Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Праздничный стол от Наташи Королёвой

Праздничный стол от Наташи Королёвой

Издательство: АСТ

Автор: Королева Наталия

102 руб.

Афиша
30.11.2016
Мюзикл "Черномор"

В новогодние праздники в Олимпийском представят новый мюзикл ...

подробнее...
25.11.2016
"Предновогодние приключения на Планете Добра"

3 декабря 2016 года в Культурном центре «Москвич» ...

подробнее...
23.11.2016
Космо-ёлка для самых маленьких

Мультимедийная выставка «Космос. Love» и Центр дизайна ARTPLAY ...

подробнее...
14.11.2016
Елка на Робостанции

С 11 декабря 2016 года по 8 января ...

подробнее...
25.10.2016
10-й Юбилейный Большой фестиваль мультфильмов

27 октября — 7 ноября 2016 года, Москва

подробнее...
12.10.2016
Gulli Girl – первый телеканал для девочек

С сентября 2016 года сразу два французских развлекательно-образовательных ...

подробнее...
20.09.2016
Первый образовательный семейный сериал «Семья Светофоровых»

3 октября на телеканале «Карусель» стартует первый образовательный ...

подробнее...
19.09.2016
«Моана»

Disney представляет анимационный фильм «Моана», посвященный бесстрашной девушке, которая ...

подробнее...
05.12.2016
Новогодние каникулы в АндерСон – хорошая примета!

Каждый год в конце декабря в сети семейных ...

подробнее...
14.11.2016
Ёлки в клубе на Мясницкой

24 декабря в 11.00 приглашаем родителей с детьми ...

подробнее...
11.11.2016
ROYAL CANIN ОТКРЫВАЕТ ВЕТЕРИНАРНУЮ КЛИНИКУ В КИДЗАНИИ

Royal Canin, подразделение Mars Inc., объявляет об открытии ветеринарной клиники ...

подробнее...
07.11.2016
Отличникам в День науки покажут Тесла-Шоу бесплатно

10 ноября, во Всемирный день науки, в московском ...

подробнее...
28.11.2016
Музей автомобильных историй

Торжественная церемония открытия «Музея автомобильных историй» состоялась в ...

подробнее...
22.11.2016
Открылся Музей хоккея

С декабря 2016 года Музей хоккея в Парке ...

подробнее...
09.11.2016
Мишки Тедди на Тишинке

Ежегодно в первые выходные декабря тысячи медведей со ...

подробнее...
26.10.2016
Мамин фестиваль «ГОРЛИЦА»

27 ноября  15:00 – 18:00 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДАРВИНОВСКИЙ МУЗЕЙ 

подробнее...

На ярмарке родительского тщеславия?..

07.10.2008

На стенде посетители выставки могли прочитать, что в полтора месяца Ярослав увлекся рисованием, а спустя всего один(!) месяц после этого состоялась его первая персональная выставка.


