Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Набор №15 «На озере» (417019)

Набор №15 «На озере» (417019)

Издательство: Фантазер

391 руб.

Сентябрь начинается в апреле

07.10.2008

Вам кажется, что это слишком рано — приступать к выбору школы, когда в запасе есть еще целый год?


Вам кажется, что это слишком рано — приступать к выбору школы, когда в запасе есть еще целый год? Не забывайте: вы ищете не просто учебное заведение, а место, куда ваше любимое чадо будет ходить каждый день в течение как минимум четырех лет. И именно от этой школы зависит очень многое в его дальнейшей судьбе. Совсем недавно, когда мамы и папы нынешних семилеток сами были детьми, выбор был не особенно широк: или районная школа по месту прописки, или одна из немногих «спец» — языковая или физико-математическая. Сегодня есть из чего выбирать. В одной только Москве около полутора тысяч общеобразовательных учреждений. В нескольких словах расскажем об их специфике.
      ПРОГИМНАЗИИ. Здесь занимаются подготовкой детей к поступлению в гимназию.
        ГИМНАЗИИ. Это классическое образование в средней и старшей школе с акцентом на изучение предметов гуманитарного цикла. Гимназическое образование начинается с пятого класса, первых гимназических классов не бывает. Существуют и общеобразовательные школы с гимназическими классами. В любом случае, сначала дети идут в начальную школу, затем уже поступают в гимназию или в гимназический класс.
        ЛИЦЕЙ. В этом образовательном учреждении старшая школа сориентирована по профессиональному признаку. Лицеи работают в тесном контакте с определенными вузами, совместно с преподавателями которых разрабатываются учебные программы. Часто преподаватели этих вузов работают в лицее и выпускные экзамены в ряде случаев засчитываются как вступительные.
        ШКОЛЫ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ. В частности, в Москве углубленно изучают иностранные языки (самый распространенный — английский, менее — немецкий, еще меньше — французский, удалось также насчитать 5 школ, в которых изучают испанский и 2, где преподают норвежский). Есть школы, специализирующиеся на изучении истории и права, экономики, экологии, физики, математики, химии и биологии, изобразительного искусства, труда, литературы, информатики. Имеется школа с углубленным изучением музыки и хорового пения.
        УВК — учебно-воспитательный комплекс. Сочетает в себе дошкольное и школьное образование. Как правило, УВК работают по схеме «детский сад — начальная школа» или «детский сад — средняя школа». И сад, и школа могут находиться в одном комплексе, а могут — в отдельных корпусах на достаточном расстоянии друг от друга. Программа УВК интегрирована, она призвана облегчить ребенку привыкание к школьным порядкам и сделать переход из дошкольного периода в школьный максимально мягким.
        С одной стороны, УВК — почти идеальный вариант поступления в школу. С другой — здесь есть одна маленькая деталь: как правило, в УВК типа «детский сад — начальная школа» первые классы формируются на основе подготовительных групп. И, если отношения в группе у ребенка не сложились, были напряженными или проблемными, он лишен шанса начать дружбу в новом школьном коллективе с учетом наработанного опыта общения. Зачастую какое-либо происшествие или неосторожно брошенное в адрес маленького человека воспитателем замечание становится штампом, который продолжает существование и в школьных стенах. Так что внимательно изучите положение дел, поговорите с вашим малышом и, если обстановка в группе не кажется вам благоприятной, дайте ему возможность начать все сначала в другом, уже школьном коллективе.
        Статус ШКОЛ-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПЛОЩАДОК или ШКОЛ-ЛАБОРАТОРИЙ присваивается учреждениям как правило городского подчинения, которые отрабатывают определенные программы в качестве эксперимента.
        САНАТОРНО-ЛЕСНЫЕ ШКОЛЫ находятся в ведении Комитета образования, но дети туда зачисляются по направлению медицинской комиссии. Все санаторно-лесные школы профильные:

  1. гастроэнтерологические;
  2. для детей с неврологическими заболеваниями;
  3. для детей с аллергическими заболеваниями кожи неинфекционного характера;
  4. для детей с сердечно-сосудичной патологией;
  5. для детей с психоневрологическими заболеваниями;
  6. для детей с заболеваниями органов дыхания.


