Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Детский сад. В нашем детском садике

Детский сад. В нашем детском садике

Издательство: Стрекоза

29 руб.

Афиша
23.10.2017
БРОНЕБОТ: БОИ РОБОТОВ. Новый сезон.

В этом году школьные каникулы начинаются с Бронебота ...

подробнее...
20.10.2017
Путешествия Незнайки

Детский музыкальный театр имени Наталии Сац представляет мюзикл ...

подробнее...
20.10.2017
«Гадкий утенок»

Умная, добрая, трогательная, красивая… Такой должна быть настоящая ...

подробнее...
18.10.2017
Детское новогоднее представление Фикси-шоу «Спасатели времени»

Фикси-шоу «Спасатели времени»  – масштабная премьера с участием ...

подробнее...
06.09.2017
Тайна Коко

«Мы стоим на плечах своих предшественников», – говорит ...

подробнее...
08.06.2017
«Чудище Бансен» - уморительная премьера на Nickelodeon Россия

Комедийный мультфильм о настоящей дружбе и увлекательных приключениях ...

подробнее...
15.03.2017
Развивающий сериал "Расти-механик"

Новый сериал расскажет дошкольникам и их родителям о ...

подробнее...
09.03.2017
Лицензионное соглашение с Nickelodeon Viacom Consumer Products

Лицензионное подразделение международного холдинга VIMN в России Nickelodeon ...

подробнее...
22.09.2017
Большой PLAY-DOH Сфинкс в ЦДХ на Крымском валу

Как бы выглядел известный объект мирового культурного наследия, ...

подробнее...
29.08.2017
Приходи на праздник LEGO® NINJAGO® и стань ниндзя!

9 и 10 сентябряь  в День города Москвы ...

подробнее...
25.10.2017
Фестиваль детской книги

С 28 до 30 октября все книголюбы приглашаются ...

подробнее...
09.10.2017
Всероссийская выставка-ярмарка BABY-LIFE-EXPO 2017

27-29 октября в Москве пройдёт Всероссийская выставка-ярмарка  BABY-LIFE-EXPO ...

подробнее...
20.09.2017
Музей Восстания Машин

30 сентября. На площади 750 м 2 в ...

подробнее...
16.08.2017
День Подарка пройдет в парке «Красная Пресня»

26 августа в парке «Красная Пресня» состоится «День ...

подробнее...

Больше в школу не пойду

07.10.2008

Отзвенел первый в жизни малыша звонок, прошла эйфория первых дней, и наступили обычные школьные будни.


   Отзвенел первый в жизни малыша звонок, прошла эйфория первых дней, и наступили обычные школьные будни.
    И вот в один из прекрасных дней ваше чадо, едва переступив порог квартиры, категорично заявляет: "Больше в школу не пойду!".
    Мама хватается за валерьянку, отец — за ремень, а многочисленные родственники взывают к совести малыша — мол, как это так, не хочу в школу! Да быть такого не может!
    Скажем прямо — эта ситуация реальная, но немного устаревшая. Современные родители предпочиают заранее знать о тех проблемах, с которыми они могут столкнуться, отправив ребенка в школу.
    Но что делать, если время упущено. На дворе октябрь, а ваше чадо швыряет ранец в угол, обиженно сопит носом, и, кажется, вот-вот разревется, но стоит на своем: «Не хочу учиться». Как быть, спрашиваете вы?..

   С недавних пор во многих школах заведена традиция тестировать будущих первоклассников на предмет готовности к школе. Если ваш ребенок на психологическом тестировании показал хорошие результаты, то вам, скорее всего, не о чем беспокоиться. А что делать тем родителям, чьи дети недостаточно готовы к школьному обучению? В первую очередь попросите психолога, проводившего тестирование, подробно рассказать о том, чего именно не хватает вашему чаду. Подкорректировать результаты не так сложно, если начать заниматься сразу, не откладывая проблему в долгий ящик.
    Существует групповая и индивидуальная форма работы психолога с детьми.
    В процессе занятий малыш разовьет недостающие необходимые качества и сможет учиться без особых проблем.

