Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Приключения Пенрода и его друзей

Приключения Пенрода и его друзей

Издательство: Астрель

Автор: Таркингтон Бут

296 руб.

Афиша
30.11.2016
Мюзикл "Черномор"

В новогодние праздники в Олимпийском представят новый мюзикл ...

подробнее...
25.11.2016
"Предновогодние приключения на Планете Добра"

3 декабря 2016 года в Культурном центре «Москвич» ...

подробнее...
23.11.2016
Космо-ёлка для самых маленьких

Мультимедийная выставка «Космос. Love» и Центр дизайна ARTPLAY ...

подробнее...
14.11.2016
Елка на Робостанции

С 11 декабря 2016 года по 8 января ...

подробнее...
25.10.2016
10-й Юбилейный Большой фестиваль мультфильмов

27 октября — 7 ноября 2016 года, Москва

подробнее...
12.10.2016
Gulli Girl – первый телеканал для девочек

С сентября 2016 года сразу два французских развлекательно-образовательных ...

подробнее...
20.09.2016
Первый образовательный семейный сериал «Семья Светофоровых»

3 октября на телеканале «Карусель» стартует первый образовательный ...

подробнее...
19.09.2016
«Моана»

Disney представляет анимационный фильм «Моана», посвященный бесстрашной девушке, которая ...

подробнее...
05.12.2016
Новогодние каникулы в АндерСон – хорошая примета!

Каждый год в конце декабря в сети семейных ...

подробнее...
14.11.2016
Ёлки в клубе на Мясницкой

24 декабря в 11.00 приглашаем родителей с детьми ...

подробнее...
11.11.2016
ROYAL CANIN ОТКРЫВАЕТ ВЕТЕРИНАРНУЮ КЛИНИКУ В КИДЗАНИИ

Royal Canin, подразделение Mars Inc., объявляет об открытии ветеринарной клиники ...

подробнее...
07.11.2016
Отличникам в День науки покажут Тесла-Шоу бесплатно

10 ноября, во Всемирный день науки, в московском ...

подробнее...
28.11.2016
Музей автомобильных историй

Торжественная церемония открытия «Музея автомобильных историй» состоялась в ...

подробнее...
22.11.2016
Открылся Музей хоккея

С декабря 2016 года Музей хоккея в Парке ...

подробнее...
09.11.2016
Мишки Тедди на Тишинке

Ежегодно в первые выходные декабря тысячи медведей со ...

подробнее...
26.10.2016
Мамин фестиваль «ГОРЛИЦА»

27 ноября  15:00 – 18:00 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДАРВИНОВСКИЙ МУЗЕЙ 

подробнее...

Рабы экрана - почти не думают

07.10.2008

По данным ЮНЕСКО, 93 % современных детей 3-5 лет смотрят телевизор 28 часов в неделю, то есть около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми


По данным ЮНЕСКО, 93 % современных детей 3-5 лет смотрят телевизор 28 часов в неделю, то есть около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Это безобидное времяпрепровождение вполне устраивает не только детей, но и их родителей. В самом деле, кроха не пристаёт, ничего не просит, не хулиганит, не подвергается риску, и в то же время получает впечатления, узнаёт что-то новое, приобщается к современной цивилизации. Однако это, казалось бы, безопасное занятие может повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребёнка, но и для его психического развития. В настоящее время, когда подрастает первое поколение «экранных детей», эти последствия становятся всё более очевидными.
         Первое из них — отставание в развитии речи. В последние годы и родители и педагоги всё больше жалуются на задержки речевого развития — дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада. Такая картина наблюдается не только в нашей стране, но и во всём мире. Как показали специальные исследования, в наше время 25 % 4-летних детей страдают грубыми нарушением речевого развития. В середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% малышей того же возраста.
         Причём здесь телевидение? Казалось бы, ребёнок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь. Разве это не способствует речевому развитию? Какая разница, кто говорит с малышом — взрослый или герой мультфильма? Разница огромная. Речь — это не подражание чужим словам и не запоминание словесных штампов. Овладение разговорными навыками в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда кроха не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, когда он сам включён в диалог. Причём не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствам. Ответные высказывания ребёнка возникают исключительно на живую речь, адресованную конкретно ему. Речевые звуки, не обращённые малышу лично и не предполагающие ответа, не затрагивают волю, не побуждают к действию и не вызывают каких-либо образов. Они остаются «пустым звуком». Речь, исходящая с экрана, остаётся малоосмысленным набором чужих слов, она не становится «своей». Поэтому дети предпочитают молчать, а изъясняться криками или жестами.
         В последнее время педагоги и психологи всё чаще отмечают у детей неспособность к самоуглублению, к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом. Данные симптомы были обобщены в картину новой болезни «дефицит концентрации». Она особенно ярко проявляется в обучении и характеризуется гиперактивностью и повышенной рассеянностью. Такие дети не задерживаются на каких-либо занятиях, быстро переключаются, лихорадочно стремятся к смене впечатлений. В то же время многообразные впечатления воспринимаются им поверхностно и отрывочно.
         Кроме того, многим малышам стало трудно воспринимать информацию на слух — они не могут удерживать предыдущую фразу в памяти и связывать отдельные предложения. Слышимая речь не вызывает у них каких-либо образов и устойчивых впечатлений. По этой же причине им трудно читать — понимая отдельные слова и короткие предложения, они не удерживают и не связывают их. В результате не понимают текста в целом. Ещё один факт, который отмечают многие педагоги, — резкое снижение фантазии и творческой активности. Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Им не интересно общаться друг с другом. Вообще общение со сверстниками становится всё более поверхностным и формальным: детям не о чём разговаривать, нечего обсуждать или спорить. Они предпочитают возиться, толкаться или нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений.

