Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Набор "Денежное дерево" (АА 46-102)

Набор "Денежное дерево" (АА 46-102)

Издательство: Клевер

443 руб.

Афиша
23.10.2017
БРОНЕБОТ: БОИ РОБОТОВ. Новый сезон.

В этом году школьные каникулы начинаются с Бронебота ...

подробнее...
20.10.2017
Путешествия Незнайки

Детский музыкальный театр имени Наталии Сац представляет мюзикл ...

подробнее...
20.10.2017
«Гадкий утенок»

Умная, добрая, трогательная, красивая… Такой должна быть настоящая ...

подробнее...
18.10.2017
Детское новогоднее представление Фикси-шоу «Спасатели времени»

Фикси-шоу «Спасатели времени»  – масштабная премьера с участием ...

подробнее...
06.09.2017
Тайна Коко

«Мы стоим на плечах своих предшественников», – говорит ...

подробнее...
08.06.2017
«Чудище Бансен» - уморительная премьера на Nickelodeon Россия

Комедийный мультфильм о настоящей дружбе и увлекательных приключениях ...

подробнее...
15.03.2017
Развивающий сериал "Расти-механик"

Новый сериал расскажет дошкольникам и их родителям о ...

подробнее...
09.03.2017
Лицензионное соглашение с Nickelodeon Viacom Consumer Products

Лицензионное подразделение международного холдинга VIMN в России Nickelodeon ...

подробнее...
22.09.2017
Большой PLAY-DOH Сфинкс в ЦДХ на Крымском валу

Как бы выглядел известный объект мирового культурного наследия, ...

подробнее...
29.08.2017
Приходи на праздник LEGO® NINJAGO® и стань ниндзя!

9 и 10 сентябряь  в День города Москвы ...

подробнее...
09.10.2017
Всероссийская выставка-ярмарка BABY-LIFE-EXPO 2017

27-29 октября в Москве пройдёт Всероссийская выставка-ярмарка  BABY-LIFE-EXPO ...

подробнее...
20.09.2017
Музей Восстания Машин

30 сентября. На площади 750 м 2 в ...

подробнее...
16.08.2017
День Подарка пройдет в парке «Красная Пресня»

26 августа в парке «Красная Пресня» состоится «День ...

подробнее...
03.08.2017
Летняя выставка-ярмарка изделий ручной работы ArtFlection

5 и 6 августа 2017 года в выставочном зале Amber Plaza в ...

подробнее...

Сначала было слово…

07.10.2008

психология детей и родителей. разбор типичных ситуаций


Ситуация № 1

Ребенок приходит из школы расстроенный. С другом поругался, замечание в дневник получил, контрольную написал плохо:

– Все надоело! Столько вчера просидел за учебником, а все напрасно. Все равно пару влепят. Хоть из окна бросайся!

Обычная реакция мамы:

– Я уверена, что ты хорошо написал все. Нужно только до завтра подождать

Совет педагога:

Это реакция говорит о том, что точка отчета для мамы – это ее ребенок. Высказывание ее о том, что она «уверена в правильности», подкрепляет неправильное формирование самооценки ребенка. Намного лучше будет сказать: «У тебя сегодня просто неудачный день». Эта фраза не содержит никакой оценки. Также хорошо попробовать перефразировать его слова – тогда ребенок почувствует, что мама его понимает. Главное – «разговорить» ребенка и понять его эмоциональное состояние, настроить его на диалог и показать «взрослые пути» выхода из неприятной ситуации.

Ситуация в разрезе:

Родителям надо научить ребенка справляться с гневом и отчаянием. Он имеет право испытывать разные эмоции. Если родители не хотят, чтобы ребенок говорил слова с негативной коннотацией, то нужно научить его другим способам выражения своих эмоций. Можно предложить вместе пойти в лес и покричать, побегать вокруг дома или просто порвать бумажки.

Ситуация № 2

Мама гуляет с малышом во дворе. Соседка угощает кроху конфетой. Мама: Что нужно сказать доброй тете?

Ребенок уже вовсю хрустит конфетой и мычит в ответ.

Обычная реакция мамы:

В следующий раз, перед тем, как засовывать конфету в рот, надо сказать «спасибо»!

Совет педагога:

Эта ситуация, в которой маме нужно проявить большой такт. Импульсивное поведение малыша понятно. Если кроха уже вовсю хрустит, то после надо сказать: « Ты скушал конфетку, а теперь давай скажем «спасибо» и расскажем доброй тете о том, какая она была вкусная. А в следующий раз надо будет сначала тетю поблагодарить, а потом уже есть».

Ситуация в разрезе:

Научить ребенка быть благодарным – очень важная задача родителя. Вовремя не сказанное «спасибо» может принести много вреда воспитанию, а следовательно, и дальнейшей жизни малыша. Да, порой приходится заниматься «воспитанием» при посторонних и они сомневаются, стоит ли в присутствии чужих людей устраивать неприятные сцены. Но надо помнить, что снисходительность не принесет пользы ни ребенку, ни родителям. Взрослые снова и снова будут испытывать неловкость и смущение из-за невоспитанности детей. Безусловно, необходимо помнить о чувствах ребенка и, если можно, делать ему внушение, отведя в сторону, сдержанно и деликатно.