     На стенде посетители выставки могли прочитать, что в полтора месяца Ярослав увлекся рисованием, а спустя всего один(!) месяц после этого состоялась его первая персональная выставка. Через полтора месяца — вторая выставка, живописная. Обе прошли в Оренбурге, а затем сей необыкновенный рекорд был зафиксирован Книгой Гиннесса, и юного художника пригласили в Москву. Феерическая карьера, не правда ли?
        Организаторы выставки не забыли упомянуть, что любимые увлечения Ярослава — поэзия Пушкина (а вы думали, гениальным младенцам читают Агнию Барто?), музыка Моцарта и Листа (было бы странно встретить здесь имена Гладкова и Рыбникова, не правда ли?), а также иконопись и живопись Густава Климта ( а вы уже повесили над кроваткой младенца подлинник Шагала? Или, на крайний случай, репродукцию «Джоконды»?).
        Но оставим это на совести родителей и организаторов выставки. Посмотрим лучше на творения маленького мастера.
        Художественные полотна Ярослава Ясакова многокрасочны и ярки, очень разнообразны по композиции, в них почти нет темных тонов. А в причудливых изгибах линий, в произвольном сплетении цветов и смешении мазков посетители ищут и видят закономерности и некий смысл. А также азартно высматривают различные узнаваемые детали, лица людей и силуэты сказочных персонажей. Сделать это так же легко, как отыскать фигуру медведя или очертания грузовика в скоплении облаков. Можно отыскать все, имея богатое воображение.
        Характерно, что отношение посетителей выставки к работам художника, едва научившегося прочно стоять на земле, диаметрально противоположны. Вот одно из высказываний:
        «Признаем, что на сегодняшний день это самая интересная выставка в ЦДХ. Следовательно, или мы существует при появлении гения, или человечество до сих пор пренебрегало самым творчески продуктивным временем в своей жизни».
        А вот другой отзыв:
        «Превосходная выставка с точки зрения реализации бизнес-проекта, как делать деньги на собственном сыне. Видимо, Вы не смогли реализовать себя сами как художника и теперь пытаетесь шокировать публику. Однако данная выставка показывает, насколько легко теперь быть художником. И то, что делает Ваш сын в 10 месяцев, многие творят в зрелом возрасте, пытаясь назвать это живописью».
        В чем феномен художника-младенца? Может быть, только в том, что ребенку своевременно дали в руки карандаш и кисти? Но сколько подобных феноменов мы обнаружим, если каждая мама в 1,5—2 месяца сделает примерно то же самое? Одного-единственного вундеркинда или сотни? В этом я пыталась разобраться, беседуя с мамой Ярослава, профессиональной художницей Татьяной Ясаковой.
        — Изначально цели и задачи моих творческих поисков были вполне определенные. Когда Ярославу исполнилось 1,5 месяца, педиатры заговорили о том, что нужно развивать мелкую моторику рук и почаще давать ему держать погремушки. Но он отказывался брать погремушки в руки, и тогда я начала волноваться и что-то изобретать. А именно — я сняла с погремушек шарики и прикрепила к ним маркеры — в цвет шарикам. Заодно мне хотелось посмотреть, как ребенок на листе отразит свое состояние, какой цвет он захочет взять. Палитра была небольшая: четыре погремушки — четыре маркера — желтый, красный, зеленый, синий. В кроватку я поставила лист бумаги, и ребенок откликнулся на мое предложение. Его увлекало то, что на бумаге появляются какие-то линии. Даже если он непроизвольно размахивал ручками в первые месяцы, это отражало его эмоциональное состояние. Первые рисунки хорошо говорят об этом: линии то прерывистые, то плавные, то мелкие, то есть все рисунки очень разные, даже по композиции. Ведь компановка-то не моя! Я просто поворачивала лист то одной, то другой стороной, потому что он не мог еще ручку поднимать высоко. Ведь вы сами понимаете, что ребенок до 4 месяцев даже не сидел! К трем месяцам у нас скопилось порядка 40 работ.

        ? Как это получилось? Он все делал с удовольствием?
        — Конечно. Как раз в этот период Ярослав перепутал день с ночью, ночью он практически не спал: бодрствовал, был в хорошем настроении. Поэтому мы в это время давали ему маркеры, и Ярослав, сделав два-три рисунка, исчерпывал все свои физические и эмоциональные силы и спокойно засыпал. Так постепенно это переросло в привычку и стало традицией: вечером, перед сном, ему обязательно надо было порисовать.

        ?Вы не думаете, что у малыша просто выработался своего рода условный рефлекс?
        — Не нужно путать рефлексы с эмоциональным состоянием ребенка! Если он не захочет чего-то делать — попробуйте заставить младенца сделать это насильно! Не получится! Ярослав брал в руки маркер только тогда, когда действительно хотел рисовать. А когда желание пропадало, то он все бросал и отвлекался на что-то другое.

        ?Сколько времени ему необходимо для работы?
        — Тогда — не больше получаса, да и сейчас 30—40 минут. Я считаю, что больше не нужно — даже у взрослого внимание начинает рассеиваться. А техника исполнения очень простая. Когда он еще не умел сидеть, мы клали на стол лист ватмана, я держала Ярослава в вертикальном положении на руках, так, что его руки были свободны, он брал кисти с длинными ручками и рисовал. Теперь, после 5 месяцев, он рисует на холсте, сидя или стоя у мольберта.

        ?Вы уверены, что он на самом деле испытывает потребность в ежедневном общении с красками?
        — А как же? Ведь он тянет меня за рукав и ведет туда, где лежит бумага, кисти, даже капризничает, что ему не дают краски или маркеры. Водит рукой, показывая, что хочет рисовать, — разве это может быть непонятно? Он работает каждый день. На мой взгляд, это и есть истинный путь к профессионализму. Мы не считаем картины: сегод-ня — две, завтра — одна... Но мы каждый день даем ему холст. Если у него есть потребность — ребенок берет краски, подходит к холсту и работает. Сейчас у нас более 500 работ, их складывать уже некуда. Но я ничего не замазываю, не имею права. Потому что работы, написанные в одном возрасте, перекликаются, они близки друг другу, и так получаются целые серии. Еще есть большие кипы рисунков.

