Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Двойной день рождения

Двойной день рождения

Издательство: Акварель

Автор: Венингер Бригитте

291 руб.

Афиша
30.11.2016
Мюзикл "Черномор"

В новогодние праздники в Олимпийском представят новый мюзикл ...

подробнее...
25.11.2016
"Предновогодние приключения на Планете Добра"

3 декабря 2016 года в Культурном центре «Москвич» ...

подробнее...
23.11.2016
Космо-ёлка для самых маленьких

Мультимедийная выставка «Космос. Love» и Центр дизайна ARTPLAY ...

подробнее...
14.11.2016
Елка на Робостанции

С 11 декабря 2016 года по 8 января ...

подробнее...
25.10.2016
10-й Юбилейный Большой фестиваль мультфильмов

27 октября — 7 ноября 2016 года, Москва

подробнее...
12.10.2016
Gulli Girl – первый телеканал для девочек

С сентября 2016 года сразу два французских развлекательно-образовательных ...

подробнее...
20.09.2016
Первый образовательный семейный сериал «Семья Светофоровых»

3 октября на телеканале «Карусель» стартует первый образовательный ...

подробнее...
19.09.2016
«Моана»

Disney представляет анимационный фильм «Моана», посвященный бесстрашной девушке, которая ...

подробнее...
05.12.2016
Новогодние каникулы в АндерСон – хорошая примета!

Каждый год в конце декабря в сети семейных ...

подробнее...
14.11.2016
Ёлки в клубе на Мясницкой

24 декабря в 11.00 приглашаем родителей с детьми ...

подробнее...
11.11.2016
ROYAL CANIN ОТКРЫВАЕТ ВЕТЕРИНАРНУЮ КЛИНИКУ В КИДЗАНИИ

Royal Canin, подразделение Mars Inc., объявляет об открытии ветеринарной клиники ...

подробнее...
07.11.2016
Отличникам в День науки покажут Тесла-Шоу бесплатно

10 ноября, во Всемирный день науки, в московском ...

подробнее...
28.11.2016
Музей автомобильных историй

Торжественная церемония открытия «Музея автомобильных историй» состоялась в ...

подробнее...
22.11.2016
Открылся Музей хоккея

С декабря 2016 года Музей хоккея в Парке ...

подробнее...
09.11.2016
Мишки Тедди на Тишинке

Ежегодно в первые выходные декабря тысячи медведей со ...

подробнее...
26.10.2016
Мамин фестиваль «ГОРЛИЦА»

27 ноября  15:00 – 18:00 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДАРВИНОВСКИЙ МУЗЕЙ 

подробнее...

