Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Кого я люблю

Кого я люблю

Издательство: Карапуз

52 руб.

Афиша
30.11.2016
Мюзикл "Черномор"

В новогодние праздники в Олимпийском представят новый мюзикл ...

подробнее...
25.11.2016
"Предновогодние приключения на Планете Добра"

3 декабря 2016 года в Культурном центре «Москвич» ...

подробнее...
23.11.2016
Космо-ёлка для самых маленьких

Мультимедийная выставка «Космос. Love» и Центр дизайна ARTPLAY ...

подробнее...
14.11.2016
Елка на Робостанции

С 11 декабря 2016 года по 8 января ...

подробнее...
25.10.2016
10-й Юбилейный Большой фестиваль мультфильмов

27 октября — 7 ноября 2016 года, Москва

подробнее...
12.10.2016
Gulli Girl – первый телеканал для девочек

С сентября 2016 года сразу два французских развлекательно-образовательных ...

подробнее...
20.09.2016
Первый образовательный семейный сериал «Семья Светофоровых»

3 октября на телеканале «Карусель» стартует первый образовательный ...

подробнее...
19.09.2016
«Моана»

Disney представляет анимационный фильм «Моана», посвященный бесстрашной девушке, которая ...

подробнее...
05.12.2016
Новогодние каникулы в АндерСон – хорошая примета!

Каждый год в конце декабря в сети семейных ...

подробнее...
14.11.2016
Ёлки в клубе на Мясницкой

24 декабря в 11.00 приглашаем родителей с детьми ...

подробнее...
11.11.2016
ROYAL CANIN ОТКРЫВАЕТ ВЕТЕРИНАРНУЮ КЛИНИКУ В КИДЗАНИИ

Royal Canin, подразделение Mars Inc., объявляет об открытии ветеринарной клиники ...

подробнее...
07.11.2016
Отличникам в День науки покажут Тесла-Шоу бесплатно

10 ноября, во Всемирный день науки, в московском ...

подробнее...
28.11.2016
Музей автомобильных историй

Торжественная церемония открытия «Музея автомобильных историй» состоялась в ...

подробнее...
22.11.2016
Открылся Музей хоккея

С декабря 2016 года Музей хоккея в Парке ...

подробнее...
09.11.2016
Мишки Тедди на Тишинке

Ежегодно в первые выходные декабря тысячи медведей со ...

подробнее...
26.10.2016
Мамин фестиваль «ГОРЛИЦА»

27 ноября  15:00 – 18:00 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДАРВИНОВСКИЙ МУЗЕЙ 

подробнее...

Все в норме?

07.10.2008

    Все родители хотят, чтобы у их малышей не было проблем с речью. И неудивительно. Ведь умение объясниться помогает разрешить многие конфликты.
    Плохо говорящий ребенок вызывает жалость взрослых и раздражение сверстников. Уже в детском саду он может подвергнуться насмешкам. Его не понимают, а значит, и не принимают. А это порой наносит огромный ущерб его психике и в дальнейшем мешает успешной адаптации как в маленьких, так и в больших коллективах.
    Ну а чтобы вовремя заметить, какие у любимого сына или милой дочки проблемы, нужно как минимум представлять, что он или она должны уметь в определенном возрасте, знать «нормы речевого развития». Казалось бы, слово «норма» — не очень симпатичное. Оно предполагает некое усреднение или ориентацию на образец, идеал, а значит, об индивидуальном подходе к каждому конкретному человеку речь не идет. Но в данном случае мы расскажем о некоторых точках, возрастных ориентирах. Поэтому слово «норма» возьмем в кавычки и будем пользоваться им очень осторожно.   

Существует минимум и максимум слов, который ребенок может освоить в определенный
    период. Приведем таблицу освоения слов Аркина:
    Пересчитать детские слова не так просто — дети часто производят формы, не похожие на слова взрослых. Например, «на», когда просит какой-нибудь предмет, «ки» — увидев интересное, все это так называемые протослова. Но это именно слова. Во-первых, потому, что ребенок контролирует свои вокализации, во-вторых, он понял, что звуки имеют значение. Ему осталось только выяснить, какие слова существуют, а не изобретать их самому. Кстати, звукоподражательные или лепетные слова «ав-ав», «би-би», «ням-ням» тоже считаются.
    Из-за несовершенства артикуляционных навыков ребенка в его речи могут сосуществовать варианты одного и того же слова, например, «сясь»/ «ща» — сейчас, «дик»/ «дика» — дырка. У малыша может быть и несколько слов с разными значениями, но одинаково произносимых (омофонов). «Го» — горячо, лошадка; «си» — сыр, сесть; «ка» — уточка, ворона, каша.

