Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Если малышу уже два года…

Если малышу уже два года…

Издательство: Детство-Пресс

Автор: Аскерова Ирина Владимировна

83 руб.

Афиша
14.02.2017
«Память сердца»

22 февраля в 18.00 на Малой сцене Детского ...

подробнее...
14.02.2017
Опера-сказка "Морозко"

25 февраля в 12:00 в Детском музыкальном театре ...

подробнее...
31.01.2017
Мюзикл "Пеппи Длинныйчулок" 6+

04 марта 2017  (12.00),  05 марта 2017  (12.00 ...

подробнее...
21.02.2017
«Легенды затерянного храма»

В праздничные февральские выходные телеканал Nickelodeon порадует зрителей ...

подробнее...
06.02.2017
«Фильма о любви, снятого собаками»

3 февраля состоялась премьера короткометражного  «Фильма о любви, ...

подробнее...
13.01.2017
Самые странные няни в истории кино

Кому, как не няням, знать, насколько иногда бывает ...

подробнее...
20.12.2016
Что посмотреть всей семьей на каникулах?

Совместно с онлайн-кинотеатром Okko, мы выбрали семь беспроигрышных ...

подробнее...
17.02.2017
Праздник LEGO® «Это наш день!»

4 и 5 марта  компания  LEGO®  устроит большой  ...

подробнее...
16.02.2017
Провожаем зиму в семейном кафе АндерСон

Совсем скоро наступит долгожданная весна, а пока пришло ...

подробнее...
07.02.2017
В семейном кафе АндерСон выберут лучшего «Папу года»

Внимание всем счастливым семействам: в честь Дня защитника ...

подробнее...
28.11.2016
Музей автомобильных историй

Торжественная церемония открытия «Музея автомобильных историй» состоялась в ...

подробнее...
22.11.2016
Открылся Музей хоккея

С декабря 2016 года Музей хоккея в Парке ...

подробнее...

"Не играй в мои игрушки"

07.10.2008

        Собственность как стремление к безопасности
        В одном фантастическом романе-утопии, которые были модны в нашей стране в 20-х годах, говорится о некоем идеальном обществе на отдаленной планете, где, как нетрудно догадаться, у всех всего вдоволь и все общее. У детей, поголовно находящихся на общественном воспитании, также ни в чем нет нужды. Но даже там воспитатели замечают, что дети часто ссорятся из-за игрушек и делят вещи на "мое" и "твое". В романе это объясняется чем-то вроде временного социального атавизма - дескать, дети в своем развитии проходят ту "дикую" стадию человеческой истории, когда каждый был за себя, а возможность удовлетворения личных потребностей не была общедоступной.
        Фантастика фантастикой, но в ней хорошо подмечен факт, с которым часто сталкиваются родители: вроде бы у детей все есть, а они все равно что-то делят. Почему так происходит? Сама природа "накопительства", стремления к собственности - общая и у детей и у взрослых. Наши вещи - продолжение нас самих, частичка нашего Я, одна из основ нашей безопасности. Представьте-ка себя без квартиры, без денег, без личных вещей - просто жутко! И ребенок точно так же нуждается в собственности.
        В детских домах, где дети страдают от заброшенности и казенщины, психологи проводят такую работу. Ребенку дают какую-нибудь игрушку и говорят: "Я знал тебя, когда ты был маленьким. Эта игрушка из твоего дома. Ты ее очень любил. Возьми ее, она твоя". Если б вы знали, как важна становится для ребенка именно эта, "своя собственная" вещица - даже если у детского дома богатые спонсоры и дети ни в чем не нуждаются! Часто они даже "узнают", "припоминают" эту игрушку и уже никогда с ней не расстаются.
        Но и вполне благополучному домашнему ребенку важно иметь свои собственные вещи. Они, как ни громко это звучит, создают ему надежный тыл, подчеркивают его значимость. Итак, на что следует родителям обратить внимание?