Телевизор всему виной?
         Но, пожалуй, самое явное свидетельство нарастания этой внутренней пустоты — повышение детской жестокости и агрессивности. Поражает не только жестокость, но и бессмысленность, немотивированность этих детских «шалостей». Конечно, мальчишки дрались всегда, но в последнее время изменилось качество детской агрессивности. Раньше, при выяснении отношений на школьном дворе, драка заканчивалась, как только противник оказывался лежащим на земле, т.е. побеждённым. Этого было достаточно, чтобы чувствовать себя победителем. В наше время победитель с удовольствием бьёт лежащего ногами, потеряв всякое чувство меры. При этом дети не отдают себе отчёта в собственных действиях и не предвидят их последствий. Но неужели всему виной телевизор? Да, если речь идёт о маленьком ребёнке, не готовом адекватно воспринимать информацию с экрана. Когда ТВ поглощает все силы и внимание малыша, когда оно подменяет для маленького ребёнка общение с близкими взрослыми, то, безусловно, оказывается мощное формирующее, вернее, деформирующее влияние на становление психики.
         Детский возраст — период наиболее интенсивного становления внутреннего мира. Изменить или наверстать упущенное в дальнейшем практически невозможно. Возраст раннего и дошкольного детства (до 6-7 лет) — время зарождения и формирования наиболее общих фундаментальных способностей человека. В истории педагогики и психологии был пройден большой путь до того момента, когда были замечены и признаны своеобразие и особенности первых лет. Только в конце прошлого века было открыто качественное своеобразие детства, принципиальные различия в восприятии мира ребёнка и взрослого. До этого дети рассматривались как маленькие взрослые, которые ещё многого не знают и не умеют. Но сейчас это особое своеобразие и фундаментальное значение детства опять отттесняется на задний план. Это происходит под предлогом «требований современности» и «защиты прав ребёнка». Полагается, что с маленьким ребёнком можно обращаться так же, как со взрослым: его можно учить чему угодно, ему можно объяснять нормы и правила поведения. Сажая малыша перед телевизором, родители полагают, что он так же, как и взрослый, понимает происходящие на экране события. Но это далеко не так. Вспоминается эпизод из одного западного фильма, в котором молодой отец, оставшись с двухлетним малышом дома, неумело хлопочет по хозяйству, а ребёнок спокойно сидит перед телевизором и смотрит эротический фильм. Вдруг «кино» кончается, и ребёнок начинает орать. Испробовав все возможные средства утешения, папа сажает малыша перед окном ... стиральной машины, в котором крутится и мелькает цветное бельё. Ребёнок резко замолкает и спокойно смотрит на новый «экран» с той же завороженностью, как раньше он смотрел в телевизор. Этот пример наглядно иллюстрирует своеобразие восприятия изображения маленьким ребёнком. Он не вникает в содержание и сюжеты, не понимает действий и отношений героев, кроха просто видит яркие движущиеся пятна, которые, как магнитом, притягивают его внимание. Привыкнув к такой зрительной стимуляции, малыш начинает испытывать потребность в ней, ищет её повсюду. Примитивная зависимость от сенсорных ощущениях может закрыть малышу всё богатство мира. Ему всё равно, куда смотреть, — только бы мелькало, двигалось, шумело. Примерно также он начинает воспринимать и окружающую действительность...

