Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Умная галка: Тексты для начинающих читателей

Умная галка: Тексты для начинающих читателей

Издательство: Адонис

Автор: Толстой Лев Николаевич

14 руб.

Афиша
24.05.2017
Уникальное Шоу в "Цирке Танцующих Фонтанов Аквамарин"

«Продюсерская компания Аквамарин» приглашает Вас 2 июня на ...

подробнее...
14.04.2017
Гадкий утенок

Детский музыкальный театр имени Наталии Сац

подробнее...
13.04.2017
Повелитель мух

21 апреля в Театре Наталии Сац

подробнее...
30.03.2017
«Картонные сказки»

Уникальный развивающий театральный проект для детей от 5 ...

подробнее...
06.09.2017
Тайна Коко

«Мы стоим на плечах своих предшественников», – говорит ...

подробнее...
08.06.2017
«Чудище Бансен» - уморительная премьера на Nickelodeon Россия

Комедийный мультфильм о настоящей дружбе и увлекательных приключениях ...

подробнее...
15.03.2017
Развивающий сериал "Расти-механик"

Новый сериал расскажет дошкольникам и их родителям о ...

подробнее...
09.03.2017
Лицензионное соглашение с Nickelodeon Viacom Consumer Products

Лицензионное подразделение международного холдинга VIMN в России Nickelodeon ...

подробнее...
22.09.2017
Большой PLAY-DOH Сфинкс в ЦДХ на Крымском валу

Как бы выглядел известный объект мирового культурного наследия, ...

подробнее...
29.08.2017
Приходи на праздник LEGO® NINJAGO® и стань ниндзя!

9 и 10 сентябряь  в День города Москвы ...

подробнее...
17.08.2017
«Шоу профессора Николя» в парке Сокольники

В воскресенье, 20 августа, в рамках продолжения летней ...

подробнее...
20.09.2017
Музей Восстания Машин

30 сентября. На площади 750 м 2 в ...

подробнее...
16.08.2017
День Подарка пройдет в парке «Красная Пресня»

26 августа в парке «Красная Пресня» состоится «День ...

подробнее...
03.08.2017
Летняя выставка-ярмарка изделий ручной работы ArtFlection

5 и 6 августа 2017 года в выставочном зале Amber Plaza в ...

подробнее...
21.06.2017
Hobby Games предлагает сыграть в популярные игры на «Дикой Мяте 2017»

Сеть магазинов Hobby Games приготовила увлекательную игротеку для ...

подробнее...

«Я слово перенес у-кол и получил за это «кол»!»

07.10.2008

Лопнувший мыльный пузырь
Мамы первоклассников с умилением смотрят, как их вчерашние карапузы, высунув язык от усердия, выводят в прописях наклонные палочки и первые буквы - дрожащие, неуверенные, но почти похожие на каллиграфический оригинал. Девочки, как правило, самозабвенно предаются этому занятию, мальчики - неохотно (разве настоящие мужчины для этого предназначены?)
Но вот Рубикон перейден, и тетради уже украшают первые слова и предложения. Энтузиазм многих мам стремительно падает: если списывать текст почти каждому ребенку при изрядной доле старания удается (ну почти что!) успешно, то писать под диктовку - мама не горюй! - то же самое, что пройти IQ со ста пятьюдесятью баллами. Пролистывание тетради вечером напоминает по эмоциональному накалу панихиду. «Не Хэмингуэй, - записывая русский язык в список нелюбимых предметов, констатирует одна мама. «Марь Иванна зря зарплату получает», - потрясая мыльным кулаком перед носом подруги, кипятится другая.

Держать руку на пульсе
Звонить в вечевой колокол мамы начинают так к классу третьему - когда по отношению к их ребенку употребить вожделенное - «врожденная грамотность» - может разве что умиленно глядящая на каракули внука бабушка, получившая крохи своего нехитрого образования в голодных сороковых годах. Как правило, вариантов дальнейшего развития ситуации немного: одна мама предоставляет событиям идти своим ходом («ну откуда взяться грамотности - вон «Колобок» недочитанный валяется!» Другая начинает шерстить Интернет в поисках репетитора, который сможет «взбодрить» дремлющий мозг отпрыска. «Может, к Марь Иванне на поклон пойти? - энергично стрясая с рук мыльную пену, вопрошает подругу третья.

Бразды - маме
Есть один нехитрый способ поддерживать грамотность ребенка на плаву. Чем раньше мама начнет его применять, тем больше денег на оплату труда репетиторов будет сэкономлено впоследствии.
Начнем с того, что наша практическая грамотность не всегда зависит от знания правил и умения применять их на практике - это, скажем так, более высокий уровень владения языком, к нему еще надо прийти.
«Да я Петра заставила все правила вызубрить! - воинственно рубя воздух рукой, жалуется подруге мама будущего менеджера, супервайзера мерчендайзеров, машиниста козлового крана - кого угодно, только не филолога,- а он опять, засранец, плохо диктант написал!» У Петра же этот выученный фрагмент языковой мудрости теперь обрубком болтается в мозгу и ждет своего часа эвакуироваться навеки в Лету.
Стоит, наверное, оставить Богу Богово, то есть удовольствие транспортировать правила в Петров мозг переложить на плечи учительницы (поверьте, она знает, как это сделать). Маме же нужно завести себе маленький блокнотик (или амбарную книгу - здесь все зависит от способности вашего отпрыска перекодировать устную речь в письменную). И следовать несложному правилу, которое не потребует специальных знаний, но непременно дисциплинированности от мамы (!) и последовательности.

