Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Сказки о великих сражениях, ябедах и жадинах

Сказки о великих сражениях, ябедах и жадинах

Издательство: Речь

Автор: Кутовая Мария Сергеевна

181 руб.

Афиша
14.02.2017
«Память сердца»

22 февраля в 18.00 на Малой сцене Детского ...

подробнее...
14.02.2017
Опера-сказка "Морозко"

25 февраля в 12:00 в Детском музыкальном театре ...

подробнее...
31.01.2017
Мюзикл "Пеппи Длинныйчулок" 6+

04 марта 2017  (12.00),  05 марта 2017  (12.00 ...

подробнее...
21.02.2017
«Легенды затерянного храма»

В праздничные февральские выходные телеканал Nickelodeon порадует зрителей ...

подробнее...
06.02.2017
«Фильма о любви, снятого собаками»

3 февраля состоялась премьера короткометражного  «Фильма о любви, ...

подробнее...
13.01.2017
Самые странные няни в истории кино

Кому, как не няням, знать, насколько иногда бывает ...

подробнее...
20.12.2016
Что посмотреть всей семьей на каникулах?

Совместно с онлайн-кинотеатром Okko, мы выбрали семь беспроигрышных ...

подробнее...
17.02.2017
Праздник LEGO® «Это наш день!»

4 и 5 марта  компания  LEGO®  устроит большой  ...

подробнее...
16.02.2017
Провожаем зиму в семейном кафе АндерСон

Совсем скоро наступит долгожданная весна, а пока пришло ...

подробнее...
07.02.2017
В семейном кафе АндерСон выберут лучшего «Папу года»

Внимание всем счастливым семействам: в честь Дня защитника ...

подробнее...
28.11.2016
Музей автомобильных историй

Торжественная церемония открытия «Музея автомобильных историй» состоялась в ...

подробнее...
22.11.2016
Открылся Музей хоккея

С декабря 2016 года Музей хоккея в Парке ...

подробнее...

Да здравствуют различия

07.10.2008

Младенца забирают из роддома, заботливо подбирая розовые или голубые ленточки, да и прочие составляющие детского приданого стараются приготовить в соответствии с полом!


И конечно, все родители хотят видеть своего малыша в будущем настоящим мужчиной или настоящей женщиной, связывая с этими понятиями и удачную карьеру, и счастливую семейную жизнь.
         Младенца забирают из роддома, заботливо подбирая розовые или голубые ленточки, да и прочие составляющие детского приданого стараются приготовить в соответствии с полом! Нам очень важно подчеркнуть, кто у нас родился! Это то, что мы с радостью сообщаем окружающим. И если прохожие, заглянув в коляску, говорят нашему сыну: «Какая хорошенькая малышка», мы с обидой замечаем: «Что вы, это мальчик!»
        Ребенок подрастает — и родители с нетерпением ждут, когда он станет вести себя в соответствии с полом. И нередко в своих переживаниях и оценке происходящего забегают вперед, предвосхищая развитие событий. Вы наверняка не раз слышали, с какой гордостью мамы говорят о своих грудных дочках: «Ах, такая крошка, а уже кокетничает с дядей!»
        
        Кто я?
        
В психологии существует ряд понятий для описания процесса осознания ребенком своей половой принадлежности, одно из них — половая идентичность. Это осознание и принятие своего пола. Поведение и интересы человека начинают соответствовать его представлениям о мужественности и женственности.
        Впервые это происходит с ребенком в возрасте от полутора до трех лет. В этот период они учатся правильно относить себя и других к тому или иному полу, но понимание половых различий остается еще ограниченным. Например, трехлетний мальчик сильно огорчает своих родителей тем, что собирается, когда вырастет, быть мамой, а маленькая девочка мечтает быть офицером. Таким образом, необходимо подчеркнуть, что в раннем дошкольном возрасте пол не воспринимается детьми как нечто постоянное во времени. Девочка может захотеть какое-то время побыть мальчиком и наоборот.
        Интересно, что для родителей очень значимым показателем в этом возрасте является то, какие игрушки выбирает ребенок. Существует общепринятое мнение: мальчик должен играть в машинки, а девочка — в куклы. Это означает, что половая идентификация формируется правильно. И если ребенок ведет себя иначе — это расстраивает и пугает взрослых.
        Тем не менее в психологии существует несколько теорий, касающихся того, как складываются половые стереотипы. Попытки раскрыть механизм его возникновения были предприняты представителями нескольких научных школ.
        Так, преверженцы психоанализа считают, что дети воспринимают половой стереотип через процесс идентификации себя с родителями того же пола, который начинается в возрасте четырех-пяти лет.
        Идентификация приравнивается к подражанию и считается, что подражание родителям — лишь один из нескольких возможных способов принятия социальных стереотипов мужественности или женственности. Тщательное наблюдение в дошкольных учреждениях и в домашних условиях подтверждает мнение о том, что родители, учителя и товарищи способствуют проявлению у детей разных типов поведения. Родители детей в возрасте 20—24 месяцев чаще относились одобрительно к поведению, соответствующему полу ребенка. Так, им нравилось, когда девочки играли в куклы, обращались за помощью, находились около взрослого и помогали ему; высказывались одобрительно, когда мальчики играли в кубики, манипулировали различными предметами, проявляли физическую активность. При этом родители часто не предполагают, что они относятся к мальчикам и девочкам по-разному.
        Сторонники теории когнитивного развития считают, что раннее полоролевое научение связано с тем, что дети очень рано узнают о половых стереотипах. Затем они начинают активно искать информацию о занятиях, ценностях, поведении, которые отличают мальчиков от девочек. Поскольку мышление маленьких детей отличается категоричностью, их стереотипы довольно негибки. Естественно, они начинают предпочитать образцы, связанные с их биологическим полом. В конце концов мальчик говорит: «Я мальчик. Поэтому я хочу вести себя как мальчик». И это желание закрепляется, когда малыш понимает, что быть мальчиком или девочкой это «навсегда».
        Получив понятие о мужественности и женственности, дети учитывают эти знания и используют их в общении с окружающим миром.
        Тем не менее эта теория не объясняет того, что мальчики в большей степени принимают предписываемый им стиль поведения, чем девочки. Не объясняются также индивидуальные различия в силе и характере проявления типичного для пола поведения. Например, почему одни девочки в определенном возрасте вступают в открытую конкуренцию с мальчиками. Им хочется быть смелее, сильнее, мужественнее, чем мальчишки? При этом типично женские характеристики они начинают «презирать». Другие девочки развиваются без такого рода «отклонений». Им не претит быть слабее, боязливее, тише. Нужно отметить, что мальчики реже бывают «недовольны» своим полом, чем девочки. Им в меньшей степени свойственна конкуренция с противоположным полом.
        Итак, дети могут усваивать половые стереотипы с помощью средств массовой информации, сверстников, учителей и других взрослых. К сожалению, кроме позитивных качеств ребенок легко принимает и негативные. У мальчиков складывается впечатление, что кричать, нецензурно выражаться и драться — это очень мужественно, а девочки с удовольствием демонстрируют капризность, обидчивость, ябедничество, жеманность и прочее.
        
