Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Набор "Денежное дерево" (АА 46-102)

Набор "Денежное дерево" (АА 46-102)

Издательство: Клевер

443 руб.

Афиша
30.11.2016
Мюзикл "Черномор"

В новогодние праздники в Олимпийском представят новый мюзикл ...

подробнее...
25.11.2016
"Предновогодние приключения на Планете Добра"

3 декабря 2016 года в Культурном центре «Москвич» ...

подробнее...
23.11.2016
Космо-ёлка для самых маленьких

Мультимедийная выставка «Космос. Love» и Центр дизайна ARTPLAY ...

подробнее...
14.11.2016
Елка на Робостанции

С 11 декабря 2016 года по 8 января ...

подробнее...
25.10.2016
10-й Юбилейный Большой фестиваль мультфильмов

27 октября — 7 ноября 2016 года, Москва

подробнее...
12.10.2016
Gulli Girl – первый телеканал для девочек

С сентября 2016 года сразу два французских развлекательно-образовательных ...

подробнее...
20.09.2016
Первый образовательный семейный сериал «Семья Светофоровых»

3 октября на телеканале «Карусель» стартует первый образовательный ...

подробнее...
19.09.2016
«Моана»

Disney представляет анимационный фильм «Моана», посвященный бесстрашной девушке, которая ...

подробнее...
05.12.2016
Новогодние каникулы в АндерСон – хорошая примета!

Каждый год в конце декабря в сети семейных ...

подробнее...
14.11.2016
Ёлки в клубе на Мясницкой

24 декабря в 11.00 приглашаем родителей с детьми ...

подробнее...
11.11.2016
ROYAL CANIN ОТКРЫВАЕТ ВЕТЕРИНАРНУЮ КЛИНИКУ В КИДЗАНИИ

Royal Canin, подразделение Mars Inc., объявляет об открытии ветеринарной клиники ...

подробнее...
07.11.2016
Отличникам в День науки покажут Тесла-Шоу бесплатно

10 ноября, во Всемирный день науки, в московском ...

подробнее...
28.11.2016
Музей автомобильных историй

Торжественная церемония открытия «Музея автомобильных историй» состоялась в ...

подробнее...
22.11.2016
Открылся Музей хоккея

С декабря 2016 года Музей хоккея в Парке ...

подробнее...
09.11.2016
Мишки Тедди на Тишинке

Ежегодно в первые выходные декабря тысячи медведей со ...

подробнее...
26.10.2016
Мамин фестиваль «ГОРЛИЦА»

27 ноября  15:00 – 18:00 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДАРВИНОВСКИЙ МУЗЕЙ 

подробнее...

«А давай бояться вместе!..»

07.10.2008

Младенец появляется на свет и... боится. У новорожденного несколько врожденных страхов, но больше всего его пугают резкие звуки и внезапная потеря опоры. Эти страхи сродни инстинктам животных, наследие нашего нецивилизованного прошлого. А вот все остальные - приобретены в процессе общения крохи с окружающими. Родные иногда случайно, иногда сознательно «учат» ребенка бояться. Огня, чужих людей, незнакомых мест и ситуаций. Эти ограничения носят защитную функцию. Но есть и другие страхи - отраженные. Ребенок боится того, чего боится мама. К сожалению, взрослые обычно этого не замечают, они не видят в страхах ребенка отражения собственных, а потому не готовы отнестись к ним с должным вниманием и пониманием

О том, что ребенок «заражается» тревогой от своих близких, знают и психологи и педиатры. Известно, что младенцы очень чутко реагируют на изменения в настроении матери. Если мама волнуется, нервничает, чего-то боится - ребенок тоже начинает вести себя беспокойно, плакать. С возрастом отраженные страхи приобретают конкретное направление. Если мама страшится собак или высоты, то и ребенок, скорее всего, будет этого бояться. А слишком тревожные мамы могут своими постоянными опасениями за здоровье малыша спровоцировать у него болезнь или усугубить ее протекание. Постоянные высказывания об опасностях и предостережения способствуют развитию неуверенности и безынициативности ребенка.