   От первого крика к первым словам ребенок приходит не сразу. Он должен сначала успешно преодолеть доречевой (или предречевой) период развития речи. Переход маленького человека к речевой стадии происходит где-то от восьми до восемнадцати месяцев, причем во многом это зависит от социальных факторов и правильного поведения родителей, их умения общаться с ним. Обычно произнесению первых слов предшествует 5—6 месяцев «понимания», накопления пассивного словаря, в котором будет уже 50—100 слов. Когда же малыш произнесет свои первые слова, можно будет проверить, что еще он знает по реакции на просьбы: «Принеси мячик», «Положи ложечку», «Где бабушка?», «Где глазки?».
    В ранний период формирования речи точно оценить словарный запас ребенка очень сложно. Поэтому оценки можно ставить только приблизительные. В среднем к году малыш произносит два-три слова, а в период от 18 до 24 месяцев жизни словарь крохи достигает объема 25—90 слов.
    Малыш может отстать от «нормы» в результате стресса: например, болезни, переезда и прочего, но впоследствии он наверстывает упущенное. Если же «отставание» стабильное, это без внимания оставлять нельзя! Обязательно проконсультируйтесь с врачом. Возможно, дело в нарушениях нервной системы или родовой травме. Нужно обязательно принять меры, ведь чем раньше выявлены причины отставания и начата коррекция, тем легче наверстывать!
    Далее мы расскажем, как в среднем малыш движется в своем разговорном развитии. Плюс-минус один-два месяца — допустимые отклонения, но отставание не должно быть постоянным.

1 месяц    

    Ребенок кричит, реагирует на шумы. Отличает голос своей матери от других голосов. Где-то на шестой день начинает повторять выражения ее лица. Крик приобретает эмоциональный оттенок. К концу месяца кроха начинает издавать разные звуки.

2 месяца    

    Младенец улыбается при общении. Поворачивает голову на голос. По-своему реагирует на звон колокольчика, например, вздрагивая, начиная плакать или затихая. Эмоциональные реакции становятся более определенными. На обращение к нему отвечает звукосочетаниями типа ай, ехе, ля, гу — это гуление.
    Сначала ребенок произносит гласные: «о», «а», «е», «у». Потом добавляются гортанные. Получается «гуу-гуу», «аагуу-аагуу». Малыш начинает понимать, какие комбинации горла, губ и языка позволяют произносить различные звуки. Характер и продолжительность гуления зависят от реакции матери. Если она положительно реагирует на издаваемые ребенком звуки, гуление усиливается, приобретает все более эмоциональный характер.

3 месяца    

    Ребенок оживляется при общении со взрослыми. Может улавливать направление звука, поворачивает в его сторону голову. Музыка и ваш голос вызывают у него положительные эмоции. Смотрит в сторону, откуда доносится звук. Некоторые дети в этом возрасте уже узнают маму, другие визжат от восторга, увидев что-нибудь неожиданно.

4 месяца    

    Гуление становится более длительным. Иногда ребенок громко смеется. Смотрит в лицо, отвечает улыбкой на улыбку. Крики модулируются, дыхание и выкрики разделяются.

5 месяцев    

    Четкое улавливание направления звука, певучее гуление. Появление гортанных звуков. Может выражать неудовольствие хныканьем или визжать от восторга. Отлично узнает мать. Звуки принимают окраску звуков родного языка, появляются губные и дрожащие. Услышав музыку, ребенок затихает, прислушивается.

6 месяцев    

    Время лепета — кроха делает первые попытки произносить слоги. Если гуление — это звуки, напоминающие гласные, то лепет представляет собой сочетания звуков, скорее похожих на комбинации согласный+гласный (ма-ма-ма, бе-бе, гу-гу-гу, да-да-да, ньда-ньда, эххъ, дьяый-дьяый). О гласных и согласных здесь, конечно, можно говорить лишь условно. Звуковые комплексы никак не связаны со смыслом. Малыш тренирует свой речевой аппарат: находит один-два звука и повторяет их в одном и том же сочетании снова и снова. Ошибка многих родителей в том, что они принимают эти сочетания за первые слова, хотя на самом деле детское лепетание совершенно непроизвольно. Когда же появятся первые слова, ребенок будет учиться контролировать произносимые звуки, чтобы они соответствовали акустическим образам, которые передают ему взрослые.
    Эмоциональные проявления в полгода более разнообразны. Малыш начинает отыскивать глазами те предметы и тех людей, которые называет мама. Реагирует звукоподобной речью на дружелюбное обращение. Радостно оживляется, если видит, что его собираются взять на руки.

