Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Что дальше? Книга о Мюмле, Муми-тролле и Малышке Мю

Что дальше? Книга о Мюмле, Муми-тролле и Малышке Мю

Издательство: Самокат

Автор: Янссон Туве

412 руб.

Афиша
30.11.2016
Мюзикл "Черномор"

В новогодние праздники в Олимпийском представят новый мюзикл ...

подробнее...
25.11.2016
"Предновогодние приключения на Планете Добра"

3 декабря 2016 года в Культурном центре «Москвич» ...

подробнее...
23.11.2016
Космо-ёлка для самых маленьких

Мультимедийная выставка «Космос. Love» и Центр дизайна ARTPLAY ...

подробнее...
14.11.2016
Елка на Робостанции

С 11 декабря 2016 года по 8 января ...

подробнее...
25.10.2016
10-й Юбилейный Большой фестиваль мультфильмов

27 октября — 7 ноября 2016 года, Москва

подробнее...
12.10.2016
Gulli Girl – первый телеканал для девочек

С сентября 2016 года сразу два французских развлекательно-образовательных ...

подробнее...
20.09.2016
Первый образовательный семейный сериал «Семья Светофоровых»

3 октября на телеканале «Карусель» стартует первый образовательный ...

подробнее...
19.09.2016
«Моана»

Disney представляет анимационный фильм «Моана», посвященный бесстрашной девушке, которая ...

подробнее...
14.11.2016
Ёлки в клубе на Мясницкой

24 декабря в 11.00 приглашаем родителей с детьми ...

подробнее...
11.11.2016
ROYAL CANIN ОТКРЫВАЕТ ВЕТЕРИНАРНУЮ КЛИНИКУ В КИДЗАНИИ

Royal Canin, подразделение Mars Inc., объявляет об открытии ветеринарной клиники ...

подробнее...
07.11.2016
Отличникам в День науки покажут Тесла-Шоу бесплатно

10 ноября, во Всемирный день науки, в московском ...

подробнее...
26.10.2016
Первые новаторские гонки на санях

28 января во Дворце пионеров на Воробьевых горах ...

подробнее...
28.11.2016
Музей автомобильных историй

Торжественная церемония открытия «Музея автомобильных историй» состоялась в ...

подробнее...
22.11.2016
Открылся Музей хоккея

С декабря 2016 года Музей хоккея в Парке ...

подробнее...
09.11.2016
Мишки Тедди на Тишинке

Ежегодно в первые выходные декабря тысячи медведей со ...

подробнее...
26.10.2016
Мамин фестиваль «ГОРЛИЦА»

27 ноября  15:00 – 18:00 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДАРВИНОВСКИЙ МУЗЕЙ 

подробнее...

Сначала было слово…

07.10.2008

психология детей и родителей. разбор типичных ситуаций


Ситуация № 1

Ребенок приходит из школы расстроенный. С другом поругался, замечание в дневник получил, контрольную написал плохо:

– Все надоело! Столько вчера просидел за учебником, а все напрасно. Все равно пару влепят. Хоть из окна бросайся!

Обычная реакция мамы:

– Я уверена, что ты хорошо написал все. Нужно только до завтра подождать

Совет педагога:

Это реакция говорит о том, что точка отчета для мамы – это ее ребенок. Высказывание ее о том, что она «уверена в правильности», подкрепляет неправильное формирование самооценки ребенка. Намного лучше будет сказать: «У тебя сегодня просто неудачный день». Эта фраза не содержит никакой оценки. Также хорошо попробовать перефразировать его слова – тогда ребенок почувствует, что мама его понимает. Главное – «разговорить» ребенка и понять его эмоциональное состояние, настроить его на диалог и показать «взрослые пути» выхода из неприятной ситуации.

Ситуация в разрезе:

Родителям надо научить ребенка справляться с гневом и отчаянием. Он имеет право испытывать разные эмоции. Если родители не хотят, чтобы ребенок говорил слова с негативной коннотацией, то нужно научить его другим способам выражения своих эмоций. Можно предложить вместе пойти в лес и покричать, побегать вокруг дома или просто порвать бумажки.

Ситуация № 2

Мама гуляет с малышом во дворе. Соседка угощает кроху конфетой. Мама: Что нужно сказать доброй тете?

Ребенок уже вовсю хрустит конфетой и мычит в ответ.

Обычная реакция мамы:

В следующий раз, перед тем, как засовывать конфету в рот, надо сказать «спасибо»!

Совет педагога:

Эта ситуация, в которой маме нужно проявить большой такт. Импульсивное поведение малыша понятно. Если кроха уже вовсю хрустит, то после надо сказать: « Ты скушал конфетку, а теперь давай скажем «спасибо» и расскажем доброй тете о том, какая она была вкусная. А в следующий раз надо будет сначала тетю поблагодарить, а потом уже есть».

