Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Набор для детского творчества "Бельчонок" (23891)

Набор для детского творчества "Бельчонок" (23891)

Издательство: Феникс+

50 руб.

Диагноз ДЦП

07.10.2008

  Каких только светлых надежд мы не возлагаем на будущее, когда в нас зарождается новая жизнь! Мечтаем о том, какой счастливой станет наша семья, каким развитым и хорошеньким будет малыш! Но у судьбы на каждого из нас свои планы. Увы, благосклонна она далеко не ко всем. Еще вчера все было замечательно. Вот он, сыночек. Лежит в кроватке, маленький, хорошенький... А назавтра мир переворачивается с ног на голову: невропатолог ставит ребенку страшный диагноз: ДЦП - детский церебральный паралич...

    К сожалению, наша медицина несовершенна. Особенно в лечении такого тяжелого заболевания. В больницах и реабилитационных центрах дети лечатся годами, им назначают лекарства, массаж, лечебную физкультуру, но все без толку. Потому что с таким диагнозом необходим индивидуальный подход к каждому малышу. Сегодня у нас в гостях врач-реабилитолог Елена Марковна ТРЕТЬЯКОВА.

    ?Елена Марковна, каждый слышал о таком заболевании, как детский церебральный паралич. Каждый знает - это что-то очень страшное. Но далеко не все понимают, в чем заключается эта болезнь, чем она опасна, и почему каждому из нас необходимо о ней знать..
   
    - Детский церебральный паралич (ДЦП) - заболевание очень многоликое. При нем страдает центральная нервная система, то есть головной и спинной мозг ребенка. Это, в свою очередь, вызывает отклонения в развитии, разные по степени тяжести. Могут возникнуть и нарушения мышечной деятельности, тогда ребенок будет частично или полностью ограничен в движении. У 65-85% больных ДЦП нарушена речь. Либо она полностью отсутствует, либо несвязная. У некоторых детей, в той или иной степени, поражена психика. У других очень плохое зрение, косоглазие. У кого-то имеются и сопутствующие заболевания, такие, как гидроцефалия, эпилепсия и другие. У большинства детей с ДЦП эти нарушения сочетаются во всевозможных комбинациях. То есть заболевание у каждого ребенка выражено очень индивидуально. Врачи, назвав болезнь одним термином - ДЦП, - выделили в ней ряд форм. И от того, насколько сильно эта болезнь поразила центральную нервную систему малыша, зависит вся его будущая жизнь, зависят его личностные возможности.

   
    Что должно насторожить маму?
   

    Ребенок постоянно манипулирует только одной рукой или ногой, при этом другая рука или нога сильно сжата, приведена к туловищу. Движение в ней незначительные, но резкие, или отсутствуют вовсе.
   

    Ребенок не удерживает позу «сидя».
   

    Отстает в развитии (см. данные ниже).
   

    При попытке попасть своей рукой в рот, малыш отворачивает головку в другую сторону.
   

    Ребенок «не любит» лежать на животе.
   

    Стоя, опирается только на мысочки, «крестит» ноги.
   

    Маме сложно повернуть головку малыша в другую сторону, сложно развести ноги, чтобы надеть «памперс».

   

    ? То есть ребенок с детским церебральным параличом становится фактически недееспособным?

   
    - Часто это так. Физиологические и психические нарушения при ДЦП влекут за собой сложности, в том числе и адаптационные: невозможность самостоятельно передвигаться, общаться, строить личную жизнь. Даже если не пострадала психика, а среди больных ДЦП есть умнейшие люди, «дерганые» движения, несвязная речь делают человека неполноценным для окружающих, лишают его нормального общества, закрывают перед ним многие двери. Страшно еще и другое: сильно страдают родители и родные ребенка. Особенно достается женщинам. Усилия врачей направлены только на занятия с ребенком. Им, конечно же, не до мамы.

    ?Елена Марковна, отчего возникает это заболевание? Есть ли какие-то меры его профилактики?
   