Личная территория
        У ребенка обязательно должно быть свое местечко в квартире - если не отдельная комната, то хотя бы относительно изолированный уголок. Там ему позволительно вести себя более свободно, что-то менять в обстановке, приглашать гостей, спокойно делать уроки.
        ...Мама 11-летнего Алеши вдруг стала замечать, что сын порой подолгу... сидит в туалете. "Сынок, с тобой все в порядке? У тебя живот не болит?" - вопрошала она через дверь. "Не, ма, все нормально", - отвечал сын и вскоре нехотя выходил. Что же это - странная привычка? А дело в том, что Алеша с мамой живут в однокомнатной квартире, находясь практически постоянно бок о бок друг с другом. Но стоило маме немного перепланировать обстановку и поставить мебельную стенку так, что у мальчика появился свой закуток - его "туалетные бдения" прекратились. Вообще, довольно часто родители тех детей, у которых дома нет возможности побыть в одиночестве, замечают, что те проводят слишком много времени в туалете или в ванной - местах, где уединение "санкционировано". Порой для них это единственная возможность отдалиться на время от окружающих.
        Однако с ребенка, у которого есть своя территория, и больший спрос. Родители вправе требовать от него более бережного отношения к вещам, к поддержанию порядка и др. При этом и взрослые не должны забывать о его правах. Более старшие дети имеют право запереться изнутри, и входить к ним можно только с их согласия. Если, например, другие члены семьи то и дело вторгаются в пространство ребенка и беспрепятственно берут любые вещи, не ждите от него ревностного хозяйского отношения к этой территории. Иногда дети даже протестуют против хранения в своем шкафу посторонних предметов или нахождения в их комнате единственного в квартире телевизора, который приходит смотреть вся семья. С этим - разумеется, в меру возможностей - нужно считаться. Как бы вы ни были стеснены в условиях, попытайтесь найти компромисс.
        Также важно научить детей уважать территорию родите-лей - например, не входить без разрешения к ним в спальню.
        С другой стороны, не стоит создавать проблему искусственно на пустом месте. Если двое или трое ваших детей вполне уживаются в одной комнате, а главу семьи не приводит в ярость оставленная на его столе чья-то чашка с недопитым чаем - не стоит рисовать по квартире демаркационных линий. Продолжайте жить так же дружно.
        "Положь на место!"
        Теперь о личных вещах. В семье должно быть уважение к собственности, даже самой незначительной. Всем - и взрослым, и детям - следует знать: брать чужого без спросу нельзя. К сожалению, это правило чаще действует в одностороннем порядке: младшим запрещается брать вещи старших. Дети не могут рыться в папином кейсе, малыша ругают, когда он лезет в письменный стол к брату или сестре - а обидам четырехлетки на то, что взрослые перевязали какие-то коробки его любимой веревочкой, не придается никакого значения. Между тем, права здесь должны быть у всех равные: если уж у вещи есть хозяин, с ним надо считаться.
        Уважение к собственности - это уважение к ее хозяину. Когда ребенок видит, что вы абсолютно серьезно запрещаете другим детям брать без его согласия подаренный ему паровозик (разумеется, если вокруг этого возник какой-то инцидент, иначе нечего зря нагнетать обстановку), он понимает, что с его личностью считаются, что он в семье не пустое место. Право пользоваться той или иной вещью - привилегия, давать и отменять которую может только ее хозяин.
        С другой стороны, никто не хочет, чтобы наши дети выросли жадными, особенно в отношении своих близких. Поэтому подспудно надо поощрять у малыша желание поделиться с другими детьми, угостить папу и маму конфетками, пожертвовать свою собственную вещь в пользу нуждающихся. Главное - ребенок должен получать радость от своих действий. Сообщите ему лишний раз, что соседская девочка Катя, которой он передал в больницу свои фломастеры, теперь не так грустит и ей есть чем заняться.
        Здесь случаются и казусы. Родители одного малыша просто хватались за голову, когда он дарил малознакомым приятелям по песочнице дорогие машинки и пистолетики. В лучшем случае, совестливые мамы осчастливленных детей через какое-то время возвращали эти вещи, в худшем - о них приходилось забыть (и такое происходило гораздо чаще). Чтобы избежать подобных недоразумений, просто определите те игрушки, которые можно выносить на улицу, и те, с которыми следует играть только дома. С каждой вещью, выданной ребенку с собой в детский сад или на прогулку, мысленно попрощайтесь. Она может быть потеряна, подарена, обменяна (причем, далеко не равноценно) и даже - увы! - отнята. Поэтому выделите для этих целей то, что заведомо не жалко. Начиная с 5-6-летнего возраста, требуйте от ребенка более разумного и бережного отношения к своим игрушкам.
        Индивидуалисты и коллективисты
        Отвлечемся от недавней идеологической окраски, которую несли в себе эти понятия. Просто рассмотрим особенности тех и других детей в их отношении к собственности.
        Дети-коллективисты охотно делятся своими вещами и гостинцами, менее ревностно относятся к личной территории. Это их несомненный плюс. С другой стороны, ребенку-коллективисту порой трудно предположить, что другие-то могут относиться к собственным вещам более трепетно. Если соседка вернула сломанную ею вашу кофемолку всего лишь с извинениями, а коллега запросто берет из вашего стола пакетики чая в ваше отсутствие - знайте: это те самые дети-коллективисты, которые так и не искоренили свою детскую непосредственность.
        Поэтому ребенка-коллективиста следует научить элементарным правилам хорошего тона: все тем же банальным положениям, что брать чужого без спроса нельзя, к одолженным вещам надо относиться бережно и т.п.
        Ребенок-индивидуалист, наоборот, не очень охотно раздает свои вещи, но и у окружающих брать стесняется. Он настаивает на определенности в домашних предметах: "Нет, мама, скажи - эту ручку ты мне купила?" Для него поистине мучительно, когда кто-то просит дать откусить от его яблока или одалживает что-то из его одежды. Одна 6-летняя девочка, увидев, что ее мама одевает ее ночную рубашку оставшейся у них ночевать дочке знакомых, принялась возмущаться и плакать, да так, что родителям ее подружки стало неловко.
        Взрослые же индивидуалисты терпеть не могут делать покупки с кем-либо на паях, устраивать столы вскладчину и дарить общие подарки. Это, впрочем не означает, что они люди жадные. Их личные подарки зачастую вполне достойны, а гостей они могут встречать по высшему разряду. У них лишь своеобразная "аллергия" на все общее, общественное, коллективное и т.п. Они всегда оставляют за собой право быть в стороне.
        Итак, ребенка-индивидуалиста нельзя принуждать к открытости - дескать, немедленно позови Ванечку играть в свою комнату и покажи ему все свои игрушки. Пусть он распоряжается своим имуществом по собственному усмотрению. С другой стороны, раскройте ему те возможности, которые дает людям умение взаимодействовать друг с другом, делиться и оказывать помощь. Возможно, он это оценит.
        Бывают и другие разновидности детского поведения: например, когда ребенок никому не дает своих вещей, но без зазрения совести берет чужие; или же когда слишком робкий малыш не может отказать в чьей-то просьбе (и зачастую отдает то, что нужно самому), а сам свои желания высказать стесняется. Старайтесь подмечать такие особенности в своем ребенке и исподволь влиять на них, чтобы вырастить из него грамотного собственника - в самом достойном смысле этого слова.