Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Сделай сам открытку "Семицветик" (АБ 23-802)

Сделай сам открытку "Семицветик" (АБ 23-802)

Издательство: Клевер

67 руб.

Слово-серебро, молчание-золото?

07.10.2008

Оказывается, все проблемы начинаются задолго до того, как кроха произносит свои первые слова.


   Оказывается, все проблемы начинаются задолго до того, как кроха произносит свои первые слова. Одной из основных причин специалисты называют все чаще встречающиеся отклонения в течение беременности и родов. Формирование мозга ребенка, как и других органов, происходит еще в утробе, и опасности подвергаются те дети, которые еще в материнском чреве страдают от внутриутробной гипоксии. Неблагоприятно могут сказаться на развитии мозга и травмы головы, полученные в процессе родов. Микрокровоизлияния и другая локальная патология, которые не всегда сразу обнаруживаются, могут стать причиной того, что мозг к моменту рождения и в последующий год не будет соответствовать возрасту. Именно такие дети отстают психически, у них возникнут проблемы с развитием речи. (Кстати, нередко речь плохо формируется у малышей, чье психическое развитие в норме.) Сначала с устной, а потом и письменной речью. Но хуже всего то, что к специалисту-логопеду такие дети попадают перед школой, в лучшем случае в пять лет, когда самое благоприятное время для развития упущено. Если же начать работу по диагностике, профилактике, коррекции и формированию речи в самом раннем возрасте (на первом-втором году жизни), есть большая вероятность того, что малыш даже с очень сложным дефектом догонит сверстников.
        К сожалению, очень мало родителей знают об этом.
        Помимо последствий тяжелой беременности или неудачных родов большой проблемой могут стать травмы, которые ребенок получает ежедневно. Так, большинство травм головы у маленьких детей происходит незаметно. Дети падают часто и ударяются в основном головой как самой тяжелой частью тела. Если при этом кроха не кричит на весь дом, не теряет сознание, его не тошнит, то родители считают, что все в порядке. А ведь это не всегда так. Иногда повреждаются какие-то сосудики и происходит внутримозговое микрокровоизлияние, что впоследствии отрицательно сказывается на развитии речи.
        В то же время каждая мама считает, что ее ребенок развивается нормально. Например, грудничок не улыбается, не радуется ее появлению, не восхищается ею, а мама говорит: «Он у меня серьезный». Или на втором году жизни карапуз никуда не сует свой нос, ничем не интересуется, не мешает, а родителям хорошо — ребенок «спокойный». Или, наоборот, «совершенно неуправляемый» дошколенок плохо засыпает ночью, очень подвижен. Взрослые же считают, что у них очень смышленый и любознательный карапуз.
        И тот и другой подход неверен.
        Впервые задуматься и показать врачу ребенка на первом году жизни надо, если он мало и плохо гулит или вы практически ни разу не слышали, как он лепечет. В 3—6 месяцев все малыши гулят — произносят отдельные звуки, поют, бухтят. Во втором полугодии жизни они лепечут, т. е. разговаривает слогами: «ма-ма-ма-ма», «ба-ба-ба», и т. д. К году они уже что-то лопочут на своем языке. Этот язык непонятен. Это просто способ выражать свои эмоции. Бывают дети, которые почти не гулят, но прекрасно лепечут и потом сразу переходят к нормальному разговору. А другие малыши, которые начинают лепетать, потом вдруг замолкают. Почему такое происходит? Это может произойти, например, после тяжелого респираторного вирусного заболевания, или слишком эмоциональный кроха так реагирует на стресс, допустим на госпитализацию. Будьте внимательны к таким вещам, потому что у такого ребенка наверняка возникнут проблемы с речью.
        Обычно дети начинают говорить простыми фразами примерно к 1,5 годам. К 2 годам у них уже появляются развернутые фразы. Предложение уже состоит не только из подлежащего и сказуемого, но содержит и другие, второстепенные члены предложения. К этому времени с детьми уже чаще всего можно общаться. Речь крохи это поток слов: «Мама, очень хочу пить», или: «Хочу вот эту бутылочку», или: «Из этой чашки пить». Конечно, все звуки он еще не произносит.
        Хочется отговорить молодых родителей от желания обращать внимание на возрасные границы, сравнивать своего ребенка с «гениальными» соседскими детьми, которые заговорили чуть ли не в полгода. Когда же стоит начать беспокоиться, что должно насторожить? Идти на консультацию к специалисту следует в том случае, если ваш сын или дочь не только плохо или непонятно говорят, но и не всегда понимают, что говорите вы, нечетко выполняют инструкции. Малыш неловок, неуклюж, часто уходит в себя и периодически не слушает взрослого, словно выключается.
        Что касается Москвы, то здесь с такими проблемами следует обращаться в Центр патологии речи и нейрореабилитации. Это городской центр, который занимается наиболее тяжелыми комбинированными видами патологии, связанными либо с неврологической, либо психической патологией. Методы лечения разнообразны. Врачи пользуются и психотерапией, и медикаментозной коррекцией, и, если необходимо, физиотерапией с применением массажа. Кроме этого, на базе центра работают психологи, а основная нагрузка, конечно, падает на логопедов. Их в центре больше всего, и они осуществляют основную коррекцию. Сюда можно попасть по направлению участкового логопеда из поликлиники. Необходимо иметь страховой полис и желательно первичную эхо-энцефалограмму, если ребенку больше 5 лет. Также требуется иметь при себе выписку из истории, консультацию невролога или психиатра. Желающих попасть в центр очень много, поэтому легкими случаями например, невыговариванием некоторых звуков, здесь не занимаются. Это работа участкового логопеда. Иногородние родители с детьми могут попасть в центр платно через ассоциацию, которая с привлечением сотрудников центра осуществляет хозрасчетное обслуживание.