Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Ароматный хлеб, пироги и хрустящая выпечка

Ароматный хлеб, пироги и хрустящая выпечка

Издательство: Клуб семейного досуга

Автор: Байле Мирьям

250 руб.

Афиша
20.10.2017
Путешествия Незнайки

Детский музыкальный театр имени Наталии Сац представляет мюзикл ...

подробнее...
20.10.2017
«Гадкий утенок»

Умная, добрая, трогательная, красивая… Такой должна быть настоящая ...

подробнее...
18.10.2017
Детское новогоднее представление Фикси-шоу «Спасатели времени»

Фикси-шоу «Спасатели времени»  – масштабная премьера с участием ...

подробнее...
18.10.2017
Цирковое водное шоу «Пираты подземного моря!»

Капитан пиратского корабля Бандидела решился на коварное злодеяние, ...

подробнее...
06.09.2017
Тайна Коко

«Мы стоим на плечах своих предшественников», – говорит ...

подробнее...
08.06.2017
«Чудище Бансен» - уморительная премьера на Nickelodeon Россия

Комедийный мультфильм о настоящей дружбе и увлекательных приключениях ...

подробнее...
15.03.2017
Развивающий сериал "Расти-механик"

Новый сериал расскажет дошкольникам и их родителям о ...

подробнее...
09.03.2017
Лицензионное соглашение с Nickelodeon Viacom Consumer Products

Лицензионное подразделение международного холдинга VIMN в России Nickelodeon ...

подробнее...
22.09.2017
Большой PLAY-DOH Сфинкс в ЦДХ на Крымском валу

Как бы выглядел известный объект мирового культурного наследия, ...

подробнее...
29.08.2017
Приходи на праздник LEGO® NINJAGO® и стань ниндзя!

9 и 10 сентябряь  в День города Москвы ...

подробнее...
09.10.2017
Всероссийская выставка-ярмарка BABY-LIFE-EXPO 2017

27-29 октября в Москве пройдёт Всероссийская выставка-ярмарка  BABY-LIFE-EXPO ...

подробнее...
20.09.2017
Музей Восстания Машин

30 сентября. На площади 750 м 2 в ...

подробнее...
16.08.2017
День Подарка пройдет в парке «Красная Пресня»

26 августа в парке «Красная Пресня» состоится «День ...

подробнее...
03.08.2017
Летняя выставка-ярмарка изделий ручной работы ArtFlection

5 и 6 августа 2017 года в выставочном зале Amber Plaza в ...

подробнее...

Скорая психологическая помощь

07.10.2008

   «На звезде, на планете - на моей планете по имени Земля - плакал Маленький принц, и надо было его утешить. Я взял его на руки и стал баюкать. Я говорил ему: «Цветку, который ты любишь, ничего не грозит... Я нарисую твоему барашку намордник... Нарисую для твоего цветка броню... Я...» Я не знал, что еще ему сказать. Я чувствовал себя ужасно неловким и неуклюжим. Как позвать, чтобы он услышал, как догнать его душу, ускользающую от меня... Ведь она такая таинственная и неизведанная, эта страна слез...». Мир стал еще опаснее с того времени, как Экзюпери написал эту известную всем вещь.

    Когда ребенок встречается с насилием или смертью, его представление о мире резко меняется. Малыш до знакомства с реалиями современного мира живет в окружении как минимум трех иллюзий:

    иллюзии собственного бессмертия. Он думает, что умрут все, но только не он.
    иллюзии простоты устройства мира. Для ребенка мир - это черно-белый телевизор. Здесь люди бывают плохими и хорошими, вода - горячей и холодной, а поступки - правильными и неправильными.
    иллюзии справедливости мира. «Если я буду хорошим, все будет хорошо. Со мной ничего не случится» - примерно так думает кроха.


    Расставаясь с иллюзиями, ребенок испытывает стресс. «Нормальная реакция на ненормальные обстоятельства» - это состояние посттравматического стресса. Посттравматический стресс дает о себе знать примерно через месяц после самого события и у каждого ребенка проявляется по-разному. Есть дети, которые не всегда готовы (или вообще не склонны) делиться с родителями своими переживаниями. Иногда взрослые даже и не подозревают, с чем пришлось столкнуться их сыну или дочери. Но любящий родитель все равно заметит изменения в поведения маленького человека. Если у вас возникли любого рода догадки, подозрения приглядитесь к ребенку. У посттравматического стресса есть четыре признака:
    Навязчивое воспроизведение события
    Малыш не знает, как дать выход эмоциям. Страшная ситуация, которую он наблюдал или участником которой был сам, постоянно сидит у него в голове, он все время «прокручивает» ее в памяти. Ему снится один и тот же сон, он постоянно рисует одно и то же или играет в одну и ту же игру. Это повторение не приносит малышу облегчения: он только «вспоминает» новые детали и еще больше нервничает. А потом снова рисует, например, лежащий в руинах дом или сбитую машиной собаку.
    Отрицание события
    Если ребенок вдруг, без видимой причины, отказывается идти в детский сад, гулять во дворе, переходить дорогу или входить в лифт, не настаивайте. Такое поведение говорит о том, что что-то произошло, причем именно на этом месте. А реакция, которую вы наблюдаете - своего рода «психологическая анестезия» для пострадавшего малыша. Он не говорит, почему боится лифта или подворотни, он просто избегает всего, что связано с его страхом. Часто ребенок начинает бояться любых ассоциаций с произошедшим. Например, если на него пытались напасть в арке большого дома, он начинает сторониться всего, что имеет эту же форму - будь то дверь на даче, ворота в парке или забор в садике. Бывает и так, что малыш не хочет общаться с людьми - свидетелями ситуации. Он может забросить игрушки, которые были у него с собой в тот момент или те, которые как-то напоминают ему о его страхе. Кроха «загоняет» страх глубоко в себя, но не избавляется от него.
    Повышенная психическая возбудимость
    Малыш вздрагивает от каждого резкого звука и слова, ночью долго не может заснуть, а утром - проснуться. Плохо ест и со стороны кажется, что он все время чего-то ждет. Взгляд маленького человека становится затравленным, как у загнанного в ловушку зверька. Такое поведения связано с крушением иллюзии справедливости мира: малыш полагает, что страшная ситуация может повториться, что мир готовит ему еще много боли и страданий.
    Нарушение социально значимых видов деятельности
    Малыш не может нормально общаться, играть с детьми, в детском саду или в школе держится особняком. Он становится невнимательным во время занятий, появляются проблемы с учебой. Почему? Ребенку кажется, что все вокруг - друзья, учителя, воспитатели - остались прежними, а он изменился. Навсегда. Бесповоротно. У крохи может даже появиться «ощущение укороченного будущего» - он не в состоянии представить себя взрослым, большим. Он не может и не хочет размышлять, мечтать о том, что с ним будет через месяц и даже через неделю.
    На что еще обратить внимание взрослым, которые подозревают, что с их чадом происходит что-то неладное? На новые ритуалы, которые вдруг начал придумывать ребенок. Посмотрите: может быть, малыш перед сном постоянно заглядывает в шкаф, под кровать, или по ночам встает, чтобы проверить, заперта ли входная дверь, устраивает себе в кровати «гнездо», подтыкая одеяло со всех сторон? Все это - также признаки посттравматического стресса.