7 месяцев   

    У ребенка формируется готовность к совместной игровой деятельности. Движения имеют определенный эмоциональный оттенок: тянется с рук на руки, протягивает руки маме и знакомым. Различает чужих и своих людей. Произносит отчетливые слоги с разными звуками, интонируя их по-разному. Откликается на зов. Сформировано уже около 4-х звуков.

8 месяцев    

    Карапуз произносит гласные и согласные звуки, повторяет одинаковые слоги, например, ба-ба, ма-ма, па-па. Интересуется своим отражением в зеркале, улыбается ему. С интересом наблюдает за действиями родителей. Количество отчетливо артикулируемых слогов и звуков постоянно растет.

9 месяцев    

    Малыш учится общению с помощью жестов: игра в «ладушки», «до свидания», «дай ручки». Любит играть в прятки. Различает различные настроения близких. Произносит последовательности из 4-х слогов. Повторяет простые действия.
    Имеет большой пассивный словарный запас, глазами следит за названным предметом. Знает свое имя, оборачивается на зов, «возражает», если вы забираете у него игрушку.

10 месяцев

   Повторяет за взрослым звуки и слоги. Находит спрятанную игрушку.

11 месяцев    

    Использует для общения лепет. Понимает слово «нельзя», но не всегда реагирует на него.

12 месяцев   

    Годовалый малыш понимает простые просьбы, дополняемые жестом. Выполняет простые требования. Во время игры приносит названную игрушку. Показывает разученные сюжетные действия: покачай лялю, покажи у кисы глазки. Может сам держать карандаш.

15 месяцев    

    Словарный запас у ребенка увеличивается до 6 слов. Начинает понимать простые просьбы, не сопровождающиеся жестом.

18 месяцев    

    Показывает, если попросить, одну из частей тела. Словарный запас — 7—25 слов.

21 месяц    

    Показывает разные (три) части тела. В то же время кроха вступает в фазу двухсловных предложений. Словарный запас — около 30 слов.

24 месяца   

    Словарный запас такого взрослого человека минимум 50 слов. Чадо понимает двухэтапную просьбу, начинает активно использовать предложения из двух слов: «Носок снять», «Дай молоко», «Папе чай». Уже появляется определенный порядок слов, например, ребенок, показывая на предмет, уже не скажет: «Собака, смотри», а сформулирует правильно: «Смотри, собака».

30 месяцев   

    Малыш адекватно использует местоимения «я», «ты», «мне». Понимает разницу между словами «большой» и «маленький», происходит активное освоение грамматики (ребенок осваивает падежи, глагольные времена). Причем вначале он использует самые значимые слова в предложении, опуская, например, второстепенные предлоги. Это явление в западной литературе получило название «телеграфной речи».

36 месяцев    

    Словарный запас вашего малыша до 250 слов и выше. Он уже общается предложениями из трех слов. Использует множественное число существительных и глаголов. Называет свое имя, пол, возраст, понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа «положи кубик под чашку». Может показать, какая линия из трех самая длинная.

40 месяцев    

    В возрасте 4 лет у ребенка заканчивается овладение грамматикой родного языка. В разговоре он использует 10—15 вариантов предложений. Может рассказать о себе. Словарь составляет от 250 до 3000 слов. На это время приходится пик «речи для себя» — эгоцентрической речи. Малыш разговаривает сам с собой, комментирует свои действия и, прислушавшись, можно заметить последовательность-непоследовательность в его мыслях.

   Что касается произнесения слов, то до трех-четырех лет в речи ребенка можно считать допустимыми (физиологическими) следующие неправильности, искажения:
    смягченность (ребенок говорит «масинька» вместо «машинка», «носька» вместо ножка)
    отсутствие и замена шипящих звуков «ш», «щ», «ч», «ж» («косетька» вместо «кошечка», «лосядка» вместо «лошадка»)
    отсутствие звука «р», его замена на звуки «л», «ль», «в», «й» («каова» вместо «корова», «от» вместо «рот», «лак» вместо «рак», «лямаска» вместо «ромашка», «йыба» вместо «рыба»)
    замены звуков «к» и «г» на звуки «т» и «д» («тапля» вместо «капля», «дусь» вместо «гусь»)
    замены звонких звуков глухими («сайка» вместо «зайка»)
    смягчение произнесения звука «л», его замена на «й» («кальбаска» вместо «колбаска», «туй» вместо «стул»)
    пропуск трудных звуков при сочетании согласных («мачик» вместо «мальчик»)
    сокращение длинных, незнакомых слов («ампитура» вместо «температура»)
    перестановка звуков или целых слогов («пыселос» вместо «пылесос»).

