Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Награда царя птиц: корейские сказки

Награда царя птиц: корейские сказки

Издательство: Нигма

Автор: Ходза Нисон Александрович

630 руб.

Афиша
30.11.2016
Мюзикл "Черномор"

В новогодние праздники в Олимпийском представят новый мюзикл ...

подробнее...
25.11.2016
"Предновогодние приключения на Планете Добра"

3 декабря 2016 года в Культурном центре «Москвич» ...

подробнее...
23.11.2016
Космо-ёлка для самых маленьких

Мультимедийная выставка «Космос. Love» и Центр дизайна ARTPLAY ...

подробнее...
14.11.2016
Елка на Робостанции

С 11 декабря 2016 года по 8 января ...

подробнее...
25.10.2016
10-й Юбилейный Большой фестиваль мультфильмов

27 октября — 7 ноября 2016 года, Москва

подробнее...
12.10.2016
Gulli Girl – первый телеканал для девочек

С сентября 2016 года сразу два французских развлекательно-образовательных ...

подробнее...
20.09.2016
Первый образовательный семейный сериал «Семья Светофоровых»

3 октября на телеканале «Карусель» стартует первый образовательный ...

подробнее...
19.09.2016
«Моана»

Disney представляет анимационный фильм «Моана», посвященный бесстрашной девушке, которая ...

подробнее...
05.12.2016
Новогодние каникулы в АндерСон – хорошая примета!

Каждый год в конце декабря в сети семейных ...

подробнее...
14.11.2016
Ёлки в клубе на Мясницкой

24 декабря в 11.00 приглашаем родителей с детьми ...

подробнее...
11.11.2016
ROYAL CANIN ОТКРЫВАЕТ ВЕТЕРИНАРНУЮ КЛИНИКУ В КИДЗАНИИ

Royal Canin, подразделение Mars Inc., объявляет об открытии ветеринарной клиники ...

подробнее...
07.11.2016
Отличникам в День науки покажут Тесла-Шоу бесплатно

10 ноября, во Всемирный день науки, в московском ...

подробнее...
28.11.2016
Музей автомобильных историй

Торжественная церемония открытия «Музея автомобильных историй» состоялась в ...

подробнее...
22.11.2016
Открылся Музей хоккея

С декабря 2016 года Музей хоккея в Парке ...

подробнее...
09.11.2016
Мишки Тедди на Тишинке

Ежегодно в первые выходные декабря тысячи медведей со ...

подробнее...
26.10.2016
Мамин фестиваль «ГОРЛИЦА»

27 ноября  15:00 – 18:00 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДАРВИНОВСКИЙ МУЗЕЙ 

подробнее...

Богатенький Буратино?..

07.10.2008

 


    Разбуди вулкан удачи?!
    
Интерес к деньгам закономерен в социальном развитии ребенка, он проявляется уже у двухлетних детей. В этом возрасте ребенок видит, что разноцветные бумажки играют важную роль в жизни взрослых, но еще не понимает их функцию и по-своему использует эти привлекательные блестящие штучки, которые так часто видит в руках у родителей.
     Следующая стадия знакомства с деньгами — попытка их воспроизвести, создать. Бумажная валюта появляется в детских играх примерно в четырехлетнем возрасте. Ребенок видит, что все монетки и купюры разные, они отличаются размером и цветом. Старательно вырезая из бумаги кружочки и прямоугольники разного размера, раскрашивая купюры, дети стремятся максимально точно скопировать оригинал. В этих играх нет ничего странного или опасного — дети пытаются приобщиться к еще одной сфере взрослой жизни. У них есть много игрушечных копий взрослых вещей: машинки, инструменты, мебель, теперь к ним добавляются и деньги. Иногда интерес к внешнему виду денег в более старшем возрасте может перерасти в хобби — нумизматику.
     Практически одновременно с рисованием денег начинается следующая стадия знакомства с ними — овладение их социальной функцией. Дети начинают воспроизводить в своих играх наиболее часто наблюдаемую ситуацию из жизни взрослых — обмен денег на конкретные вещи. В четырехлетнем возрасте малыши играют в магазин, а более старшие увлекаются настольными играми с участием денег, например, «Менеджер» или «Монополия». Играя в подобные игры, дети учатся не только считать, но и планировать, соотносить свои возможности.
     Некоторые родители боятся, что игрушечные деньги создают у детей ощущение легкости их получения. Это не так. Скорее их обесценивают игры с виртуальными деньгами. В ролевых или настольных играх ребенок может проследить закономерности: было столько-то монет (купюр), купил игрушку (дом) — осталось меньше или совсем не осталось. С реально существующими деньгами, пусть даже игрушечными, расстаться сложнее, чем с виртуальными. Ворочая миллионами в компьютерных играх, ребенок не может представить себе, о какой конкретно сумме идет речь.