Ситуация в разрезе:

Научить ребенка быть благодарным – очень важная задача родителя. Вовремя не сказанное «спасибо» может принести много вреда воспитанию, а следовательно, и дальнейшей жизни малыша. Да, порой приходится заниматься «воспитанием» при посторонних и они сомневаются, стоит ли в присутствии чужих людей устраивать неприятные сцены. Но надо помнить, что снисходительность не принесет пользы ни ребенку, ни родителям. Взрослые снова и снова будут испытывать неловкость и смущение из-за невоспитанности детей. Безусловно, необходимо помнить о чувствах ребенка и, если можно, делать ему внушение, отведя в сторону, сдержанно и деликатно.

«В чужой монастырь со своим уставом не ходят», «Свой обычай в чужой дом не вноси», «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе» – эти и многие другие пословицы свидетельствуют о том, что наши предки придавали большое значение традициям (в частности, традициям социального общения), осознавали их множественность. И сегодня, в век унификации многих сторон жизни, этнические особенности не утратили своих позиций.

Ситуация № 3

Дети играют в песочнице. Вдруг воздух сотрясает крик:

– Мама! Он отнял у меня мою машинку! Пусть сейчас же отдаст обратно!!!

– Нет, это мой грузовик! Я с ним буду играть!

Дети начинают драться…

Обычная реакция мамы:

Перестаньте драться! Все, я забираю грузовик, чтобы вы в следующий раз помнили, что игрушками надо делиться, а не ссориться из-за них!

Совет педагога:

Если ребенку 3 года, то здесь родителям надо знать, что ребенок только учится своим границам. Поэтому часто машинку он считает продолжением себя и ею очень трудно с кем-то делиться. Реакция мамы тоже понятна: драку нельзя поощрять и надо обязательно вмешаться.

Но вмешаться не с тем, чтобы наказать, а чтобы показать детям способы мирного решения конфликта. Например, остановить малышей, взять их за руки и спокойно рассказать, что можно просто обменяться игрушками.

Ситуация в разрезе:

Конечно, маме намного легче решить проблему своим быстрым вмешательством. Но подобная тактика не помогает детям развивать положительные качества характера. Им надо учиться перебарывать свой гнев, не выливать негативные эмоции на окружающих и мириться с тем, что они живут в обществе, где необходимо учитывать интересы других.

Интересно, что правила приличия, существующие у одного народа, другими могут восприниматься как правила неприличия. И. Эренбург в романе «Люди, годы, жизнь» пишет: «Европейцы, здороваясь, протягивают руку, а китаец, японец или индиец вынуждены пожимать конечность чужого человека. Если бы приезжий совал парижанам босую ногу, вряд ли это вызвало бы восторг. Англичанин, возмущенный проделками своего конкурента, пишет ему: «Дорогой сэр, Вы мошенник», без «дорогого сэра» он не может начать письмо. Христиане, входя в церковь, снимают головные уборы, а еврей, входя в синагогу, покрывает голову. В Европе цвет траура черный, в Китае – белый. Когда китаец видит, как европеец или американец идет под руку с женщиной, порой даже целует ее, это кажется ему чрезмерно стыдным. Если к европейцу приходит гость и восхищается картиной, вазой или другой безделушкой, то хозяин доволен. Но если европеец начнет восторгаться вещицей в доме китайца, то хозяин дарит ему этот предмет – того требует вежливость. Меня мать учила, что в гостях нельзя ничего оставлять в тарелке. В Китае к чашке риса, которую подают к концу обеда, никто не притрагивается – нужно показать, что ты сыт».

Я хочу трудиться!

Где и когда…

Китайцы непременным атрибутом ума считают трудолюбие, ответственность перед обществом. Трудолюбие является также важной чертой поведения японца и немца. Но немцы трудятся размеренно, организованно и планомерно, японцы же делают это самозабвенно, стараясь получать удовольствие от труда. Русское трудолюбие носит авральный и азартный характер.

Ситуация № 4

Ребенок раскапризничался за столом: «кашу не хочу», «суп не буду». Сдавшаяся мама предлагает «что-нибудь вкусненькое», но ребенок по-прежнему бузит, уже по инерции:

– Вообще ничего не буду. И булочку не буду, и конфетку не буду. Ни-че-го!

Обычная реакция мамы:

Малыш, надо все-таки что-нибудь скушать, иначе ты не вырастешь большим. Будешь всегда хиленьким и маленьким.

Совет педагога:

Так говорить ребенку не советуется – не надо навешивать ярлыки. Просто стоит подумать, а не перебил ли себе кроха аппетит?

Ситуация в разрезе:

Если ребенок отказывается есть, то, возможно, он просто уже сыт? Или же пришел с прогулки и единственное, чего он хочет, – это прилечь отдохнуть? Эти варианты мама всегда должна учитывать и не идти вразрез с его потребностями. Также детей с раннего детства нужно учить делать выбор, спрашивая: «Ты будешь чай или какао? Гречневую или манную кашку?». Тогда проблем за столом будет намного меньше.

Ситуация № 5

У ребенка неприятности в школе. Вечером родителей ждали заявления «завтра не пойду ни за что». На утро ребенок сдерживает обещание и упирается как может:

– Я больше туда ни ногой! Даже силком не затащите! Надоело мне там! И скучно. Вообще не нужна мне она!

