Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел

Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел

Издательство: АСТ

Автор: Линдгрен Астрид

117 руб.

Афиша
30.11.2016
Мюзикл "Черномор"

В новогодние праздники в Олимпийском представят новый мюзикл ...

подробнее...
25.11.2016
"Предновогодние приключения на Планете Добра"

3 декабря 2016 года в Культурном центре «Москвич» ...

подробнее...
23.11.2016
Космо-ёлка для самых маленьких

Мультимедийная выставка «Космос. Love» и Центр дизайна ARTPLAY ...

подробнее...
14.11.2016
Елка на Робостанции

С 11 декабря 2016 года по 8 января ...

подробнее...
25.10.2016
10-й Юбилейный Большой фестиваль мультфильмов

27 октября — 7 ноября 2016 года, Москва

подробнее...
12.10.2016
Gulli Girl – первый телеканал для девочек

С сентября 2016 года сразу два французских развлекательно-образовательных ...

подробнее...
20.09.2016
Первый образовательный семейный сериал «Семья Светофоровых»

3 октября на телеканале «Карусель» стартует первый образовательный ...

подробнее...
19.09.2016
«Моана»

Disney представляет анимационный фильм «Моана», посвященный бесстрашной девушке, которая ...

подробнее...
05.12.2016
Новогодние каникулы в АндерСон – хорошая примета!

Каждый год в конце декабря в сети семейных ...

подробнее...
14.11.2016
Ёлки в клубе на Мясницкой

24 декабря в 11.00 приглашаем родителей с детьми ...

подробнее...
11.11.2016
ROYAL CANIN ОТКРЫВАЕТ ВЕТЕРИНАРНУЮ КЛИНИКУ В КИДЗАНИИ

Royal Canin, подразделение Mars Inc., объявляет об открытии ветеринарной клиники ...

подробнее...
07.11.2016
Отличникам в День науки покажут Тесла-Шоу бесплатно

10 ноября, во Всемирный день науки, в московском ...

подробнее...
28.11.2016
Музей автомобильных историй

Торжественная церемония открытия «Музея автомобильных историй» состоялась в ...

подробнее...
22.11.2016
Открылся Музей хоккея

С декабря 2016 года Музей хоккея в Парке ...

подробнее...
09.11.2016
Мишки Тедди на Тишинке

Ежегодно в первые выходные декабря тысячи медведей со ...

подробнее...
26.10.2016
Мамин фестиваль «ГОРЛИЦА»

27 ноября  15:00 – 18:00 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДАРВИНОВСКИЙ МУЗЕЙ 

подробнее...

Арттерапия – лечение игрой

07.10.2008

Это использование самых разных видов искусства в лечебно-коррекционных целях.


Это использование самых разных видов искусства в лечебно-коррекционных целях. Например, изобразительного искусства, когда пациенты под руководством арт-терапевта занимаются живописью, но не для того, чтобы стать художниками, а чтобы изжить в себе какие-то комплексы, выплеснуть и переосмыслить те или иные переживания. Обрести внутренний покой и душевное равновесие. Существуют ассоциации арт-терапевтов. Например, Международное общество арт-терапевтов и арт-педагогов «Метаморфоза», которое объединило в своих рядах врачей, психологов и педагогов, использующих такие виды искусства, как живопись, театр, оригами, керамику, компьютерную анимацию и т. п.         
        Все это очень интересные, оригинальные наработки, каждая из которых достойна отдельной статьи, но сегодня мы поговорим о лечении театром, точнее, о куклотерапии. Авторы этой методики педагог Татьяна Шишова и психолог Ирина Медведева сами пишут пьесы для лечебных кукольных спектаклей и ставят их вместе с детьми, нуждающимися в психокоррекции. Сегодня Татьяна Львовна Шишова у нас в гостях.
        
        ? Татьяна Львовна, в чем суть лечения искусством, игрой применительно к детям?
        
дети дошкольного и младшего школьного возраста не осознают свои психологические проблемы как что-то мешающее им жить. Вот если малыш заикается — тогда да, он может это понять, особенно когда его начинают дразнить. Дошкольник, страдающий энурезом, тоже может осознавать свою проблему и переживать. Но если ребенок, к примеру, застенчив, то часто он это вроде бы и не хочет преодолевать и даже пользуется этим, отказываясь общаться со сверстниками. Живет как бы сам по себе. Другое дело, когда он преодолевает эту застенчивость и оказывается, что он с удовольствием общается. И вот посредством арттерапии, когда внимание ребенка отвлечено игрой, через проработку в игровой форме тех или иных задач можно добиться куда больших результатов, нежели в разговоре с врачом, психологом. Потому что игра — это основная сфера деятельности ребенка. Стимулировать его к игре не приходится, и он делает это с удовольствием.
        
        ? А что именно представляет собой метод «куклотерапии»?
        
— Наш инструмент — это кукольный театр. У нас есть ширма, куклы. Детям кажется, что они учатся быть артистами, они учатся разыгрывать небольшие сценки, а потом и спектакли. Но наша задача — не научить их быть артистами, а помочь через игру скорректировать поведение, наладить отношения с окружающим миром. Через коррекцию поведения преодолеваются различные болезненные, в том числе и медицинские симптомы. Например, тот же энурез или заикание. Потому что ребенок начинает чувствовать себя комфортно, обретает внутренний покой, равновесие, и все эти неприятные явления проходят как бы сами собой.
        
        ?В каком возрасте это лечение наиболее эффективно?
        
— По нашей методике — с 4 до 13-14 лет, но самый оптимальный возраст — это все-таки дошкольный и младший школьный.
        
        ? А родители принимают участие?
        