Иногда сами того не замечая, мы даем ребенку понять, чего следует бояться.
Он получает информацию о наших страхах с помощью наших слов и поведения. «Какая страшная собака!» - восклицаем мы на прогулке, и кроха замечает, как меняется интонация и тембр голоса взрослого, обращает внимание на мимику. Даже если мы стараемся держать себя в руках, нас выдают внезапная бледность, резкие движения, участившееся дыхание, расширенные зрачки. Присутствующее при этом чадо получает невербальную инструкцию - это страшно.
Помочь ребенку преодолеть «чужой» страх можно, если разобраться в его происхождении. Например, шестилетняя Маша всегда боялась сильно заболеть, потому что ее бабушка страдала различными заболеваниями, и в доме только и говорили о болезнях, лекарствах, симптомах и осложнениях. Тревога девочки усилилась, когда тяжело заболела ее мама. Страх остался и после того, как та выздоровела. Девочка рисовала только больных людей, играла в больницу, рассказывала истории о болезнях и очень пугалась всего, что могло, по ее мнению, привести к заболеванию. Побороть эту мнительность помогло расширение сферы интересов Маши, она стала посещать изостудию и занятия по ритмике. Ее режим дня выстроили так, чтобы она меньше проводила времени с бабушкой. Хотя Маша продолжала интересоваться болезнями и даже читала все возможные книжки на эту тему, но этот интерес приобрел скорее статус хобби.

Но особенно подвержены чужим страхам легко возбудимые и внушаемые дети. При этом родителям не всегда очевидно происхождение страхов.
Пример. Третьеклассник Ваня вдруг наотрез отказался ездить домой самостоятельно, хотя раньше очень к этому стремился и был горд, что чуть ли не единственный из своих одноклассников сам добирается до дома. Оказалось, что предыдущую неделю Вася провел в обществе своей прабабушки, которая, по словам мамы, «всегда всего боится». Она рассказала внуку, что с ним может случиться по дороге, требовала звонить ей перед выходом из школы и сразу после прихода домой, нервничала, если звонок происходил позже, чем она ожидала. Преодолеть эту тревогу помогли беседы с Васей о том, что взрослым естественно переживать за своих детей, бабушка давно не выходила из дома и окружающий мир ее пугает больше, чем тех, кто постоянно ездит в метро. Также с мальчиком обсудили, как он должен себя вести в случае той или иной опасности.
Встречается и отраженный страх школы у первоклассников. Многие мамы боятся школы - этот страх порождают и воспоминания о собственных школьных неудачах и проблемах, и боязнь не справиться с ситуацией, и опасения, что «мой ребенок будет хуже других детей». Все эти страхи сказываются на поведении ребенка и его отношении к школе.
Маленький ученик начинает чувствовать себя неуверенно, остро реагирует на любые неудачи и трудности. Страх ошибиться, сделать что-то не так приводит к тому, что ребенок предпочитает вообще ничего не делать. Он отказывается идти в школу, по утрам у него начинает болеть живот или поднимается температура. Малыш не симулирует - он так боится, что его организм «приходит» ему на помощь. И больше всего он боится не оправдать ожидания родителей. На самом деле он полностью их оправдывает, так как подсознательно мама уверена: «Мой ребенок не в состоянии справиться с этой ситуацией!»
Однако и у родителей есть все основания бояться за такого сына или дочку. Тревожного ребенка с раннего детства отличает обостренная реакция на отношение к нему окружающих, обидчивость, застенчивость, некоммуникабельность, он с трудом налаживает контакт со сверстниками и взрослыми. Они склонны запоминать преимущественно негативные события. Все это ведет к накоплению отрицательного эмоционального опыта, который постоянно увеличивается по закону замкнутого круга. Постоянные стрессы, испытываемые ребенком, создают благоприятную почву для развития различных неврозов - тиков, энуреза, заикания, навязчивых состояний, ночных кошмаров. Такие дети нуждаются в помощи психолога. Но для начала родителям нужно постараться преодолеть свои страхи перед школой.
Приручение монстров Наши дети боятся того же, что и мы, взрослые. Кто-то не любит темноту, кто-то неуверенно чувствуют себя среди незнакомых людей и опасается перемен в жизни. Но если мама и папа могут позволить себе не находиться в темноте - они же достают до выключателей - избегать неприятных знакомств и заранее подготовиться к грядущим переменам, то ребенок справляется со своими страхами по-своему.
Так, например, часто родители удивляются и даже негодуют на то, что их ребенок постоянно читает одни и те же книги, смотрит одни и те же фильмы. Они считают, что их чадо ничем не интересуется. Но нередко в этой привязанности к уже прочитанным книгам и просмотренным фильмам скрывается потребность ребенка в чем-то постоянном, неизменном. В определенные периоды жизни детям для того, чтобы справиться с тревогой, необходимо знать, что все будет, как они привыкли. Читая уже знакомую, выученную наизусть книгу, они уверены, что никакие неприятности и неожиданности их не подстерегают.

