Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Двойной день рождения

Двойной день рождения

Издательство: Акварель

Автор: Венингер Бригитте

291 руб.

Афиша
14.02.2017
«Память сердца»

22 февраля в 18.00 на Малой сцене Детского ...

подробнее...
14.02.2017
Опера-сказка "Морозко"

25 февраля в 12:00 в Детском музыкальном театре ...

подробнее...
31.01.2017
Мюзикл "Пеппи Длинныйчулок" 6+

04 марта 2017  (12.00),  05 марта 2017  (12.00 ...

подробнее...
21.02.2017
«Легенды затерянного храма»

В праздничные февральские выходные телеканал Nickelodeon порадует зрителей ...

подробнее...
06.02.2017
«Фильма о любви, снятого собаками»

3 февраля состоялась премьера короткометражного  «Фильма о любви, ...

подробнее...
13.01.2017
Самые странные няни в истории кино

Кому, как не няням, знать, насколько иногда бывает ...

подробнее...
20.12.2016
Что посмотреть всей семьей на каникулах?

Совместно с онлайн-кинотеатром Okko, мы выбрали семь беспроигрышных ...

подробнее...
17.02.2017
Праздник LEGO® «Это наш день!»

4 и 5 марта  компания  LEGO®  устроит большой  ...

подробнее...
16.02.2017
Провожаем зиму в семейном кафе АндерСон

Совсем скоро наступит долгожданная весна, а пока пришло ...

подробнее...
07.02.2017
В семейном кафе АндерСон выберут лучшего «Папу года»

Внимание всем счастливым семействам: в честь Дня защитника ...

подробнее...
28.11.2016
Музей автомобильных историй

Торжественная церемония открытия «Музея автомобильных историй» состоялась в ...

подробнее...
22.11.2016
Открылся Музей хоккея

С декабря 2016 года Музей хоккея в Парке ...

подробнее...

Рыжий-рыжий, конопатый

07.10.2008

    Ваш ребенок пришел из детского сада или из школы в слезах: «Ребята меня дразнят!» Для него это целая трагедия, а для родителей проблема: идти разбираться с обидчиками, переводить ребенка в другую школу или детский сад, учить его отвечать
    тем же?
    Согласно наблюдениям психологов, практически в любом детском коллективе дети дразнят друг друга, что является наиболее частой причиной всех ссор и драк, происходящих между ними.

   Клички и дразнилки

    Почему дети так охотно повторяют обидные, бранные слова? Во-первых, их привлекает та эмоциональность, с которой их произносят окружающие. Ругающийся человек обычно «излучает» безграничную самоуверенность, его жесты очень выразительны, вокруг него возникают определенное волнение и напряжение. Во-вторых, видя, что такие слова шокируют, злят, расстраивают того, к кому они обращены, дети начинают их использовать, чтобы позлить, подразнить окружающих. Для них бранные слова становятся еще одним оружием мести.
    Так, психолог Осорина пишет, что «обзывание — это всегда испытание детского «Я» на психологическую прочность». Это неизбежное, по ее мнению, явление в процессе формирования группы, когда выясняется, кто и на что может в ней претендовать.
    Давать друг другу клички дети учатся у нас с вами. Действительно, прозвища и клички присутствуют в жизни взрослых: от ласковых домашних прозвищ до блатных кличек.
    Кстати, исследователи отмечают, что в различных культурах используются разные клички, например, для арабских стран характерно высмеивание физических недостатков, а в Японии чаще используются аналогии с животными или насекомыми. И хотя во взрослой культуре клички и имеют определенное символическое значение, а их носители могут гордиться своим прозвищем, то для ребенка одинаково обидно прослыть среди сверстников и «тюленем» и «толстым». Да и смысл у детских прозвищ обычно несколько иной.