         Ах, эта первая любовь
        
Именно в возрасте 2—3 лет у ребенка может проявиться первый интерес к детям противоположного пола. Часто бывает, что симпатия, завязавшаяся между мальчиком и девочкой еще в младшей группе детского сада, длится все дошкольное детство, а порой продолжается и в школьные годы. И очень важно, чтобы родители правильно прореагировали на это чувство, сознавая всю ответственность за судьбу своего сына или дочери. Ведь уже сейчас закладывается основа будущих взаимоотношений вашего ребенка с противоположным полом. Учтите, что в этом возрасте ребенок идеализирует родителей. Хочет стать таким, как они, принимает на веру все, что ему говорят взрослые, чувствует и перенимает их отношение к той или иной ситуации.
        Поэтому, мамы и папы, будьте очень внимательны: ваша ирония по отношению к чувствам вашего ребенка может серьезно ранить его!
        Как часто взрослые люди не задумываются о том, к чему могут привести их слова и поступки. Нередки случаи, когда родители в присутствии своих детей, смеясь, рассказывают знакомым то, что их ребеночку уже нравится девочка (или мальчик) из группы.
        Мне на память приходит одна история, свидетелем которой я стала несколько лет назад. Мальчик и девочка лет десяти сидели на диване и играли в шахматы. Их отцы наблюдали за ними. «Вот если их спарить, — сказал один папаша, — дети пойдут красивые, но глупые...» Второй в ответ захохотал. Дети разом покраснели и играть перестали. Им было мучительно стыдно. За взрослых.
        Бывает, что поначалу малыши, принимают наше желание посмеяться за чистую монету. Но потом они быстро понимают, что нужно прятать свои чувства, опасаясь насмешек взрослых, уходят в себя, привыкают к непониманию. Или, что еще хуже, принимают правила игры: высмеивают чувства других детей, дразнят их.
        Но и от чрезмерной драматизации чувств ребенка родителей хотелось бы предостеречь. Впадая в другую крайность, раздувая чувства малыша до масштаба жизненных трагедий, вы тоже можете сильно ему навредить. «У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем попытаться подменить у него это умение нашим», — писал Жан-Жак Руссо.
        Самой хорошей позицией, которую может занять взрослый по отношению к чувствам ребенка, касающимся взаимоотношений полов, это — уважение. Принятие того, что у вашего малыша уже есть сфера личных переживаний. Очень хорошо, если у вас доверительные отношения и малыш сам с удовольствием делится с вами своими мыслями, эмоциями. Дорожите этим доверием, не переступайте его границы, пользуясь преимуществами старшего и более опытного. Помогайте маленькому, неопытному человеку разобраться в нахлынувших на него чувствах, обсуждая с ним судьбы литературных героев, сказочных персонажей, сюжеты мультиков и фильмов для детей. Ребенок привыкнет к тому, что хорошая книга, фильм могут многому научить, и в тот момент, когда вас рядом не окажется, сможет сам найти опору и выход из непростой ситуации.
        В дошкольном возрасте вопросы взаимоотношений полов чаще всего интересуют ребенка наравне с прочими. И если взрослые не станут сами акцентировать внимание крохи на них, то, скорее всего, и малыш будет реагировать на них адекватно. Обсуждая со своим сыном или дочерью эти вопросы, помните, что, если вы смутились и не смогли чего-то объяснить, ребенок начнет додумывать сам, спрашивать у других детей и найдет в конце концов свое объяснение. Скорее всего — ошибочное. Нетрудно представить, какой вред могут нанести детям подобные выдуманные представления, если позволить им развиваться дальше, подчеркивает американский психолог Алан Фромм в своей книге «Азбука для родителей». Они могут привести к восприятию половой функции как чего-то непристойного, агрессивного, страшного и тревожного. Ни один ребенок не в состоянии разобраться самостоятельно во всем этом в первые годы жизни. Напротив, вполне естественно, что у него складывается неверное представление о поле. Лучше всего, если именно родители помогут ему исправить эти представления. И чем раньше мы это сделаем, тем меньше у него останется времени для нездоровых размышлений и фантазирования.
        Вот почему так важно, чтобы малыш мог свободно задавать возникающие у него вопросы и получать на них вразумительные ответы.