        ?  Чем он рисует?
        — Маркеры, простые карандаши и краски, сначала — гуашь, теперь — акрил. Он успевает рисовать и тем и другим. Мы вообще много чего успеваем — читать, гулять, играть на разных инструментах. У него есть барабан и пианино, и с трех месяцев он по ним клацает и хорошо разбирается в музыке. Он обожает развивающие игры, с трех месяцев дружит с компьютером, который обучает детей английской азбуке. Ярослав владеет им лучше, чем я.

        ?Настроение влияет на его работы?
        — Конечно. Во-первых, если он не захочет, он и рисовать ничего не будет. А во-вторых, палитра выбирается определенная. Например, работы, в которых много темно-синего цвета, он писал в плохом состоянии — у него зубы резались, ему было очень больно. Но черный цвет он не брал ни разу, хотя банка с ним всегда открыта.

        ?Вы учили его правильно держать кисть, карандаш? Учили делать линию, мазок?
        — Ни в коем случае! Нужно только предлагать, показывать, держа кисть в своей руке, что из этого может получиться. Но нельзя вкладывать кисть ему в ладонь и водить рукой ребенка! Зачем его ограничивать? Хочет он перевернуть кисть — и помазать свою руку краской — пусть пробует, пусть знакомится с материалом.
        Поймите меня правильно, это нужно не для того, чтобы вырастить гения! Любому ребенку нужна творческая свобода для познания мира, для расширения кругозора.

        ?Что окружает Ярослава дома?
        — У нас много икон, хороших репродукций — для него это естественная и гармоничная среда.

        ?Ваш сын как-то по-другому на мир смотрит, не так, как все?
        — Да, он вообще изначально очень внимателен и серьезен. У него свой, давно определившийся вкус — в музыке, в живописи, даже в одежде. Ему очень интересны взрослые дети — лет 10—12. В целом же он обычный ребенок.

        ?Что послужило импульсом к тому, чтобы вынести рисунки сына на всеобщее обозрение?
        — В одной из его работ мы с мужем заметили женский силуэт, потом его увидели наши друзья. Мы шутя назвали картину «Волшебница». А потом решили — почему бы не устроить праздник юных дарований? На этом закрытом мероприятии не было корреспондентов, а были только талантливые малыши от 2 до 5 лет — дети наших знакомых и друзей. Пригласили 7 коллективов одаренных ребят — тоже до 5 лет — чтецы, танцоры, акробаты, музыканты... Мне важно было пронести идею, что все дети изначально талантливы, а наша задача — не испортить их. Только задать нужное направление, не навязывая им свои теории и методики. Это стало целью всех наших выставок. Показать, что дети свободны от стереотипов, которыми мы потом забиваем их сознание. Мы не вправе этого делать.

        ?Так чему же не надо учить и куда надо направлять?
        — В первую очередь нужно развиваться самим родителям. Чем выше планки у нас, тем больше будет возможностей у наших детей. Нужно идти в ногу со временем и с современными технологиями, потому что именно они диктуют другой ход мыслей, меняют сознание. И если мы хотим понимать детей — ведь они совсем другие! — нам нельзя отставать. Что еще очень важно — не нужно свои комплексы вымещать на детях. Те люди, которые не состоялись творчески или финансово, не реализовали себя, навязывают свои таланты детям. Я вижу тысячи примеров вокруг себя, и это страшно.

        ?А вы состоялись как художник?
        — У меня есть художественное образование, но я не рисую и не боюсь в этом признаться. Живопись мне не дана. Я не беру кисти в руки, потому что мне сказать нечего. А быть просто серым художником не хочу. Если я пойму, что мне есть что сказать, — буду действовать. А Ярославу я обеспечиваю технически возможность развиваться только потому, что вижу здесь Божью искру и талант. Если ему будет неинтересно и все пройдет само собой — замечательно, значит, в любом случае, гармонично развиваясь, он проявит себя в чем-то еще.

        ?Вы не будете разочарованы?
        — Я? Я к этому готова с самого начала. Для нас данная затея просто игра, познание мира, развитие. Меня все спрашивают: вы хотите видеть Ярослава гениальным художником? Понимаете, ни один нормальный родитель не пожелает своему ребенку трудного пути. А этот путь тернист и труден. Но кем бы он ни захотел стать, я не буду противиться этому.        

  Немного истории
        Настоящая мода на вундеркиндов появилась в СССР в середине восьмидесятых. В 1984 году вышла книжка Ники Турбиной «Черновик». Считается, что открыл восьмилетнюю поэтессу в Ялте писатель Юлиан Семенов. Затем опекать юную поэтэссу взялся Евгений Евтушенко. Их дуэт в то время часто мелькал на телеэкране. Шумиха вокруг Ники была приличная. Года через полтора страсти по Турбиной поутихли. Еще через год ее имя было забыто.
        Потом Ника напомнила о себе только в 1997 году. После того как стало известно, что она предприняла попытку самоубийства. Тогда Турбина осталась жива. Вторая попытка произошла в мае 2002 году. На этот раз спасти Нику не удалось.      

