Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Неандертальский мальчик в школе и дома

Неандертальский мальчик в школе  и дома

Издательство: Акварель

Автор: Мальмузи Лучано

273 руб.

Афиша
30.11.2016
Мюзикл "Черномор"

В новогодние праздники в Олимпийском представят новый мюзикл ...

подробнее...
25.11.2016
"Предновогодние приключения на Планете Добра"

3 декабря 2016 года в Культурном центре «Москвич» ...

подробнее...
23.11.2016
Космо-ёлка для самых маленьких

Мультимедийная выставка «Космос. Love» и Центр дизайна ARTPLAY ...

подробнее...
14.11.2016
Елка на Робостанции

С 11 декабря 2016 года по 8 января ...

подробнее...
25.10.2016
10-й Юбилейный Большой фестиваль мультфильмов

27 октября — 7 ноября 2016 года, Москва

подробнее...
12.10.2016
Gulli Girl – первый телеканал для девочек

С сентября 2016 года сразу два французских развлекательно-образовательных ...

подробнее...
20.09.2016
Первый образовательный семейный сериал «Семья Светофоровых»

3 октября на телеканале «Карусель» стартует первый образовательный ...

подробнее...
19.09.2016
«Моана»

Disney представляет анимационный фильм «Моана», посвященный бесстрашной девушке, которая ...

подробнее...
14.11.2016
Ёлки в клубе на Мясницкой

24 декабря в 11.00 приглашаем родителей с детьми ...

подробнее...
11.11.2016
ROYAL CANIN ОТКРЫВАЕТ ВЕТЕРИНАРНУЮ КЛИНИКУ В КИДЗАНИИ

Royal Canin, подразделение Mars Inc., объявляет об открытии ветеринарной клиники ...

подробнее...
07.11.2016
Отличникам в День науки покажут Тесла-Шоу бесплатно

10 ноября, во Всемирный день науки, в московском ...

подробнее...
26.10.2016
Первые новаторские гонки на санях

28 января во Дворце пионеров на Воробьевых горах ...

подробнее...
28.11.2016
Музей автомобильных историй

Торжественная церемония открытия «Музея автомобильных историй» состоялась в ...

подробнее...
22.11.2016
Открылся Музей хоккея

С декабря 2016 года Музей хоккея в Парке ...

подробнее...
09.11.2016
Мишки Тедди на Тишинке

Ежегодно в первые выходные декабря тысячи медведей со ...

подробнее...
26.10.2016
Мамин фестиваль «ГОРЛИЦА»

27 ноября  15:00 – 18:00 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДАРВИНОВСКИЙ МУЗЕЙ 

подробнее...

Тревожный возраст без тревог

07.10.2008

- Елена Марковна, скажите, что такое ДЦП?
- ДЦП правильно и полностью звучит как детский церебральный паралич. Возникает он вследствие различных повреждений головного мозга плода во время беременности. При этом заболевании у малыша неправильно распределяется мышечный тонус, нарушается координация движений и моторное развитие. Нередко случается и задержка психического развития, нарушается развитие речи, появляются судороги.
Основные причины появления ДЦП:
серьезная инфекция во время беременности матери, родовая травма, травма при такой операции, как кесарево сечение, соматические и эндокринные заболевания мамы, рождение малыша до срока.
Впрочем, многое зависит и от эмоционального состояния женщины в период ожидания крохи. Бывают случаи, когда все процессы протекали нормально, мама соблюдала необходимые рекомендации, следила за весом, питанием, сами роды прошли хорошо, однако у малыша наблюдается нарушение моторного развития. Сначала врачи пишут в карте ПЭП (перинатальная энцефалопатия), мышечная дистония, гипер- или гипотонус. При этом они уверяют, что все нормализуется, а потом в год или полтора ставят диагноз ДЦП...
У меня был подобный случай. Ко мне обратилась мама с больным ребенком. В течение всех 9-ти месяцев беременности она четко исполняла предписания врачей, однако свекровь была против рождения малыша и оказывала на женщину сильнейшее давление, настаивая на аборте. Женщина все время находилась в состоянии стресса. Ребенок родился нездоровым.
Поэтому я считаю, что самое главное - эмоциональный настрой мамы. От этого зависит «биохимия» женского организма - это своего рода «питание», которое получает кроха.

- А как понять родителям, что у малыша проблемы со здоровьем?
- Прежде всего, следует внимательно наблюдать за малышом: насколько симметрично ребенок двигает ручками и ножками, на какой стороне предпочитает больше лежать. За своевременным овладением двигательных навыков, за тем, как младенец манипулирует руками, как он опирается на ножки в вертикальном положении, как следит за предметами, а в последствии играет с ними, за его общением с окружающими.
Я вообще считаю, что у мамы не существует глупых вопросов, которые она задает детским специалистам по поводу своего малыша. Зачастую ее настороженность и спасает кроху. Мамочка начинает искать специалиста, который вовремя увидит проблему и решит ее.
Кроме того, стоит насторожиться, если вашему малышу в поликлинике поставили диагноз ПЭП - перинатальная энцефалопатия, которая означает синдром двигательных нарушений. Часто врачи говорят маме, что ПЭП есть у каждого второго московского новорожденного, и благодаря огромным компенсаторным возможностям детского организма малыш сам справится с этими неврологическими нарушениями. Однако это происходит далеко не всегда.

