Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Честное слово

Честное слово

Издательство: Махаон

Автор: Пантелеев Леонид

191 руб.

Афиша
23.10.2017
БРОНЕБОТ: БОИ РОБОТОВ. Новый сезон.

В этом году школьные каникулы начинаются с Бронебота ...

подробнее...
20.10.2017
Путешествия Незнайки

Детский музыкальный театр имени Наталии Сац представляет мюзикл ...

подробнее...
20.10.2017
«Гадкий утенок»

Умная, добрая, трогательная, красивая… Такой должна быть настоящая ...

подробнее...
18.10.2017
Детское новогоднее представление Фикси-шоу «Спасатели времени»

Фикси-шоу «Спасатели времени»  – масштабная премьера с участием ...

подробнее...
06.09.2017
Тайна Коко

«Мы стоим на плечах своих предшественников», – говорит ...

подробнее...
08.06.2017
«Чудище Бансен» - уморительная премьера на Nickelodeon Россия

Комедийный мультфильм о настоящей дружбе и увлекательных приключениях ...

подробнее...
15.03.2017
Развивающий сериал "Расти-механик"

Новый сериал расскажет дошкольникам и их родителям о ...

подробнее...
09.03.2017
Лицензионное соглашение с Nickelodeon Viacom Consumer Products

Лицензионное подразделение международного холдинга VIMN в России Nickelodeon ...

подробнее...
22.09.2017
Большой PLAY-DOH Сфинкс в ЦДХ на Крымском валу

Как бы выглядел известный объект мирового культурного наследия, ...

подробнее...
29.08.2017
Приходи на праздник LEGO® NINJAGO® и стань ниндзя!

9 и 10 сентябряь  в День города Москвы ...

подробнее...
25.10.2017
Фестиваль детской книги

С 28 до 30 октября все книголюбы приглашаются ...

подробнее...
09.10.2017
Всероссийская выставка-ярмарка BABY-LIFE-EXPO 2017

27-29 октября в Москве пройдёт Всероссийская выставка-ярмарка  BABY-LIFE-EXPO ...

подробнее...
20.09.2017
Музей Восстания Машин

30 сентября. На площади 750 м 2 в ...

подробнее...
16.08.2017
День Подарка пройдет в парке «Красная Пресня»

26 августа в парке «Красная Пресня» состоится «День ...

подробнее...

Вырастить гения: антисоветы

07.10.2008

Практически всю беременность я готовилась к этому состязанию. Только и думала о том, как обеспечу своему ребенку самое гармоничное развитие, самую престижную школу, самый высокий в мире IQ и вообще все самое-самое


        ...Я гуляла с маленьким сыном в компании двух молодых мам. Ивану было 7 месяцев, детям моих собеседниц — 6 и 10 месяцев.
— Мы тут вчера с мужем прикидывали, когда Данилу учить начнем, — небрежно бросила одна из девушек, — есть ведь такие методики, если по ним заниматься, ребенок будет в год читать, считать и вообще интеллектуально лучше развиваться.
— Да-да, и еще — иностранный язык можно начать учить очень рано, — подхватила другая, — тут рядом есть детский сад, в котором английский с двух лет преподают. И потом все дети в спецшколу поступают. Это все-таки очень важно для их будущего.
Я поняла, что должна поддержать беседу:
— А мой сын будет Томом Сойером. Вижу его продающим право покрасить забор. Я же буду кричать, свесившись с балкона: "Иван! Куда ты запропастился, негодный мальчишка?!".

         На старт. Внимание. Стой!