   Обычно перечисленные нарушения практически исчезают к 4—5 годам. Срок вышел? Тем не менее, прежде чем обратиться за советом к врачу, родители должны исключить причины, которые не требуют обращения к специалисту:
   

    соседский ребенок развивается по-другому, сравнение с ним не в пользу вашего

    «неблагоприятные условия для развития малыша»: отсутствие развивающей среды, мало общения. В таком варианте даже здоровый ребенок будет отставать;   

   наследственный фактор (расспросите маму и бабушку о своем собственном развитии, если все в семье начинают поздно говорить, то и наследник, скорее всего, не будет исключением);   

   темперамент (возможно, ваш ребенок никогда не будет визжать от восторга, да и вообще он неразговорчив);   

   малыш растет в двуязычной семье, тогда он может отставать немного в речевом развитии (ведь ему нужно усвоить сразу два языка). Чтобы ему было проще, желательно, чтобы каждый человек использовал в обращении к нему всегда только один язык. Если это возможно, то и с другими людьми тоже желательно говорить на этом же языке. В таком случае малыш быстрее осознает различие между двумя языками, на которых с ним общаются. Между собой родители могут общаться на разных языках, со временем ребенок поймет, что он и сам может также. Но до трех-четырех лет облегчите крохе жизнь. Говорите при нем четко и «не перескакивайте с языка на язык». Если это невозможно, используйте «ритуал перехода»: предупреждайте, например: «сейчас мы будем говорить по-английски», а когда закончите, «а сейчас мы будем говорить по-русски».    

   Консультация специалиста нужна, если:
    к концу первого месяца вы ни разу не слышали, чтобы ребенок кричал перед кормлением
   

    к концу четвертого месяца малыш не улыбается, если с ним заговаривают
   

   к концу шестого месяца не произносит отдельные звуки или слоги
   

   к концу седьмого месяца не пытается привлечь к себе внимание какими-либо звуками
   

   к концу девятого месяца не пытается повторять за взрослым различные звукосочетания
   

   к году не может произнести ни слова, не может выполнить простейшие просьбы, не прислушивается к музыке
   

   в год и 3 месяца не может адекватно ситуации употреблять слова «мама» и «папа»
   

   к одному году и восьмому месяцу не может произнести шести осмысленных слов
   

   к двум годам не показывает части тела, которые ему называет взрослый
   

   ритмы речи и дыхания ребенка не совпадают, когда он говорит, он словно задыхается
   

   малыш говорит очень торопливо и сбивчиво, проглатывая слоги и слова

Почему он отстает?   

    Помните бородатый анекдот про сына английского лорда, который с рождения не произнес ни слова и все думали, что малыш немой?
   

