Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Овечка Шарлотта и ее друзья

Овечка Шарлотта и ее друзья

Издательство: ИД КомпасГид

Автор: Штонер Ану

335 руб.

Сады бывают разные

07.10.2008

Все дошкольные учреждения делятся на государственные муниципальные, ведомственные, коммерческие и так называемые домашние детские сады.


  Не все то золото, что блестит
        Все дошкольные учреждения делятся на государственные муниципальные, ведомственные, коммерческие и так называемые домашние детские сады.
        Оптимальное сочетание «цены и качества» — сады государственные, или, как еще их называют, муниципальные. Но это при условии, что персонал, работающий в конкретном учреждении, ответственно и с любовью подходит к своему делу.
        Стоимость месячного пребывания ребенка в государственном детском садике составляет 150 рублей. Это — определенный законом тариф. Кроме того, целому ряду «льготников» делаются скидки (см. «Няня» №9, 2002). Естественно, реальное содержание малышей обходится гораздо дороже (около 2500 рублей), поэтому остальную сумму своим дошкольным учреждениям «доплачивает» государство.
        За эти деньги вашему чаду будет обеспечено комплексное питание (рацион разработан Институтом питания РАМН совместно с Департаментом по образованию и утвержден Министерством здравоохранения). Количество приемов пищи зависит от возраста детей, чем младше ребенок, тем больше раз он ест в саду), сам рацион немного различается в зависимости от вида дошкольного учреждения (о них пойдет речь ниже).
        Режим дня соответствует физиологическим особенностям детей разного возраста. В группе работают два воспитателя и нянечка. В садике ваш малыш будет не только общаться со сверстниками, играть, гулять, заниматься физкультурой, но и развиваться интеллектуально и эстетически. Для этого дошкольное учреждение выбирает одну или несколько специально разработанных программ и методик, по которым работает. В группе не должно быть больше 20—23 детей.
        Если для вас важно, чтобы в саду непременно был бассейн и другие «цивилизованные удобства», необязательно искать коммерческое учреждение. Все муниципальные садики, построенные за последние годы, оборудованы по современным стандартам. В них есть бассейн, расширены игровые комнаты, используемые строительные материалы проходят специальную сертификацию для применения в детских учреждениях.
        В государственных садах, кроме основной программы, ваш ребенок может посещать и дополнительные занятия: по ритмике, иностранным языкам, рисованию и т. д. за отдельную плату. Детским государственным учреждениям разрешено проводить дополнительные платные занятия, если они получили лицензию на их организацию. Но посещать такие «кружки» — необязательно. Даже если остальные дети из группы это делают. Все другие «дополнительные взносы», которые в некоторых садиках предлагает сделать заведующая или воспитатели, будь то деньги или «натуральный обмен», — неофициальные. Если очевидно, что таким образом сотрудники учреждения хотят сделать «надбавку» к своей зарплате за ваш счет, вы вправе обратиться с жалобой в Окружное управление образования.
        Ведомственных детских садов становится все меньше. Такие дошкольные учреждения не контролируются напрямую городским Департаментом образования. Распорядок дня,
        образовательную программу, подбор кадров определяют учредители — предприятие или организация, в чьем ведомстве находится сад, — и прописывают все эти пункты в уставе дошкольного учреждения. Чтобы вести свою деятельность, эти сады должны обязательно пройти государственную аттестацию и получить лицензию.
        Плату за посещение такого детского садика устанавливают тоже учредители. Она в несколько раз выше, чем в государственных — от 300 рублей до нескольких тысяч. По закону родители не должны оплачивать более 10% от полной стоимости содержания ребенка в детском дошкольном учреждении. Как правило, детям сотрудников предприятия-учредителя делаются скидки.
        Однако то, что ведомственные детские сады «дороже», не всегда означает, что они лучше, потому что сегодня социальная база (так называемая «социалка») многих предприятий обеспечивается гораздо хуже, чем прежде. Многие ведомственные сады даже закрываются или передаются на городской баланс. Правда, есть и такие дошкольные учреждения, которые принадлежат богатым организациям. В них условия пребывания детей гораздо лучше, но и стоимость, как правило, высока. Особенно, для малышей «со стороны»
        Многие родители считают, что самый хороший вариант — негосударственные (или коммерческие) дошкольные учреждения. С одной стороны, это действительно так: в группе не больше десяти детей, каждому достается внимание воспитателя, на малышей не кричат, есть и спать не принуждают, в садике уютно, красиво, много игрушек, разнообразные занятия.
        Если средства вам позволяют (несколько сот долларов в месяц), и вы решили определить малыша именно в такой сад, обратите внимание на то, есть ли у него лицензия на осуществление деятельности и по каким образовательным и воспитательным программам работают педагоги. Часто программы эти носят «самодеятельный» характер, не опираются на научные разработки и рекомендации, а это ведет к непредсказуемым последствиям в развитии детей. И не гонитесь за тем, чтобы ваш ребенок посещал как можно больше образовательных занятий. Главная цель дошкольного воспитания — не в подготовке к школе, а в развитии эмоциональном, эстетическом, физическом, в общении со сверстниками.
        Особая форма дошкольных учреждений — домашние детские сады. Как правило, они располагаются в квартирах. Число воспитанников — 5—6 детишек. Обстановка, питание максимально приближены к домашним. Питомцы такого садика — как одна большая семья. Но прежде чем отдать ребенка сюда, стоит поинтересоваться, есть ли у хозяев все та же лицензия. Иначе в случае нарушения ваших прав и прав вашего малыша добиться правосудия будет крайне сложно.

