Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Романтический ужин

Романтический ужин

Издательство: Эксмо

105 руб.

Афиша
23.10.2017
БРОНЕБОТ: БОИ РОБОТОВ. Новый сезон.

В этом году школьные каникулы начинаются с Бронебота ...

подробнее...
20.10.2017
Путешествия Незнайки

Детский музыкальный театр имени Наталии Сац представляет мюзикл ...

подробнее...
20.10.2017
«Гадкий утенок»

Умная, добрая, трогательная, красивая… Такой должна быть настоящая ...

подробнее...
18.10.2017
Детское новогоднее представление Фикси-шоу «Спасатели времени»

Фикси-шоу «Спасатели времени»  – масштабная премьера с участием ...

подробнее...
06.09.2017
Тайна Коко

«Мы стоим на плечах своих предшественников», – говорит ...

подробнее...
08.06.2017
«Чудище Бансен» - уморительная премьера на Nickelodeon Россия

Комедийный мультфильм о настоящей дружбе и увлекательных приключениях ...

подробнее...
15.03.2017
Развивающий сериал "Расти-механик"

Новый сериал расскажет дошкольникам и их родителям о ...

подробнее...
09.03.2017
Лицензионное соглашение с Nickelodeon Viacom Consumer Products

Лицензионное подразделение международного холдинга VIMN в России Nickelodeon ...

подробнее...
22.09.2017
Большой PLAY-DOH Сфинкс в ЦДХ на Крымском валу

Как бы выглядел известный объект мирового культурного наследия, ...

подробнее...
29.08.2017
Приходи на праздник LEGO® NINJAGO® и стань ниндзя!

9 и 10 сентябряь  в День города Москвы ...

подробнее...
25.10.2017
Фестиваль детской книги

С 28 до 30 октября все книголюбы приглашаются ...

подробнее...
09.10.2017
Всероссийская выставка-ярмарка BABY-LIFE-EXPO 2017

27-29 октября в Москве пройдёт Всероссийская выставка-ярмарка  BABY-LIFE-EXPO ...

подробнее...
20.09.2017
Музей Восстания Машин

30 сентября. На площади 750 м 2 в ...

подробнее...
16.08.2017
День Подарка пройдет в парке «Красная Пресня»

26 августа в парке «Красная Пресня» состоится «День ...

подробнее...

Домашний и садиковский ребенок

07.10.2008

Недетсадовский ребенок
журнал "Няня", 2001 год № 9

     Тему этой беседы подсказали письма наших читателей, где вы часто спрашиваете о плюсах и минусах домашнего и детсадовского воспитания. Но существуют ли однозначные ответы на вопросы, связанные с такой важной и обширной проблемой? "Дома с родными", "дома с няней", "игра и учеба", "идеальный и современный детский сад" - вот лишь несколько тем, без упоминания которых разговор с психологом, доктором наук Еленой Олеговной Смирновой был бы неполным.