«В чужой монастырь со своим уставом не ходят», «Свой обычай в чужой дом не вноси», «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе» – эти и многие другие пословицы свидетельствуют о том, что наши предки придавали большое значение традициям (в частности, традициям социального общения), осознавали их множественность. И сегодня, в век унификации многих сторон жизни, этнические особенности не утратили своих позиций.

Ситуация № 3

Дети играют в песочнице. Вдруг воздух сотрясает крик:

– Мама! Он отнял у меня мою машинку! Пусть сейчас же отдаст обратно!!!

– Нет, это мой грузовик! Я с ним буду играть!

Дети начинают драться…

Обычная реакция мамы:

Перестаньте драться! Все, я забираю грузовик, чтобы вы в следующий раз помнили, что игрушками надо делиться, а не ссориться из-за них!

Совет педагога:

Если ребенку 3 года, то здесь родителям надо знать, что ребенок только учится своим границам. Поэтому часто машинку он считает продолжением себя и ею очень трудно с кем-то делиться. Реакция мамы тоже понятна: драку нельзя поощрять и надо обязательно вмешаться.

Но вмешаться не с тем, чтобы наказать, а чтобы показать детям способы мирного решения конфликта. Например, остановить малышей, взять их за руки и спокойно рассказать, что можно просто обменяться игрушками.

Ситуация в разрезе:

Конечно, маме намного легче решить проблему своим быстрым вмешательством. Но подобная тактика не помогает детям развивать положительные качества характера. Им надо учиться перебарывать свой гнев, не выливать негативные эмоции на окружающих и мириться с тем, что они живут в обществе, где необходимо учитывать интересы других.

Интересно, что правила приличия, существующие у одного народа, другими могут восприниматься как правила неприличия. И. Эренбург в романе «Люди, годы, жизнь» пишет: «Европейцы, здороваясь, протягивают руку, а китаец, японец или индиец вынуждены пожимать конечность чужого человека. Если бы приезжий совал парижанам босую ногу, вряд ли это вызвало бы восторг. Англичанин, возмущенный проделками своего конкурента, пишет ему: «Дорогой сэр, Вы мошенник», без «дорогого сэра» он не может начать письмо. Христиане, входя в церковь, снимают головные уборы, а еврей, входя в синагогу, покрывает голову. В Европе цвет траура черный, в Китае – белый. Когда китаец видит, как европеец или американец идет под руку с женщиной, порой даже целует ее, это кажется ему чрезмерно стыдным. Если к европейцу приходит гость и восхищается картиной, вазой или другой безделушкой, то хозяин доволен. Но если европеец начнет восторгаться вещицей в доме китайца, то хозяин дарит ему этот предмет – того требует вежливость. Меня мать учила, что в гостях нельзя ничего оставлять в тарелке. В Китае к чашке риса, которую подают к концу обеда, никто не притрагивается – нужно показать, что ты сыт».

Я хочу трудиться!

Где и когда…

Китайцы непременным атрибутом ума считают трудолюбие, ответственность перед обществом. Трудолюбие является также важной чертой поведения японца и немца. Но немцы трудятся размеренно, организованно и планомерно, японцы же делают это самозабвенно, стараясь получать удовольствие от труда. Русское трудолюбие носит авральный и азартный характер.

Ситуация № 4

Ребенок раскапризничался за столом: «кашу не хочу», «суп не буду». Сдавшаяся мама предлагает «что-нибудь вкусненькое», но ребенок по-прежнему бузит, уже по инерции:

– Вообще ничего не буду. И булочку не буду, и конфетку не буду. Ни-че-го!

Обычная реакция мамы:

Малыш, надо все-таки что-нибудь скушать, иначе ты не вырастешь большим. Будешь всегда хиленьким и маленьким.

Совет педагога:

Так говорить ребенку не советуется – не надо навешивать ярлыки. Просто стоит подумать, а не перебил ли себе кроха аппетит?

Ситуация в разрезе:

Если ребенок отказывается есть, то, возможно, он просто уже сыт? Или же пришел с прогулки и единственное, чего он хочет, – это прилечь отдохнуть? Эти варианты мама всегда должна учитывать и не идти вразрез с его потребностями. Также детей с раннего детства нужно учить делать выбор, спрашивая: «Ты будешь чай или какао? Гречневую или манную кашку?». Тогда проблем за столом будет намного меньше.

Ситуация № 5

У ребенка неприятности в школе. Вечером родителей ждали заявления «завтра не пойду ни за что». На утро ребенок сдерживает обещание и упирается как может:

– Я больше туда ни ногой! Даже силком не затащите! Надоело мне там! И скучно. Вообще не нужна мне она!

Обычная реакция мамы:

– В школу ходят все дети. И ты тоже должен! Это твоя обязанность, так что будь добр больше этот вопрос не поднимать!

