Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Праздничный стол от Наташи Королёвой

Праздничный стол от Наташи Королёвой

Издательство: АСТ

Автор: Королева Наталия

102 руб.

Афиша
30.11.2016
Мюзикл "Черномор"

В новогодние праздники в Олимпийском представят новый мюзикл ...

подробнее...
25.11.2016
"Предновогодние приключения на Планете Добра"

3 декабря 2016 года в Культурном центре «Москвич» ...

подробнее...
23.11.2016
Космо-ёлка для самых маленьких

Мультимедийная выставка «Космос. Love» и Центр дизайна ARTPLAY ...

подробнее...
14.11.2016
Елка на Робостанции

С 11 декабря 2016 года по 8 января ...

подробнее...
25.10.2016
10-й Юбилейный Большой фестиваль мультфильмов

27 октября — 7 ноября 2016 года, Москва

подробнее...
12.10.2016
Gulli Girl – первый телеканал для девочек

С сентября 2016 года сразу два французских развлекательно-образовательных ...

подробнее...
20.09.2016
Первый образовательный семейный сериал «Семья Светофоровых»

3 октября на телеканале «Карусель» стартует первый образовательный ...

подробнее...
19.09.2016
«Моана»

Disney представляет анимационный фильм «Моана», посвященный бесстрашной девушке, которая ...

подробнее...
05.12.2016
Новогодние каникулы в АндерСон – хорошая примета!

Каждый год в конце декабря в сети семейных ...

подробнее...
14.11.2016
Ёлки в клубе на Мясницкой

24 декабря в 11.00 приглашаем родителей с детьми ...

подробнее...
11.11.2016
ROYAL CANIN ОТКРЫВАЕТ ВЕТЕРИНАРНУЮ КЛИНИКУ В КИДЗАНИИ

Royal Canin, подразделение Mars Inc., объявляет об открытии ветеринарной клиники ...

подробнее...
07.11.2016
Отличникам в День науки покажут Тесла-Шоу бесплатно

10 ноября, во Всемирный день науки, в московском ...

подробнее...
28.11.2016
Музей автомобильных историй

Торжественная церемония открытия «Музея автомобильных историй» состоялась в ...

подробнее...
22.11.2016
Открылся Музей хоккея

С декабря 2016 года Музей хоккея в Парке ...

подробнее...
09.11.2016
Мишки Тедди на Тишинке

Ежегодно в первые выходные декабря тысячи медведей со ...

подробнее...
26.10.2016
Мамин фестиваль «ГОРЛИЦА»

27 ноября  15:00 – 18:00 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДАРВИНОВСКИЙ МУЗЕЙ 

подробнее...

Домашний и садиковский ребенок

07.10.2008

Недетсадовский ребенок
журнал "Няня", 2001 год № 9

     Тему этой беседы подсказали письма наших читателей, где вы часто спрашиваете о плюсах и минусах домашнего и детсадовского воспитания. Но существуют ли однозначные ответы на вопросы, связанные с такой важной и обширной проблемой? "Дома с родными", "дома с няней", "игра и учеба", "идеальный и современный детский сад" - вот лишь несколько тем, без упоминания которых разговор с психологом, доктором наук Еленой Олеговной Смирновой был бы неполным.