        Практически всю беременность я готовилась к этому состязанию. Только и думала о том, как обеспечу своему ребенку самое гармоничное развитие, самую престижную школу, самый высокий в мире IQ и вообще все самое-самое. Я собиралась им заниматься. А пока серьезно и усердно к этому готовилась. То есть прочла гору трудов, посвященных психологии раннего детства. Я готова была писать карточки с цифрами и развешивать по дому таблички с надписями "дверь", "стена", "окно", готова была поливать своего будущего ребенка холодной водой и читать ему вслух Гомера... В общем, готова была делать что угодно, лишь бы дать ему возможность развиваться гармонично. Пока однажды, примерно за месяц до родов, не спросила себя: а зачем, собственно, я собираюсь все это делать? Честный ответ ошеломил даже меня: хочу произвести впечатление. Причем сразу на всех, включая саму себя и своего еще не рожденного кроху.
        Сейчас я думаю, что выбранный мною путь негласно назывался: "Я вам всем покажу". Вы еще вздрогнете от зависти. В год он будет сочинять стихи, в три — писать прозу, в пять докажет какую-нибудь теорему, в шесть научится виртуозно играть на скрипке... Глупость моих двадцати лет заключалась в желании доказать окружающим нечто посредством успехов своего ребенка, мудрость — в том, что я смогла себе в этом честно признаться.


