Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Деревянный хлеб

Деревянный хлеб

Издательство: Астрель

Автор: Иванов А. А.

162 руб.

Афиша
14.02.2017
«Память сердца»

22 февраля в 18.00 на Малой сцене Детского ...

подробнее...
14.02.2017
Опера-сказка "Морозко"

25 февраля в 12:00 в Детском музыкальном театре ...

подробнее...
31.01.2017
Мюзикл "Пеппи Длинныйчулок" 6+

04 марта 2017  (12.00),  05 марта 2017  (12.00 ...

подробнее...
21.02.2017
«Легенды затерянного храма»

В праздничные февральские выходные телеканал Nickelodeon порадует зрителей ...

подробнее...
06.02.2017
«Фильма о любви, снятого собаками»

3 февраля состоялась премьера короткометражного  «Фильма о любви, ...

подробнее...
13.01.2017
Самые странные няни в истории кино

Кому, как не няням, знать, насколько иногда бывает ...

подробнее...
20.12.2016
Что посмотреть всей семьей на каникулах?

Совместно с онлайн-кинотеатром Okko, мы выбрали семь беспроигрышных ...

подробнее...
17.02.2017
Праздник LEGO® «Это наш день!»

4 и 5 марта  компания  LEGO®  устроит большой  ...

подробнее...
16.02.2017
Провожаем зиму в семейном кафе АндерСон

Совсем скоро наступит долгожданная весна, а пока пришло ...

подробнее...
07.02.2017
В семейном кафе АндерСон выберут лучшего «Папу года»

Внимание всем счастливым семействам: в честь Дня защитника ...

подробнее...
28.11.2016
Музей автомобильных историй

Торжественная церемония открытия «Музея автомобильных историй» состоялась в ...

подробнее...
22.11.2016
Открылся Музей хоккея

С декабря 2016 года Музей хоккея в Парке ...

подробнее...

Беседы о вечном

07.10.2008

Вопросы о Боге, вере почти всегда возникают у малышей.


Вопросы о Боге, вере почти всегда возникают у малышей. Даже трех-четырех- летние карапузы любят «копать глубоко» и, как следствие, частенько ставят в тупик неготовых к достойным ответам родителей. Действительно, тема непростая и крайне деликатная. Россия всегда была страной православной, и традицию эту не удалось искоренить за долгие годы гонения на церковь. И сегодня родители крестят детей, стараются по мере возможности и сил бывать на службах — хотя бы в праздники, причащать малышей. Но кроха подрастает и требует, порой настойчиво, словесных объяснений, так формулируя проблему, что не каждый философ-богослов сможет дать правильный, а главное, понятный собеседнику ответ. Мы поступили так: взяли несколько детских вопросов и обратились с ними к иеромонаху Амвросию. В результате получилась очень поучительная беседа.

? Зачем люди ходят в храм?
     — Да... Вопрос, поставленный в такой форме, предполагает объяснения, причем такие, что не каждый взрослый сможет говорить на подобную тему. Тут очень важно, чтобы изначально у ребенка не было отрицательных эмоций, связанных с посещением храма, молитвой, тем, что включает понятие духовная, или церковная, жизнь. К примеру — если малыша из раза в раз приносят к началу службы, желая причастить, к концу пребывания в храме ребенок, естественно, устает и начинает капризничать. Поэтому с совсем маленьким ребенком нужно приходить к концу службы или чтобы кто-то из тех, кто пришел с вами, мог взять малыша и выйти с ним на улицу. И ребенок мучиться не будет, и прихожанам капризами не помешает.
     Еще один очень важный момент — духовная атмосфера в семье, — не случайно ее называют «малой церковью». Часто дети ощущают себя в храме дискомфортно, поскольку дома пребывают в абсолютно другой атмосфере, не имеющей ничего общего с церковной. На самом деле дети очень тонко чувствуют, у них прекрасно развита интуиция, и действительно очень важно, чтобы карапуз, еще не умеющий ходить и говорить, почувствовал — в храме есть нечто такое, что является важным и прекрасным в жизни, некая атмосфера благодати, любви Божией, света и красоты, которая связывается именно с церковной молитвой. Если с самого рождения читать молитвы над младенцем, тогда этот ритм станет для него родным. По мере того как ребенок учится понимать, можно начинать объяснения. А какие понятия вводить — вопрос очень индивидуальный. Прежде всего необходимо, чтобы эти разговоры опирались не только на знания, но и на личный опыт.
     Но вернемся к вопросу, который вы задавали.
     С точки зрения общих понятий, применимых к православным христианам, люди ходят в храм по нескольким причинам. Если они члены общины, только там можно участвовать в совместной молитве, таинствах исповеди и причастия. Господь нас создал не для того, чтобы мы спасались каждый отдельно — в комнатах, квартирах, даже кельях, — но в едином теле церкви, Божьем доме. Это таинство собрания, общения всех во Христе. Из сущности христианства вытекает необходимость «общего дела» — как называют литургию. Кажется, что дети в ней участвуют опосредованно, они в силу своего возраста не могут активно сопереживать, но это поверхностное суждение. Мы не знаем, что происходит в душе ребенка. Священное Писание свидетельствует о том, что благодатная жизнь есть даже у неродившихся младенцев.
    
