Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Лебединый крик

Лебединый крик

Издательство: АСТ

Автор: Алексеева Валентина Алексеевна, Алексеев Сергей Петрович

101 руб.

Афиша
14.02.2017
«Память сердца»

22 февраля в 18.00 на Малой сцене Детского ...

подробнее...
14.02.2017
Опера-сказка "Морозко"

25 февраля в 12:00 в Детском музыкальном театре ...

подробнее...
31.01.2017
Мюзикл "Пеппи Длинныйчулок" 6+

04 марта 2017  (12.00),  05 марта 2017  (12.00 ...

подробнее...
21.02.2017
«Легенды затерянного храма»

В праздничные февральские выходные телеканал Nickelodeon порадует зрителей ...

подробнее...
06.02.2017
«Фильма о любви, снятого собаками»

3 февраля состоялась премьера короткометражного  «Фильма о любви, ...

подробнее...
13.01.2017
Самые странные няни в истории кино

Кому, как не няням, знать, насколько иногда бывает ...

подробнее...
20.12.2016
Что посмотреть всей семьей на каникулах?

Совместно с онлайн-кинотеатром Okko, мы выбрали семь беспроигрышных ...

подробнее...
17.02.2017
Праздник LEGO® «Это наш день!»

4 и 5 марта  компания  LEGO®  устроит большой  ...

подробнее...
16.02.2017
Провожаем зиму в семейном кафе АндерСон

Совсем скоро наступит долгожданная весна, а пока пришло ...

подробнее...
07.02.2017
В семейном кафе АндерСон выберут лучшего «Папу года»

Внимание всем счастливым семействам: в честь Дня защитника ...

подробнее...
28.11.2016
Музей автомобильных историй

Торжественная церемония открытия «Музея автомобильных историй» состоялась в ...

подробнее...
22.11.2016
Открылся Музей хоккея

С декабря 2016 года Музей хоккея в Парке ...

подробнее...

Ожерелья сказок

07.10.2008

Принесла из кухни большой бабушкин чугунок - в таких когда-то картошку варили в печи, спрашиваю у племянника:
- Петя, а знаешь, кто в горшке живет?
- Кто? - недоверчиво спрашивает маленькая плакса.
- Вез мужик горшки на базар и один, самый большой, потерял в лесу. - Пока я что-то рисую на листе бумаге, Петя осторожно приближается к чугунку и заглядывает в него. Кладу рядом с ним альбомный лист. На нем в самом центре чернеет силуэт комара. Сегодня ночью, несмотря на все наши старания, несколько пищащих кровопийцев мешали нам спать.
- Да это же комар... - узнает Петя ночного гостя.
- Правильно. Летел по лесу комар-пискун, да и поселился в горшке. А следом за ним прилетела... - рядом с комаром быстро вывожу большую синюю муху, точно такие же живут на деревенском пруду.
- А это муха! - радуется ребенок очередному узнаванию.
- Кто в хоромах живет, кто в высоких живет?
- Я комар-пискун!
-А я муха-шумиха, давай вместе жить...

Следующего персонажа знакомой сказки Петя рисовал уже сам. Его мышка - из-за угла хлышка вышла почему-то ярко-бардовая и с двумя красными хвостами, но...
Зато слез на детском личике уже не было видно, и до самого сна, до тех самых пор, пока свободного пространства на листе уже совсем не осталось, мы с удовольствием селили в нашем чугунном теремочке не только законных обитателей:
лягушку-на воде балагту, зайца-на поле свертень, лису-на поле красу, собаку-гам-гам, волка-из кустов хапа, но и всех лесных обитателей, которых могли вспомнить и хотели поместить в эту веселую компанию. Последним в наше лесное общежитие прибрел (в виде бабушки) медведь-лесной гнет, отобрал горшок для хозяйственных нужд и разбежалась нарисованная живность кто куда.