Совет педагога:

В этой ситуации маме лучше разобраться в ситуации и найти причину дискомфорта, а не «открещиваться» от ребенка.

Ситуация в разрезе:

Так не бывает, что ребенку всегда хочется в школу. Даже если он хорошо учится, всегда будут моменты ненависти ко «второму дому». Родители вместе с детьми должны искать что-то хорошее в школе, чтобы ассоциации с ней у малыша были только положительные. Если он возвращается из школы в плохом настроении, это лишь признак того, что у него неприятности и он хочет поделиться ими с родителями. В этот момент должны быть открыты все пути для общения с ребенком. Время от времени у ребенка возникают проблемы – это нормально. Но нельзя допускать, чтобы это происходило ежедневно.

Ситуация № 6

Всем родителям не раз приходилось видеть такую картину в комнате ребенка: игрушки раскиданы, одежда висит на спинке стула, на столе, но только не в шкафу, книжки тоже не на своем месте, кровать не заправлена. На просьбы прибраться – вечное «потом». Как заставить ребенка выполнить наконец свое обещание?

Обычная реакция мамы:

Все, хватит! Давай быстро убирайся! Это же невозможно – жить в такой комнате!!! Ты уже большой и сам должен за собой убирать!

Совет педагога:

Не останавливаться, искать пути договора. Всегда поощрять уборку. А также иметь в виду, что иногда воспитательные воздействия мамы бывают неуместны. К примеру, если ребенок сильно увлечен игрой, то отвлекать его и просить убраться бесполезно.

Ситуация в разрезе:

Навыки самообслуживания должны четко войти в «систему ценностей» ребенка. И это касается не только умывания или стирки грязного белья. Жить в бардаке просто неприятно, и лучше к этому не привыкать. Раскиданные и грязные вещи могут быть даже причиной плохого настроения малыша. Родители не только должны «вбить» в голову чаду, что в комнате должен быть порядок, но они должны научить, как добиться этого порядка.

Ситуация № 7

У ребенка шаловливое настроение. У мамы – наоборот. Ей нужно сосредоточится, а ребенок то чашку разобьет, то воду разольет, то телевизор громко включит и сразу выключит.

– Мне так скууучно. Поиграй со мной!!!

Как маме правильно объяснить, что у нее срочные дела и что уделить внимание ребенку она сейчас не может?

Обычная реакция мамы:

Все, с меня хватит! Сколько раз тебе повторять одно и то же? Ты должен слушаться меня!!!

Совет педагога:

Действовать надо мягче: объяснить, что «маме тоже нужно время» и попросить подождать. А чтобы он не скучал, можно предложить ему какую-нибудь простую игру. Например, попытаться разместить как можно больше мандаринов на тарелке. Это займет не менее получаса, за это время мама сможет сделать свои неотложные дела.

Ситуация в разрезе:

Не бывает такого, чтобы мама всегда была свободна и готова уделить внимание своему малышу. Грустно, но это так. В этой ситуации главное – не отмахиваться от своего чада, а дать ему понять, что мамочка скоро с ним поговорит и поиграет, но только немножко попозже. В конце концов, умение ждать – тоже хороший навык.

Малыш всеми силами пытается привлечь внимание мамы, но надо научить его делать это позитивными проявлениями: хорошим поведением, красивой картинкой или поделкой, веселой песенкой.

Ситуация № 8

Часто мама приходит с работу утомленная и делает все на автомате. Дети иногда этим пользуются:

– Мам, дай печенюшку!

– А молока!

– А принеси салфеточку!

– Дай яблоко!

Список может продолжаться до бесконечности. Как не потерять авторитет?

Обычная реакция мамы:

Мама сначала терпеливо все выполняет, но потом жалуется:

– Мама сегодня устала. Сделай сам все, пожалуйста.

На что ребенок, привыкший, что все делается, как хочет он, начинает сопротивляться и капризничать.

Совет педагога:

Мама должна уделить внимание, взять ребенка на руки, прижать, рассказать, как мама его очень любит. Замена любви заботой и уходом не слишком полезна.

Ситуация в разрезе:

Нельзя сказать, что это очень хорошо, когда мать старается угодить ребенку. По неизвестной причине она не обращает внимания на его манеры и тон и просто дает ему все, что он просит. Однако, в конце концов, ей трудно выполнить просьбу ребенка, и она, естественно, раздражается из-за его настойчивых эгоистичных требований. Но ей все же легче сделать что-то самой. Ребенку наверняка не понравятся ни замечание, ни отказ выполнить его просьбу, но у матери хватает твердости и мужества делать не то, что легко, а то, что правильно и хорошо для его дальнейшего развития. В этом случае нужно научить ребенка слову «нет», иначе он так и будет расти эгоистичным и капризным. Порой такие уроки идут не один год. А может, он просто таким способом пытается привлечь к себе внимание. Если это так, то совет работающим мамам: днем несколько раз позвонить крохе и поговорить с ним.

Ситуация № 9

Нынешнее поколение д%