        Каждому — по потребностям
        Сегодня сеть столичных муниципальных учреждений очень широка и разнообразна. При желании можно выбрать детский сад с учетом индивидуальных физиологических и интеллектуальных особенностей вашего малыша. В Москве работают сады разных видов.
        Детские сады общеразвивающего вида — это традиционные садики. За основу берется одна образовательная программа, предусматривающая интеллектуальное, художественно-эстетическое, физическое развитие детей. Если позволяют возможности и есть желание, педагогический состав делает упор на развитие какого-то приоритетного направления в работе. Например, избирают методику обучения детей рисованию, изучению языков, хореографии или больше внимания уделяют физическому развитию малышей.
        Детские сады присмотра и оздоровления рассчитаны на детей младшего возраста (от 6 месяцев до 3 лет). Основное внимание уделяется санитарно-гигиеническим условиям и профилактике заболеваний.
        Центры развития ребен-ка — это уникальные детские сады. Здесь особенно важно художественно-эстетическое и интеллектуальное развитие малышей. В центрах организованы детские театры, изостудии, компьютерные классы, игровые и физкультурно-оздоровительные комплексы, есть бассейны. К каждому ребенку — индивидуальный подход. Занимаются с малышами не только их основные воспитатели, но и психологи, доктора, педагоги дополнительных направлений: логопеды, дефектологи и другие. Причем стоимость пребывания в таком центре такая же, как и в остальных государственных дошкольных учреждениях — 150 рублей. И все перечисленные занятия не оплачиваются дополнительно. В таком садике необязательно находиться целый день. Можно приходить только на отдельные занятия. Единственная трудность при определении в центры развития ребенка — нехватка мест. Очень уж много желающих.
        Детские сады компенсирующего вида созданы специально для детишек с различными отклонениями в физическом и психическом развитии. Работают отдельные группы по разным направлениям: для малышей с нарушением речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с туберкулезной интоксикацией, а также для часто болеющих детей. Конечно, такие дети нуждаются в особом уходе, поэтому для них созданы специальные условия: сауна, бассейн, фито-бар, тренажерный зал, физиотерапевтический, стоматологический и массажный кабинеты. Программы, методики и технологии разработаны с учетом особенностей малышей. В некоторых случаях требуется диетическое питание, специальное оборудование в группах. Конечно, работают здесь специалисты-медики высокой квалификации. Но, несмотря на дорогостоящее содержание детишек, родители платят все те же 150 рублей, установленные для государственных дошкольных учреждений. Для того чтобы определить своего ребенка в детский сад компенсирующего вида, необходимо направление педиатра и справки от специалистов, в зависимости от направления садика (ортопедический, логопедический и т. д.). Один раз в год, весной, в каждом округе проходит психолого-медико-педагогическая комиссия, на которую нужно прийти вместе с малышом и захватить с собой медицинскую карту из поликлиники. Доктора и педагоги определят, в какой садик и в какую группу будет ходить ребенок. Коррекционные группы есть во всех округах столицы. Количество детишек в них не больше десяти.
        В детских садах комбинированного вида работают общеразвивающие, компенсирующие, оздоровительные группы в разном сочетании.