         Буквы знает – читать не может…
         В год и два месяца Иван знал весь русский алфавит от А до Я, а в год и десять в ответ на вопрос «Что ты будешь пить?», лукаво поглядывая, складывал из кубиков «чай» или «сок». На прогулках наряду с дикими криками и беготней любил сложить из палочек, веревочек, и прочего мусора какое-нибудь слово или букву. В два с половиной считал до 50 и очень любил «Венгерские танцы» Брамса. Если в целях провокации вместо заказанного ставили другое музыкальное произведение, очень бурно возмущался. В три года сыном была освоена папина печатная машинка — сначала самозабвенно воспроизводились названия станций метро, потом пришла очередь пьесы из жизни букв.
         Однажды мы гуляли во дворе вместе с другими детьми, и мама Миши, нашего трехлетнего приятеля, посетовала:
         — Стоило на неделю оставить занятия, он читать как будто разучился. По отдельности буквы называет, а слово прочесть не может. Наверное, лучше было учить его по Зайцеву складами, тогда бы не мучились.
         У меня на лице отразилось недоумение, больше похожее на ужас: с тех пор как мой сын понял, что слова получаются из букв, он не возвращался обратно, в «нечтение». И я просто не знала, что сказать или посоветовать.
         —Ты избалована своим Иваном. Детей, которые читают для удовольствия, а тем более до школы, очень мало. Вот у нас как только скажешь; «Давай почитаем», сразу то спать хочет, то живот болит.
         Возможно, это и так: мне повезло, что ребенок спонтанно получал необходимую ему информацию из общего потока.. Но кто, кроме него самого, мог бы сказать, когда придет его время бегло читать или считать без запинки до" ста и обратно? Думаю, никто — в таком вопросе календаря быть не может. А может быть, сыну повезло, что у него над ухом не гремели кубики с глухими и звонкими согласными, а глаза не мозолил плакат с алфавитом? Чтение не успело опротиветь ему, а такое вполне могло случиться, если бы я начала делать что-то слишком рано.
         Но у этого счастья была и обратная сторона. Да, я не знаю, что такое "буквы знает — читать не может". Зато я знаю, что, как только Иван научился читать, контролировать этот процесс стало очень трудно. Он читал уже все подряд, без скидок на шрифт и возможность понимания. Газеты, плакаты, книги, журналы — все это самого разного уровня подачи материала и собственно содержания. Конечно, временами это было забавно. Однажды я сидела на кухне и раскладывала карточный пасьянс. Маленький сын пришел ко мне с вопросом:
         — Мама, что такое горячий шепот?
         — Ну, сыночек, это если я вот так наклонюсь к твоему ушку и начну тебе что-нибудь очень быстро говорить — вот так. Жарко? Щекотно? Вот это и есть примерно «горячий шепот».
         Ивана мой ответ вполне устроил. Он вернулся обратно в комнату и, судя по звукам, опять улегся на пол читать. «А что он там такое изучает?» — с опозданием задумалась я и пошла следом. Картина, которую я застала, была чудесна, Розовый младенец лежал на полу на животике и болтал в воздухе пятками. Подперев для удобства щечки кулачками, он внимательно смотрел в раскрытую перед ним книгу. Книга называлась «1000 и 1 вопрос про ЭТО» В. Шахиджаняна. Особый шарм мизансцене придавало не только то, что сыну в этот момент было 3 года и 11 месяцев, но и то, что других вопросов по тексту у него не возникло.
         Ребенок научился в 3 года читать — и перед глазами сама собой встает умилительная картина:
         кудрявый мальчик, сосредоточенно шевеля губами, водит пухлым пальчиком по странице букваря. На практике же все несколько иначе. И зачастую после поездки в метро мне приходилось объяснять все три слова — «аборт», «узаконенное» и «детоубийство», И это в лучшем случае, потому что я
         хотя бы могла вычислить, где и при каких обстоятельствах почерпнуты эти сведения. В худшем же непереработанная информация оседала у него в голове, трансформируясь неизвестно во что. В газете, например, запросто могут напечатать заголовок типа «Крысы скоро займут место людей» или «В московском метро есть вагоны-убийцы». Представьте, как можно донести до малыша смысл этих слов, не напугав его и не испугавшись самим.
         Мне все время приходится быть начеку, и если в разговоре с сыном всплывает, например, слово «Суматра», я обязательно выясняю, в каком это полушарии, в каком океане и есть ли там столица. Потому что я должна знать, насколько четко он представляет себе предмет разговора.
         Между сказкой и энциклопедией...
         Кроме того, Иван прошел мимо русских народных сказок Есть такой период, когда от курочки Рябы переходят к гусям-лебедям и Бабе-Яге. Если бы я читала вслух, все бы так и было, но слушать меня он не захотел, а сам читал в тот момент исключительно «Энциклопедию окружающего мира». Да, я сама не люблю русские народные сказки, но я их все же читала. Иван их не читал и не любит, что кажется мне большой потерей.
         Добавлю также, что, научившись читать в шесть лет, я до сих пор помню первую самостоятельно прочитанную книгу. Сын же был лишен этого волшебного понимания; «Я УМЕЮ ЧИТАТЬ!». Ему кажется, что он умел читать всегда, и ничего особенно чудесного в этом нет,
         Когда меня спрашивают, как мы
         достигли таких высот, мне нечего ответить, хотя и скрывать тоже нечего. Со своей стороны я только называла буквы на кубиках, да и то нечасто, полагая, что он все равно не запомнит. Многие, уличив моего ребенка в знаниях, пытались вывести меня на чистую воду по поводу методики обучения. Единственное наблюдение, которым могу поделиться, — это момент, когда он заинтересовался энциклопедиями. Мы собрались покупать черепаху и дискутировали по этому поводу довольно долго. Известно: чем скуднее знания, тем горячее спор. Выясняя разницу между болотной и степной разновидностями, мы с мужем, темпераментно изображая то ту, то другую, поняли: нам нужен источник информации. Последним стал том энциклопедии «Биология». Маленький Иван нашел по нашей просьбе в алфавитнике букву «Ч», потом слово «черепаха», назвал номер страницы и был потрясен, увидев точно на ней фотографии разных черепах. Думаю, что именно в ту минуту все было решено: по любому вопросу сын обращается в первую очередь к справочникам и словарям.
         К чему я об этом так подробно? К тому, что, если вы хотите видеть своего ребенка интересным человеком, прежде всего интересуйтесь чем-нибудь сами. Не надо особенно ждать, что он вдруг станет читать запоем, если единственная востребованная в доме литература — это газеты. Не рассчитывайте, что он станет гармонично развитой личностью, если два раза в неделю вы водите его на какие-нибудь занятия, а в остальное время разговорам с ним предпочитаете телевизор. Не стоит требовать избирательности в просмотре видео- и телепередач, если сами впустили в свой дом мышей-рокеров, людей-пауков и прочих уродов. Не думайте, что малыш часами будет слушать Вивальди, если вас тошнит от классики, a TV на кухне работает круглосуточно. Богом ли, природой ли ребенок дается нам, чтобы разделить с нами свою жизнь, во всяком случае в детстве. И ответственность за свои вкусы, интересы, за уровень своих духовных притязаний — куда более сложное дело, чем развешивание по стенам карточек с буквами.
        

 


Загрузка...
-->