Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Вовка Грушин и другие

Вовка Грушин и другие

Издательство: Детская литература

Автор: Сотник Юрий Вячеславович

135 руб.

Уроки музыки

07.10.2008

Кроме того, психологами доказано, что постоянное присутствие музыки в жизни человека очень важно. Под нее легче работается и думается, она помогает расслабиться и настроиться на определенный лад, она сопровождает человека и в горе, и в радости.




В общем, музыка является замечательным фоном для деятельности ребенка. Удачно подобранная мелодия позволяет создать у малыша определенный настрой: под музыку лучше выполнять физические упражнения, рисовать, лепить. Музыка способна повысить эффективность деятельности чада. Например, в первом классе учителя включают классическую музыку во время выполнения детьми упражнений в прописи (ритм мелодии помогает первоклашкам сосредоточиться на задании, движения руки становятся более плавными).
Музыка может стать для ребенка объектом изучения и творчества - вслушавшись в нее, он что-то создает или передает с ее помощью свои чувства и ощущения. Умело используемая в самых разных сферах жизни, она не только развлекает - она помогает, развивает и воспитывает.


Как музыка помогает?
Даже не имея специального музыкального образования, родители могут сделать музыку своим надежным союзником в организации повседневной жизни детей. Правильно подобранная мелодия поможет приучить их соблюдать режим и делать зарядку, облегчить боль, разнообразить детские игры.
Начнем с режима дня. Песенки - потешки и колыбельные, напеваемые мамой, бабушкой или няней, в соответствующие моменты задают жизни ребенка определенный ритм. Постепенно малыш начинает узнавать повторяющиеся мелодии и напевы, радуется им, они настраивают его на конкретное действие: сейчас спать, а сейчас играть или есть. Слова этих песенок могут быть весьма незайтеливыми, важна сама мелодия: бодрая или успокаивающая. Например, бодрое пропевание «вставай-вставай - штанишки надевай» - соответствует подъему, а известная песенка «Антошка-Антошка, готовь к обеду ложку» - приготовлениям к еде. И, конечно же, самое распространенное «баюшки-баю» означает, что пришла пора отправляться спать.
Что касается любых физических упражнений, то их тоже веселей и интереснее выполнять под музыку. Делая массаж малышу, можно включать фоном детские песенки или напевать их самим. А с чадом постарше стоит вместе выбрать подходящую мелодию для зарядки. Под музыку или песенки здорово выполнять пальчиковые упражнения. Мелодия помогает ребенку запоминать и воспроизводить последовательность движений, выдерживать определенный ритм. Даже если малыш просто играет или лазает по спортивному комплексу - это лучше делать под музыку.
Известным фактом является и то, что занятия музыкой, например вокал или флейта, помогают детям справиться с проблемами дыхания. Детей, страдающих астмой, с помощью музыкальных занятий учат расслабляться и держать определенный ритм дыхания. Музыка лечит и от заикания. Замечено, например, что плохо говорящий ребенок может спеть гораздо больше слов, чем сказать. Вообще, музыка обычно оказывает успокаивающее, умиротворяющее воздействие, и это используют в занятиях с гиперактивными, чересчур подвижными детьми. В домашних условиях чаще всего прибегают к успокаивающему свойству музыки, «заговаривая» боль, используя известную припевку «у собачки боли, у кошечки боли, у сыночка не боли». Мелодичное растягивание слов и поглаживание ушибленного места дает «обезболивающий» эффект, это отвлекает и успокаивает. Став постарше, дети сами начинают заговаривать боль.
Все дети любят музыкальные игрушки, потому что с их помощью они могут сами «делать» музыку. Кроме того, с их помощью можно привлекать к себе внимание окружающих. Часто малыш доводит родителей «до белого каления», извлекая из игрушечного пианино или телефона одну и ту же мелодию. Но именно благодаря музыкальному подкреплению кроха быстрее и лучше начинает разбираться, как правильно взаимодействовать с тем или иным предметом.
Не раз говорилось, насколько полезно и важно ребенку телесное взаимодействие с родными: касания, поглаживания, подкидывания. Они успокаивают и веселят малыша, помогают ему лучше почувствовать свое тело. Создать хорошее настроение и у ребенка и у взрослого помогают музыкальные контактные игры. Например, малыши обожают, когда родители кружатся с ними по комнате под музыку или напевая в ритме вальса или танго. Подбрасывают или приподнимают их под веселую припевку: «Тра-та-та, тра-та-та, вышла кошка за кота». С ребенком постарше в играх можно использовать известные ритмично-музыкальные игры, обучающие его подчиняться в игре определенным правилам: «Ладушки», «Ехали-ехали», «Сорока-ворона». А хороводы типа «каравай-каравай» приучают малыша не только подстраивать свои действия к действиям партнеров, но и обучают таким понятиям, как «низко - высоко», «узко - широко».