Так ребенок ведет себя, если, допустим, его родители ведут очень активный образ жизни или же в семье случилось что-то травмирующее ребенка: кто-то заболел, уехал в командировку, переехали на новую квартиру. Ребенок переживает эти события, и новая книга ему не нужна. Какая-нибудь неприятность с героем будет воспринята им как новый удар, а сил справиться с этим переживанием у него нет. В знакомом же сюжете все трудности он уже преодолел и пережил. Это как встреча со старыми добрыми друзьями, все понятно и предсказуемо.
Или другой пример. Одних родителей раздражало, что, когда их сын садится за уроки, на столе должен быть порядок. Например, он с маниакальным упорством раскладывал ручки в пенале в определенной последовательности. Не мог продолжать рисовать, пока не закроет колпачком фломастер, хотя через секунду его придется открывать снова, чтобы что-то раскрасить. Кто-то скажет, что об этом можно только мечтать... А родителей ребенка эта педантичность выводит из себя. Но это тоже своеобразный способ успо- коиться, попасть в привычную, а значит безопасную обстановку. Маленький ребенок идет к врачу с любимой машинкой - так менее страшно, а засыпать в незнакомом месте спокойнее в обнимку с плюшевым мишкой. Дети постарше любят всякие талисманы - таскают в карманах заветные камушки, монетки, винтики. Эти вещи придают ребенку уверенность в том, что у него все будет хорошо. Одна девочка по пути в школу должна была обязательно обойти дерево во дворе с определенной «счастливой» стороны. Иначе не будет удачи. Потребность в этом ритуале отпала, когда у нее появилось много друзей в классе. Не стоит пугаться подобного поведения и запрещать пользоваться ребенку своими талисманами и приметами. Ведь и у взрослых есть много разных привычек, позволяющих им уменьшить тревогу в определенных ситуациях. Кто-то смотрится в зеркало, если пришлось вернуться, другие подписывают важные документы «счастливой» ручкой и так далее. Но если ритуалов у ребенка появляется очень много, а старые не пропадают, невзирая на изменение ситуации, то лучше проконсультироваться у специалиста - детского психолога.

Я больше не боюсь!
Как помочь ребенку преодолеть свои страхи? В первую очередь вы должны научиться относиться к ним снисходительно. Необходимо понять и принять тревоги своих детей - они имеют на это полное право. И вот еще несколько советов:
Помочь ребенку в преодолении страха - значит создать условия, в которых он может перестать бояться. Если малышу страшно засыпать в темноте, пусть засыпает при свете, если боится спросить дорогу у прохожих, спросите вместе с ним. Таким образом, вы показываете ему, как можно решать тревожащие его ситуации.
Действуйте по принципу: «Предупрежден, значит вооружен». Готовьте ребенка к переменам, рассказывайте ему, что его ждет.
Если не удается разговорить малыша, но вы подозреваете, что его что-то гнетет, то поиграйте с ним. Например, солдатики или куклы, чего они боятся? А как им помочь преодолеть страх?
Будьте сами более оптимистичны. Следите за выражением своего лица. Улыбайтесь чаще. Убеждайте ребенка, что «все будет хорошо».
Старайтесь в любой ситуации искать плюсы. Например, ошибки в контрольной - это бесценный опыт, ты понял, что тебе надо повторить, и больше их не сделаешь.
Если ребенок напряжен, предложите ему упражнения для расслабления: глубокий вдох, улыбнуться, представить что-то приятное. Например, на приеме у зубного можно думать о том, что будет, когда закончится: пойдешь домой, купишь мороженного, все будет по- зади.

