Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Кексы соленые и сладкие

Кексы соленые и сладкие

Издательство: Микко

338 руб.

Афиша
30.11.2016
Мюзикл "Черномор"

В новогодние праздники в Олимпийском представят новый мюзикл ...

подробнее...
25.11.2016
"Предновогодние приключения на Планете Добра"

3 декабря 2016 года в Культурном центре «Москвич» ...

подробнее...
23.11.2016
Космо-ёлка для самых маленьких

Мультимедийная выставка «Космос. Love» и Центр дизайна ARTPLAY ...

подробнее...
14.11.2016
Елка на Робостанции

С 11 декабря 2016 года по 8 января ...

подробнее...
25.10.2016
10-й Юбилейный Большой фестиваль мультфильмов

27 октября — 7 ноября 2016 года, Москва

подробнее...
12.10.2016
Gulli Girl – первый телеканал для девочек

С сентября 2016 года сразу два французских развлекательно-образовательных ...

подробнее...
20.09.2016
Первый образовательный семейный сериал «Семья Светофоровых»

3 октября на телеканале «Карусель» стартует первый образовательный ...

подробнее...
19.09.2016
«Моана»

Disney представляет анимационный фильм «Моана», посвященный бесстрашной девушке, которая ...

подробнее...
14.11.2016
Ёлки в клубе на Мясницкой

24 декабря в 11.00 приглашаем родителей с детьми ...

подробнее...
11.11.2016
ROYAL CANIN ОТКРЫВАЕТ ВЕТЕРИНАРНУЮ КЛИНИКУ В КИДЗАНИИ

Royal Canin, подразделение Mars Inc., объявляет об открытии ветеринарной клиники ...

подробнее...
07.11.2016
Отличникам в День науки покажут Тесла-Шоу бесплатно

10 ноября, во Всемирный день науки, в московском ...

подробнее...
26.10.2016
Первые новаторские гонки на санях

28 января во Дворце пионеров на Воробьевых горах ...

подробнее...
28.11.2016
Музей автомобильных историй

Торжественная церемония открытия «Музея автомобильных историй» состоялась в ...

подробнее...
22.11.2016
Открылся Музей хоккея

С декабря 2016 года Музей хоккея в Парке ...

подробнее...
09.11.2016
Мишки Тедди на Тишинке

Ежегодно в первые выходные декабря тысячи медведей со ...

подробнее...
26.10.2016
Мамин фестиваль «ГОРЛИЦА»

27 ноября  15:00 – 18:00 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДАРВИНОВСКИЙ МУЗЕЙ 

подробнее...

Правдолюб или ябеда?

07.10.2008

Вот так, по детски искренне, без зазрения совести, малыши «закладывают» друг друга.


      — Это Сеня!
      — Не-а, это Маша!
      — Это не я!..
      Вот так, по детски искренне, без зазрения совести, малыши «закладывают» друг друга.
      Взрослый же не столько стремится узнать, кто, конкретно, набедокурил, а хочет довести до сведения всех, что так делать нельзя. Этим и объясняется вопрос. Но какова цель детей, охотно выкрикивающих имя провинившегося? Почему некоторые дети все время жалуются на других? Зачем они рассказывают все о своих товарищах, даже когда об этом их никто не просит?
    Самая частая реакция взрослого на детские жалобы — досада или негодование. Чешский педагог Януш Корчак в своей книге «Как любить ребенка» отмечал, что малыш, решивший пожаловаться, рискует вдвойне: получить от воспитателя «небрежный и резкий ответ» и быть отвергнутым ребятами за свою жалобу. Но Корчак предостерегал и воспитателей с родителями от небрежного отношения к детским жалобам: «Некрасиво жаловаться. Кто установил это правило? А что делать ребенку, если его обокрали, оскорбили отца или мать, наговорили на него товарищам, если ему угрожают, подбивают на плохое? Недобросовестному, неумелому воспитателю удобно не знать, что вытворяют ребята, он машет рукой на их споры, не умея их умно рассудить. Тихих и беспомощных будут обижать, эксплуатировать, обирать, а позвать на помощь, потребовать справедливости — нельзя! Обидчики торжествуют, обиженные страдают». Никогда не следует торопиться с выводами, в первую очередь необходимо выяснить, что побуждает ребенка жаловаться.

      Доносчику — первый кнут?     