     Искусство тратить деньги
    
В возрасте 5—6 лет у многих детей возникает интерес к настоящим деньгам: им хочется самостоятельно что-то купить. Иногда воплощение этого желания приводит родителей в замешательство.
     Американский психолог Алан Фромм считает, что «искусство пользования деньгами отражает наше умение контролировать свои желания». Научиться этому искусству следует именно в детстве.
     Учить ребенка бережно и рационально распоряжаться деньгами можно начинать, как только он стал проявлять интерес к этой стороне жизни. Карманные деньги, копилки, приобщение ребенка к повседневным покупкам, и, конечно же, родительский пример — вот основные способы научить чадо экономии и рачительности.
     Наиболее частый вопрос, который задают родители, придя на консультацию: с какого возраста начинать давать ребенку карманные деньги и какой должна быть их сумма? Не повлияет ли отрицательно на маленького человека — избалует его, воспитает легкомысленное отношение к деньгам?
     Наличие денег, которыми ребенок может распорядиться так, как пожелает, приучает маленького человека к самостоятельности. Обычно необходимость в карманных деньгах появляется, когда тот идет в школу. Именно там у детей появляется постоянный соблазн и возможность купить что-то в буфете. Карманные деньги можно выдавать ребенку раз в неделю или каждый день. Для этого вам лучше всего ознакомиться с ценами в буфете и давать сыну или дочери в день сумму, которой хватит на покупку шоколадки или сока. Если ребенку выдаются деньги только на школьный обед, то лучше разрешить ему оставить себе сдачу и потратить ее по своему желанию. Иначе вместо обеда ребенок станет покупать себе разные лакомства да еще и пытаться скрыть это от родителей.
     Если чадо мечтает о какой-то крупной и дорогой вещи, можно предложить ему завести копилку, куда он сможет складывать сэкономленные карманные деньги, подаренные близкими. Понятно, что таким способом не на каждую вещь можно накопить денег. Но если в планы родителей все равно входила покупка желаемого, то можно заранее договориться с ребенком, какую часть ему необходимо собрать, а остальное добавят родные.
     Многих родителей волнует то, что ребенок может «неправильно» потратить свои деньги. Но даже если малыш накупит на всю сумму шоколаду, а потом будет «маяться» животом, то для него это будет более впечатляющим уроком, чем родительский запрет. В следующий раз так бездарно он свои деньги не потратит. И не следует забывать, что смысл карманных денег именно в том, что ребенок может распоряжаться ими по своему усмотрению.

     Платить ли детям?
    
Однажды я попросила учеников первого класса рассказать, как они помогают своим родителям по дому. Один мальчик сказал: «Я им вытираю пыль и убираюсь в своей комнате, а они мне за это платят». Семилетний ребенок был твердо уверен, что, убирая собственную комнату, он делает большое одолжение родителям, раз они ему за это платят.
     Другой семилетка идеально выполнял письменные задания по русскому языку дома и отказывался написать разборчиво хоть одно слово в классе. В ходе беседы с ним выяснилось, что бабушка платит ему рубль за каждую красиво и без ошибок написанную строчку. А учитель, конечно, денег не дает.
     Примеров можно приводить много: за денежные вознаграждения дети соглашаются выпить неприятные лекарства, съесть суп, собрать игрушки.
     К денежному поощрению чаще всего прибегают родители, отчаявшись уговорить ребенка другими способами, даже не задумываясь о пагубных последствиях подобного поведения.
     И тем не менее психологи и педагоги единогласно предостерегают родителей от соблазна мотивировать ребенка с помощью денег. К сожалению, сегодня все чаще слышишь от мам и пап, что они платят сыну или дочке за хорошие оценки, за вовремя сделанное домашнее задание. Это неправильно, так как результатом обучения должна быть не только оценка, но и полученные знания. И поощрение ребенок должен получать со стороны учителя. Именно оно должно стать главным стимулом для ученика. Полученные знания и навыки формируют у малыша ощущение собственной компетентности: я это знаю, я это могу. А аккуратно разложенные вещи на столе, отсутствие грязи и пыли в комнате дают возможность легко найти все, что нужно, позвать гостей, создают уют и комфорт. Это то естественное вознаграждение, которое получает ребенок, выучивший урок, убравшийся в своей комнате, к этой цели он должен стремиться. В противном случае изменяется шкала ценностей: чадо стремится достичь положительного результата ради денежного вознаграждения с помощью хорошей оценки или убранной одежды. И учится, и убирается, и гуляет с собакой он не для себя, а для родителей. Известный психологический факт: для себя человек делает все качественней и лучше, чем для кого-то. А в случае неудачи ребенок стремится добиться результата любыми способами, начинает списывать, обманывать. Кроме того, малыш, привыкший получать денежные вознаграждения за свою помощь, вряд ли станет помогать кому-либо просто так, бескорыстно.