?Если Ярослав не остановится, будет и дальше рисовать, вы поставите его увлечение на рельсы профессионального, академического образования?
        — Школа может сломать ребенка, потому что загоняет в узкие рамки канонов и традиций. Но с другой стороны, есть азы, которые знать просто необходимо. Моя задача — продумать ход образования так, чтобы это не надломило его сознание, его внутреннее «Я».

        ?Есть ли желающие купить у вас работы Ярослава?
        — Да, они появились сразу. Есть, конечно, работы, которые я никогда не продам, потому что они нам очень дороги. Но в целом картины должны жить своей жизнью. Единственное условие, покупателями могут стать только те люди, для которых эти работы имеют особое значение.

        ?По каким критериям можно судить, что картины Ярослава существенно отличаются от рисунков его сверстников?
        — Посмотрите на работы других детей и сравните. Я не могу судить объективно. Но сразу бросается в глаза, что он использует огромную палитру — примерно 40 цветов. Он легко берет цвет, причем цвет сложный, не примитивный. Ему очень нравится золото икон. Обычно же дети работают с несколькими, от силы 7—10 цветами, не больше. Ни в одной картине Ярослава нет ни одного моего мазка, хотите — верьте, хотите — нет. Он точно знает, где надо начинать работу, а где и когда надо закончить. Он может сделать всего 2—3 мазка и остановиться. Гениальность это или талант, я не знаю. Он — такой. Способны ли на это другие дети — не знаю. Мой опыт невелик. Предложите своим детям краски, маркеры, и, может быть, что-то из этого получится — почему бы и нет?

Комментарий психолога Виктории Саломоновны Юркевич, заведующей сектором психологии одаренных детей психологического института РАО:
        — Очень часто я встречаю амбициозных родителей, которые пытаются создавать вундеркинда из собственного ребенка. Они хотят с его помощью реализовать себя. Пример Ярослава Ясакова и его мамы — тот самый случай. Натаскать можно почти каждого нормального ребенка. И бывает, что родители используют с этой целью запрещенные приемы. Например, мама может продавать таким образом ребенку свою любовь. Я знаю одну семью, где ребенок в 4 года знал спряжения и склонения и чуть ли не сочинения писал. Но он не был вундеркиндом, потому что делал все это не по собственной воле, а только для того, чтобы угодить своей маме. А она в обмен на свою любовь требовала от него повышенных знаний и умений. В результате она достигла только того, что ребенок стал законченным невротиком, но повышенные способности у него так и не проявились.
        Дети у амбициозных родителей глубоко несчастны. Вместо того чтобы жить собственными интересами и потребностями, они превращаются в марионеток в руках взрослых. Это чудовищно. Вполне возможно, что мама Ярослава Ясакова смогла выработать в сыне умение держать кисточку в руках и получать от этого удовольствие. Ведь если ребенок видит, как мама начинает радоваться, поддерживая его начинания, целовать, хвалить, то ему конечно же приятно делать это. Думаю, что этот ребенок реально любит держать кисточку в руках. Но создавать художественные образы в полгода малыш, безусловно, неспособен. Это, похоже, глубокое заблуждение самой матери, уверовавшей в то, во что ей так хочется верить. Единственный плюс в данной ситуации, в том, что она вряд ли успела навредить ребенку. Он пока мало что осознает. Но в дальнейшем неправильное воспитание может привести к очень тяжелым последствиям.

        Перед нами фантастический результат интуитивного, но в то же время планомерного и хорошо продуманного педагогического эксперимента талантливой мамы. Что же это на самом деле — некий трюк, совмещающий в себе правду и вымысел, уловку и реальное достижение? И в таком случае его легко повторить. Или же это действительно искра Божья, одна на сотню тысяч, случайно вспыхнувшая на подготовленной почве? Тогда методика тут ни при чем. Весь вопрос в границе творческих возможностей. Но скажите, если годовалый ребенок уже достиг своего пика или достигнет через пару-тройку лет, (а такое более чем реально!), в чем тогда смысл рекорда, какова польза для него самого, для маленького одаренного человечка в этой шумной и преждевременной публичности? Не является ли в данном случае эта широкомасштабная акция расчетливым коммерческим ходом в точном соответствии со старинной народной мудростью: «Куй железо, пока горячо»? Трудно сказать. Время покажет.