        Какие бывают группы
        Кроме разных видов детских садов в московской системе государственного дошкольного воспитания созданы еще и специальные группы кратковременного пребывания. Они очень удобны в том случае, если возникает необходимость отдавать ребенка в садик лишь на некоторое время — на несколько часов или не каждый день. Здесь детишки играют, гуляют, кушают, общаются.
        Адаптационные группы рассчитаны в основном на маленьких детей (до 3 лет), которые раньше детский сад не посещали. Чтобы сильно не травмировать психику малыша, не разлучать его сразу и надолго с мамой, приобщение к новому социуму, к жизни в коллективе проходит постепенно.
        Группы развития для детишек 3—7 лет предполагают лишь посещение отдельных занятий.
        Группы «Особый ребенок» созданы при садах компенсирующего вида для малышей с ослабленным здоровьем или отклонениями в развитии.
        Группы будущих первоклассников очень удобны в том случае, если ребенок до школы не посещал детский сад и нужно быстренько «наверстать упущенное», то есть хотя бы немного привыкнуть к коллективу и овладеть начальными знаниями и навыками, которые необходимы первокласснику.
        Работают в детских садах также группы выходного дня, вечернего и ночного пребывания. Последние удобны тем, что детишки могут находиться в них с понедельника по пятницу круглосуточно.
        Отдельно стоит сказать о группах раннего возраста (для малюток от 6 месяцев), или, как называли их раньше, яслях. Они снова востребованы. Конечно, количество детишек в них не больше десяти. Помещения оборудованы особым образом: манежы, кроватки, ходунки. Питание тоже специальное — различные смеси и пюре. Иная предметно-развивающая среда. Работают с крохами два воспитателя и няня.

        «Программное обеспечение»
        Чего хочет любая мама для своего малыша? Чтобы он был одет, обут и накормлен. Поэтому первым делом при устройстве ребенка в сад обращает внимание на «внешние критерии». Но не менее важно и то, чему и как будут обучать ваше чадо. Поэтому при выборе дошкольного учреждения обязательно поинтересуйтесь у заведующей, по каким программам, технологиям и методикам ведется работа с детьми именно в выбранном саду.
        В любом дошкольном учреждении за основу берется комплексная программа. Их много, но основных — шесть.
        Очень многие сады работают по программе «Детство», которую разработали в Петербургском педагогическом университете им. Герцена. Она наиболее проста и доступна педагогам. Основной акцент делается на обучение детей и их художественно-эстетическое развитие. Гораздо важнее научить дошкольников не читать и писать (в этом возрасте вообще не рекомендуют учить ребенка письму, так как еще недостаточно развита мелкая моторика пальцев), а петь, рисовать, лепить из пластилина и мастерить различные поделки.
        Похожие задачи ставит перед воспитателями и другая программа — «Радуга» (разработчики — Доронова и Якобсон). Она тоже взята за основу многими дошкольными учреждениями.
        Очень интересна, по мнению специалистов, программа «Развитие» (разработчики Венгер и Дьяченко). Она направлена больше на умственное, интеллектуальное развитие малышей. В процессе игры на занятиях они усваивают начальную информацию о роли человека в истории и культуре, получают объяснения в доступной форме различных физических явлений. Часто сами дети под руководством воспитателей проводят своеобразные «научные исследования», то есть ребенок выступает не только в роли ученика, но и встает как бы на одну ступеньку со взрослыми, самостоятельно принимая решения, что-то открывая и изобретая.
        «Детский сад — дом радости» (автор — Крылова) — это и программа, и технология сразу. В ней прописан буквально каждый день работы с детьми. Для разных возрастных групп — отдельные книги. Конечно, привносят воспитатели в программу и что-то свое. Наталья Михайловна Крылова, которая ее создала, сама лично наблюдала, как работает по ней один из самых опытных педагогов, а после этого внесла некоторые коррективы и дополнения. Больше всего внимания уделяется нравственному и художественно-эстетическому развитию ребенка. Один из основных моментов — научить маленькое создание правильно общаться со сверстниками и со взрослыми.
        В центре «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца разработали базисную программу «Истоки». Ее авторы подходят к развитию личности ребенка всесторонне, комплексно. Много внимания уделяется приобщению малышей к историческим истокам своего народа. Интересна программа тем, что разработан «портрет выпускника детского сада», в котором описано, какими качествами и навыками он должен обладать. В программе «От детства к отрочеству» две ступени: дошкольного и школьного развития. Она работает в тех учреждениях, где в одном здании (или на одной территории) расположены и детский сад, и школа. То есть воспитание и обучение детей и в дошкольном, и в школьном возрасте ведется в одном ключе. По такому принципу созданы еще несколько программ: «Золотой ключик», «Преемственность», «Сообщество».