— Обязательно, поскольку с ними также ведется психологическая работа. Ведь все поведенческие отклонения, неврозы, прежде всего, проявляются и развиваются в семье. И если работаешь с невротиком — надо обязательно работать с его семьей.
        
        ? То есть все дело в родителях?
        
Мы так не считаем. Как правило, все дело в ребенке. И с таким сложным малышом родители не справляются. Участие же в общих беседах им очень помогает.
        
        ? Когда виден первый эффект?
        
— Наша методика состоит из двух циклов по 8-9 занятий. Первый цикл — это театральные этюды на ширме, а вто-рой — это спектакль. И где-то на середине первого цикла уже происходят какие-то сдвиги в лучшую сторону. Дальше бывает легче. Одного цикла многим детям бывает вполне достаточно.
        
        ? А что, собственно, дает постановка целого спектакля?
        
— Под предлогом работы над ролью дети прорабатывают как раз те модели поведения, которые оптимальны именно для них, прорабатывают и переживают ситуации, создающие у них напряжение, страх.
        
        ? То есть если ребенок застенчив — он получает роль смелого и агрессивного персонажа?
        
— За застенчивостью могут скрываться разные вещи. Сначала надо понять, истинно ли малыш застенчив или это скрытый, несостоявшийся лидер, который боится поражений? В одной из наших пьес есть персонаж, который называется Крючок — такой согнутый, с опущенной головой, который думает, что он хуже всех. И вот в конце спектакля он должен распрямиться и преодолеть свой комплекс неудачника — это роль как раз для ребенка истинно застенчивого, но не скрытого лидера.
        
        ? Помогают ли эти занятия тем детям, которые внутренне им сопротивляются?
        
— У нас часто бывает так, что первые несколько занятий кто-то из детей оказывает сопротивление: не хочет участвовать, репетировать. Если родители идут у него на поводу, забрасывают занятия, то для ребенка это очень плохо. Потому что такой малыш хочет участвовать даже больше, чем другие дети. Просто он не может преодолеть барьер, который ему мешает. Зато потом он жаждет быть первым. Чаще всего такие дети — скрытые лидеры.
        
        ? Вы назвали энурез, заикание, неврозы, а какие еще заболевания можно вылечить с помощью куклотерапии?
        
— У нас достаточно хорошие результаты по бронхиальной астме. Потому что эта болезнь часто связана с неврозами. Бывали случаи, когда у детей проходил диатез, какие-то кожные аллергические заболевания: просто в результате занятий у ребенка налаживается общий тонус, самочувствие и, соответственно, происходят сдвиги в обмене веществ... Но целенаправленно мы этим не занимаемся. Прежде всего мы работаем с разными поведенческими отклонениями, с их огромным спектром. Это агрессивность, страхи, застенчивость, ревность, демонстративность, расторможенность и, наоборот, заторможенность, неуправляемость, повышенная чувствительность и многое другое. Единственное, с кем мы не работаем это с детьми, имеющими сильную задержку умственного развития.
        
        ? А существуют ли вообще какие-то методики в арттерапии, помогающие преодолеть или как-то помочь при этих задержках?
        
— Я не знаю методик, которые позволяют умственно отсталого человека сделать не умственно отсталым. Речь может идти только о коррекции поведения, о большей гармонизации, в частности социализации детей, например, с синдромом Дауна. Такие центры есть. Но мы занимаемся только поведенческими проблемами, невротическими симптомами, которые всегда взаимосвязаны.
        
        ? Роли в «лечебных» спектаклях распределяются в зависимости от типа характера того или иного ребенка?
        
— Не совсем, скорее, в зависимости от наших задач. У нас был ребенок очень заторможенный, вялый. С одной стороны, это очень удобно: скажешь — сделает, посадишь — сидит. С детьми не играет. Маму это пугало. После первого цикла занятий он немного оживился, стал участвовать в общих играх, неплохо показывал этюды. И в пьесе по мотивам «Серой Шейки» Мамина-Сибиряка мы ему дали роль сыночка утки, забияки, шалуна. Чтобы через роль он начал проявлять себя как нормальный, живой мальчишка. И действительно, через проигрывание этой модели поведения, а мы не просто репетируем спектакль, но и просим детей дома проигрывать похожие сценки, его поведение нормализовалось. Другой вариант. Например, образ зайца в русских народных сказках сцеплен с такими человеческими качествами, как трусость, нерешительность, он вызывает у детей сочувствие, желание помочь. Робкие дети нередко отождествляют себя с этим сказочным персонажем. И победа трусливого сказочного зайчишки над волком или лисой воспринимается ими как их собственная и может послужить стимулом к преодолению собственных страхов.
        
        ? Каким образом родители могут определить в игре, какие у ребенка проблемы, переживания?
        
— Часто дети не рассказывают, что у них происходит в садике. И мама может предложить своему ребенку поиграть в детский сад и воспроизвести какую-то ситуацию. «Вот этот мальчик приходит утром в садик, а ты будешь за воспитательницу, что она говорит ?.. Приходят другие дети» и т. д. В этой игре родители увидят много, потому что ребенок, будет переносить свой опыт в игровую ситуацию. Можно немножко его спровоцировать: «А вот воспитательница говорит так». «Нет, — возразит ваш ребенок, — она говорит так». Очень часто родители считают своего ребенка тихим, забитым, а в игре вдруг обнаружится, что он забияка, например, он начнет драться куклами, будет страшно доволен при этом. Необязательно, что он именно так и ведет себя в саду, но вполне возможно, такое поведение он считает для себя идеальным. Ориентируется на него.
        
        ? И то, что ребенок скрывает, через игру будет выплеснуто?..
        
— Да. Но надо еще уметь это правильно интерпретировать. Родители куда лучше понимают своего ребенка, когда прибегают к помощи арттерапии.
        Тел. 264—14—20.