Как помочь преодолеть страх перед школой?
Ни при каких обстоятельствах не пугайте ребенка школой!
Следите за выражением своего лица, когда приходите в школу или говорите о ней с маленьким учеником. Некоторые родители с таким скорбным и напряженным лицом встречают своих детей после уроков или так резко меняются в лице, если их просит вдруг подойти учитель ребенка, что любой задумается! Улыбайтесь - расстроиться вы всегда успеете. Как бы вы ни боялись предстоящих школьных неудач, постарайтесь подать ребенку поступление в школу как важное, радостное событие.
Интересуйтесь жизнью, чувствами, страхами ребенка. Научите его говорить о них и будьте готовы выслушать.
Разбирайте ситуации из школьной жизни, вместе ищите выход. На-учите делать полезный для ребенка вывод из неприятностей, показывая, что в большинстве случаев «нет худа без добра» - приобретается опыт, удается избежать еще больших неприятностей.
Обеспечьте ребенку ощущение, что в любой ситуации в вашем лице он получит поддержку и понимание его проблем. Даже если вам некоторые из них не кажутся серьезными, признайте право маленького ученика сильно переживать по тому или иному поводу: «Да, это действительно неприятно. Это правда очень обидно...» И только после выражения сочувствия помогите найти выход, решение, положительные стороны.
Развивайте правильное отношение ребенка к результатам своей деятельности, умению оценить ее независимо от педагога. Сравнивайте его достижения только с его же, предыдущими, успехами. Обращайте внимание на то, что теперь он знает, умеет, смог пересилить себя, заслуживает уважения, укрепил волю. Так формируется чувство собственной компетентности ребенка, снижающее чувство тревоги и неуверенности в себе.
Малышу важно научиться ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их, а не стремиться к абстрактному и потому недостижимому эталону.
Преодолеть чувство тревоги помогает телесный контакт. Можно просто погладить ребенка по голове, обнять, посадить на колени. Это никогда не будет лишним ни для малышей, ни для дошкольников, ни для младших школьников. Тревожные дети быстро утомляются, поэтому при выполнении домашнего задания, заметив это, погладьте ребенка по голове и скажите: «Отдохни немного, а потом работай дальше».
Многие первоклассники, проболев неделю-две, не хотят возвращаться в класс. Особенно часто это происходит в первом полугодии. Перед болезнью у них только-только завязались какие-то отношения, они только-только привыкли к школе, а теперь надо начинать все сначала! А вдруг за то время, пока он болел, все так сильно изменилось, что он будет не к месту, сделает все не так, его не узнают, не примут. И вообще, непонятно, как себя вести. Если есть возможность, надо прийти с ребенком на продленку, якобы узнать уроки, устроить так, чтобы пока он болеет, ему звонили одноклассники, и он сам звонил им, заходить в школу и передавать ему от них и учителей приветы, рассказывать о жизни класса.

Наш консультант: Марина КРАВЦОВА, детский психолог
Окончила факультет психологии МГУ в 1998 году.
Автор книг: «Если ребенок говорит неправду», «Если ребенок берет чужие вещи», «Если ребенок дерется», «Если ребенок не любит читать» - издательство «Эксмо», «Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой» Издательство «Генезис». Печаталась в газете «Школьный психолог»