Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Лучшие стихи

Лучшие стихи

Издательство: АСТ

Автор: Михалков Сергей Владимирович

156 руб.

Малыш и безопасность: день за днем

07.10.2008

   
     ?«У меня очень впечатлительный ребенок. Мне трудно даже представить себе, что рано или поздно в целях безопасности придется рассказать дочке о «нехороших чужих дядях и тетях». Но в то же время я прекрасно понимаю, что это необходимо. Посоветуйте, как лучше построить беседу».
     Анна Шувалова, г. Москва

     Мы часто переходим границы, вторгаясь в сферу личной жизни наших детей. Нередко насильно принуждаем ребенка делать то, что он не хочет. Мы его щекочем, целуем, гладим по голове, берем за руку даже тогда, когда ему это неприятно. Если родители будут
     преступать границы, ребенок не научится строить свои отношения с окружающими. И не всегда сможет распознать опасность и дать отпор навязчивому незнакомцу. Детская игра дает прекрасный повод, чтобы научить малыша простому, но необходимому правилу: никто не имеет права дотрагиваться до него против его воли!
     Не раз и не два повторяйте ему это, если хотите защитить его. Очень осторожно предостерегите его от злых, нехороших людей, которые пристают на улице к маленьким детям с подарками или, наоборот, с угрозами. Помните: малыши очень впечатлительны, их легко запугать. Но правило: «Мое тело только мое. Другой человек без моего согласия не может прикоснуться ко мне», никто не должен нарушать. Даже вы.

    Внимание! Никогда не обнимайте, не целуйте ребенка против его воли. А если так поступает кто-то посторонний, незамедлительно приходите ребенку на помощь.
     Очень важен для безопасности вашего ребенка... ваш с ним душевный контакт и доверие. Это косвенная, но очень эффективная составляющая безопасности. Малыш должен доверять вам и знать, что вы ему доверяете. Если дочка говорит вам, что тетя Зина плохая, потому что она стукнула своего сына по лицу, не спешите заступаться за свою знакомую. Обсудите с ребенком этот случай, не пытайтесь «задавить его своим авторитетом взрослого».
     Авторитет, кстати говоря, довольно опасная вещь. Часто «плохие дяди и тети» уповают именно на него. Они могут сказать: «Открой дверь (или подойди ко мне! Разве мама не говорила тебе, что старших нужно слушаться?»
     Поэтому в разговорах с ребенком не пытайтесь выгораживать тех, кто поступил непорядочно. Не важно, о ком идет речь: о взрослом или о малыше.
     Никогда не отмахивайтесь от ребенка, который хочет вам что-то рассказать. Не спешите судить: «Да это ерунда! Что ты придумываешь? Не может быть!» Выслушайте, не прерывайте, постарайтесь разобраться. Тогда ребенок и в следующий раз не постесняется рассказать вам о какой-то непонятной ему ситуации, о своих тревогах, сомнениях. Не станет ничего скрывать и в том случае, если с ним, не дай бог, что-то случилось.

    ?«Я каждый день вожу в машине свою пятилетнюю дочь Ксюшу в детский сад. Не могу заставить ее сидеть в машине спокойно. То встанет, то окно откроет, то по креслу прыгает. Я вынужден все время оборачиваться на нее, иногда даже приходится останавливаться, чтобы ее утихомирить. Мало того, что ее поведение опасно, так я еще каждый день приезжаю на работу с опозданием, взмыленный и совершенно без сил. Что делать?»
     Игорь Самойлов, г. Ярославль

    Многим родителям близки и понятны ваши переживания. Удивительно, что у нас зачастую даже в расчет не принимается существование специальных детских кресел безопасности. Более того, к сожалению, большинство родителей не соблюдают правил личной безопасности в машине. У нас принято довольно халатно относиться к этим требованиям и обычно ремень пристегивается только тогда, когда на горизонте возникает фигура сотрудника ГИБДД. Как же можно научить ребенка правилам безопасности, если, надеясь на «авось», многие взрослые сажают маленьких детей одних на заднее сиденье автомобиля или даже на самое опасное место — справа от водителя? Если поинтересоваться, о чем думают такие родители, мы услышим приблизительно один незамысловатый аргумент: «Да что с ним будет?» То есть, возможно, с другими что-нибудь и случится, но не с нами, ведь уже много раз так ездили — и ничего. Чудесный аргумент, но не дай бог, однажды в нем разувериться...
     Итак, если вам приходится ездить с ребенком на машине, не полагайтесь на «авось». Приобретите специальное кресло, научите ребенка пользоваться им — и, казалось бы, счастливого пути!.. Но не тут-то было!
     А что, если ребенок не захочет в нем сидеть?
     Вот какой выход придумала одна моя знакомая. Она никак не могла убедить своего трехлетнего сынишку сидеть пристегнутым в кресле безопасности. До тех пор, пока ей не пришла в голову идея поручить сыну отвечать за безопасность всего «экипажа». Он давал разрешение на отправление машины только в том случае, когда все люди, находившиеся в ней, были пристегнуты. Ему нравилось чувствовать себя важным, ответственным — и он с радостью ежедневно выполнял свои обязанности главнокомандующего.
     Найдите и вы свой оригинальный способ заинтересовать детей и убедить их ездить в кресле. Предложите им представить, что машина — это космический корабль, подводная лодка, где строгая дисциплина и никому в голову не придет ослушаться командира. Кстати, это может помочь не только безопасной езде, но и сохранению в салоне автомобиля чистоты и порядка. И тогда поездки будут вам только в радость!