        Существуют еще и ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ. В Москве уже несколько лет реализуется городская программа «Образование и здоровье». Проект Школ здоровья находится в рамках этой программы. Первое такое учреждение было построено в Южном округе столицы в 1998 году. На сегодняшний день в столице нашей родины их всего десять. Как правило, такие школы сочетают в себе функции поликлиники и школы одновременно. Строятся и организуются они по индивидуальным планам. Например, на первом этаже поликлиника, на втором — школа. Учебным заведениям этого типа положено иметь штат врачей и штат учителей. Идея, лежащая в основе проекта, проста. Если хронически больной ребенок посещает школу, работающую в обычном режиме, он вынужден часто пропускать занятия из-за болезни. Следовательно, почти неизбежно отставание от школьной программы и некоторый психологический дискомфорт. В Школы здоровья принимают детей с ослабленным здоровьем, и режим изначально построен с учетом их потребности в лечении: например, два или три урока дети учатся, а потом расходятся на урок здоровья. Кто-то идет на массаж, кто-то — на ингаляцию, кто-то — в фитобар, в бассейн, на солнечные ванны — в зависимости от показаний при том или ином заболевании. Так что малыши имеют возможность и учиться, и лечиться в одном месте. Базовый учебный план в таких школах стандартный, но школа реализует его с учетом уроков здоровья в расписании. В школе здоровья обязательно должно быть диагностическое оборудование, а питание детей усиленное или диетическое. Эти условия требуют больших затрат, и развиваться этот проект будет по мере финансирования.
        Кроме того, в Москве есть ШКОЛЫ С ЭТНОКУЛЬТУРНЫМ ЭЛЕМЕНТОМ ОБРАЗОВАНИЯ. В них подробно изучают культуру того или иного народа, историю, традиции и преподают его язык. Есть школы, изучающие в рамках учебной программы историю и язык азербайджанского, татарского, грузинского, дагестанского, еврейского, литовского, цыганского, армянского, греческого, немецкого, украинского, польского, а также корейского народов. Учреждением с этнокультурным элементом образования может быть не только школа, но и детский сад, и УВК, и интернат.
        
        О первой учительнице и разнице между качеством и престижем
        
Есть давно уже сформулированное правило, которым стоит руководствоваться, отдавая ребенка в первый класс: для будущего первоклассника ищем не школу, а учительницу. В начальной школе с детьми работает в основном один преподаватель — именно на него, на его личные и профессиональные качества и надо делать ставку родителям. И помните, что от первой учительницы вашего ребенка во многом зависит то, как сложится его школьная судьба.
        Еще одно очень важное замечание: в области образования разница между качеством и престижностью значительно больше, чем в остальных областях. То есть, если вы покупаете автомобиль или чайник престижной марки — это практически всегда гарантированное качество. Со школами этот подход не всегда верен.
        Из чего складывается представление о престижности учебного заведения? Из наличия автобуса, забирающего деток утром от порога дома, а вечером доставляющего их обратно? Из полного пансиона и возможности оставить ребенка в стенах школы и на каникулы? Из мощной охраны, одетой в униформу, или из верховой езды и латыни как обязательных предметов в школьной программе? А может быть, из ресторанного меню в буфете; в конце концов, из звучного англо-американского названия и супервысокой платы за обучение? Конечно же, нет! Все перечисленные условия — показатель вашей кредитоспособности, но они не являются, к сожалению, гарантией высокого качества образования.
        Есть школы, которые, например, часто упоминаются в прессе. Если директор сумел создать интересный педагогический коллектив, подобрать учителей, сплотить их как единомышленников — учиться в такой школе и приятно, и престижно. Бывает также, что школа когда-то считалась престижной, действительно давала ученикам качественное образование, но потом по каким-то причинам — сменился директор, а новый не смог достойно продолжить дело предшественника, ушли три-четыре ведущих преподавателя — «пришла в упадок» и хорошей продолжает считаться по инерции.
        А случается, что о хорошей школе не знает никто, кроме учащихся в ней детей и их родителей. В ней есть молодой, но очень профессиональный директор, сложился хороший педагогический коллектив, способный передавать качественные знания, а также благоприятный для обучения микроклимат, но... Сама она находится, например, в удаленном от центра города районе. И все-таки есть все основания считать обучение в такой школе престижным.
        То есть, резюмируя, можно сказать: дорого — это необязательно хорошо, далеко от центра — необязательно плохо. Связь между престижностью и качеством есть, но не всегда. Ваша задача — сделать правильный выбор, руководствуясь разумными доводами. А для этого за поиски школы надо взяться максимально серьезно, не жалея времени и сил.