     ? А зачем нам иконы, почему мы им молимся?
    
— Сначала мне хотелось бы сказать о том, что с раннего возраста следует воспитывать благоговейное отношение к иконам. То, что в Писании называют «страхом Божиим» — не в смысле запугивания или устрашения. Просто малыш должен понимать — есть нечто высшее, и оно заслуживает особого трепетного отношения. Нельзя в храме громко разговаривать, бегать, шуметь — это дом Божий, где Господь взирает на нас, и, если мы себя недостойно ведем, — это Его огорчает. Благоговейное отношение воспитывается, прививается привычка — с иконами, книгами Священного Писания нельзя обращаться как с игрушками.
     Теперь о значении икон. Это некая форма проповеди, «богословие в красках», исповедание веры в области искусства. Она имеет содержание очень сложное, догматическое. Его надо объяснять постепенно, показывая изображения, и важно, чтобы не было упрощения и сюсюкания.
     При этом очень хорошо начинать объяснения с икон на сюжеты из Евангелия — Рождество, Крещение, Вознесение. Опираясь на них, можно прояснить для ребенка многие сложные моменты, к примеру, троичность Божества лучше всего, доступнее показана на иконе «Крещение». Но скорее всего, у малыша не будет возникать теоретических вопросов, если мы их ему сами не навяжем.
     Обязательно следует объяснить, что мы молимся не неким картинкам — это только образ Господа, пребывающего на Небесах. А для нас, чтобы чаще Его вспоминать, устремляться к Нему с любовью, как напоминания остались изображения.
     ? Если Он невидим, то откуда эти «портреты»?
    
— Мы не изображаем то, что не знаем. Портреты Иисуса и Матери Божией делались во время их пребывания на земле. Если бы тогда существовала фотография — осталась бы она. К слову, уместной будет и такая аналогия — если мы кого-то любим, то носим с собой фото, при этом понимая, что изображение не есть сам человек.
     ? А почему Бог невидим?
    
— Здесь уместно сказать, что не все из того, что существует, можно увидеть. Мы же не сомневаемся в существовании элементарных частиц или, более верное сравнение, — времени. Есть категории, которые в силу своей изначальности не могут быть объектом наблюдения вне целостного опыта. Господь — выше всего сотворенного. Но можно сказать и то, что люди, достигшие известного уровня чистоты и святости, Его увидят. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят», — сказано в Евангелии. Есть примеры и в Писании, и в житиях святых. Мы же, кроме того, можем чувствовать Его, «видеть» сердцем — и это гораздо важнее.
     ? Где Он живет?
    
— С одной стороны — на Небесах, там его престол, слава. Там Его царство, не утвержденное до конца на земле. С другой стороны — Он везде. Но на Небесах Его воля осуществляется полностью, всецело, а на земле мы сами не даем Ему пребывать. Мы грешим, создавая такой стиль жизни, что для Бога в нем не остается места. Господь вездесущ — и в нашем сердце, и везде.
     ? Как услышать Господа?
    
— Лучше всего сделать акцент на Священное Писание. Ведь наш разговор с Богом — молитва, а его ответ — Писание. Бывает, что Господь вразумляет: когда мы помолимся, все становится на свои места. Так что если возникает недоумение — попробуйте помолиться и прислушаться к себе. Ведь совесть — голос Бога в человеке.
     ? А теперь — вопрос родителей. В какой форме лучше всего вести разговор о Боге, вере?
    
— Прежде всего — в естественной. Они всегда будут проходить хорошо, если в доме благодатная атмосфера. Если этого нет, все подобные разговоры — «отступления» от «основного курса» и, соответственно, восприниматься они будут как некая фальшь,
     напряженно. С другой стороны — о Боге лучше беседовать в тишине, спокойно. Не в суете. И тут уже все зависит от родителей. Опять же лучше отталкиваться от собственного опыта. Если апеллировать только сведениями из книг, не пережитыми лично, — велика опасность, что это будет восприниматься неубедительно. Библейские истории очень поучительны — но вряд ли они произведут должное воздействие на малыша, если их просто зачитать. Из-за отстраненного архаичного языка описание воспринимается как нечто очень далекое, не имеющее к нам отношения. Другое дело — живой рассказ, пересказ своими словами.
     На самом деле немало вопросов возникает у родителей, стремящихся приобщить детишек к церкви. Но это — тема следующей беседы.