   Главное — не паниковать. Возьмите себя в руки, попробуйте разобраться, в чем же, собственно, дело? Чем обусловленно нежелание ребенка идти в школу, какие на это есть причины?
    В этом вам помогут так называемые открытые вопросы. Открытые — это те, на которые нельзя ответить однозначно — ДА или НЕТ. Многие родители, желая узнать у своего ребенка, нравится ли в школе, спрашивают: «Нравится ли тебе, сынок (дочка), в школе?»
    На такой вопрос малыш наверняка ответит однозначно — НЕТ или ДА. В зависимости от обстоятельств.
    Вам же нужна более подробная информация. Спрашивая открыто, вы получите более развернутый ответ. «Что интересного сегодня было в школе?», или «Расскажи мне о своей учительнице, какая она?», «С кем ты уже успел подружиться в классе?».
    После такой беседы вы сможете составить более четкую картину того, что же все-таки произошло, почему кроха отказывается идти в школу.
    Так, если ребенку трудно найти общий язык с детьми в классе, возможно, имеет смысл поговорить с учителем и постараться вместе найти выход из положения.
    Если нежелание ходить в школу — результат того, что педагог недостаточно внимателен к маленькому ученику, или наоборот много ругает ребенка, придирается, то следует задуматься и, конечно, сходить в школу, чтобы побеседовать с преподавателем. В любом случае вы, как родители, найдете необходимые слова. Что касается самого ученика, то на доходчивом примере (допустим, сын мечтает стать космонавтом, но ведь в космос не берут тех, кто не любит математику...) убедите его, что ходить в школу все-таки нужно. Главное — не давите на ребенка и не угрожайте ему. Шаг за шагом развейте в беседе все его сомнения и страхи.
    Даже если они, на ваш взгляд, совершенно не заслуживают внимания. Не выходит красиво при письме буква, учитель отругал за мелкую шалость, поссорился с кем-то из одноклассников, в общем, что бы ни случилось, проявите к «пострадавшему» максимум понимания и, сочувствия. Ведь если неприятные ощущения связанные со школой, будут накапливаться, нарастать как снежный ком, то это грозит вашему ребенку стрессом, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

С  трудностями сталкиваются не только первоклашки, но и родители, учителя.
    Что касается родителей, то в практике нередки случаи, когда трудности адаптации ребенка в школе связаны именно с их отношением к школьной успеваемости. В период начального обучения происходит изменение в отношениях взрослых и детей. «Хорошим» считается ребенок, который успешно учится, много знает, легко решает задачи и справляется с учебными заданиями. К неизбежным в начале обучения трудностям не ожидавшие этого мамы и папы относятся отрицательно. Под влиянием же плохих оценок ребенок теряет уверенность в себе, у него появляется тревожность, что приводит к ухудшению и дезорганизации в учебе. Маленький ученик хуже усваивает новый материал, навыки, и, как следствие, неудачи закрепляются. Это, в свою очередь, вызывает недовольство, и так, чем дальше, тем труднее разорвать этот порочный круг. Неуспеваемость превращается в хроническую.
    Второе, на что жалуются прежде всего учителя, — это то, что ребенок сидит на уроке и в то же время как бы отсутствует. Не слышит вопросы, не выполняет задания. Малыш просто уходит в себя, в свой внутренний мир, фантазии. Такое чаще всего бывает с детьми, которые не получают достаточного внимания, любви и заботы со стороны родителей. Игры в уме становятся основным средством удовлетворения этой потребности. В случае своевременной коррекции ребенок не попадет в отстающие. В противном варианте, привыкнув удовлетворять свои желания в мечтах, малыш практически перестанет обращать внимание на неудачи в реальной деятельности. Это препятствует полной реализации возможностей и ведет к пробелам в знаниях. Помочь такому ребенку можно, развернув деятельность его воображения. Откройте для сына или дочери чудеса творчества, направьте интерес к рисунку, конструированию, лепке. И, конечно, в самом начале «завлечения» будьте рядом. Будьте готовы помочь, подсказать, воодушевить.
    Трудность третья характерна для детей с высокой потребностью во внимании со стороны окружающих, взрослых. Учителя жалуются не на плохую учебу, а на поведение ребенка. Такой ученик нарушает общие нормы дисциплины. Что делают взрослые, узнав об этом? Они наказывают сорванца. Парадокс, но таким образом они его поощряют — наконец-то уделяют внимание маленькому разбойнику! Истинное же наказание — лишение внимания.
    Любые эмоциональные проявления со стороны взрослого, как положительные (похвала, доброе слово), так и отрицательные (крик, замечание, укоры), лишь провоцирует демонстративное негативное поведение.
    Совет: игнорируйте скандалиста, но поощряйте и хвалите чадо, если оно умудрилось сделать что-то без вашего участия. Завышеная самооценка — бич юных школьников. И, в принципе, это вина родителей.
    Большинство взрослых считают, что речь — важный показатель психического развития и прилагают большие усилия, чтобы ребенок научился бойко и гладко говорить. Те же виды деятельности, которые вносят основной вклад в умственное развитие (развитие абстрактного, логического, практического мышления — это ролевые игры, рисование, конструирование), оказываются на заднем плане. Тем не менее, малыш бойко и отчетливо отвечает на вопросы родственников и друзей, а те восхищаются им.
    Словоохотливость, как правило, сопряжена с высокой самооценкой ребенка и завышенной оценкой его способностей со стороны взрослых. С началом обучения в школе обнаруживается, что маленький вундеркинд не способен решать простейшие задачи, а деятельность, которая требует образного мышления, вызывает у него трудности.
    В таких случаях больше внимания необходимо также уделять развитию образного мышления. Основная тактика — придерживать речевой поток и стимулировать продуктивную деятельность.
    И, пожалуй, самая частая жалоба родителей и учителей — это лень. За ней может стоять все, что угодно, в частности:


    — малыш не видит причин «грызть гранит науки», у него нет стимула;
    — таким образом кроха старается избегать неудач, неуспеха;
    — темперамент ребенка. Он трудится добросовестно, но медленно, и родителям кажется, что маленькому ученику просто «лень шевелиться», они начинают его подгонять, раздражаются, проявляют недовольство, а ребенок же чувствует себя плохим.

   Как помочь ребенку восстановить положительное отношение к повседневной школьной жизни, ко всем, кто участвует в процессе обучения? Это не так уж сложно:
    — ни в коем случае не сравнивайте посредственные результаты дочери или сына с каким-либо эталоном, с требованиями школьной программы или достижениями других, более успешных учеников. Любое сравнение даст только отрицательный результат. Малыш не потянется к тому, кто пример №1 в классе, а замкнется и, может быть, перестанет дружить с этим ребенком;
    — обязательно хвалите своего «знайку» за улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем домашнем задании он сделал три ошибки, а в сегодняшнем — две, это нужно отметить как реальный успех. Он должен быть оценен искренне и без иронии;
    — показывайте ребенку, что вы его любите не за хорошую учебу, а просто потому, что он ваше собственное дитя;
    — нельзя допустить, чтобы малыш замкнулся на своих школьных неудачах. Надо найти такую внеучебную деятельность, в которой он способен самоутверждаться. Это впоследствии обязательно скажется и на школьных делах.
    И помните, дорогие мамы и папы, что следует терпеливо ждать успехов. Школа и предметы, которые там преподают, должны как можно дольше оставаться сферой щадящего оценивания. Ведь то, насколько удачно сложится тандем «ученик-учеба», во многом зависит от терпения и внутреннего такта родителей.


Не хочу учиться Нарицын Николай, врач-психотерапевт

>

    Итак, в жизни вашего ребенка (да и вас самих) наступает очередной важный этап - ребенок становится школьником. Можно сказать, что это целая эпоха в жизни маленького человека - именно в школе ему предстоит пройти несколько ступеней своего развития, как психологического, так и физического, и социального, и интеллектуального. Но в этот период, как правило, у учеников и родителей бывает и достаточно проблем. И одна из них подстерегает многих детей и родителей уже в самом начале.
    Как известно, большинство детишек готовятся к началу учебного года с радостью - особенно если предстоит отправиться "первый раз в первый класс". Но бывает и так, что ребенок категорически заявляет: "Не хочу в школу! Не пойду!" Почему же такое происходит и как в этом случае быть?

    Во-первых, природа так устроила, что познание окружающего мира приятно маленькому человечку. Именно поэтому дети, как правило, с удовольствием отправляются учиться. Во-вторых, для ребенка начало учебы в школе - это более высокая ступенька на социальной лестнице, еще один шаг по направлению к долгожданной взрослости. И если ребенок в семье на положении вечного несмышленыша, с которым никто не считается, но при этом жаждет вырваться из-под навязчивой опеки, - он будет стремиться в школу. Ведь она даст ему хотя бы небольшой шаг к самостоятельности! Однако, если ребенок предельно избалован и заласкан, то в школу идти он не хочет. Зачем? Ведь ему хорошо в роли маленького диктатора, которому все пытаются угодить.

    Увы, практически всегда радужные ожидания и обещания резко отличаются от реальной школьной действительности. И проблемы адаптации к школе в первую очередь возникают у детей, которые до школы воспитывались вне детского коллектива. Такие дети просто не умеют общаться с себе подобными. Поэтому в первое время ровесников они не понимают и порой даже боятся. Если ребенок вырос с убеждением, что он "пуп земли", то велика вероятность, что в одном классе встретятся несколько таких "пупов", и между ними начнется борьба за право считаться центром мироздания. Если заласканное и избалованное дитя будет не готово к разрешению подобных конфликтов, то для него это будет серьезнейшая психотравма, которая способна отбить у ребенка охоту учиться чуть ли не на все десять школьных лет!