Право на детство
        
Главное право ребёнка — это его право на детство, на полноценное проживание всех возрастных периодов. Сажая дошкольника перед экраном и освобождая себя от лишних и утомительных занятий с ним, взрослые обирают его и нарушают основной закон развития психики ребёнка. Попытаюсь напомнить и пояснить этот закон, открытый Л.С.Выготским.
         Суть его заключается в том, что становление внутреннего мира ребёнка происходит в его совместной жизнедеятельности со взрослым. Все высшие психические функции малыша — его интересы, переживания, представления, образы — первоначально существуют не внутри его самого, а в пространстве между ребёнком и взрослым. При этом взрослый не навязывает крохе какие-то свои представления или ценности. Он вместе с ним строит его внутренний мир, открывая новые грани действительности, которые сами по себе не видны и поэтому могут остаться незамеченными. Окружающие маленького ребёнка предметы не воздействуют на него непосредственно. Можно видеть множество кошек и собак, но не знать, что они живые, что им бывает больно или холодно. Можно видеть деревья и цветы, но не замечать, что они красивые; можно натыкаться на кубики, но не испытывать никакого интереса к постройкам башен и дворцов. Внутреннюю, культурную суть вещей кроха открывает только вместе со взрослым, благодаря тому, что близкий человек вступает с ним в диалог. И только потом, открытые и опробованные вместе со взрослым человеческие представления, ценности, переживания входят в психическую жизнь ребёнка и становятся «своими». Если же малыш в раннем возрасте лишён полноценного общения со взрослыми, то смысл окружающих вещей, а вместе с ним и вся человеческая культура, остаётся закрытым, чужим, невостребованным, а его внутренний мир — пустым.
         Все эти хорошо известные истины многократно подтверждены не только научными исследованиями, но и жизненными фактами. До последнего времени их «поставляла» система детских закрытых учреждений — домов ребёнка и детских домов. Самые разные педагоги и психологи многократно показывали, что дети, лишённые семьи в раннем детстве, существенно отличаются от своих сверстников, которых воспитывают родители. Их отличает общее недоразвитие личности. Оно выражается в нарушениях речи, отсутствии интереса к занятиям, слабой концентрации, сниженной эмоциональности, отсутствии сопереживания, импульсивности и ситуативности поведения и низком уровне. фантазии и воображения, несамостоятельности и стереотипности мышления, слабой ориентированности на будущее и пр. Не правда ли, перечень этих особенностей очень похож на тот, что был приведён выше. Но если 10-15 лет назад эти симптомы были присущи довольно ограниченному числу сирот, то в наше время они распространяются на нормальных «семейных» детей. Парадоксально, но все эти особенности наиболее ярко проявляются у двух противоположных по своему социальному положению групп: у сирот или детей алкоголиков, наркоманов, бомжей и у детей высоко обеспеченных родителей, тех, кого принято называть новыми русскими. И здесь, и там данные симптомы являются следствием одной болезни — недостатка общения с близкими взрослыми. В одном случае является следствием социального неблагополучия, а в другом, напротив, материального и социального достатка в семье — стремления родителей обеспечить ребёнка всеми техническими средствами. Но и тут и там потребности малыша отодвигаются на задний план, а передача родительских прав экрану имеет примерно то же влияние на психологию ребёнка, как и полное его игнорирование.
         Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить СМИ из жизни и воспитания детей. Вовсе нет. Это невозможно и бессмысленно. Но подключать подрастающее поколение к информационной технике можно только тогда, когда оно готово к её использованию по назначению. Когда ТВ будет для детей именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами и не их воспитателем. Внутреннюю, культурную суть вещей кроха открывает только вместе со взрослым, благодаря тому, что близкий человек вступает с ним в диалог.
Елена СМИРНОВА, психолог, доктор психологических наук.

Мнение офтальмолога
Котишева Галина Ивановна, заведующая 12-м глазным отделением Морозовской городской детской клинической больницы:
         Когда ребенок смотрит на экран, идет интенсивная зрительная нагрузка, в которой участвуют наружные и внутренние мышцы глаза, сетчатка, зрительный анализатор.
         Естественно, малыши любят смотреть телевизор, и это им не запрещается. Даже двух-, трехмесячные детишки смотрят на экран, их привлекает быстрая смена кадров. Однако вопрос в другом — как долго можно смотреть без вреда для глаз?
         На первом году жизни допускается смотреть телевизор суммарно 15 минут в сутки с расстояния не ближе трех метров, с двух до трех лет — по 20-30 минут в сутки в три захода по 10 минут лучше с пяти метров. Детям старше пяти лет можно смотреть телевизор по 40 минут, даже по часу опять же с перерывами, старше семи лет — около полутора часов в сутки. Лежа смотреть телевизор нельзя. Существуют и противопоказания для просмотра телепередач. Это ранние периоды после операции на глаза, когда ребенок нуждается в ограничении зрительной нагрузки, если есть какие-то тяжелые заболевания глаз.
        