    - Причин возникновения ДЦП очень много. И, к сожалению, пока не все они выявлены, изучены. Бывает и так, что женщина прекрасно чувствует себя всю беременность, она проходит без осложнений, роды тоже и вдруг...ДЦП. Что же касается основных причин, то среди них: внутриутробная инфекция, соматические и эндокринные заболевания мамы, токсикозы беременности, патологии пуповины и плаценты, иммунологическая несовместимость крови мамы и малыша. Не редко ДЦП возникает из-за травмы головы новорожденного во время прохождения через родовые пути или в результате медицинского вмешательства в процессе беременности, родов. ДЦП может спровоцировать болезнь ребенка в течение первого года жизни, давшая осложнение на нервную систему.
    Страшнее всего то, что далеко не всегда отклонения в развитии ребенка, вызванные нарушениями нервной системы, бывают замечены родителями вовремя. Врачи же в больницах диагноз ДЦП на ранних стадиях не ставят. Официально ДЦП диагностируется в полтора-два года, когда исправить ситуацию уже очень сложно. В результате остается только решать вопрос адаптации, то есть приспособления ребенка к окружающему миру с теми возможностями, которые у него есть.

    ? Как этот вопрос решается в России?

   
    - У нас в стране реабилитационных центров для больных с ДЦП очень много. Где-то лечат медикаментозно, что далеко не всегда дает результаты. В других реабилитируют, обучают ходьбе с помощью специальных комбинезонов, тренажеров. Иные даже гипсуют детей, больных ДЦП, ставят распорки... Зачем? В общем, проблемой этой занимаются многие, но далеко не всегда успешно. А на вопросы родителей, почему нет хоть каких-то результатов, отвечают: «А что вы хотите с таким диагнозом?».

    ? Неужели настолько несовершенна наша медицина?

    - Дело в том, что это заболевание вообще мало изучено. К тому же на всю Россию - всего одна психоневрологическая клиника. Очень много пациентов, естественно, отсутствует индивидуальный подход. А при ДЦП он просто необходим. Как правило «запущенность» диагноза начинается с районной поликлиники. Ребенок родился, показали невропатологу. Тот ставит диагноз - перинатальную энцефалопатию (ПЭП). Сейчас он «в моде». Назначают таблетки, которые в серьезных случаях не помогают (кроме лекарств, снижающих мышечный тонус) и массаж. А это ведь чудо - найти хорошего массажиста. Проходит несколько месяцев - результата никакого. Хорошо, если у малыша только ортопедические проблемы и нервная система не затронута. А если это патология нервной системы или ДЦП? Диагноз же, как я уже сказала, ставят гораздо позже, а до того момента наблюдают и ждут. Теряя драгоценное время. Родителям раздают готовые памятки, по которым мама сама должна заниматься с ребенком гимнастикой дома. Когда малыш здоровый, это не страшно. Но если у ребенка патология или ДЦП, любое неверное движение, положение маминых рук, фиксация ведут к неправильному формированию двигательного навыка.

    ?Елена Марковна, Вы занимаетесь лечением детей с тяжелыми нарушениями нервной системы, в том числе и с диагнозом ДЦП давно?

    - Уже более 15 лет. Сначала работала в больнице, потом перешла на частную практику, потому что при «массовом» лечении отсутствует индивидуальный подход, невозможно вести научную работу. Некоторых детей я наблюдаю на протяжении восьми, девяти, а то и десяти лет их жизни. За годы практики разработала собственную методику лечения детей с тяжелыми формами неврологии.

    ? Как Вы считаете, можно помочь любому ребенку с диагнозом ДЦП?
   

    - Помочь, да! Но реальных результатов можно добиться только в том случае, если у ребенка нет органического поражения головного мозга. Тогда, когда речь идет о незначительных нарушениях психики, и болезнь затронула в основном лишь двигательную систему. Практически полное избавление от болезни возможно лишь при своевременно начатом лечении. Лично я диагноз ДЦП ставлю ребенку еще до года, потому что, чем больше упущено времени, тем хуже будет результат.