Волшебная сила искусства
Велико влияние музыки на психическое развитие ребенка, это следует учитывать, занимаясь с ним. Малышу легче и интереснее выполнять задания, связанные с музыкой и пением. С их помощью можно научить чадо разбираться в собственных чувствах и настроениях, можно использовать музыку для развития памяти, внимания, воображения. Одновременно с этим можно давать ребенку начальные знания о музыке, музыкальных инструментах и композиторах.


Овладеть своим настроением
Как и все взрослые, малыш поет, когда у него хорошее настроение. В то же время музыка способна его утешить и отвлечь. Для занятий с детьми лучше всего использовать народные песенки. Психологи и музыкальные педагоги отмечают, что существует множество детских народных песен, описывающих каждое ощущение и каждую жизненную ситуацию. Есть шуточные песни, взывающие к чувству юмора, песни, отражающие любовь, враждебность, гнев, печаль, грусть, смерть, песни успокаивающие и утешающие. Так, известный психотерапевт Вайлет Оклендер рассказывает, как песня про умирающего гуся помогла маленькой девочке смириться с гибелью любимого кота. Многим детям любимая песня помогает справиться со страхом (в трудных ситуациях они начинают напевать ее и это их успокаивает, отвлекает). Также с помощью песенок и классической музыки можно научить кроху различать эмоции, это поможет ему лучше разбираться в собственных чувствах и переживаниях.
Как это сделать?
Сперва научите ребенка различать мажор и минор в мелодии. Заготовьте две карточки с грустным и веселым лицом или с солнышком и дождливой тучкой. Малыш прослушивает фрагменты мелодий и показывает соответствующую передаваемому настроению карточку. Можно использовать песенку «Жили у бабуси два веселых гуся», на протяжении которой настроение меняется несколько раз.
А еще стоит научить малыша передавать свои чувства. Предложите сыну или дочке с помощью имеющихся у вас инструментов, например игрушечного барабана или дудочки, продемонстрировать свои чувства. «Как ты будешь бить в барабан, если тебе грустно, если ты чувствуешь себя счастливым».
Другой вариант. Родители от лица игрушки (медвежонка, куклы, рыцаря) ударяют в бубен (или любой инструмент) и просят ребенка предположить, какие чувства сейчас испытывает герой. Потом можно поменяться с крохой ролями.
Музыка помогает сосредоточиться, а пропетая информация лучше воспринимается и запоминается - не случайно это используется в рекламе. Сейчас существует много различных музыкальных обучающих программ для детей (с помощью песенок изучают иностранный язык, учат алфавит, цифры, правила дорожного движения). Так, для развития внимания подойдут следующие упражнения.
Музыкальные прятки. Под несложную мелодию предложите сыну или дочери в определенном месте (окончание музыкальной фразы или ее повторение) ударять в бубен или звенеть колокольчиком. Усложните задание, например, когда меняется ритм мелодии, ребенок меняет инструмент. Используйте металлофон, бубен, ложки, колокольчик, дудочку, свисток.
Узнай меня. Учите ребенка различать на слух музыкальные инструменты. Но не требуйте слишком много, достаточно, если чадо выделит фортепьяно, скрипку, флейту.
«Замри-отомри». В этой игре малыш движется под веселую мелодию или пока играет скрипка и замирает, когда меняется настроение мелодии или вступает новый музыкальный инструмент.
Психологи часто используют музыкальные образы для занятий по развитию воображения. В наше время человеку со всех сторон предлагаются готовые, уже кем-то созданные яркие образы. В результате нам просто нет надобности напрягать собственную фантазию и прибегать к помощи воображения. Очень важно научить ребенка придумывать что-то самостоятельно, активизировать его воображение. Особенно способствует возникновению образов классическая музыка. Слушая с чадом мелодии, можно предложить ему рисовать формы, линии, символы, использовать разные цвета, которые, по его мнению, соответствуют услышанному. Можно изображать предметы или движения.
«Музыкальные фигуры». Это своего рода вариант игры «Море волнуется раз». Предложите ребенку двигаться как угодно под музыкальный фрагмент, а по окончании его замереть, изображая какую-то фигуру. Попробуйте угадать, что он изобразил, поменяйтесь с ним ролями - пусть угадывает он.
А еще можно под музыку предлагать чаду делать определенное движение, а он должен назвать, что изображает.
Например, потянуться вверх, поднять руки, растопырить пальцы - это дерево растет. Развести руки в стороны, плавно взмахивать ими - это птица летит. Шагать на месте, поднимая высоко колени, - это человек по ступенькам поднимается.
Кто это? Научите ребенка различать низкие и высокие звуки в мелодии. С помощью них можно вообразить героя мелодии. Например, высокий звук - это птичка, а низкий - идет медведь.
Предложите малышу пофантазировать.
Представь себе! Включаете любую мелодию и предлагаете ребенку представить себя, например, идущим по лесу или плывущим по бушующему морю. Он должен делать соответствующие движения под музыку. Поменяйтесь с ним ролями, пусть малыш придумает и опишет для вас ситуацию.