     - Елена Олеговна, с точки зрения детского психолога, обязательно ли до школы отдавать ребенка в детский сад?
     - Однозначно ответить сложно, поскольку это зависит от того, в какой детский сад отдают малыша и что он делает дома. Наша практика показывает, что в домашних условиях с ребенком никто, как правило, не занимается.
     - А что значит заниматься с ребенком?
     - Прежде всего, с ним надо играть, рассказывать ему сказки, читать ему вместе с ним рассматривать картинки, опять же вместе лепить, рисовать. Игра для малыша - это способ его познания мира и на данном этапе способ его существования в нем. Поэтому правильно заниматься с ребенком - это значит посвящать довольно много времени именно его интересам, то есть играть с ним. Кроме того, малышу совершенно необходимо общаться со сверстниками, хотя бы начиная с трех-четырех лет. И предпочтительно, чтобы отношения эти были соответственно организованы, построены с каким-то смыслом, содержанием. Если кто-то из членов семьи готов посвятить себя этому, а не просто заниматься обслуживанием и кормежкой, вполне возможно, домашнего воспитания будет достаточно.
     Если же говорить о детских садах, то все они разные. Бывают и такие, куда ребенка лучше вообще не отдавать. Из этой проблемы - где лучше воспитывать ребенка - дома или в саду - напрашивается вывод: сначала дома, а затем отдавать в хороший детский сад.
     - Но ведь есть дети, не приемлющие любой детский сад, каким бы распрекрасным он ни был. Они рыдают так, что родители вынуждены просто отказываться от сада...
     - Вообще адаптация в детском учреждении, особенно в педагогике раннего возраста, - очень серьезная проблема. Обычно в детский сад дети приходят в два-три года и ведут себя все по-разному Одни входят в новую для себя среду безбоязненно и органично, другие поплачут при расставании неделю-другую и привыкают. Третьи рыдают месяцами. И, естественно, это вызывает боль не только у родителей, но и тревогу у психологов. Причины такого поведения бывают разные. Некоторые специалисты считают, что малыш просто очень привязан к маме, к дому, это так называемый "необщественный ребенок". На мой взгляд, если у малыша, кроме родных и дома, больше никаких точек самореализации, самоутверждения нет, это не очень хороший симптом. Дальше с такой установкой ему будет достаточно трудно жить. Такое поведение - определенный дефект личности.
     - Врожденный или выработанный?
     - Выработанный, Это результат воспитания первых месяцев жизни. Что-то было такое в привязанности мамы и ребенка, что не дает ему оторваться от нее. Ему необходимо все время физически ощущать ее близость, в буквальном смысле держать ее за юбку. Но после двух-четырех лет эта потребность уже не должна так доминировать. В этом возрасте даже в отсутствие мамы малыш продолжает чувствовать себя комфортно. Бывает и так, что достаточно хорошо развитый, интеллектуальный ребенок просто боится сверстников. Он игнорирует их, его позиция напряженно-оборонительная. Все это надо преодолевать совместными усилиями родителей, психологов и педагогов. А просто по этой причине держать ребенка дома и тем еще более ограждать его от сверстников не выход.
     - B наше время многие домашние дети остаются на попечении нянь и гувернанток. Что вы думаете по этому поводу?
     - Все зависит от того, какая няня. Если она только обслуживает малыша: кормит его, гуляет с ним, то есть несет ответственность за режим дня и безопасность - то это не лучший вариант для первых, очень важных лет в жизни ребенка. В отличие, кстати, от сада, где детей много и ребенок видит, что не он один в данный момент без мамы, и где он занят совместными играми и скучать, собственно, некогда. А проводя большую часть времени в окружении нянь и гувернеров, малыш испытывает острую тоску по родителям и повышенную потребность в ласке. Ведь няня, какая бы хорошая она ни была, не может так сильно, как это необходимо ребенку, любить его. А у замученных работой родителей вечером, к сожалению, не всегда бывают время и силы на ласку.
     - И каковы последствия у такого постоянного дефицита общения и ласки?
     - Печальные последствия. Но что интересно, в семьях, предпочитающих переложить все воспитание и уход за ребенком на плечи других людей, и мамы своеобразные. Для них, озабоченных карьерой, ребенок тоже является неким делом. Правда, оно дальше факта рождения не заходит. Как правило, такие женщины только рожают а занимаются их детьми другие. И, уже в младенческом возрасте часто искусственно отлученные от груди, такие малыши не получают от мам необходимую порцию любви. Поэтому, собственно, винить нянь и гувернеров не в чем, они выполняют свои обязанности, а вот мамы порой нет.
     - Но, если немного остраниться от этой грустной ситуации и представить домашнего ребенка, который сидит с любящей бабушкой (изредка с няней), ходит гулять на площадку, и еще его водят в так называемые группы дневного развития, где он общается со сверстниками, это достаточно для общего развития?
     - Вполне. Это может заменить детский сад. Вообще дневные группы - прекрасная форма развития и общения детей. Пребывание целый день в детском саду для большинства малышей, конечно, несколько утомительно. И уж, конечно, родители могут быть спокойны, что в таких группах, где ребенок проводит лишь несколько часов, никто не подавляет его как личность.
     - И все же, есть какая-то в кардинальная разница между детсадовскими и домашними детьми?
     - Как я уже говорила, у детсадовских детей более развита способность не только слушаться, но и слышать.
     Кстати, говоря об альтернативе детского сада и домашнего воспитания, стоит поподробнее рассказать о современных детских садах. Увы, сейчас ситуация с ними не слишком благоприятная, если судить по тому, что около 50% будущих первоклассников не хотят идти в школу Такого не было никогда. А происходит это от того, что сейчас просто повально практически во всех садах детей учат. В ребенка впихивают информацию, извращая и отравляя ему детство, которого у него не будет уже никогда. Конечно, недоиграв, промучившись в саду, он с ужасом думает о школе.
     - То есть вы считаете, что до школы не надо ничему учить?
     - До пяти лет точно не нужно. До этого возраста ребенку надо играть, рисовать, лепить, слушать музыку, сказки. Гулять всласть, созерцать мир. Ведь именно и только в этой деятельности происходит нормальное психическое развитие малыша. Способность к творчеству, общительность, самосознание, ощущение себя - все они складываются в этих детских формах деятельности. И прежде всего - в игре. А когда времени на игру нет, кроха просто не получает должного развития.
     - Значит, детский сад предпочтительнее тот, где меньше всего занятий, где меньше учат?
     - Главное - добрые, хорошие воспитатели, которые хорошо играют и общаются с детьми. Если вернуться к домашнему ребенку, то ему не хватает общения со сверстниками и порой он вынужден играть сам с собой. Но, знаете, пусть уж он лучше играет один, но играет, а не сидит на утомительных ненужных занятиях, где просто крадут его детство.


Загрузка...
-->