У времени в плену

07.10.2008

        В основе подобных недоразумений - различное ощущение времени у взрослых и детей. Для ребенка пяти-шести лет десять минут - это почти вечность, а разница между будущей неделей и будущим месяцем вообще недоступна... Малыши поглощены своими занятиями так, что любые мамины призывы поторопиться ничего для них не значат...
        Дошкольники постоянно слышат от взрослых про минуты, часы и дни. Но все наши слова про то, что "через пять минут мы должны уйти" или "бабушка приедет на той неделе", звучат для них почти так же абстрактно, как для нас - предсказания о конце света.
        Родители часто не догадываются, насколько мало дети знают о времени. Если взрослые порой любят процитировать модную книжку или щегольнуть жаргонным словечком, то и ребенок не откажет себе в удовольствии казаться постарше. Двухлетка, уходя гулять с дедом, обещает маме: "Вернемся в пятницу!". Четырехлетний малыш обожает узнавать который час по телефону и важно констатировать: точное время... тридцать одна секунда. Но и когда шестилетний малыш, взглянув на цифровые часы, называет время - это еще не значит, что он понимает, о чем говорит. Просто он уже знает цифры - не более того.
        "Я сам, понимаете, сам умею часы узнавать по часам"
        Иногда очень трудно бывает объяснить ребенку даже простые понятия, связанные со временем. Прощаясь утром с мамой, трехлетний мальчик просит:
        - Завтра, когда я встану, приходи за мной пораньше.
        - Вечером, после того как ты поспишь, - отвечает мама, - будет еще не завтра, а сегодня.
        - А сейчас почему не сегодня?
        Знакомство со временем для детей начинается с понятий намного более простых: "сейчас" и "потом", затем появляются "вчера" и "завтра". Прошлое можно вспомнить, а в будущем осуществляются всевозможные желания - от мороженого, которое обещали после обеда, до поездки в деревню следующим летом. "Вчера" и "завтра" так похожи, что дети часто их путают.
        В детсадовском возрасте большинство малышей знают, сколько им лет и сколько исполнится в следующий день рождения. Но немногие из дошкольников могут сказать, какой сегодня день недели, или определить время по часам со стрелками. Более того, для некоторых детей время дома и в саду разное, а на даче вообще всегда лето...
        Школа многое меняет в восприятии времени детьми: время теряет событийный характер. Спросите ребенка: "Когда ты встал?" Дошкольник ответит: "Когда бабушка еще спала, а папа пил кофе". Первоклассник, скорее всего, скажет: "В семь часов". Такое различие связано прежде всего не с возрастом, а со школьным расписанием, которое составлено по часам, минутам и дням недели.
        Будильник для медвежонка
        Важный шаг к ощущению времени для ребенка - осознание того, что ежедневные процедуры, в которых он участвует - вроде купания или прогулки, - имеют свою очередность. Многие, наверно, помнят мультик про медвежонка, у которого на циферблате будильника было всего две отметки: "сон" и "еда". Для детей таких часов, правда, еще не выпускают. А вот "расписание занятий" сделать гораздо проще. Для этого нужно найти и вырезать из журналов картинки, на которых дети умываются, играют, обедают и т.п. (Это могут быть и подходящие фотографии самого ребенка.) Прежде чем наклеивать картинки в ряд, пусть малыш разложит их в правильной последовательности.
        Кроме того, некоторые из детских занятий хороши тем, что длятся строго определенное время. Скажем, чистка зубов занимает около трех минут, вечерняя сказка - минут десять, а "Улица Сезам" - полчаса. Так что, если ребенок спрашивает вас, сколько осталось до обеда, вы легко сможете дать ответ в знакомых ему единицах времени.
        Если ребенок ждет не дождется какого-нибудь важного события (именин, например, или отъезда на дачу), чтобы не отвечать по нескольку раз в день на его вопросы, дайте ему возможность считать дни самостоятельно. Можно пометить важную дату в настенном календаре и позволить ребенку вычеркивать или заклеивать прошедшие дни. А можно нарезать лист бумаги в бахрому с нужным числом бумажных ленточек, которые надо ежедневно отрывать. Чтобы было заметно, где кончается одна неделя и начинается другая, хорошо раскрасить эту бахрому в семь цветов радуги, сделав, к примеру, воскресенья - красными, понедельники - оранжевыми и т.д.
        Для детей важно понимание того, что время циклично по своей природе. Это его свойство довольно хорошо отражают обычные часы со стрелками. Осваивая с ребенком времена года, месяцы или дни недели, хорошо бы и их изображать в виде замкнутого круга.
        Дети запоминают времена года раньше, чем месяцы. Так что, если нужно объяснить ребенку, когда произойдет то или иное отдаленное событие, опирайтесь на время года, а еще лучше свяжите это событие во времени с другими. Например, что пять ему исполнится летом, после того как созреет малина, или что братик должен родиться где-то между осенними и зимними каникулами.
        Быстрее, еще быстрее!
        Родители часто спрашивают: как же научить детей все успевать и контролировать свое время? Заранее можно предупредить, что больших успехов от дошкольников еще никто не добился: им требуется большое напряжение воли, чтобы делать что-либо в темпе. Иначе говоря, торопиться им несвойственно. А чтобы ребенок все-таки не растягивал на часы переодевание или уборку игрушек, есть несколько хитростей.
        Попробуйте, например, включить любимую песенку и предложите малышу справиться со своим делом до ее окончания. Музыка делает ход времени реальным, промежутки - обозримыми, что для младших дошкольников существенно упрощает дело. Дети постарше могут уже тягаться с молчаливым соперником - таймером или песочными часами. Желательно не задавать ребенку разные промежутки времени с помощью таймера, а ставить его, к примеру, всегда только на пять минут. Так малышу будет легче рассчитать свои силы.
        А если спортивный интерес не для вашего ребенка, тогда старайтесь использовать те стимулы, которые заложены в природе вещей. Время, например, имеет то свойство, что на его все сразу никогда не хватает: больше потратил на одно - меньше останется на другое. Следует спланировать режим так, например, чтобы уборка игрушек и переодевание были как раз перед началом вечерней детской передачи или чтением книжки, перед сном.
        Утренние сборы в детский сад часто становятся сущим наказанием для родителей. Ребенок всеми силами старается оттянуть момент ухода, и в конце концов мама привыкает, что по утрам она должна делать все за него. В чем причина этой утренней медлительности? В специфическом здравомыслии ребенка. Он еще понимает, как можно спешить ради какого-то приятного дела, но садик - для многих детей сомнительное удовольствие. Так что в промежутке между домом и садом лучше предусмотреть минут 10 каких-то приятных занятий - скажем, игры в мяч на улице или рисования мелками. А кому-то больше понравится читать сказки перед уходом. В любом случае стоит попробовать: уверяю вас, это изменит тональность утренней суеты.
        Есть случаи, когда нельзя торопиться в обычном смысле слова - например, во время еды и чистки зубов. Но если ребенок то и дело впадает в задумчивость со щеткой или ложкой во рту или, наоборот, начинает болтать и размахивать руками - это серьезное испытание для маминых нервов. Для таких случаев есть, похоже, только один выход: устроиться визави и заниматься тем же, чем и ребенок, пристально глядя ему в глаза. Во-первых, добросовестность взрослого (и само его присутствие) обычно стимулирует ребенка, а во-вторых, когда ребенок на виду, легко пресечь любые его маневры.
        Отношение взрослых к времени тоже не идеально.
        Мы слишком часто жалуемся на нехватку времени, то и дело куда-то опаздываем. Тем важнее избежать стресса во всех ситуациях, когда дело с временем имеет ребенок. Время не должно становиться врагом для малыша оттого, что оно тянется слишком долго или, наоборот, его слишком мало.
        Если дошкольник соревнуется с временем, важно устроить все так, чтобы из этого соревнования он вышел победителем. Например, когда малыш считает дни до праздника, нужно обратить его внимание на то, что он успел сделать и увидеть в каждый из этих дней. По-другому относишься к дням и часам, чем они заняты.
        И если ребенок не боится времени - значит, он научится его беречь!