    ? В чем заключается Ваша методика?
   

    - Она тоже из разряда лечебной гимнастики и массажа. Комплекс составляется для каждого ребенка индивидуально, с учетом его психомоторного развития, эмоционального состояния. Невозможно перенести прошлый опыт на кого-то другого. Каждый раз я начинаю заново. Упражнения подбираю под каждую группу мышц. Большое значение отвожу массажу головы и артикуляционному массажу. Таким образом, включаются психика и речь, которые, как уже говорилось, при тяжелых формах неврологии чаще всего тоже нарушены. Здоровый ребенок мотивирует все свои действия. Он видит яркую игрушку - и тянется, ползет, идет к ней в зависимости от возраста. Таким образом, у него развиваются двигательные навыки. А если у малыша нарушена психика, момент мотивации может отсутствовать. Именно поэтому я включаю в занятия упражнения для психического развития. Еще одно отличие моей методики в том, что я провожу массаж в движении. Ребенок свободно двигается по столу, делает, что ему хочется. А я просто «считываю» руками информацию с его мышц. Когда он начинает ходить, я хожу за ним по комнате и своими руками фиксирую мышцы, направляя и корректируя следующий шаг. Таким образом, мы формируем правильную походку. Если же ребенок лежит при массаже без движения, как это традиционно принято, невозможно понять, в чем у него проблема, где и какая коррекция нужна.
    Дети с нарушениями нервной системы часто неусидчивые, не умеют концентрироваться на занятиях и долго держать нагрузку. Могут уставать или сильно возбуждаться. Поэтому при составлении комплекса лечебной гимнастики, я учитываю еще и последовательность выполнения упражнений, их интенсивность, частоту смены.

    ? Каких результатов удается добиться с помощью Вашей методики?

    - Вообще, дети с ДЦП и их родители радуются каждому, на первый взгляд, самому незначительному достижению. Например, ребенок не двигал пальцами, а теперь задвигал одним пальчиком. Но я такие мелочи результатом не считаю. Результат - это когда ребенок не сидел - стал сидеть. Не ходил - стал ходить. Причем важно, как он это делает.

    ? Елена Марковна, по разработанной Вами методике, как я понимаю, работаете только Вы, занимаясь частной практикой. Через Ваши руки проходят единицы тех детей, которые страдают ДЦП и нуждаются в действенной помощи. Вам не приходила в голову мысль обучить методике других специалистов или создать собственный реабилитационный центр?
   

    – Идея создания реабилитационного центра появилась еще несколько лет назад. Но в то время еще не было достаточного опыта и четких результатов. К тому же у меня самой родился третий ребенок. Теперь чувствую, пришло время действовать, но для этого, увы, необходимо не только желание, но и большие материальные вложения. С просьбой обучить методике ко мне не раз обращались врачи, но я все время откладывала. Потому что, то, чем я занимаюсь, это прежде всего практический опыт, рассказать о нем на словах невозможно. Учеба должна вестись на практике, в самом центре. Нужно, чтобы и врачи, и пациенты жили общей жизнью. Вообще у меня мечта, чтобы это был центр, где занимались бы и дети с двигательными расстройствами, и обычные, здоровые дети. Люди, прошедшие через скорбь - добрейшие люди. Они могут многому научить нас, здоровых, которые часто в силу собственного здоровья и естественной беспечности теряют духовность. Те, кто перенес страдание, как бы напоминают нам: остановись, подумай. Твори разумное и живи не только ради себя.

   
    Нормы нервно-психического развития ребенка первого года жизни

    1 месяц
    Руки согнуты во всех суставах, пальцы сжаты в кулачок и приведены к туловищу. Ноги согнуты и слегка отведены в бедрах. В положении на животе поворачивает голову в стороны, чаще к источнику света. На раздражитель реагирует общей двигательной активностью. На животе - приподнимает голову на несколько секунд и устанавливает ее по средней линии. К концу первого месяца (а иногда и раньше) умеет сосредотачиваться на предмете и прослеживать движущийся объект одними глазами, без участия головы. Издает гортанные звуки.