   
    Как помочь?
    В такой ситуации родители, к сожалению, не всегда правильно себя ведут. Есть две неправильных линии поведения. Первая - поддаться панике. Вы не имеете на это права! Мама и папа - это люди, которые всегда могут защитить, они самые сильные и умные. Если родители паникуют, ребенку становится вдвойне страшно. Но опасна и другая крайность под названием «ничего страшного, ничего не произошло». Ведь малыш знает, что оно произошло, и что оно действительно страшно! А если мама этого не понимает, значит, больше ей ничего не стоит рассказывать.
    Лучшие способы борьбы с посттравматическим стрессом - игры и всевозможные методы арт-терапии о них мы не раз писали в предыдущих номерах Няни.

   
    Как уберечь?
    Желание посадить своего ребенка под стеклянный колпак, как маленький принц свою Розу, и никуда не выпускать вполне объяснимо. Посмотришь новости, и выходить из дома страшно, и в нем оставаться небезопасно... Как быть? Продолжать жить. Просто следует аккуратно предупредить малыша о возможной опасности, не рисуя перед ним страшных картин.
    Чтобы предостеречь кроху от опасности, многие родители прибегают к старому, проверенному способу под условным названием «А вот один мальчик...». Ребенок узнает, что «один мальчик» сунул пальцы в розетку и... В общем, картины родители рисуют разные, в зависимости о чувства меры и фантазии. Психологи считают такой способ небезопасным, прежде всего для детской психики. Постепенно, таким образом, предостерегая чадо от разных ситуаций, вы «формируете» у него ощущение того, что мир полон злых людей, собак, машин и пострадавших от этого детей.
    Лучше дать ребенку объективную информацию и составить четкий список правил поведения. Малыш должен знать, что засовывать пальцы в розетку нельзя, что самостоятельно включать плиту спичками может только тот, кто, к примеру, достиг «вон той» отметки на стене. Что если хочешь погладить собаку на улице, нужно спросить разрешения у ее хозяина, а гладить бродячую собаку нельзя. Что разговаривать с незнакомыми людьми и тем более куда-то идти с ними можно только с мамой, папой или бабушкой. И так далее. Четко обозначенные правила поведения должны четко соблюдаться и не иметь исключений.
    Еще один способ оградить ребенка от потрясений - свести к минимуму его общение с телевизором. Это только кажется, что вы смотрите новости, а малыш играет и ничего не слышит, не понимает из того, что происходит на экране. Даже отстраненный, случайный просмотр детьми новостей о таких событиях, как захват заложников в «Норд-Осте» и Беслане привел к тому, что многие дети отказывались ходить в школу и в театр, стали бояться оставаться дома одни, играть во дворе. И помните, речь идет не только о просмотре выпусков новостей. Дошкольник редко разграничивает происходящее в кино и в реальности. Захват заложников он может увидеть и в каком-нибудь американском фильме, и потрясение будет не меньше.
    Если избежать проблемы не удалось, малыш все-таки видел какие-то выпуски новостей с мест трагических событий и теперь отказывается идти в школу, оставаться один дома, что делать? Для начала попробуйте все те же методы арт-терапии. Поговорите с малышом. Попытайтесь вселить в него уверенность, что его есть кому защитить. Подробно расскажите, что в его школе есть охранник, у которого имеется телефон, и он сможет вызвать целый наряд милиции, заподозрив неладное. Объясните, что взрослые и известные, управляющие страной люди после того, что случилось, приняли меры, чтобы подобного не повторилось. Расскажите какие. Обязательно провожайте и встречайте ребенка из школы. Малыш должен четко знать, что, скажем, в 12-20 у порога школы его будет ждать бабушка. Что они пойдут домой, а вечером придут мама с папой. Что будет ужин, «секретики» с сестренкой на ночь... А потом снова утро нового дня. Потому что даже в этом безумном мире у каждого маленького принца и маленькой принцессы есть ласковая и безопасная планета под названием «дом».