     - Елена Олеговна, с точки зрения детского психолога, обязательно ли до школы отдавать ребенка в детский сад?
     - Однозначно ответить сложно, поскольку это зависит от того, в какой детский сад отдают малыша и что он делает дома. Наша практика показывает, что в домашних условиях с ребенком никто, как правило, не занимается.
     - А что значит заниматься с ребенком?
     - Прежде всего, с ним надо играть, рассказывать ему сказки, читать ему вместе с ним рассматривать картинки, опять же вместе лепить, рисовать. Игра для малыша - это способ его познания мира и на данном этапе способ его существования в нем. Поэтому правильно заниматься с ребенком - это значит посвящать довольно много времени именно его интересам, то есть играть с ним. Кроме того, малышу совершенно необходимо общаться со сверстниками, хотя бы начиная с трех-четырех лет. И предпочтительно, чтобы отношения эти были соответственно организованы, построены с каким-то смыслом, содержанием. Если кто-то из членов семьи готов посвятить себя этому, а не просто заниматься обслуживанием и кормежкой, вполне возможно, домашнего воспитания будет достаточно.
     Если же говорить о детских садах, то все они разные. Бывают и такие, куда ребенка лучше вообще не отдавать. Из этой проблемы - где лучше воспитывать ребенка - дома или в саду - напрашивается вывод: сначала дома, а затем отдавать в хороший детский сад.
     - Но ведь есть дети, не приемлющие любой детский сад, каким бы распрекрасным он ни был. Они рыдают так, что родители вынуждены просто отказываться от сада...
     - Вообще адаптация в детском учреждении, особенно в педагогике раннего возраста, - очень серьезная проблема. Обычно в детский сад дети приходят в два-три года и ведут себя все по-разному Одни входят в новую для себя среду безбоязненно и органично, другие поплачут при расставании неделю-другую и привыкают. Третьи рыдают месяцами. И, естественно, это вызывает боль не только у родителей, но и тревогу у психологов. Причины такого поведения бывают разные. Некоторые специалисты считают, что малыш просто очень привязан к маме, к дому, это так называемый "необщественный ребенок". На мой взгляд, если у малыша, кроме родных и дома, больше никаких точек самореализации, самоутверждения нет, это не очень хороший симптом. Дальше с такой установкой ему будет достаточно трудно жить. Такое поведение - определенный дефект личности.
     - Врожденный или выработанный?
     - Выработанный, Это результат воспитания первых месяцев жизни. Что-то было такое в привязанности мамы и ребенка, что не дает ему оторваться от нее. Ему необходимо все время физически ощущать ее близость, в буквальном смысле держать ее за юбку. Но после двух-четырех лет эта потребность уже не должна так доминировать. В этом возрасте даже в отсутствие мамы малыш продолжает чувствовать себя комфортно. Бывает и так, что достаточно хорошо развитый, интеллектуальный ребенок просто боится сверстников. Он игнорирует их, его позиция напряженно-оборонительная. Все это надо преодолевать совместными усилиями родителей, психологов и педагогов. А просто по этой причине держать ребенка дома и тем еще более ограждать его от сверстников не выход.
     - B наше время многие домашние дети остаются на попечении нянь и гувернанток. Что вы думаете по этому поводу?
     - Все зависит от того, какая няня. Если она только обслуживает малыша: кормит его, гуляет с ним, то есть несет ответственность за режим дня и безопасность - то это не лучший вариант для первых, очень важных лет в жизни ребенка. В отличие, кстати, от сада, где детей много и ребенок видит, что не он один в данный момент без мамы, и где он занят совместными играми и скучать, собственно, некогда. А проводя большую часть времени в окружении нянь и гувернеров, малыш испытывает острую тоску по родителям и повышенную потребность в ласке. Ведь няня, какая бы хорошая она ни была, не может так сильно, как это необходимо ребенку, любить его. А у замученных работой родителей вечером, к сожалению, не всегда бывают время и силы на ласку.
     - И каковы последствия у такого постоянного дефицита общения и ласки?
     - Печальные последствия. Но что интересно, в семьях, предпочитающих переложить все воспитание и уход за ребенком на плечи других людей, и мамы своеобразные. Для них, озабоченных карьерой, ребенок тоже является неким делом. Правда, оно дальше факта рождения не заходит. Как правило, такие женщины только рожают а занимаются их детьми другие. И, уже в младенческом возрасте часто искусственно отлученные от груди, такие малыши не получают от мам необходимую порцию любви. Поэтому, собственно, винить нянь и гувернеров не в чем, они выполняют свои обязанности, а вот мамы порой нет.
     - Но, если немного остраниться от этой грустной ситуации и представить домашнего ребенка, который сидит с любящей бабушкой (изредка с няней), ходит гулять на площадку, и еще его водят в так называемые группы дневного развития, где он общается со сверстниками, это достаточно для общего развития?
     - Вполне. Это может заменить детский сад. Вообще дневные группы - прекрасная форма развития и общения детей. Пребывание целый день в детском саду для большинства малышей, конечно, несколько утомительно. И уж, конечно, родители могут быть спокойны, что в таких группах, где ребенок проводит лишь несколько часов, никто не подавляет его как личность.
     - И все же, есть какая-то в кардинальная разница между детсадовскими и домашними детьми?
     - Как я уже говорила, у детсадовских детей более развита способность не только слушаться, но и слышать.
     Кстати, говоря об альтернативе детского сада и домашнего воспитания, стоит поподробнее рассказать о современных детских садах. Увы, сейчас ситуация с ними не слишком благоприятная, если судить по тому, что около 50% будущих первоклассников не хотят идти в школу Такого не было никогда. А происходит это от того, что сейчас просто повально практически во всех садах детей учат. В ребенка впихивают информацию, извращая и отравляя ему детство, которого у него не будет уже никогда. Конечно, недоиграв, промучившись в саду, он с ужасом думает о школе.
     - То есть вы считаете, что до школы не надо ничему учить?
     - До пяти лет точно не нужно. До этого возраста ребенку надо играть, рисовать, лепить, слушать музыку, сказки. Гулять всласть, созерцать мир. Ведь именно и только в этой деятельности происходит нормальное психическое развитие малыша. Способность к творчеству, общительность, самосознание, ощущение себя - все они складываются в этих детских формах деятельности. И прежде всего - в игре. А когда времени на игру нет, кроха просто не получает должного развития.
     - Значит, детский сад предпочтительнее тот, где меньше всего занятий, где меньше учат?
     - Главное - добрые, хорошие воспитатели, которые хорошо играют и общаются с детьми. Если вернуться к домашнему ребенку, то ему не хватает общения со сверстниками и порой он вынужден играть сам с собой. Но, знаете, пусть уж он лучше играет один, но играет, а не сидит на утомительных ненужных занятиях, где просто крадут его детство.