        Куда обращаться за информацией?
        Телефоны окружных управлений образования г. Москвы
        Здесь вам расскажут более подробно обо всех интересующих вас детских садах округа:

        Центральный округ: 951-41-67
        Северный округ: 456-07-32
        Северо-Восточный округ: 210-07-06
        Восточный округ: 963-55-35
        Юго-Восточный округ: 350-07-22
        Южный округ: 324-76-46
        Юго-Западный округ: 120-31-56
        Западный округ: 249-08-86
        Северо-Западный округ: 947-88-86
        Зеленоград: 535-75-31


        Кроме основных программ выбирают дошкольные учреждения и различные методики по отдельным направлениям развития малышей. Например, в художественно-эстетическом направлении работает методика «Театр—творчество—дети», рисованию учат по методикам «Семицветик», «Природа и художник», музыке — «Синтез», «Гармония», «Музыкальные шедевры». Таких методик очень и очень много. Если детский сад работает по ним успешно, то его штатный состав пополняется дополнительными преподавателями: ритмики, рисования, физкультуры.
        Существуют и технологии работы с детьми: с помощью какого оборудования, игрового и прикладного материала ведутся занятия. Их тоже вправе выбирать педагогический коллектив.
        Все современные программы и методики личностно ориентированны. Если говорить проще, то большое значение при воспитании придается особенностям каждого малыша, учитываются его способности и задатки. Авторы акцентируют внимание на принципе ненасилия. Педагог по отношению к ребенку должен занимать позицию не «сверху вниз», а общаться с ним на равных, сотрудничать с малышом.
        Этими принципами программы «нового поколения» отличаются от той единой, которая была принята в советское время. Дети должны были быть «как все», воспитываться в коллективе и через коллектив.
        Однако надо заметить, что во многих садах старая программа работает и по сей день. Так что поподробнее разузнать о том, чему и как учат детей в детском саду, намного важнее, чем спросить, есть ли на его территории бассейн.
        Удачи!  

            
        На что обратить внимание при выборе сада:

        в первую очередь попросите показать вам лицензию и устав дошкольного учреждения. В последнем документе вы найдете информацию о том, кто контролирует работу садика, какие организации являются учредителями. Эти сведения понадобятся вам, если будут нарушены права вашего малыша или возникнут какие-либо другие проблемы;спросите о стоимости посещения детского сада. Если это государственное учреждение, помните, что с вас не должны требовать каких-то дополнительных взносов за прием в него ребенка, кроме установленного тарифа месячной оплаты;

        посмотрите на то, ухожена ли территория садика, насколько уютно и чисто в его помещениях;        

        зайдите в группу и посмотрите, во что играют дети, не дерутся ли, есть ли среди ребятишек болеющие — все это говорит о том, насколько внимательно относятся к ним воспитатели;

        в группе не должно быть больше 20—23 детишек, а в компенсирующих группах и группах для детей раннего возраста — в пределах 10 человек;

        попросите, чтобы вам рассказали о режиме, принятом в детском саду. Если воспитатели скажут, что ребенка надо забирать в 5 часов вечера (а то и раньше), не соглашайтесь на такие условия, потому что по существующим нормативам в обычных группах (не кратковременного пребывания) рабочий день — 10,5 или 12 часов;

        поинтересуйтесь питанием детей, ознакомьтесь с меню (оно обычно вывешивается на видном месте);

        расспросите заведующую о программе и методиках, по которым работают воспитатели. Расскажите об особенностях своего малыша и поинтересуйтесь, что может предложить детский садик именно для него;

        поинтересуйтесь другими подробностями пребывания детей в этом дошкольном учреждении.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материалов Комитет образования г. Москвы и лично Цапенко Марию Михайловну, Гаврилова Александра Владимировича