   
    2 месяц
    Увеличивается количество активных движений. Чаще отводит руки в стороны, поднимает их выше горизонтального уровня, открывает кулачок, поворачивает голову в сторону. На животе - удерживает голову по средней линии более продолжительное время. Начинает удерживать голову в вертикальном положении, но еще не постоянно, голова «болтается». Фиксирует взгляд на неподвижном предмете. Движения глазных яблок становятся плавными, координированными. Ребенок улыбается на ласковое обращение к нему, гулит.

    3 месяц
    Нарастает объем движений в конечностях, особенно в плечах. Ребенок удерживает вложенную в кисть игрушку, тянет ее в рот. В положении на животе поднимает голову и опирается на предплечья под острым углом. Хорошо держит голову в вертикальном положении, поворачивается со спины на бок. Сгибает голову при попытке поднять его за руки из положения на спине. За предметом иногда следит не только глазами, но и поворотом головы. Поворачивает голову на голос мамы, пристально смотрит на лица, делает попытки рассмотреть вложенную в руку игрушку. Прослеживает предмет и в положении лежа, на животе. Улыбается, иногда смеется в голос. Улыбка сопровождается двигательной активностью, общим оживлением. В конце третьего месяца при виде груди матери или бутылочки с молоком ребенок оживляется. Видит игрушку, тянется к ней и хватает ее.

    4 месяц
    Хорошо держит голову, поворачивается по направлению звука, тянется к игрушке, хватает ее. Ощупывает предметы руками, тянет их в рот. Поворачивается на бок. При потягивании за руки садится. С поддержкой сидит. Лежа на животе, опирается на предплечья под прямым углом, приподнимает верхнюю часть туловища. Внимательно следит за движущимся предметом. Различает голоса близких, часто улыбается, смеется, издает громкие протяжные звуки, более четко произносит гласные.

    5-6 месяц
    Сидит при поддержке за одну руку, а иногда и самостоятельно. Поворачивается со спины на бок и живот. На животе опирается на разогнутые руки, поднимает верхнюю часть туловища, опираясь на ладони. Начинает хватать предметы, к которым прикоснулся не только внутренней, но и тыльной стороной кисти. Лежа на животе, ребенок вытягивает одну руку, поддерживая себя другой, перемещает тело с одной руки на другую. Лежа на спине, играет стопами. Следит за упавшей игрушкой, поднимает ее. Произносит согласные звуки, делает попытки произнести слоги «ба», «па», «ма», «дя».

    7-8 месяц
    Самостоятельно уверенно сидит, сохраняет равновесие. Встает на четвереньки, поворачивается с живота на спину. Пытается сесть самостоятельно из положения на спине, при поддержке встает на ноги, с опорой некоторое время может стоять. Хлопает в ладоши. Повторяет слоги «ма-ма», «ба-ба». Проявляет интерес к новым предметам.

    9-10 месяц
    Встает на колени, держась за барьер, передвигается, держась за опору. Стоит с поддержкой, делает попытки стоять самостоятельно, ползает. Подражает движениям взрослых. Берет мелкие предметы двумя пальцами, собирает разбросанные игрушки, достает их из ящика, следит за падением предметов. Говорит отдельные слова: «папа», «мама», «дядя», «баба». Выполняет простые просьбы взрослых, понимает запреты.

    11-12 месяц
    Ребенок ходит с поддержкой за одну руку, делает отдельные шаги самостоятельно, но походка еще неустойчивая, малыш часто падает. Свободно манипулирует предметами. Приседает, чтобы поднять упавшую игрушку. Знает части тела, «помогает» при одевании. Ест самостоятельно ложкой, выполняет большое количество «инструкций». Любит детей. Знает всех в семье.