      Откуда берутся ябеды? Именно родители и воспитатели, порицая детей за жалобы, повторяя, что жаловаться нехорошо, отказываясь вникать в суть детских взаимоотношений, присваивают ребенку статус ябеды.
      Один папа был очень огорчен тем, что его пятилетний сын «оказался ябедой». Вот, что он рассказал: «Я должен был уехать по делам на пару часов, а у нас в гостях был Петин друг — Вася. Я попросил нашу соседку, Наталью Ивановну, присмотреть за ребятами. Уезжая, я сказал сыну, чтобы они не шалили, слушались ее. Вернувшись, застал у нас Васину маму. Я спросил: «Ну, как вы себя вели?» соседка ответила, что мальчики вели себя хорошо. Но тут мой сын вдруг сказал: «Я-то себя хорошо вел, а вот Вася не слушался Наталью Ивановну!» Мне стало очень неловко перед Васиной мамой. Я не знал, как себя вести в данной ситуации, и сказал: «Петя, как тебе не стыдно ябедничать!» Хотя я знаю, что Вася непоседа и озорник, и, скорее всего, мой сын сказал правду. Но больше всего я боюсь, что он пойдет в школу и станет ябедничать там».
      На самом деле, в данной ситуации мальчик стремился к объективности. Его спросили, как они себя вели — он честно ответил. Так называемая «ябеда», была спровоцирована взрослым человеком: был задан конкретный вопрос, и на него дан не совсем верный ответ, а ребенок внес уточнение.
      По мнению психологов можно выделить ряд причин, побуждающих детей жаловаться и первая — это непонимание. «Излишняя» детская честность часто ставит родителей в неловкое положение. Вспомните почти анекдотическую ситуацию: на вопрос знакомых, понравился ли маме подарок, малышка отвечает: «А мама сказала, что у нас такой ерунды полон дом!» Что-то похожее случалось со всеми родителями. Малыш, стукнувшись ножкой о стул, идет к родителям, чтобы его пожалели, показывая на «обидчика». Ему не важно, кто или что его обидело, ему нужно сочувствие. Маленький ребенок обычно не преследует никаких целей, рассказывая всем обо всем, он не жалуется, не ябедничает, он просто делится информацией. Ведь и взрослые часто жалуются на ребенка — воспитатели рассказывают о его поведении родителям, мама — папе, бабушке и т. д. Ребенок наблюдает это и не видит в жалобах ничего предосудительного. Что такое жалоба, ребенок начинает понимать, когда его поведение получает соответствующую оценку взрослого. «Жаловаться нехорошо! Не ябедничай!». Наблюдения психологов показывают, что уже четырехлетние дети, возвращаясь из садика, гордятся тем, что они «не ябеды», то есть не жалуются.
      Вторая причина — это беспомощность. Когда ребенок сталкивается с ситуацией непонятной, опасной — он идет к взрослому за помощью. Взрослый для ребенка — последняя инстанция, к которой он обращается, если не может справиться сам.
      Кроме того, малыш может «наябедничать» — предупредить. Ребенок делится своими наблюдениями за другими людьми, он не знает, как реагировать на то или иное происшествие. Малыш не жалуется, а ставит в известность и ждет разъяснений, как быть. Или он знает, что происходит что-то недозволенное, но не может это предотвратить самостоятельно. А ведь некоторые ситуации действительно требуют срочного вмешательства взрослых, например, когда дети играют на проезжей части.
      Конечно же, следует различать жалобы и злостное ябедничание ребенка. Ябеда — по Ожегову — «это клевета, мелкий донос, наушничание». Такого рода жалобы могут быть вызваны совсем другими причинами, у них есть корыстная цель, а именно:

      Месть
     

      Если ребенка не берут в игру, обижают, то он стремится взять реванш с помощью взрослого. Кстати, подобный способ мести маленький человек может использовать и против не угодившего ему взрослого.
      Самоутверждение
      Ребенок владеет некоторой информацией о других детях, которой он делится со взрослым, чтобы почувствовать свою значимость. Кроме того, таким образом малыш стремится привлечь к себе внимание взрослого и заставить сверстников считаться с собой.

      Обида и зависть
     

      Большинство жалоб непредсказуемы, они рождаются стихийно. Ребенок замечает что-то и может рассказать взрослому из-за плохого настроения, обиды, неумения промолчать. Но есть и такие виды доноса, которые провоцируют сами взрослые.