Разведчиком мозговых извилин
Начнем с того, что у каждого бывшего и нынешнего ученика (и семи пядей во лбу, и с лимитированным количеством извилин) есть в голове этакий виртуальный список слов, в написании которых он стабильно будет ошибаться (ну как Петя в слове «пьедестал» или его многоумный соученик Вася в слове «энергомашиностроение»).
Знание правил, конечно, здорово поможет, но способность видеть сложное место в слове, сопоставить его с одним из нескольких десятков правил, а затем приложить стандарт к жизни - умение третьей степени абстракции. А наш Петя до сих пор из 21 вычитает 17, используя универсальный калькулятор - собственные 10 пальцев. Поэтому мы не будем апеллировать к еще не сформированному умению абстрактно мыслить - на это учителя угрохают 11 лет жизни (своей, в том числе). Наша с вами задача - помочь виртуальному списку слов-«врагов» увидеть свет - запечатлеть его на бумаге (в той самой припасенной амбарной книге). И регулярно пополнять вновь обнаруженными словами, причем не нами, а Марь Иванной, энергично исправившей еще десяток (!) слов в многострадальной Петиной тетради.

Собрать шедевры по крохам...
Итак, список в процессе составления. Уже выписаны 2 слова из домашней работы («Сама ж Петька вчера надоумила, что «шепот» через «О» пишется, - сконфуженно гремя тарелками, жалуется мама подруге. - И Марь Иванна опять «трояк» за домашку впарила»). И добавлены еще 8 слов из классной работы (правильно, никто угрожающе не сопел над Петровым ухом, когда он, одним глазом глядя на доску, а другим - на дисплей торчащего из-под филейной части мобильника, левой ногой нехотя карябал в тетради отобранные Марь Иванной накануне вечером после проверки шедевров Петра и К* «сложные случаи»). Теперь маме необходимо ежедневно (!) найти 15 минут (!) и диктовать «Петьку» «из избранного» по списку, отмечая галочками, палочками, минусами - да как угодно, - те слова, в написании которых сын снова и снова будет ошибаться.

Мнение учительницы Новиковой Ирины Викторовны:
«Ребятишки приходят в школу очень разные и по подготовке, и по природным данным. Так было всегда. Но за последние 10 лет косноязычие и безграмотность приобрели просто невиданные масштабы! Такое ощущение, что дети говорят с друзьями и слышат по телевизору совсем не тот язык, на котором им приходится говорить и писать в школе...»

Королева статистики
Технология процесса проста. Удобно строить таблицу, строки которой отразят ежедневный приход новой «партии» слов, а столбцы - даты, в которые эти слова мамой диктовались.
Слово написано верно - ставим «плюс», с ошибкой - «минус». Если видим, что в словах «шепот», «шорох» и «который» Петя ни разу не ошибся в течение трех дней, перестаем их диктовать. Работаем только с теми словами, в которых ребенок стабильно ошибается, и с вновь поступившими, где «Марь Иванна» заметила и исправила ошибки.
Так накапливаем около 40-50 слов.
Через 2-3 недели примерно половина из них уйдет в небытие по причине Петиной памятливости. Однако ставить на этих словах крест уже в переносном смысле рано, потому что детская память, увы, недолговечна. Примерно через 3 недели мы зажимаем волю в кулак и сажаем писать Петю весь список из 50 слов. Примерно в 15-ти он снова допустит ошибки (это если сын - лодырь, а если он будет заинтересован в результате, то проблемных слов выявится не более 5!). Из этих пятнадцати (или пяти) слов составляем новую «партию», с которой нужно работать. И опять ее регулярно пополняем новыми «шедеврами» из Петровой тетради.
Процесс, как можно заметить, циклический.

...и уничтожить поодиночке
Скоро мама убедится в том, что написание примерно 45-50% слов Петр запомнил с ходу, еще в 25-30% он будет ошибаться периодически и в 25% - из раза в раз. Нехитрая арифметика показывает, что при регулярном вечернем открытии амбарной книги на нужной странице уже через месяц-другой ваш гениальный отпрыск будет писать по крайней мере наполовину (!) грамотнее. Чем дотошнее и аккуратнее будет мама, тем лучше будет результат. Нужно заметить, конечно, что львиная доля успеха зависит и от самого ребенка. Потому что трудные случаи нужно учить! Здесь будет эффективно в конце каждого занятия диктовать отпрыску проблемные слова в его личный словарик. Задача ребенка (это и предмет маминого контроля) - учить по 5-10 слов в день..

«Русский как иностранный»
«Чего-то мне это напоминает, - задумчиво протянет Петина мама. - Точно! Мы ж так в школе английский учили!» И будет права. В самом деле, мы с вами используем подход к изучению русского языка как иностранного. А что прикажете делать, если «Колобок» «до сих пор недочитанным валяется»? Если правильное написание слов не «мозолит» нашим детям мозг ежедневно со страниц книг, то нужно выбирать из двух «зол»: либо мы искусственно создаем Пете ситуацию, когда его глаза будут «зацепляться» за правильный зрительный образ слова, либо «кросавчегг» Петр, как к родному, привыкнет к интернетовскому «языку падонков».