«Моему ребенку 9 месяцев. Он очень любит смотреть по телевизору рекламу. Буквально замирает и забывает про то, чем занимается в данный момент. Почему реклама, а не мультфильмы или кинофильмы так действуют на него?»
Инна Сорокина, г.Петрозаводск

         Письмо комментирует психолог Николай Нарицин.
        
Сразу хочу успокоить вас: ребенок смотрит рекламу не потому, что хочет попросить у вас что-нибудь из увиденного, как только заговорит. Причина влечения к рекламе вовсе не в этом. Во-первых, у малыша до года очень слабая фиксация внимания: он не способен увлечься чем-то на длительное время, даже на 3-5 минут. Любую игрушку он бросит через полминуты, чтобы заняться чем-то еще. Никакой мультик или тем более фильм не бывают такими короткими. А вот рекламные ролики, как раз наоборот: продолжаются около двадцати-тридцати секунд. Затем картина меняется, и в то же время переключается и внимание ребенка. От таких коротких сюжетиков кроха на устает, и они ему не надоедают. Во-вторых, в рекламных роликах почти всегда присутствует высокая динамика — действие развивается активно, персонажи постоянно движутся, производя различные действия. Ваш ребенок еще на понимает смысла рекламного текста, но с большим удовольствием следит за этими движениями, как котенок за фантиком на ниточке. А мультики и тем более кинофильмы мало чем могут его занять, ему пока не интересны ни развитие сюжета, ни взаимоотношения героев. Ведь большинство мультфильмов все же рассчитаны на детей, уже умеющих говорить. В-третьих, у вашего ребенка еще нет конкретных сведений об окружающем мире. Он плохо знает, кто такие собачка, зайчик, медвежонок — основные герои мультфильмов, не говоря уж о черепашках-ниндзя или всяких Покемонах и Пикачу. За свой 1-ый год жизни ребенок наверняка еще ни разу не видел живых зайчиков, медвежат, и для него это лишь абстрактные цветные пятна. Реклама более жизненна, в ней участвуют известные ему люди (мужчина, женщина, старушка, ребенок) и вещи (пылесос, телевиор или ... памперсы). И даже если в ролике попадается собака или кошка — это живые собака и кошка, а не нарисованные аналоги. В-четвертых, рекламные ролики, как правило, снимаются на высококачественных носителях, к тому же они довольно красочные и контрастные. И это тоже привлекает внимание ребенка. Немногие мультики, а тем более кинофильмы, могут похвастаться этими качествами...
         С другой стороны, хочу заметить, что настоящая, профессионально сделанная реклама должна восприниматься зрителями на уровне бессознательного и действовать по принципу нейролингвистического программирования (НЛП). И неизвестно, какое воздействие окажет профессионально сделанный ролик на хрупкое бессознательое маленького ребенка и как это скажется в будущем. Но, к счастью маленьких российских граждан, практически вся наша реклама не построена по принципам НЛП и такого воздействия не оказывает. Так ли это? Вот что ответили нашему корреспонденту в нескольких рекламных агентствах: «Мы используем обычные способы аудиовизуальной и графической рекламы. НЛП пока не применяется...» В Независимом агентстве социальных технологий, прокомментировали вопрос так: «В России эта технология используется не очень активно, воздействуем традиционными способами. Кроме того, чтобы использовать НЛП, нужна специальная подготовка, которой, к сожалению, никто не имеет. Как правило, метод НЛП используется в политическом консалтинге, и то не очень сильно. Другие большие агентства в том числе Премьер-СВ и TipTop Advertising — не используют в своих рекламных роликах метод НЛП.
         Как раз от этого реклама менее эффективна, но сейчас не об этом речь. Западные же профессиональные ролики не могут действовать на русского зрителя со всей задуманной мощью: ведь большую роль при воздействии на основе НЛП играет связь картинки с текстом, а текст заграничной рекламы сделан в расчете на другую языковую культуру... В переводе, разумеется, воздействие сильно ослабевает за счет потери связи, построенной по законам НЛП. Таким образом, около 98% идущей у нас рекламы практически никак на человека на бессознательном уровне не влияет. Однако неискушенный зритель не в состоянии определить, в какой степени в том или ином ролике действуют приемы НЛП. Поэтому сложно ограждать ребенка от оставшихся 2% «действующей» рекламы. И единственный способ все же уберечь дитя от нежелательных воздействий — постараться просмотр реламы ограничить. Не запретить, а ограничить. Заполните информационный вакуум малыша, активным общением с окужающем миром, познанием новых образов, встречами с новыми людьми, развивающими играми... Ребенок, не страдающий от недостатка информации, рекламой не увлекается. Такие дети практически не обращабт на нее внимания — даже если на экране видят игрушки или памперсы.