Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Кубки (217006)

Кубки (217006)

Издательство: Фантазер

1088 руб.

Афиша
30.11.2016
Мюзикл "Черномор"

В новогодние праздники в Олимпийском представят новый мюзикл ...

подробнее...
25.11.2016
"Предновогодние приключения на Планете Добра"

3 декабря 2016 года в Культурном центре «Москвич» ...

подробнее...
23.11.2016
Космо-ёлка для самых маленьких

Мультимедийная выставка «Космос. Love» и Центр дизайна ARTPLAY ...

подробнее...
14.11.2016
Елка на Робостанции

С 11 декабря 2016 года по 8 января ...

подробнее...
25.10.2016
10-й Юбилейный Большой фестиваль мультфильмов

27 октября — 7 ноября 2016 года, Москва

подробнее...
12.10.2016
Gulli Girl – первый телеканал для девочек

С сентября 2016 года сразу два французских развлекательно-образовательных ...

подробнее...
20.09.2016
Первый образовательный семейный сериал «Семья Светофоровых»

3 октября на телеканале «Карусель» стартует первый образовательный ...

подробнее...
19.09.2016
«Моана»

Disney представляет анимационный фильм «Моана», посвященный бесстрашной девушке, которая ...

подробнее...
14.11.2016
Ёлки в клубе на Мясницкой

24 декабря в 11.00 приглашаем родителей с детьми ...

подробнее...
11.11.2016
ROYAL CANIN ОТКРЫВАЕТ ВЕТЕРИНАРНУЮ КЛИНИКУ В КИДЗАНИИ

Royal Canin, подразделение Mars Inc., объявляет об открытии ветеринарной клиники ...

подробнее...
07.11.2016
Отличникам в День науки покажут Тесла-Шоу бесплатно

10 ноября, во Всемирный день науки, в московском ...

подробнее...
26.10.2016
Первые новаторские гонки на санях

28 января во Дворце пионеров на Воробьевых горах ...

подробнее...
28.11.2016
Музей автомобильных историй

Торжественная церемония открытия «Музея автомобильных историй» состоялась в ...

подробнее...
22.11.2016
Открылся Музей хоккея

С декабря 2016 года Музей хоккея в Парке ...

подробнее...
09.11.2016
Мишки Тедди на Тишинке

Ежегодно в первые выходные декабря тысячи медведей со ...

подробнее...
26.10.2016
Мамин фестиваль «ГОРЛИЦА»

27 ноября  15:00 – 18:00 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДАРВИНОВСКИЙ МУЗЕЙ 

подробнее...