О музыкальном воспитании
«Прививать» ребенку любовь к музыке нужно ненавязчиво, пусть она просто присутствует в жизни ребенка, сопровождает его. Водите чадо на музыкальные спектакли, смотрите с ним музыкальные фильмы и мультфильмы («Волк и семеро козлят на новый лад», «Доре-ми», «Картинки с выставки», «Щелкунчик», «Петя и волк»).
Кроме того, узнать побольше о музыке и заинтересовать ею малыша вам помогут его интересы. Так, например, если чадо интересуется рыцарями - расскажите ему, какие в те времена были музыкальные инструменты, какая музыка. Если он любит путешествовать, то рассказывайте о национальной музыке и инструментах того места, куда вы приехали.
После прослушивания полюбившегося ребенку произведения можно рассказать о композиторе, его написавшем, вместе отыскать портрет музыканта, предложить ребенку послушать другие произведения этого автора.

Музыка и сама по себе способна преподать малышу некоторые уроки. Например, урок патриотизма. Помню, как впечатлила четырехлетнего сына песня «Вставай, страна огромная»! Именно она стала отправной точкой для наших разговоров с ним о Великой Отечественной войне. Ну, а поскольку музыка интернациональна - она способна научить ребенка толерантности (терпимости). Очень важно понимание того, что гамма одинаково звучит на всех языках и люди другой национальности, не понимая наш язык, понимают и любят ту же музыку, что и мы. А полюбившиеся мелодии или музыкальные инструменты были придуманы народом далекой страны (очень хорошо использовать мультфильм «Контакт», в котором мелодия Нино Роти помогла найти общий язык инопланетянину и землянину).
Не стоит внушать ребенку, что он «обязан» любить классическую музыку или принижать ценность (пусть и справедливо) других музыкальных направлений, противопоставлять их друг другу. Объясните малышу (а еще лучше покажите на собственном примере), что для каждого случая существует «своя» музыка: для развлечения, для общения, для отдыха, для размышления, для грусти, для радости. Приучите детей запоминать и напевать песни, поощряйте узнавание знакомых мелодий. Музыка - это подходящая тема для беседы с новыми знакомыми. Знание одних и тех же песен и общие музыкальные интересы помогают сблизиться.


Игры с музыкой
Мы предлагаем вам упражнения, которые не требуют от участников специальной музыкальной подготовки. Они могут использоваться семьей или группой детей, например, на дне рождения ребенка. Их цель - развлечь, помочь с пользой и весело провести время и узнать что-то новое и интересное друг о друге.

Сколько песен про...
Предложите участникам игры вспомнить и перечислить, сколько песен они знают про дорогу или корабли. Первый игрок начинает, напевая строчку из песни, содержащую нужное слово или называет музыкальное произведение, в названии которого оно содержится. Участники предлагают свои примеры по очереди, выигрывает тот, кто вспомнит больше песен, чем остальные. В эту игру можно играть за праздничным столом или в дороге.

Рисуем музыку
Подобрать музыкальные фрагменты разных направлений (классическая, современная, детская, джаз, ритмичная, плавная, веселая и трагичная). Фрагментов 10, звучащих около 2-3 минут. После прослушивания каждого из них попросите участников нарисовать иллюстрацию к услышанной музыке. Для удобства прономеруйте фрагменты и рисунки. По окончании устройте выставку рисунков, посмотрите и обсудите, кто, что и как услышал. Просматривайте рисунки под соответствующую музыку.

Марина КРАВЦОВА, детский психолог