                Поступление в школу — судьбоносное решение, которое ребенок принять сам за себя еще не в состоянии. Вся ответственность лежит не на Конституции, не на правительстве страны или города, а лично на вас.

                

                Начинаем искать

                Узнать о наличии хорошей школы можно несколькими способами. Во-первых, можно опросить соседей и знакомых. Во-вторых – купить справочник типа «Школы Москвы» или «Образовательные учреждения Москвы». В-третьих, если вы имеете возможность пользоваться Интернетом, имеет смысл зайти на официальный сайт Московского Комитета образования (http://www.educom.ru). Там есть специальный раздел «Школы», в котором приведены все школы Москвы по административным округам, указаны их адреса и специализация, если такая есть. На сайте есть информация и о негосударственных образовательных учреждениях (НОУ), а также телефоны и адреса управлений департамента образования в других городах России. Кроме того, есть здесь и очень интересный для родителей школьников раздел «Диалог«, в котором специалисты Мос. Ком. образования отвечают на вопросы родителей. Еще есть полезный раздел «Телефоны», где приведены, в частности, номера телефонов Окружных управлений образования. Это самый цивилизованный путь поиска школы. Если же вы просто хотите получить информацию о поступлении в ту или иную школу или сориентироваться в учреждениях, ближайших к вашему дому, позвоните в Управление образования соответствующего округа и задайте интересующие вас вопросы. Это очень грамотный подход, так как в каждом окружном Управлении образования есть кураторы, которые могут сообщить вам, когда и в каких школах бывают дни открытых дверей. Надо только позаботиться обо всем заранее, чтобы в случае, если вам не понравится изначально выбранный вариант, было время найти и рассмотреть другие.

                В любом случае, школу, в которую вы хотите отдать своего ребенка, надо увидеть своими глазами.

                Все познается в сравнении. Отобрав адреса учреждений, о которых вы что-либо узнали или просто ближайших к вашему дому, отправляйтесь на «разведку». Подойдите к понравившейся вам школе во второй половине дня, погуляйте возле нее, попытайтесь попасть внутрь. Обращайте внимание на все, даже на мелочи. Ведь во многом из них складывается едва ли не самое важное — атмосфера. Чисто ли около школы или замусорено так, что смотреть противно?

                Как разговаривают между собой дети? Как обращаются к ним учителя — по именам или по фамилиям, как к солдатам? Принято ли здесь разговаривать на повышенных тонах? Обижают ли старшие младших? Читают учителя прилюдно нотации старшеклассникам? Словом, ваша задача — понять, готовы ли люди в этой школе уважать друг друга.

                Но предмет вашего пристального внимания — ученики последнего класса начальной школы — третье- или четвероклассники и их учителя, ведь именно к кому-то из них вы отдадите в следующем сентябре вашу радость. Выходит учительница с детьми в фойе или они спускаются сами? Как школьники заканчивают свой день — стремятся как можно скорее покинуть стены учебного корпуса и уйти домой? Какие лица у детей? Хмурые, напряженные или оживленные и довольные? Многих учеников встречают родители, пообщайтесь с ними, попробуйте узнать, чем стала для них начальная школа? Чередой неприятных открытий? Каторгой бесконечного выполнения уроков и в каникулы в том числе? Насколько они довольны сложившимися к третьему классу отношениями детей? А знания? Делятся дети с родителями новостями, рассказывают, что сегодня «проходили»? Были серьезные конфликты между детьми и учительницей? Как их разрешали? Внеклассная жизнь как-то организовывалась, ребятам есть, что вспомнить об этих первых школьных годах? Конечно, надо сделать скидку на субъективное восприятие родителями ситуации, но в целом у вас есть все шансы составить представление о том, что ждет вашего ребенка в выбранной вами школе.