- То есть у ребенка в дальнейшем может проявиться ДЦП?
- Да, именно так. У нас, как правило, до полутора лет не ставят диагноз ДЦП, тем самым усыпляя бдительность родителей. Сначала говорят о повышенной возбудимости, гипер- или гипотонусе, а в 1,5-2 года - вдруг ДЦП. Для родителей это как гром среди ясного неба.
Но даже если не говорить о ДЦП, то бесследно никакая неврологическая симптоматика сама не проходит. Неврологические проблемы до года могут обернуться синдромом двигательных нарушений, задержкой психомоторного развития, вегетососудистыми дистониями, головными болями, энурезами, раздражительностью, повышенной утомляемостью и двигательной расторможенностью. Все это проявляется уже в дошкольные и школьные годы и мешает реализоваться человеку как личности. Но, к сожалению, родители часто не задумываются, что будет с ребенком через 5,10,15 лет.

- Что же делать маме, если беда все-таки случилась с ее малышом?
- Первое правило - не нужно винить себя и выяснять, почему это произошло. Чувство вины не принесет облегчения. Болезнь нужно принять как факт и просто начать заниматься малышом. Важно создать благоприятный эмоциональный фон. Именно от этого, прежде всего, будет зависеть выздоровление ребенка. Ведь состояние матери передается крохе. И если малыш будет чувствовать, что мама сильно его любит, это повысит сопротивляемость организма к инфекциям, к болезням, будет способствовать скорому восстановлению и желанию чада двигаться. Самое главное, чтобы у карапуза возникло это желание.
Второе правило - необходимо найти очень грамотного специалиста в области реабилитации детей с неврологической патологией, у которого за плечами огромный опыт и явные положительные результаты: малыш не сидел - сам стал садиться и сидеть, не ходил - стал ходить, причем правильно. А у нас в большинстве случаев результатом считают лишь улучшение мышечного тонуса, который, если у ребенка не появляются самостоятельные движения, быстро возвращается в свое исходное патологическое состояние. Время упущено. И это самое страшное. Первый год жизни не повторить, а он самый важный. Поэтому дело за очень грамотными, индивидуально подобранными реабилитационными методиками.

- Ваши методики позволяют скорректировать ребенка, больного ДЦП?
- Не просто скорректировать, но порой и полностью излечить. За этим стоит огромный, кропотливый, многолетний труд. Часто уже после первого курса занятий малыш начинает сидеть, хватать, манипулировать игрушками, адекватно реагировать на взрослых. За короткий промежуток времени ребенок осваивает все то, что у него было утрачено, и начинает ходить без погрешностей.
Важно ведь не только научить малыша двигаться, важно добиться, чтобы он делал это правильно и умел ориентироваться в пространстве. Бывает, что дети по квартире ходят нормально, а на улице теряются. Это сразу отражается и на походке, и на внешнем облике: тут же проявляется косоглазие, малыш не может подняться на бордюр или повернуться.
Поэтому ребенка необходимо развивать, чтобы ничего для него не являлось препятствием.

- Каким образом занимаются с малышами, страдающими ДЦП?
- Существуют разные методики лечебной гимнастики и массажа. К сожалению, отношение к массажу у нас в стране сложилось неправильное. Детский массаж обычно носит крайне примитивный характер. Нередко врачи говорят маме, что массаж она может делать и сама. Конечно, когда ребенок здоровый, это не страшно. Однако, если речь идет о малыше с патологией, надо быть очень осторожными. Ведь можно так намассировать, что тонус у ребенка еще больше повысится.
Иногда в поликлиниках мамочкам раздают памятки с техникой массажа, где дается комплекс упражнений: поглаживание рук - 7-8 движений по каждой, поглаживание ног - 6-8 движений по каждой, выкладывание на живот - 15-20 секунд, круговое поглаживание живота - 5-6 раз и так далее. У меня всегда возникал вопрос, а почему именно 6-8 раз? А может быть, нужно 22 раза? Или вообще в данном конкретном состоянии малыша на сегодняшний день ему ничего не требуется?
На мой взгляд, массаж, как, впрочем, и гимнастика, не должны быть четко фиксированными. Им нужно базироваться на состоянии ребенка на данный сеанс.
Ведь он реагирует на каждый тактильный раздражитель. А у больного малыша эти чувства обострены. К примеру, вы любите, когда вас гладят по голове, но когда плохо себя чувствуете или устали, эти движения будут вас только раздражать. То же самое с больным ребенком: необходимо проанализировать и понять, насколько эти прикосновения будут ему полезны. Часто я слышу о том, что кроха на массаже плачет, мол - это нормально, ничего. На мой взгляд, это недопустимо!

