утром? Правильно, просыпаешься и идешь умываться. А что мы делаем днем? Гуляем. А еще? Играем. Обедаем. Вот так. Молодец! А что бывает вечером? Приходит папа, правильно. И что мы делаем все вместе?.. Конечно, ужинаем! А ночью? Ночью мы все спим, вот так: баю-бай». Точно так же можно играть и с любимыми игрушками крохи, укладывая спать плюшевого мишку, потому что как будто настала ночь, и водить кукол друг к другу в гости, так как сейчас понарошку день.
        А еще можно нарисовать четыре картинки, на которых будет изображено разное время суток. Или сфотографировать один и тот же вид из окна — утром, днем, вечером и, если получится, ночью. Дайте эти картинки и фотографии ребенку и попросите рассказать, какое время где изображено и почему. Когда он справится с этим заданием, предложите ему разложить картинки по порядку: утро, день, вечер, ночь.
        Когда этот этап будет пройден, настанет время переходить к освоению понятий «вчера», «сегодня», «завтра».
        Точно так же, как и понятия «утро», «день», «вечер», «ночь», ваш малыш выучит и названия времен года. Помимо собственных рисунков, для наглядности ему можно предложить и фотографии из любого календаря с видами природы.
        Если крохе еще трудно понимать и запоминать ваши объяснения — ничего страшного. Не торопите его, не раздражайтесь.
        Человечку, знающему все времена суток, пора объяснить, что же такое сутки и почему в разговоре мы иногда называем их просто «день». Вслед за этим самое время запомнить, сколько дней в неделе, как они называются и в каком порядке идут друг за другом. А знатоку времен года уже можно предложить выучить названия месяцев — тут вам, конечно, снова пригодится календарь. И — сказка «Двенадцать месяцев», позволяющая сделать это обучение интересным и увлекательным.
        Конечно, подобное возможно, только если ваш ребенок уже знает цифры и умеет считать. А значит, готов учиться определять время по часам. Для этого вам понадобятся специальные учебные часы. Главное, чтобы они были достаточно большими и привлекательными, а также — чтобы на них непременно присутствовали свободно двигающиеся стрелки, цифры и деления.
        Далее объясняйте в следующем порядке: как двигаются стрелки, какая стрелка часовая, а какая — минутная, какая из них длиннее, а какая — короче, какая показывает часы, какая — минуты, как располагаются стрелки, указывая точное время (ровно час, два, три), как располагаются стрелки, указывая половину того или иного часа (полпервого, полвторого).
        После расскажите: что в сутках двадцать четыре часа, что бывает так называемое дневное время и ночное (вечернее), что тринадцать часов и час дня — одно и то же, но в разговоре обычно говорят «час дня»;
        Потренируйтесь с ребенком по-разному называть два, семь, десять вечера, семнадцать часов, двадцать три часа, ноль часов, восемнадцать часов тридцать минут и т. д.
        Объясните, что: в каждом часе шестьдесят минут, что деления на циферблате обозначают минуты, что от одного деления до другого — пять минут (если на ваших часах нет еще меньших делений, по одному на каждую минуту);
        Поставьте стрелки в различные положения, уча малыша определять, что такое «два часа пять минут», «семь часов пятнадцать минут», «один час десять минут».
        Расскажите, что полчаса и тридцать ми-нут — это одно и то же, если минутная стрелка не дошла до цифры шесть, то есть до получасовой отметки, говорят: столько-то минут такого-то (пять минут шестого, двадцать пять минут третьего). Это то же самое, что и столько-то часов столько-то минут (пять часов пять минут, два часа двадцать пять минут), если минутная стрелка перешла цифру шесть (получасовую отметку), принято говорить: без стольких-то минут столько-то (без десяти минут семь — шесть часов пятьдесят минут, без пятнадцати час — двенадцать часов сорок пять минут), пятнадцать минут часто называют четвертью, потому что это ровно одна четвертая часть часа (60:15=4). Можно говорить три часа пятнадцать минут, или пятнадцать минут четвертого, или четверть четвертого. То же самое по поводу без пятнадцати и без четверти.
        
        Делу — время, потехе — час
        Для закрепления полученных знаний предложите ребенку различные задания: ставить на часах указанное вами время, определять, который час показывают поставленные вами стрелки, самому выставлять время по своему заданию и называть его вам. Отличным способом для усвоения новой информации будет составленное с вашей помощью расписание. Возьмите достаточно большой кусок картона и вместе с малышом напишите на нем в столбик примерное время, когда он встает, умывается, завтракает, идет гулять, смотрит телевизор — и так далее. Если малыш еще не умеет читать, рядом с цифрами нарисуйте смешные картинки: человечек стоит на кровати — подъем, человечек идет через дорогу — прогулка, человечек и тарелка, человечек под душем, человечек лежит на кровати. Точно так же можно сделать картонный круг или цветик-семицветик с днями недели и движущуюся стрелочку, которая будет показывать, какой сегодня день. Разместите все эти приспособления в комнате ребенка на самом видном месте и старайтесь время от времени напоминать ему о них: «А какой сегодня день недели? А какой был вчера? А что будет через два дня? А что у нас сейчас по расписанию? А потом?» Кроме того, не забудьте рядом с цветиком-семицветиком и расписанием повесить симпатичный перекидной календарь, дающий юному исследователю возможность повторять названия месяцев. И конечно же человечек, покоривший время, вполне заслужил право на собственные часы: или наручные, или настольные, или настенные. Пусть выбирает ребенок.
        


Загрузка...
-->