    Кстати, если ребенок теряет желание учиться уже в подростковом возрасте - это результат двух причин. Первая - пример, который перед глазами. Родители, которые закончили несколько институтов, живут от зарплаты до зарплаты, а бритые мальчики с незаконченным средним образованием носят золотые цепи и разъезжают на Мерседесах. В такой ситуации подростку трудно осознать, что нужно учиться. Истоки этой проблемы зародились у нас еще давно (помните, еще в фильме "Интердевочка": "Ты пять лет в институте сидела, чтобы сто рублей получать!") и сейчас, как говорится, нарыв лопнул. Но к счастью, это положение проходящее, сейчас уже и бизнес требует интеллекта, и значимость зависит от знаний. И подростки осваивают компьютеры, изучают языки.

    Другая проблема - в школе к ним относятся как к детям. Унижают, кричат, ставят носом в угол. Подросток, как бы ни хотел он учиться, от такой школы просто сбежит.

    Весомую лепту в появление у детей отвращения к учебе вносит и сама сегодняшняя школа. К 1 сентября урезаны зарплаты учителей - хотя, казалось бы, куда уж дальше? Плюс к тому о престиже учительской профессии сегодня вообще говорить бессмысленно. Таким образом, остаются учить детишек только те, кому этот процесс почему-либо приятен сам по себе, и нередко это люди, которые стремятся к любому мало-мальскому властвованию.

    Наиболее часто отказ от учебы связан с тем, что ребенок однажды получил пробел в знаниях и ему трудно догнать остальных. Причиной этого может быть не только болезнь: если в семье неблагополучная обстановка, у ребенка вообще может пропасть стремление к учебе. У детей в любых стрессовых ситуациях исследовательский рефлекс уступает место рефлексу самосохранения: когда чувствуешь опасность и стараешься уберечься от нее, тут уж не до обучения. Иногда ребенок отстает в учебе из-за скрытых проблем со здоровьем: одна из самых частых причин - утомляемость или плохое зрение (о чем порой не знают ни родители, ни учителя).

    Проще предупредить явление, чем избавляться от него. Поэтому изначально очень важно дать ребенку возможность общаться с другими детьми. Не надо бояться возможных трудностей общения! Ваша задача - не оградить ребенка от конфликтов, а научить справляться с ними достойно. Не заставляйте всю семью вращаться вокруг дитяти, даже если оно у вас единственное. Готовьте ребенка к тому, что не все его прихоти будут выполняться в жизни. В то же время опасна и другая крайность - полное отсутствие внимания. Золотая середина - поощрять детскую самостоятельность, но в то же время не отказывать в помощи, когда ребенку это необходимо. И главное - не отбивайте у ребенка желание стать взрослым, не показывайте, что это сплошные проблемы и обязанности. В конце концов, если родители, как представители взрослого мира, будут счастливы сами, захочет стать таким же и ребенок. И учеба в школе, как ступенька к взрослости, будет ему приятна, важна и необходима!

    Вообще очень многое зависит от того, насколько сам ребенок готов к школе психологически. Если он идет туда вправду с радостью и с интересом - это одно, а если его тащат туда чуть ли не аркане, причем он напуган дважды - и неизвестностью (непонятно, что его ждет впереди) и заведомой агрессивностью (когда его еще в садике пугали - вот погоди, пойдешь в школу, там тебе покажут!) - это уже другое дело…

    К школе готовятся зачастую столь же торжественно, как к свадьбе или к родам (что в принципе оправданно, ибо во всех случаях практически начинается новый важный этап в жизни человека) - но при этом столь же суетливо и порой даже бестолково, как правило, забывая главное. Готовят портфель со всевозможными канцтоварами, парадную одежду и обувь. Но забывают… психологически подготовить самого первоклассника.

    Поэтому если вы хотите, чтобы ваш малыш в первый раз в первый класс пошел с удовольствием и чувствовал себя адекватно и уверенно - расскажите ему подробно, что и как будет в школе. Для чего вообще туда ходят и "с чем все это едят". Расскажите, не приукрашивая (и возможно, не примешивая к рассказу собственные негативные впечатления от вашей школьной жизни). Ибо если ребенка после первых учебных дней постигнет разочарование - это будет впечатление очень сильное, которое может остаться надолго…

Первоклассник приходит первого сентября из школы. Швыряет в угол ранец и говорит родителям: -Что же вы меня не предупредили, что эта бодяга на десять лет?!

     Разумеется, следует еще перед зачислением в школу познакомиться с ее коллективом. С тем учителем, который будет учить вашего ребенка. И в первую очередь - с теми требованиями, которые будут предъявляться к ребенку как в первом классе, так и при вступительном собеседовании. Как правило, первичные знания в общем везде требуются одинаковые. Но при этом у каждой отдельной школы могут быть какие-то специфические требования. Вообще о готовности ребенка к школе стоит поговорить отдельно.

     Из новой книги "Про детей и их родителей"


Загрузка...
-->