Гарри Поттер не виноват

07.10.2008

     Я практический психолог в детском саду. Случилось так, что мои шестилетки, с которыми я работала, как и тысячи других детей по всему миру, заболели Гарри Поттером. А вместе с ними заболели и их родители. Я проработала в качестве педагога-психолога с группой этих детей и родителей 3 года. За время нашей совместной работы повелось так, что родители привыкли проявлять живой и неподдельный интерес ко всему, что интересно их детям, стараясь быть не над, не рядом, а вместе со своими малышами. Не всегда детские интересы устраивали нас. Но мы, понимая, что большинство из них объективная реальность, не боролись с ними путем запретов и репрессий, а старались вынести из этих увлечений максимум пользы, направляя детей в нужное русло. Так было с Барби, Человеком Пауком, покемонами, так было и с Гарри Поттером. Поэтому, пока мы, педагоги, ненавязчиво расставляли акценты, родители, что совершенно естественно при нашем подходе, в меру разделяли интерес своих чад к этому мальчику-волшебнику, даже не подозревая, что он-то, оказывается, зловредный монстр-чернокнижник, призванный воспитывать потенциальных уголовников и сектантов. В результате обычная, очередная детская игра превратилась в проблему. Причем, проблемой это стало не тогда, когда дети перестали наконец играть в рейнджеров и добиваться справедливости кулаками. Вместо этого они взяли по волшебной палочке и выражали свое недовольство не пинками, к радости воспитателей, а пытались послать на обидчика заклинание щекотки. И не тогда, когда они безобидно нарезали корень одуванчика, чтобы, сварив волшебное зелье, помочь засохшему между оконными рамами мотыльку. И даже не тогда, когда они, взяв без спроса метлу садовского дворника, летали на ней по всему участку. Проблема возникла, когда взрослые умные люди, профессионалы в различных областях, обратили свой умудренный жизненным и профессиональным опытом взор на эту книгу. И почему именно на нее? Только на нее, не обращая внимания на массу бездарной детской литературы, которая заполонила прилавки магазинов. Потому, что именно эта книга нашла отклик в тысячах детских сердец, по тысяче детских причин. А взрослый не видит или не хочет видеть этих самых детских причин. Он видит в этой книге и классово-расовые предрассудки, и каннибализм, и жестокость, и сатанинские обряды, и жертвоприношение, и бог знает что еще. Ни один ребенок, не обрати мы его внимание на это, да еще и не разъясни ему эти странные вещи, в жизни не заметил бы этого и не сделал бы тех выводов, которые мы, взрослые, помогаем ему сделать.
     И вот родители моих малышей пришли ко мне и сказали, что же мы, дескать, не бьем тревогу, когда тут, оказывается, такое! Может, запретить? Показали мне пару статей, в которых несчастный этот Гарри Поттер обвинялся во всех смертных грехах, и спросили, что я как психолог думаю об этом. Я подумала, что как психолог я не могу разделить этих опасений лишь по одной причине. Для того чтобы утверждать, что конкретно эта книга и этот литературный персонаж пагубно влияют на психику ребенка, необходимо, как минимум, провести психологическое исследование. Для этого нужно, во-первых, время. Во-вторых, довольно обширная выборка детей 6—7 лет, часть из которых активно знакомилась бы с произведениями Роулинг, а другая часть абсолютно от них изолировалась. В-третьих, глубокий качественный и количественный анализ полученных в ходе наблюдений и диагностики результатов. Глубоко изучая эту тему, подобных исследований я не обнаружила. А что касается лично моего мнения... Еще в институте я с интересом работала над изучением проблемы восприятия детьми дошкольного возраста литературных произведений и образов. Эта тема со временем не перестала быть мне интересной. Когда мои малыши заинтересовались Поттером, заинтересовалась им и я. Прочла книги, посмотрела фильмы — какой же я друг своим воспитанникам, если не знаю, как превратить мышь в стакан, и кто такие корнуэльские пикси. Но я всего лишь практикующий детский психолог, опыт моей работы с детьми еще не превысил даже 10 лет. Я не сотрудник НИИ, не доктор психологических наук, не литературовед. Значит, пока я не имею права на собственный, субъективный взгляд, чтобы авторитетно предложить его доверчивым родителям. И поэтому я стала собирать всевозможные публикации компетентных авторов, заслуживших право на свое мнение многолетним опытом изучения детской зарубежной и, в частности, английской литературы, опытом исследования детской психики. Проанализировав массу материала, я пришла к выводу: сколько умных, грамотных людей — столько и умных, грамотных мнений. И каждый видит в этой книге то, что хочет видеть. Изучив эти материалы по основным статьям обвинения, на 10 аргументов «против» я нашла 10 аргументов «за». В том числе и по поводу того, что дети взрывают дома и травятся. Причины подобного поведения, как утверждают некоторые психиатры, лежат гораздо глубже, чем просто прочтение книги. А спичками и розетками дети 6—7 лет играли задолго до появления Поттера. Оказывается, в Швеции был зафиксирован случай, как мальчик 9 лет сорвался с крыши, задерживая воображаемых грабителей, под впечатлением от подвигов Малыша и Карлсона. Попался мне и материал, содержащий мнение православного священника. Он говорит, что простое слово осуждения перед лицом этих книг было бы неуместно. Умнее было бы или просто не замечать их, или же, заметив их существование как объективный, независящий от нас факт, дать этому факту такое толкование, при котором эти книжки стали бы мостиком на дороге в Церковь. Очень интересным оказался анализ книги Роулинг, с историко-литературоведческой точки зрения, проведенный сотрудником РГДБ. По его мнению, и его разделяют очень многие литературоведы, ситуацию вокруг этой книги можно сформулировать так: много шума из ничего плюс отвратительный перевод с английского. И много-много других очень глубоких и интересных материалов. Подробный анализ я и предоставила своим родителям.
     А до этого момента я, понимая, что, конечно же, Гарри Поттер книга не для шестилеток, пыталась не бороться с ней и не запрещать, не хвалить и не пропагандировать. Приняв ее как существующую объективно реальность, не нагнетая страсти, я просто проживала отрезок жизни рядом с детьми, которым эта книга показалась интересной. Играла с ними в палочную дуэль, варила зелье, летала на метле, пока им было это нужно. Мы вместе, по кусочкам, смотрели фильм (дети приносили из дома в сад, нужно же было реагировать), с некоторыми детьми даже читали вместе отдельные главы.
     И в процессе этой детской игры мы с родителями незаметно расставляли правильные акценты. Дети заметили то, что должны были заметить: дружбу, преданность, ответственность, стремление к знаниям. Нам удалось донести до них, что мало родиться волшебником, нужно еще и много учиться. Это повлияло на формирование мотивации к обучению в школе в лучшую сторону. Мои шестилетки скоро наигрались, и у большинства из них интерес к этой теме стал, естественно, ослабевать.
     Я не собиралась защищать Гарри Поттера. Тем более что мне лично как читателю, матери, педагогу-психологу в этих книгах многое не нравится. Мне просто хотелось успокоить родителей, ведь не только в моей группе оказались его поклонники.
     Если мы спрячем, запретим ребенку читать книги, смотреть телевизор, играть в компьютерные игры мы перестанем быть ему другом, а это, на мой взгляд, страшнее Гарри Поттера.
     Поэтому, если уж случилось, что ваш малыш проявил интерес к этой книге, — будьте рядом! Читайте (если ребенок этого захотел) вместе! Пропустите то, что ему трудно понять, и обратите внимание на то, что соответствует его восприятию. Превратите все в игру — и играйте вместе. И если ребенок и вернется к этой книге в 10—13 лет, то наверное воспринимать ее содержание он будет через призму заложенных нами, взрослыми, социально-нравственных представлений.
     P. S. В моей практике был такой случай. Однажды воспитатель прочитала детям подготовительной группы программную сказку Шарля Перро «Мальчик-с-пальчик». Через некоторое время, один из детей стал просыпаться ночью, случалось даже писаться. Мы долгое время не могли определить истинную причину такого состояния, тем более что у ребенка была хорошая, полноценная семья. Как потом выяснилось, мальчик случайно услышал, как родители сетовали на кухне на свои финансовые затруднения. Ребенок предположил, что они вполне могут по сценарию Перро поправить свое материальное положение, оставив его в лесу. А ведь сказка-то хорошая и французский сказочник тут ни при чем.

    Так что Гарри Поттер все-таки не виноват. А художественные достоинства и недостатки этой книги — это совсем другой разговор.