   Учимся противостоять

    Если избежать появления дразнилок в детском коллективе почти невозможно, то бороться с ними необходимо.
    Родители, воспитатели и педагоги не должны оставлять без внимания ситуации обзывания детьми друг друга, необходимо пресечь появление и использование обидных прозвищ среди
    детей.
    Бывает, что ребенок не понимает, что говорит, или не понимает, что произносит очень оскорбительные и обидные слова. Следует объяснить ребенку, что таким образом он оскорбляет всех присутствующих, что употреблять такие слова неприлично. Более старшим детям надо объяснить, что люди используют ругательства лишь в крайнем случае, когда от отчаяния им уже не хватает сил и слов. Например, одна учительница предложила своим ученикам использовать вместо общепринятых ругательств названия динозавров или цветов. Так и в классах можно было обозвать наступившего на ногу одноклассника диплодоком или кактусом. Это прозвучит также эмоционально, но менее грубо.
    Полезно поиграть с ребятами в ассоциации. По очереди говорить друг про друга, с какими предметами, животными, временами года они друг у друга ассоциируются. Начать игру лучше в небольших группах, чтобы каждый смог высказаться и побыть в роль сравниваемого. Можно обсудить, почему возникла та или иная ассоциация. Сравнивание помогает обратить внимание ребенка на то, какие из его качеств являются значимыми для окружающих.
    Если ребенок жалуется на то, что его дразнят, следует поговорить с ним о том, как можно и нужно реагировать на обзывания.
    Первый вариант: никак не реагировать, проигнорировать, не обращать внимания. Это сделать довольно сложно, но в некоторых случаях эффективно. Например: «Заяц, заяц!» — зовет один ребенок другого. Не отзываться, пока не обратится по имени, сделать вид, что не понимаешь, к кому обращаются. Сказать: «Меня вообще-то Васей зовут. А ты разве меня звал?»
    Второй вариант: отреагировать нестандартно. Обзывающийся ребенок всегда ожидает получить от жертвы определенную реакцию (обиду, злость), необычное поведение жертвы способно пресечь агрессию. Например, можно согласиться с прозвищем: «Да, мама тоже считает, что я чем-то похож на сову, я и ночью лучше всех вижу, и поспать утром люблю». Или посмеяться вместе: «Да, такая у нас фамилия, так дразнили и моего прадедушку».
    Кстати, родители могут дома с ребенком поговорить о том, что часто в коллективе дети обзывают друг друга, перевирая, искажая фамилии, придумывают прозвища. Можно вспомнить, как в свое время обзывали их, попробовать вместе составить дразнилку из фамилии, кто придумает более оригинальную, необычную и посмеяться. Тогда ребенку будет легче не обижаться на сверстников — он будет готов к этому.
    Третий вариант: объясниться. Спокойно сказать обзывающемуся сверстнику: «Мне очень обидно это слышать», «Почему ты хочешь меня обидеть?»
    А можно попробовать не поддаваться на провокацию. Приведем пример. За Митей гонялись сверстники и обзывали его Масяней. Он злился и бросался на них с кулаками. Все с восторгом разбегались, а потом начинали снова. Мальчику было предложено попробовать (в качестве эксперимента такое предложение всегда охотно принимается детьми) в следующий раз не бросаться на обидчиков с кулаками, а повернуться к ним и спокойно сказать: «Ребята, я устал, дайте мне отдохнуть». Дети удивились и отстали.
    Также научите ребенка не позволять собой манипулировать. Очень часто дети стремятся с помощью обзывательств заставить сверстника что-то сделать. Например, всем известен прием «брать на слабо». При всех ребенку говорится, что он не делает что-то, потому что «трус», «размазня», ставя его таким образом перед выбором: или согласится сделать, что от него требуют (часто нарушить какие-то правила или подвергнуть себя опасности). Или же он так и останется в глазах окружающих «хлюпиком» и «трусом». Наверное, из всех ситуаций, связанных с обзыванием,— эта самая непростая. И здесь очень сложно помочь малышу выйти из нее с достоинством, потому что противостоять мнению большинства, тем более тех, с кем тебе предстоит общаться и впредь, нелегко и взрослому человеку. В этом смысле очень интересно обсудить с ребенком рассказ В.Ю.Драгунского «Рабочие дробят камень». В нем Дениска решился в конце концов прыгнуть с вышки, но не потому, что над ним все смеялись, а потому, что не смог бы себя уважать, если бы это не сделал. Следует обратить внимание ребенка на то, что в каждой конкретной ситуации необходимо не торопиться, взвесить все «за» и «против», понять, что важнее: доказать что-то окружающим или сохранить самоуважение.

   Против лома...

    Кроме того, в некоторых ситуациях на дразнилку можно ответить. Иногда полезно ответить обидчику тем же, не быть пассивной жертвой, а стать с обидчиком на равных. Бывает, что, обозвав друг друга в сердцах, дети сводят конфликт на нет, успокаиваются. Может быть, учить этому детей специально и непедагогично, но иногда другого выхода нет. Можно, правда, отвечать не оскорблением, а специальной отговоркой.
    Так, согласно наблюдениям все той же Осориной, для 5—9-летних детей очень важно суметь в ответ на обзывания выкрикнуть отговорку — своеобразную защиту от словесного нападения. Знание подобных отговорок помогает не оставить оскорбление без ответа, пресечь конфликт, сохранить спокойствие (хотя бы внешне), удивить и соответственно остановить нападающего. Последнее слово в этом случае остается за пострадавшим.

    Примеры отговорок-рифмовок.
    «Черная касса —
    Ключ у меня,
    кто обзывается —
    сам на себя!»
    «Чики-траки — стеночка!» (ребенок рукой ставит преграду между собой и обзыванием).
    «Шел крокодил,
    Твое слово проглотил,
    А мое оставил!»
    «Кто так обзывается — сам так называется!»
    «— Дурак!
    — Приятно познакомиться, а меня Петя зовут».

   Все отговорки стоит говорить спокойным, доброжелательным тоном, стремясь свести все к шутке.

   

   

    Марина КРАВЦОВА,     детский психолог

    Почему дети обзываются?

   Агрессия (сознательное желание оскорбить, досадить, разозлить сверстника);

    желание привлечь внимание (того, кого дразнишь или окружающих);

    игра (дразнящий воспринимает обзывания как забавную игру, привлекая к себе внимание сверстника, не собираясь его оскорблять);

   провокация (дразнящий сознает, что оскорбляет сверстника, но стремится таким образом спровоцировать его на активные действия, например, заставить его погоняться за собой, побороться, принять вызов);

    шутка (не столько хочет обидеть товарища, сколько стремится повеселить окружающих);

    самоутверждение (дразнящий сознательно оскорбляет сверстника, чтобы унизить его и выделиться в глазах окружающих, «поставить его на место», утвердить лидерскую позицию, показать, кто здесь главный);

    месть (обиженный или униженный ребенок начинает дразнить обидчика, особенно если не может ответить физически, также поступает от зависти);

    не со зла (дразнящий не понимает, что другому обидно, привык отмечать особенности окружающих, выявлять их характерные черты, например, сравнивая с животными). Возможно, дома у этого ребенка принято награждать друг друга прозвищами и это никого не обижает.