    Чешский психолог Зденек Матейчек предлагает родителям следующую схему денежных отношений с детьми 6—10 лет:
    

     Выделить ребенку небольшую сумму на карманные расходы. С этими карманными деньгами он может делать все что пожелает. Может потратить, раздать, потерять или скопить. Родители не контролируют чадо и не требуют от него отчета.
    

     Завести некий переменный фонд, который составят деньги родителей, деньги ребенка, накопленные деньги, полученные в подарок. С этим фондом малыш также волен делать все что угодно, но предварительно должен спросить согласия родителей. Ведь этот фонд составлен из общественных средств. Обе стороны дополняют его и должны договориться о том, что и когда купить. Однако родителям принадлежит решающее слово в «спорных случаях».
    

    Следующий фонд, крупный и солидный, которого не касаются каждый день. Он предназначен на долговременные цели. Накопление тоже идет дольше — полгода, год. А потом вместе родители и дети торжественно отправляются на покупку того, на что копили. Это наглядный способ показать, что сбережения приносят большую пользу, кроме того, отложенное исполнение желания — хорошая тренировка характера. И наконец, самую большую радость приносит та покупка, которую предвкушали и дети и взрослые, например, музыкальный центр, DVD-плеер.
    

    По взаимному согласию можно переводить деньги из низшего фонда в высший, это вполне логично и способствует бережливости.


    Памятка для родителей
    

    Потребность иметь свои собственные деньги неразрывным образом связана со стремлением ребенка к самостоятельности.
     Накопленные или полученные в подарок деньги малыш имеет право потратить так, как ему хочется.
    

     Отказываясь что-либо купить ребенку, лучше не объяснять это отсутствием денег, особенно, если он прекрасно видел у вас в кошельке крупные купюры. Объясните, что на сегодняшний день все покупки у вас распланированы и на его просьбу у вас денег не предусмотрено. Возможно, к следующему походу в магазин малыш забудет о своем желании. Если же он «бредит» этой вещью, то можно предложить ему подождать до дня рождения, Нового года и или какого-то другого крупного праздника, или попытаться самостоятельно накопить денег.
    

    Учите ребенка планировать траты. Например, собираясь в парк, обсудите с ним, сколько денег и на что вы собираетесь потратить. Постарайтесь не выходить за поставленные рамки. Иначе малыш решит, что ваши планы ничего не значат, достаточно устроить истерику — и он все получит.
    

    В различных туристических поездках выделяйте ребенку небольшую сумму на сувениры, которую он сможет потратить по своему усмотрению. Так приятно будет подарить своим родным или близким самостоятельно купленную безделушку.
    

    Не стоит дарить сыну или дочери деньги с указанием, на что он должен их потратить. Другое дело, если ребенок давно мечтает о какой-то вещи и ваш подарок поможет осуществить эту мечту.
    

    Если вы предложили малышу накопить денег, то давайте ему возможность пополнять копилку, например, он может оставить себе сдачу за купленный хлеб или молоко. Иначе для пополнения своих накоплений он может найти другой источник. К сожалению, не всегда законный.
    

    Если малыш, копивший деньги на определенную вещь, вдруг передумал ее покупать и решил потратить деньги на что-то другое, не следует ему препятствовать. Но он должен понимать, что вы ему этой вещи тоже не купите, т.е. он от нее отказался окончательно.
    

    С ребенком, взявшим без спросу деньги, следует серьезно поговорить. Ни в коем случае не следует называть этот поступок воровством или угрожать милицией и тюрьмой. Скажите ему: «Мы привыкли тебе доверять и нас очень огорчает то, что ты не спросил у нас, прежде чем взять эти деньги. А вдруг они были отложены на что-то важное, например, на твою новую куртку или бабушке на лекарства и нам бы не хватило потраченной тобой суммы?»
    

    Если ваше чадо слишком интересуется деньгами, используйте этот интерес для образовательных целей. Обратите внимание ребенка на внешний вид денег, их символику, различия валюты разных стран, на историю происхождения денег, на материалы, из которых их изготавливают. Постарайтесь провести параллели между этим интересом и теми предметами, которые проходят в школе: географией, историей, биологией и, естественно, математикой.