    ?«Наш Артемка обожает собак. Ему не важно, какой пес идет навстречу. Он кидается ему на шею, тискает, хватает за морду. Я, конечно, очень волнуюсь, что однажды такая «радостная встреча» закончится плохо. Но и пугать, внушать отвращение к животным мне не хочется. Как быть?»
     Екатерина Арфова, г. Королев
    

     Вы совершенно правы. Ни страх, ни отвращение внушать сыну не стоит. А ситуация, действительно, очень опасная. Поговорите с ребенком. Объясните, что собаке может быть неприятно. Так же, как было бы неприятно ему, Артему, если бы на него кидались чужие дяди и тети, целовали его, тискали, не спросив разрешения. Но поскольку пес, в отличие от него, не умеет говорить, то он может, пользуясь доступными ему средствами, облаить, наброситься и даже укусить. Поэтому лучше играть только с собаками друзей и знакомых, предварительно спросив разрешения у хозяев. Да и то осторожно, чтобы нечаянно не причинить им боль.
     И еще. Многие родители больше укусов и царапин боятся, что чадо подцепит инфекцию от грязного уличного четвероногого друга лишаев и блох. И всякая
     попытка общения ребенка с посторонним котенком или щенком пресекается грозным окриком: «Не смей трогать! Это такая гадость (зараза, инфекция, грязь)!» Все это верно, что и говорить. Но, осмелюсь предположить, что любой лишай лечится легче, чем культивированные в ребенке бессердечие и равнодушие. Может быть, пусть лучше малыш наклонится и погладит грязного дрожащего от холода котенка, чем брезгливо отпихнет его кончиком сапога. Нет, я, конечно, за соблюдение гигиенических норм. И руки нужно потом помыть как следует, и объяснить малышу, что бездомные звери порой очень и очень больны, но вот отвращения им прививать не стоит. Впрочем, это уже каждый родитель решает сам.

    ?«Несколько месяцев назад моей четырехлетней дочери прищемило пальчик автоматическими дверями лифта. Ничего страшного не произошло — всего лишь небольшая ссадина, но с тех пор она каждый раз при входе в лифт начинает капризничать и упираться. Представьте себе, что при этом я еще несу велосипед или тяжелые сумки, двери так и норовят захлопнуться, а ребенок истошно орет. Думаю, вы поймете, что все это превращается в настоящий кошмар! Подскажите, пожалуйста, как мне быть?»
     Марина Королева, г. Санкт-Петербург
    

     Попробуйте освоить «новые взаимоотношения с лифтом». Во-первых, на этапе тренировок освободите себя от мешающих громоздких предметов. Во-вторых, внимательно изучите кнопки в кабине лифта. В современных моделях существует кнопка с надписью «стоп» или специальным знаком «удержать двери открытыми». В-третьих, попробуйте предложить дочери поиграть. Заходя в лифт (только после вас), она должна быстро встать в дальний угол и сказать: «Это мой уголок!» или: «Я в домике», а ваш «уголок», соответственно, будет тот, который остался.
     Таким образом, вы научитесь контролировать ситуацию и тогда уже не только подъем вместе с ребенком, но и перевозка велосипеда перестанут вас ужасать.
     Когда же девочка дорастет до того, что сможет ездить на лифте одна, не забудьте показать ей, где расположена кнопка «вызов диспетчера», и объясните, что в лифте нельзя подниматься с чужими людьми. Если к лифту подходят незнакомые люди, лучше вернуться на несколько минут домой или на улицу (как будто бы что-то забыла или кого-то ждешь), а затем поехать одной или дождаться хорошо знакомых соседей.