- А насколько важна гимнастика?
- Чем больше изучаешь лечебную гимнастику, ее воздействие на работу мышц, тем больше понимаешь, насколько важны грамотные движения. Ведь, если даже взрослый, относительно здоровый человек будет бездумно «качаться» на тренажерах без наблюдения специалиста, он может спровоцировать много серьезных проблем.
А сейчас продается масса литературы, где порой даются упражнения, крайне сложные по своему исполнению, которые никому, кроме специалиста, доверить нельзя. При этом в книгах говорится, что такие движения мамочка может отрабатывать с малышом и сама. Но женщина может неправильно зафиксировать ножку ребенка, или, при постоянном повторении неправильного установления ноги, у малыша зафиксируется неверная поза. А ведь движения быстро запоминаются в головном мозге, и ребенок потом начинает неправильно ходить.
Важно еще предусмотреть у малыша и вероятность образования О-образных или Х-образных ног. Сегодня это достаточно частое явление. Так вот, у ребенка, с ослабленной мышечной системой, при ходьбе может поменяться угол между коленом и голенью и развиться кривизна ног. А когда он уже ходит сам, переучивать его гораздо сложнее, потому что движения четко закрепились в головном мозге. И если движение неверное, у ребенка с патологией это может отразиться на всей походке, например, возникнет нарушение осанки при ходьбе.

Развитие малыша в первый год жизни

  • К концу 1-го месяца жизни здоровый ребенок фиксирует взгляд, у него появляется первая улыбка;
  • в течение 2-го месяца малыш начинает, лежа на животе, поднимать голову, поворачивает ее в стороны, улыбается, когда над ним наклоняется взрослый;
  • в течение 3-го месяца поворачивается со спины на бок;
  • в 3-4 месяца начинает «гулить», появляется комплекс «оживления»: на обращение матери или близкого человека - ответная реакция. Улыбается, издает звуки, двигает руками и ногами - ребенок как бы смеется всем телом. Подолгу занимается висящими над кроватью игрушками;
  • в 5 месяцев переворачивается со спины на живот, берет игрушки и удерживает их в руке, «гулит», начинает узнавать лица близких;
  • в 5-7 месяцев ребенок ползает, вначале на животе, затем на четвереньках. Если приучить, ест с ложки. Занимается игрушками и произносит первые слоги «ма-ма», «ба»;
  • в 7-8 месяцев самостоятельно садится и сидит, пытается стоять с поддержкой взрослых. Держась за перекладину кровати, сам встает, стоит, переступает и опускается;
  • в 9 месяцев ходит, опираясь на стены и мебель, или при поддержке взрослых за обе руки. Узнает предметы, игрушки и даже пытается называть их первыми слогами;
  • в 10-12 месяцев малыш ходит как с поддержкой, так и без поддержки. Выполняет несложные поручения типа «дай», «принеси». Подолгу занимается с игрушками. Некоторые дети к году понимают смысл многих фраз и начинают произносить первые слова: «мама», «деда», «киса».

    - А как вы проводите занятия лечебной гимнастикой?
    - Я всегда составляю индивидуальный комплекс упражнений, который систематически видоизменяю. На каждом сеансе состояние мышц доводится до состояния, максимально приближенного к нормотонусу. В этом роль принадлежит особой методике массажа, которая каждому малышу подбирается индивидуально.
    А затем в работу включаются специально разработанные лечебные упражнения. Их цель - обучить малыша новому двигательному навыку. Движение отрабатывается с ребенком ежедневно, пока не наступит такой момент, когда кроха будет его использовать как свое собственное. Важно частое повторение. И не один, не два, не три раза, а столько, сколько потребуется.
    Правда, здесь есть свои сложности - ошибаться в выборе упражнения нельзя, так как при частом повторении движение четко фиксируется. И от правильности выполнения предыдущего движения будет зависеть правильность выполнения последующего.

    А в заключение хочу сказать, что в обучении малыша многое зависит от стимулов. Бывают дети, которых можно включить в работу, непрерывно разговаривая с ними, меняя интонацию голоса, а другие лучше занимаются с использованием различных приспособлений и игрушек. Это все тоже очень индивидуально. Общее только одно - это любовь к детям, огромный труд, надежные методики и вера в родителей.

    Обратите внимание и проконсультируйтесь с врачом!

  • Ребенок постоянно манипулирует только одной рукой или ногой, при этом противоположная рука (нога) сильно сжата и приведена к туловищу. Движение в ней незначительное, но резкое.
  • Малыш не удерживает позу сидя.
  • Если поставить ребенка на ноги, то опора идет на мысочки или ее вообще нет. Ножки, согнутые в коленях, «висят в воздухе».
  • При попытке малыша попасть своей рукой в рот, голова поворачивается в противоположную сторону.
  • Ребенок не любит лежать на животе.
  • В положении стоя кроха опирается на мыски, скрещивает ноги.

    Беседу вела Кристина САНДАЛОВА

    Более подробная информация на сайте www.magichands.ru