                На что еще нужно обратить внимание, попав в школу? Во-первых, как к вам отнесутся, как вас встретят. Во-вторых, поинтересуйтесь документами. И понаблюдайте, как отреагируют на вашу просьбу: если с радостью продемонстрировали, все объяснили — значит, все в порядке. Если под каким-либо предлогом попытаются скрыть, например, учебный план — насторожитесь. Ведь в вашей просьбе ознакомиться с документами отказать вам не должны, особенно если все соответствует принятым нормам. Как положительный пример можно привести школы, в которых копии всей документации вывешены в фойе.

                Если родители твердо решили отдать ребенка в негосударственное образовательное учреждение, то им следует обязательно ознакомиться:
        

  1. с лицензией учреждения на образовательную деятельность;
  2. с государственной аккредитацией ;
  3. четко определить, какой аттестат выдает это учебное заведение — государственный или государственного образца;
  4. посмотреть базовый учебный план школы.


        Теперь подробнее. Лицензия на право ведения образовательной деятельности — это хорошо, но мало. Лучше, если НОУ уже прошло государственную аккредитацию, которая предоставляется лишь через три года после получения лицензии и дает право на выдачу документов об образовании государственного образца. Это такой же документ, как и государственный, но на нем нет символики. Если школа не имеет аккредитации, то дети получают документы негосударственного образца. В них нет государственной печати, и государственный вуз их не примет. Чтобы получить аттестат государственного образца, выпускники таких НОУ сдают экзамены в специально назначенных для этого школах-экстернатах.
        Что касается базисного учебного плана, то с ним надо ознакомиться, чтобы понять, чему, собственно, в школе учат. Если школа прошла государственную аккредитацию, то базовый учебный план у нее будет совпадать с государственным. Помните: если вы идете туда, где нет аккредитации — вы всегда рискуете. Причем своим ребенком. Наш вам совет — поищите лучше школу с аккредитацией.
        Документы, которые необходимы для приема в школу:
        медицинская карта; копия свидетельства о рождении ребенка;
         паспорт одного из родителей.
        Страховой полис требовать с вас не имеют право — это нарушение.
        Любые конкурсные вступительные экзамены запрещены. В первый класс идет запись, а не поступление.
        Прием начинается с 1 апреля, до этого времени никто никого и никуда записывать не имеет права. Тестирование может проводиться только после зачисления ребенка в школу (после того как мама или папа написали и отдали заявление) и только в присутствии родителей.
        Никаких специальных навыков и знаний новоявленный ученик на собеседовании демонстрировать не должен. Собеседование призвано не проверить, умеет ли ребенок читать или писать, а определить, насколько он в принципе готов к обучению в школе. У малыша спрашивают имя, фамилию, возраст. Могут спросить, как зовут маму и папу и где они работают. Никаких ограничений типа «в этот класс принимаются дети, умеющие читать и писать», быть не должно.
        Собеседование длится 20-30 минут и проходит обязательно в присутствии кого-то из родственников. Не должно быть большого количества преподавателей и специалистов — ребенок может испугаться и замкнуться. На собеседовании могут присутствовать: директор, завуч, учитель начальной школы, логопед. Последний бывает особенно необходим в «языковых» школах, так как дефекты произношения осложняют обучение иностранному языку.
        К тестам, которые применяются на собеседовании в некоторых школах, равно как и к уровню профессиональной подготовки психологов, их применяющих, очень много вопросов. Родители, присутствующие на собеседовании, должны знать: они имеют право оспорить процедуру собеседования. Если вы видите, что вопросы или тесты не соответствуют реальным возрастным нормам, смело выступайте с протестом. Не стоит доходить до абсурда, скандала, но и молчать не надо.
        Каковы законные основания для отказа в приеме ребенка в школу?
        Во-первых, это отсутствие медицинской карты. Такой подход продиктован здравым смыслом: вряд ли кто-то захочет, чтобы вместе с его ребенком учился никогда не посещавший педиатра малыш. Во-вторых, вам могут отказать в приеме в школу с углубленным изучением иностранного языка, если у сына или дочери есть логопедические проблемы.
        Родители, которые уже выбрали школу для своего ребенка, заранее должны узнать, когда в ней начинается прием заявлений в первый класс. Потому что третья причина, по которой вам на совершенно законных основаниях могут отказать в приеме, — это перегруженность школы. То есть, если при нормативе в 25 человек в класс набрано 28 — вам откажут из-за нехватки мест. В каждом окружном Управлении образования есть специалист по наполняемости школ, в этом случае надо обратиться за информацией именно к нему. Вам порекомендуют школы, в которых места еще есть.
        