Вот такая хитрость-премудрость. На глазах у маленького слушателя «выросла» интересная история, в которой он участвовал. Я помогла собрать ему пирамидку из маленьких портретов лесных жителей и повторила их столько раз, сколько нужно малышу для запоминания, подспудно поучая его считать. И в конце концов распустила все колечки сказочной пирамидки - ведь малышу разрушать пирамидку иногда даже веселее, чем собирать ее, не правда ли?
Много на свете пирамид и пирамидок - египетские и южноамериканские, большие и маленькие, для детей и для взрослых, цветные и простые, треугольные и цилиндрические - глаза разбегаются. Педиатры и детские психологи в один голос поют пирамидам панегирики - именно они развивают мелкую моторику детских пальчиков, а значит, стимулируют развитие речи и сообразительности. Повезло все-таки нашим детям.
Вот так и мой годовалый сынишка, нисколько не обращая внимания на наши с Петей художества, выпятив вперед нижнюю губку, весь вечер сосредоточенно нанизывал расписные колесики-колечки на устойчивый стержень. Получается!
А как росли наши деревенские бабушки и прабабушки, когда не каждому по карману были городские игрушки, и приходилось тешить деток самодельными тряпичными куклами да срубленными топором деревянными кониками? Да очень просто! У них были сказки-пирамидки! Какие это сказки? Вы все их сами прекрасно знаете: «Мышка за кошку, кошка за Жучку, жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут - вытянули репку!» Чем не словесная пирамидка? Целая вереница сказочных образов, выстроенная строго по размеру и значимости - от большого к малому, от старшего к младшему. Мать сыра земля - огромная репка-дед-баба-внучка-Жучка-кошка ну и, конечно, самый маленький, и в тоже время самый главный персонаж, - серый мышонок. Однако без него никакой репки, оказывается, вытянуть и не получилось.

А как вам русская народная история про неудачное чаепитие? Знаменитый Льюис Кэрролл не придумал бы такого. «Жыли-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-несушка и мышка-хлопотушка. Захотели они чайку попить, пошли за водой. Заденет бабушка большим ведром из колодца, ведра у нее трех-трех, вода из ведер плех-плех - ручейками... Внучка средними ведерками трех-трех, водичка из ведер плех-плех - струйками... Курочка за водичкой спешит, из лужи водичку малыми ведрами тащит, ведра трех-трех, водичка под землю течет ниточкой...
А мышка из копытца водичку несет, с наперсточек ведра трех-трех, вода на землю кап-кап, капелькой, капелькой, капелькой... Впереди бабушка выступает, за бабушкой внучка поспевает, за внучкой курочка спешит, за курочкой мышка бегом бежит, да не могут воду до дома донести, не судьба им, видать, чайку сегодня попить...»
Сказок-пирамидок в народной сказочной прозе великое множество. И не просто нанизываются звенья одно за другим, иногда получаются целые ожерелья из героев и волшебных ситуаций, закручивает их народная фантазия в причудливые спирали и змейки, замыкает в кольца. Малыш подрастает, и сказки для него становятся все сложнее и интереснее. Теперь сказочные герои не просто назывались по имени, как в «Теремке», а описывались в сложной взаимосвязи друг с другом и окружающим миром. Вспомните знаменитого «Колобка». Задача малыша - найти свое место в нем. И усложнение сказки как нельзя лучше помогает ему в этом.
Я колобок-колобок,
По коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешан,
В масле пряжен,
На окошке стужен,
И от дедушки ушел,
И от бабушки ушел,
И от зайца ушел,
И от волка ушел,
И от медведя ушел,
А от тебя, лиса,
и подавно уйду.
Однако время не стоит на месте. Чтобы заинтересовать современного малыша старой сказкой, приходится всякий раз придумывать что-то новое: рисовать, петь, изобретать новых персонажей и сюжеты. Что ж, фантазируйте смелее, в конце концов, ваша новая история - это ведь тоже народное творчество, в котором вместе с каждым нанизанным или снятым колечком чудесного «архитектурного» творения вашего чада родится на свет и новая сказка-пирамидка.