      Защита от несправедливого наказания
     

      Взрослый, которому недосуг разбираться, кто прав, кто виноват, который наказывает всех, чтобы было неповадно, провоцирует детей на доносы. Таким образом они стремятся избежать несправедливого наказания. Опасен в этом отношении и способ поиска виновного, часто практикуемый в детских коллективах: «Пока не найдем виновного, никого не отпущу гулять!»

      Шантаж

      «Вот я маме расскажу...», «Если не примете меня в игру, расскажу, что вы...» Угрожая разоблачением старшим товарищам или сверстникам, ребенок заставляет их принять свои условия. Этому очень удобному и распространенному способу манипуляции ребенок, между прочим, учится у взрослых: «Вот скажу папе — не будет тебе зоопарка в воскресенье!» или «Будешь шалить, поставлю двойку, родители тебе покажут!»
      Кстати нередко ревность между братьями и сестрами тоже побуждает ребенка жаловаться и ябедничать.

      Наказывать или поощрять?
     

      Вряд ли кому-то из родителей хочется вырастить ябеду. Но детские жалобы — это основное средство получения информации о них самих. Родителям надо быть готовым к тому, что воспитатели в детском саду часто поощряют детей рассказывать обо всем, что делают они и их товарищи. Многих мам и пап это не устраивает, но даже если вы не поощряете такой подход к проблеме, необходимо объяснить ребенку, что бывают такие ситуации, в которые необходимо посвящать взрослых. Например, если его травят сверстники или запугивают старшие. Объясните малышу, что нет ничего предосудительного, если он в критической ситуации обратится за помощью к взрослому и посвятит его во все детали. В некоторых случаях, возможно, будет достаточно честно предупредить нарушителя, что вы вынуждены поставить старших в известность о происходящем. Многие воспитатели обговаривают со своими подопечными, что жалоба в присутствии обидчика — не донос, а необходимое информирование о происшедшем, стремление разобраться.
      Жалуясь, малыш рассказывает о своих проблемах. Иногда в ответ на жалобу ему будет достаточно внимания и сочувствия. Кстати говоря, во всем мире существуют организации, в которые ребенок может обратиться за помощью или просто излить душу. Наверное, такие организации нужны детям, не нашедшим понимания и справедливости у своих близких. Но стоит ли доводить до этого?

     
      Если ребенок часто жалуется

      Бесполезно просто запрещать ребенку ябедничать. Необходимо разобраться в причинах, побуждающих его на это. Запрещая, вы только отобьете у него желание делиться с вами своими проблемами.
      Первопричина всех детских жалоб — доверие к взрослому и надежда на помощь с его стороны. Ребенок, не чувствующий себя защищенным, будет жаловаться на все и всем.

      Если малыш часто жалуется, за этим может скрываться нехватка внимания со стороны окружающих, уязвленное самолюбие, отчаяние.

      Чтобы жалобы друг на друга не превратились в склоку, предложите детям «сесть за стол переговоров», и всем вместе обсудить взаимные претензии, найти выход из сложившейся ситуации. Старайтесь обсуждать и выслушивать все жалобы в присутствии противоположной стороны, давая высказаться каждому. Это приучит детей к самостоятельному и конструктивному разрешению конфликтов.

      Если ребенок жалуется, чтобы отомстить, самоутвердиться, спросите его: «Зачем ты мне рассказываешь это? Ну и что?» Несколько ставящих в тупик вопросов, отсутствие интереса к сообщению не дают маленькому ябеде возможность торжествовать.

      Не спешите реагировать на жалобу, «переварите» полученную информацию, иначе маленькие шантажисты будут использовать вас как «оружие» для достижения своих целей. Исключение составляют случаи, требующие моментального вмешательства взрослого.

      Если ваш ребенок прослыл жалобщиком и нытиком, понаблюдайте за собой — не слишком ли часто вы сами жалуетесь всем окружающим на жизнь, на мужа, на поведение своего малыша. Может быть, он просто берет с вас пример?

      А иногда маленькому ябеде достаточно, чтобы его просто выслушали и посочувствовали — он не жаждет мести, а ищет вашего участия.
      Так что будьте повнимательнее к своему ребенку — это самый универсальный совет, который поможет в любой ситуации.