        Учиться двенадцать лет?
        Есть несколько вопросов, которые волнуют многих родителей, отдающих детей в этом учебном году: сколько лет будут учиться школьники — неужели 12? Зависит ли выбор учреждения от места прописки?
        
        Министерство образования рассматривает возможность введения в России 12-летнего обучения. Идея эта основывается на следующих тезисах.
        Во-первых, все знают, что дети у нас слишком загружены и очень устают. Добавив один год и исключив введение новых предметов, детей смогут разгрузить и ограничиться 5-дневной неделей с 5-6 уроками ежедневно. Программа просто «растягивается» по времени (хотя практика показывает, что удержаться от введения дополнительных дисциплин просто невозможно).
        Во-вторых, считается, что 12-летняя система даст возможность интегрировать наше образование в европейское, поскольку большинство стран Европы уже давно обучают своих детей 12-13 лет. И вопрос признания наших аттестатов за рубежом стоит достаточно остро.
        С нынешнего года несколько территорий начали обучение по новой системе, но это лишь эксперимент, и Москва в нем не участвует. В ближайшее время в столице 12-летки не будет. Да и по России раньше 2007 года тоже. Почему? Причин несколько. Эксперимент надо отработать — подготовить новый базовый учебный план, разработать методические пособия и учебники, просчитать рентабельность с экономической точки зрения. Потом нужно решить ряд вопросов на уровне правительства Российской Федерации. Самый важный из них — изменение призывного возраста, ведь мальчики должны иметь шанс поступить в вуз сразу после окончания школы. Министерство обороны к этим переменам не готово.
        Самый ранний срок введения в Москве 12-летки — 2007 г. — будет касаться тех детей, которые еще только пойдут в школу, а не тех, кто учится уже сейчас. Но в любом случае, сначала должен будет закончиться эксперимент, и должны быть подведены его итоги.     &
  Напоследок две рекомендации. Не пугайте ребенка школой: «Детский сад закончился, школа — это серьезно», «Хватит играть — ты уже школьник» или «Если ты будешь плохо учиться, с тобой никто не будет дружить». Он и так, скорее всего, взволнован гораздо больше вас. Ваши замечания могут сыграть дурную роль — ребенок перестанет верить в себя и свои способности. Лучше убедите кроху, что учиться — очень интересно, и не только из-за отметок.
       Понять, как происходит процесс обучения, каков стиль общения учителя и детей, какие методы близки педагогу, можно, проведя несложный эксперимент. Попробуйте предложить вашему первоклашке поиграть в «школу». Учениками могут стать любимые игрушки или вы с родственниками, а вот учителем обязательно должен быть ребенок. Спровоцируйте «учителя» сделать вам замечание, похвалить за хороший ответ, отпустить в коридор посреди урока. Как правило, дети прекрасно умеют изображать своих наставников, так что через полчаса вы будете располагать достаточной информацией, чтобы понять, насколько все в школе благополучно. Вам стоит серьезно насторожиться, если малыш наотрез отказывается поиграть в школу. Видимо, ситуация неприятна ему до такой степени, что он предпочитает не возвращаться в нее даже в игре. В этом случае стоит подробно «расследовать» сложившееся положение, если отношения с другими детьми или с учительницей у ребенка не сложились, следует серьезно подумать о переводе его в другую школу или другой класс, так как ежедневный школьный стресс чреват далеко идущими последствиями.
        И последнее. Прочитав все вышесказанное, найдите для своего ребенка школу. Помните только, что хорошая — это необязательно та, в которой преподают греческий и латынь, а все дети — отличники. Хорошая школа — это та, в которой каждый, независимо от оценок, может реализовать лучшие свои качества.