Обычная реакция мамы:

– В школу ходят все дети. И ты тоже должен! Это твоя обязанность, так что будь добр больше этот вопрос не поднимать!

Совет педагога:

В этой ситуации маме лучше разобраться в ситуации и найти причину дискомфорта, а не «открещиваться» от ребенка.

Ситуация в разрезе:

Так не бывает, что ребенку всегда хочется в школу. Даже если он хорошо учится, всегда будут моменты ненависти ко «второму дому». Родители вместе с детьми должны искать что-то хорошее в школе, чтобы ассоциации с ней у малыша были только положительные. Если он возвращается из школы в плохом настроении, это лишь признак того, что у него неприятности и он хочет поделиться ими с родителями. В этот момент должны быть открыты все пути для общения с ребенком. Время от времени у ребенка возникают проблемы – это нормально. Но нельзя допускать, чтобы это происходило ежедневно.

Ситуация № 6

Всем родителям не раз приходилось видеть такую картину в комнате ребенка: игрушки раскиданы, одежда висит на спинке стула, на столе, но только не в шкафу, книжки тоже не на своем месте, кровать не заправлена. На просьбы прибраться – вечное «потом». Как заставить ребенка выполнить наконец свое обещание?

Обычная реакция мамы:

Все, хватит! Давай быстро убирайся! Это же невозможно – жить в такой комнате!!! Ты уже большой и сам должен за собой убирать!

Совет педагога:

Не останавливаться, искать пути договора. Всегда поощрять уборку. А также иметь в виду, что иногда воспитательные воздействия мамы бывают неуместны. К примеру, если ребенок сильно увлечен игрой, то отвлекать его и просить убраться бесполезно.

Ситуация в разрезе:

Навыки самообслуживания должны четко войти в «систему ценностей» ребенка. И это касается не только умывания или стирки грязного белья. Жить в бардаке просто неприятно, и лучше к этому не привыкать. Раскиданные и грязные вещи могут быть даже причиной плохого настроения малыша. Родители не только должны «вбить» в голову чаду, что в комнате должен быть порядок, но они должны научить, как добиться этого порядка.

Ситуация № 7

У ребенка шаловливое настроение. У мамы – наоборот. Ей нужно сосредоточится, а ребенок то чашку разобьет, то воду разольет, то телевизор громко включит и сразу выключит.

– Мне так скууучно. Поиграй со мной!!!

Как маме правильно объяснить, что у нее срочные дела и что уделить внимание ребенку она сейчас не может?

Обычная реакция мамы:

Все, с меня хватит! Сколько раз тебе повторять одно и то же? Ты должен слушаться меня!!!

Совет педагога:

Действовать надо мягче: объяснить, что «маме тоже нужно время» и попросить подождать. А чтобы он не скучал, можно предложить ему какую-нибудь простую игру. Например, попытаться разместить как можно больше мандаринов на тарелке. Это займет не менее получаса, за это время мама сможет сделать свои неотложные дела.

Ситуация в разрезе:

Не бывает такого, чтобы мама всегда была свободна и готова уделить внимание своему малышу. Грустно, но это так. В этой ситуации главное – не отмахиваться от своего чада, а дать ему понять, что мамочка скоро с ним поговорит и поиграет, но только немножко попозже. В конце концов, умение ждать – тоже хороший навык.

Малыш всеми силами пытается привлечь внимание мамы, но надо научить его делать это позитивными проявлениями: хорошим поведением, красивой картинкой или поделкой, веселой песенкой.

Ситуация № 8

Часто мама приходит с работу утомленная и делает все на автомате. Дети иногда этим пользуются:

– Мам, дай печенюшку!

– А молока!

– А принеси салфеточку!

– Дай яблоко!

Список может продолжаться до бесконечности. Как не потерять авторитет?

Обычная реакция мамы:

Мама сначала терпеливо все выполняет, но потом жалуется:

– Мама сегодня устала. Сделай сам все, пожалуйста.

На что ребенок, привыкший, что все делается, как хочет он, начинает сопротивляться и капризничать.

Совет педагога:

Мама должна уделить внимание, взять ребенка на руки, прижать, рассказать, как мама его очень любит. Замена любви заботой и уходом не слишком полезна.

Ситуация в разрезе:

Нельзя сказать, что это очень хорошо, когда мать старается угодить ребенку. По неизвестной причине она не обращает внимания на его манеры и тон и просто дает ему все, что он просит. Однако, в конце концов, ей трудно выполнить просьбу ребенка, и она, естественно, раздражается из-за его настойчивых эгоистичных требований. Но ей все же легче сделать что-то самой. Ребенку наверняка не понравятся ни замечание, ни отказ выполнить его просьбу, но у матери хватает твердости и мужества делать не то, что легко, а то, что правильно и хорошо для его дальнейшего развития. В этом случае нужно научить ребенка слову «нет», иначе он так и будет расти эгоистичным и капризным. Порой такие уроки идут не один год. А может, он просто таким способом пытается привлечь к себе внимание. Если это так, то совет работающим мамам: днем несколько раз позвонить крохе и поговорить с ним.

Ситуация № 9

Нынешнее поколение д%