    Однажды слуга замешкался и подал на стол слегка остывшую овсянку. Юнец положил ложку в рот, поднял глаза на «виновника» и четко, без запинки произнес: «Овсянка холодная, Гарри, не соблаговолите ли мне ее подогреть?» Счастливые родители со слезами на глазах бросились к сыну: «Как же так? Мы думали, ты немой! Но почему, почему за все эти годы ты не проронил ни слова?!» Юный лорд удивленно повел бровью и проронил: «Не было повода».
    Так вот причин, по которым ваш малыш еще не говорит, может быть много. В частности, физиологические.
    К ним относятся обстоятельства течения беременности и родов. Например, родовые травмы, гипоксия.
    Немалую роль тут играет и пол ребенка. У мальчиков медленнее созревает левое полушарие, они могут «тормозить», отставать на 4—6 месяцев. А у девочек оно созревает быстрее, поэтому лет до десяти они лучше решают логические задачи и превосходят мальчишек в речевых способностях. Но с возрастом у мужчин левое полушарие начинает лидировать, и они обгоняют женщин. А поскольку девочки говорить начинают сравнительно раньше, у них все дальнейшее развитие речи проходит на фоне «оречевления», а у мальчиков только на наглядно-образном уровне.
    Не стоит забывать и о речевой среде, окружающей ребенка. Первое и основное условие развития речи — оказаться в языковой среде, и чем раньше это происходит, тем лучше для малыша.
    Так что не давайте ему «голодать». В данном случае имеется в виду сенсорный голод, то есть ограниченность практического опыта: если у крохи нет возможности познавать мир, недостаточно пищи для зрительных, слуховых и прочих анализаторов, он сидит постоянно в манеже, коляске, он не развивается.
    Кроме всего прочего, западные психологи считают, что огромную роль в формировании навыка говорить играет речевое поведение матери. Недавно проведенные на Западе исследования показали, что есть два преобладающих типа матерей: одни преимущественно предписывают ребенку, что ему следует делать — это императивный стиль общения: возьми, повернись, иди сюда, дай маме. Другие рассказывают ему о происходящем. Это декларативный стиль общения. В данном случае женщины описывают и задают вопросы. Каждый из стилей редко встречается в чистом виде. Некоторые матери могут переключаться с одного на другой в зависимости от своего настроения, настроения ребенка и окружающей обстановки. Таким образом, различия в общении все-таки есть и они определяют речевое развитие малыша.
    Кстати, императивный стиль преобладает у нянь, воспитателей дошкольных учреждений. Так что, проанализировав свою собственную речь, задумайтесь, стоит ли все время регулировать поведение ребенка? «Объяснять» мир тоже очень важно.
    Кстати, то, что дети используют разные тактики, осваивая язык, впервые заметила американская исследовательница К. Нельсон, она анализировала первые 50 слов, усвоенных разными детьми. И что же оказалось? Всех малышей можно было разделить на две группы: «референциальные» — аналитики, которые видят все составляющие, детали и «экспрессивные» — гештальтники («гештальт» — образ, форма, нечто целое). Дети с аналитическим типом развития идут от отдельных слов к словосочетаниям, а затем к грамматически оформленному высказыванию. В их лексиконе в основном предметные слова (существительные), они увлечены развешиванием ярлыков на разные предметы, называнием того, что их окружает. Как это выглядит? Ребенок называет предметы, указательный жест его любимый. Он постоянно требует, чтобы ему называли и показывали, как и что называется. Его путь — путь постепенного усложнения. Например, сначала он может назвать кошку «ки» — киса, потом, освоив другие звуки, — «китя», потом «китя патет» (кошка плачет — мяукает) и дальше все сложнее и сложнее.
    «Экспрессивные» дети стремятся использовать язык не столько для обозначения окружающей действительности, сколько для регуляции собственной деятельности и установления контакта с окружающими. Для них важнее ритмический строй речи. Если какое-то слово недоступно для них артикуляционно, например, «собака», кроху это не смутит. Он скажет «какака», сохранив ударение, ритмический контур слова, а кошку уж наверняка не назовет «ки». Такие дети строят нерасчлененный текст или предложение, в котором, может быть, нет пока ни одного слова. Выглядит это как непонятное бормотание, имеющее мелодию речи. Постепенно малыш встраивает в него те слова, которые он научился произносить. Ритм и музыка слов оказываются важнее, чем точность воспроизведения звуков. Такой ребенок идет от развернутого высказывания к отдельному слову. Дети-аналитики, как правило, опережают по темпам роста словаря, зато гештальтники больше способны к имитации, звукоподражаниям, повторениям разных слов и звуков. Последние, кстати сказать, более способны к изучению иностранных языков.
    Ну и напоследок, хочется отметить, что на развитие речи влияют такие две вещи, как наличие в семье еще одного ребенка и присутствие элементарной мотивации.
    Начнем с первого. Так, близнецы в среднем начинают говорить позже своих сверстников и у них чаще встречаются проблемы с произношением — проглатывание окончаний, неправильное произнесение отдельных звуков. Стремление всегда быть вместе иногда приводит к тому, что дети взаимодействуют только между собой, исключая из круга общения сверстников, а то и других людей. Мамы близнецов (или детей-погодков) обычно имеют больше забот, сильнее устают, поэтому в среднем они меньше разговаривают с детьми. А в многодетных семьях частенько малыши бывают предоставлены самим себе. У них ведь с рождения есть товарищ по играм, а значит, они не так требовательны к взрослым, не пристают, не требуют внимания. В результате, разговаривая в большей степени только друг с другом, они имеют меньше возможностей для усвоения новых слов, правильного произношения или грамматики.
    И наконец, мотивация. Ребенок должен нуждаться в общении, в том, чтобы назвать предмет, выразить чувства. Если есть возможность выйти из затруднительного положения, не употребив слово, например, просто показав на предмет, чадо не спешит переходить к словесным знакам. Тем более, если мама или бабушка тут же кидаются и приносят желаемое. Поэтому моделируйте ситуации, в которых ребенок будет вынужден объясняться «по-человечески», а за любую попытку преувеличенно хвалите.
    Вот такие «нормы» и несложные рекомендации. Обращайте на них внимание, но главное — общайтесь с крошечным созданием. Даже младенец, появившийся на свет несколько часов назад, нуждается в общении с мамой! Так что разговаривайте, разговаривайте, и... Все будет хорошо!