    ?«Последнее время с моей Полиной (2,3 года) происходят странные вещи: когда мы переходим с ней дорогу, она вырывается и пытается от меня убежать. Недавно ей удалось вырвать ладошку и она плюхнулась на асфальт прямо посередине улицы. К счастью, машин поблизости не было... После этого мне и гулять-то с ней расхотелось! Пыталась объяснить ей, что так нельзя, что это опасно — она на все отвечает: «А я буду!» Что происходит?»
     Татьяна Кузнецова, г. Балашиха
    

     Можно предположить, что вашей девочке удается завоевывать ваше пристальное внимание только таким образом. Такое ярко выраженное демонстративное поведение ребенка — сигнал для родителей: пора задуматься. И не только о правилах дорожного движения. В первую очередь, о том, что может тревожить маленького человечка в ваших взаимоотношениях. Может быть, была какая-то обида? Стресс? Несправедливое наказание? Прислушайтесь, присмотритесь, попробуйте поговорить по душам. Постарайтесь найти причину и устранить ее.
     Но это нужно делать потом, дома. Вернемся к ситуации на дороге. Во-первых, на некоторое время по мере возможностей избегайте слишком трудных участков дороги. Пользуйтесь подземными переходами или переходами со светофором, даже если для этого потребуется пройти несколько лишних метров. Во-вторых, никогда сами не нарушайте правил!!! Здесь не может быть никаких исключений — вы подаете пример ребенку. И в-третьих, сделайте дочку ответственной за эту ситуацию. Да-да, такую маленькую и, казалось бы, несмышленую. Стоите перед светофором — пусть девочка внимательно следит: красный, желтый, зеленый — можно идти! Переходя улицу по зебре в тех местах, где светофора нет, научите ее сперва посмотреть налево, потом направо и в отсутствии машин пусть она вам скомандует: «Вперед!» И так день за днем, год за годом. К тому времени, когда вы будете отпускать дочку одну, правила поведения на проезжей части станут для нее очевидными и соблюдаться будут неукоснительно. Но повторю еще раз: никогда, ни при каких обстоятельствах не нарушайте их сами!!!
     Даже когда переходите дорогу в одиночестве. Потом, случайно или в спешке, вы пойдете «на красный» и с ребенком.

    ?«С какого возраста можно оставлять ребенка дома одного? Как объяснить ему, что нельзя открывать дверь, жечь спички, включать электроприборы?»
     Наталья Усова, г. Клин
    

     На этот вопрос нельзя ответить «с такого-то возраста». Разные дети, разные ситуации, разные дома и квартиры. Так что с какого возраста — решать только вам.
     Начинать же изучение ситуации «один дома» нужно с нескольких тренировочных серий по 15—30 минут. Не стоит в первый же раз оставлять ребенка надолго. Предупредите малыша, на сколько вы уходите. Покажите ему часы, разъяснив, в какое время вы вернетесь. И ни в коем случае не опаздывайте!
     Уходя уберите из поля зрения все особо опасные предметы. Лучше, если вы будете точно знать, что оставляете ребенка за определенным занятием: рисованием, чтением, игрой с кубиками.
     Научите малыша вызову пожарных, «скорой» и милиции и объясните, в каких случаях по этим номерам следует звонить и почему ни в коем случае нельзя баловаться звонками в эти службы. Будет хорошо, если вы повесите над телефоном номера 01, 02, 03. Малыш знает цифры и умеет пользоваться телефоном? Напишите еще и номера участкового, хорошо знакомых соседей, друзей, свой рабочий и другие телефоны, которыми можно воспользоваться в экстренных случаях.
     Отдельный разговор — входная дверь! Не уставайте напоминать ребенку, что открывать дверь не стоит никому и никогда. Даже если с той стороны очень настаивают: заливает, пожар, телеграмма. Все равно нужно пойти и позвонить маме, бабушке, участковому и обрисовать им ситуацию.
     Научите ребенка никому не говорить, что он дома один. Лучше сказать, что папа отдыхает, уснул. Объясните, что не стоит рассказывать посторонним людям о том, кто когда уходит из дома и приходит домой, и уж тем более, кто сколько получает и какой у вас замечательный новый компьютер.
     И напоследок еще раз подчеркну, что правила безопасности недостаточно просто заучить вместе с малышом. Их нужно соблюдать вместе с ним. Нужно самим всегда быть примером осторожности и здравого смысла.
     И пусть у вас все будет просто отлично!

   

     Несколько моментов, способствующих безопасности ребенка, когда он остается дома один:     

     хорошо, если в вашем подъезде есть и кодовый замок и консьерж. Это отчасти уменьшает риск проникновения в дом посторонних.    

     большой плюс, если в вашей двери есть глазок, до которого ребенок легко может достать, и надежный замок.    

     замечательно, если у вас есть собака. Во-первых, рядом с ней ребенок не будет чувствовать себя одиноким. Во-вторых, даже самая маленькая собачка своим лаем может заставить злоумышленника изменить свои планы.    

    И все же без большой необходимости не оставляйте маленького ребенка одного в квартире надолго.