Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Кофейный сервиз (218003)

Кофейный сервиз (218003)

Издательство: Фантазер

1392 руб.

Афиша
14.04.2017
Гадкий утенок

Детский музыкальный театр имени Наталии Сац

подробнее...
13.04.2017
Повелитель мух

21 апреля в Театре Наталии Сац

подробнее...
30.03.2017
«Картонные сказки»

Уникальный развивающий театральный проект для детей от 5 ...

подробнее...
22.03.2017
Шерлок Холмс

26 марта на малой сцене театра Сац.

подробнее...
15.03.2017
Развивающий сериал "Расти-механик"

Новый сериал расскажет дошкольникам и их родителям о ...

подробнее...
09.03.2017
Лицензионное соглашение с Nickelodeon Viacom Consumer Products

Лицензионное подразделение международного холдинга VIMN в России Nickelodeon ...

подробнее...
21.02.2017
«Легенды затерянного храма»

В праздничные февральские выходные телеканал Nickelodeon порадует зрителей ...

подробнее...
06.02.2017
«Фильма о любви, снятого собаками»

3 февраля состоялась премьера короткометражного  «Фильма о любви, ...

подробнее...
12.04.2017
Семейный финансовый фестиваль «PRO ДЕНЬГИ»

22 апреля 2017 года в Москве пройдет  первый ...

подробнее...
07.04.2017
Детские развлечения и мастер-классы

Теперь, пока родители наслаждаются воскресным бранчем, дети могут ...

подробнее...
28.03.2017
У АндерСона большие планы на каникулы

Ура, каникулы! Прогулки, веселье, беспечность! Сеть семейных кафе ...

подробнее...
01.03.2017
Интерактивная квест-игра «Приходи скорей, весна!»

Чудесное путешествие для младших школьников с историями о ...

подробнее...
20.04.2017
Библионочь не в библиотеке. 8 самых необычных мест для чтения

Близится главное литературное событие года – в ночь ...

подробнее...
12.04.2017
Благотворительная выставка "Домой"

22 и 23 апреля на территории Московского завода ...

подробнее...
10.03.2017
Выставка "Домой"

Фонд помощи животным «Дарящие надежду» и бренд кормов ...

подробнее...

Полеты маленьких фантазеров

07.10.2008

Но как ребенку выразить свои мысли и по поводу очередного открытия? Словесно? Пока это ему сделать трудно. Вот тогда на помощь приходит рисунок.
Всегда интересно наблюдать, как дети рисуют. Первая каракуля вызывает бурную радость. Она ничего не обозначает, но для ребенка важно, что эту замечательную, абсолютно бессмысленную линию он нарисовал сам.
Взрослым недоступны детская наивность и раскованность. Благодаря им маленький художник способен совершать невероятное. Для взрослого образ - это почти каждый раз драгоценная находка, стоящая больших усилий. А для ребенка - всего лишь одно из средств точнее передать свои впечатления.
На одной из остановок в трамвай заходит крашеная брюнетка, одетая в черный кожаный плащ. "Какая тетя черная! - восклицает сидящий рядом со мной мальчик лет двух-трех. - Как море!"

Художники утверждают, что у детей поразительное чувство цвета и формы. Недаром в ХХ веке возникло даже особое направление - наивное искусство. Таких художников, или примитивистов, привлекала оригинальность и непосредственность детского восприятия. По форме их произведения напоминают детские рисунки.
Название другого течения - дадаизм - произошло от французского слова "dada", что означает "деревянная лошадка", а в переносном смысле - "детский лепет". Многие из художников работали в своих студиях вместе с детьми. В этом есть своя логика: художники - вечные дети, дети - всегда художники.
Безусловно, истоки детского и профессионального художественного творчества очень разные. Дети вряд ли задумываются об эстетической ценности своих творений. В раннем возрасте рисование - просто занятная игра: из ничего возникает нечто.

Я знаю одну семью, в которой выросло уже несколько поколений замечательных художников. И все - вопреки поговорке о том, что на следующем поколении природа отдыхает. Но я подозреваю, что не в природе тут дело.
"В нашей семье всегда спорили об искусстве, но никто никому не навязывал своего мнения, - рассказывал мне представитель среднего поколения этой семьи. - В искусстве вообще авторитетов быть не может, это страна одиночек, и каждый своим одиночеством перемеряет все законы и авторитеты. Я спросил свою дочь Настю:
- Почему у девочек на твоем рисунке такие руки? Сколько на них пальчиков?
Настя умеет считать. Посчитала:
- Три!
- Пять. Но у этих девочек - три!
Я не смею ей противоречить, ведь она хозяин своего рисунка. Так ей хочется, и она имеет на это полное право. У ее девочек вместо рук и ног - смешные чудесные птичьи лапки!"
Главное - не делать ребенка заложником комплексов взрослого человека, озабоченного тем, как бы уберечь дитя от ошибок. Ни в коем случае нельзя говорить, как и что нужно рисовать. Кошмар такого воспитания - это домик с тремя окошками, заборчиком и дымом из трубы.

Помню, в детском саду у нас был мальчик Сережа. Каждый день он раскрашивал каракулями кипу бумаги. Воспитатели не понимали этих рисунков, называли "мазней", прятали карандаши. Вскоре выяснилось, что мальчик тяжело болен, и рисунки для него - единственно возможный способ общения.
Ребенок хочет рисовать - не создавайте ему препятствий. Дайте фломастеры, краски, мелки. Ни в коем случае не наказывайте, даже если он раскрасил только что поклеенные обои. И хвалите. Хвалите бесконечно, независимо от того, нравятся вам его рисунки или нет, понятны они вам или не очень. Любите не результат его творчества, а само желание в нем участвовать.

Я храню свои детские рисунки. На одном из них изображена ярко-красная лисица, стоящая на передних лапах. У меня не было белой краски, и я раскрасила ей "серебрянкой" хвост и грудку. Никогда не забуду, как негодовал учитель, грозно потрясая в воздухе моим творением: "Было задание рисовать животное настоящее! Понимаешь, на-сто-я-ще-е!" Обидно было до слез, ведь моя лиса была гораздо красивее.

Психологи советуют до определенного возраста - 12-14 лет - вообще не учить детей, как надо рисовать. Хотя сами по себе занятия рисованием необходимы так же, как чтение сказок.
Малыш воспринимает лист как бесконечное пространство, которое необходимо заполнить. Чем заполнить и как - это он обычно решает на ходу, руководствуясь лишь собственным чутьем и желанием передать эмоции. О том, что странная пятнистая фигура - условность, догадываются только взрослые. В представлении автора это точная копия дома, где он живет. Он даже покажет вам горящие окошки своей квартиры. А то, что крыша вот-вот упадет, - не важно. Довольно того, что она вообще есть.
Иногда по рисункам можно судить, насколько комфортно чувствует себя малыш. Например, если он постоянно изображает не просто зверя, человека или сказочное существо, а целую звериную, человечью или сказочную семью, в которой есть и папа, и мама, и дети, - значит, в семье все в порядке, для него естественно мыслить "семейными" категориями. Если персонажи рисунков - одиночки, возможно, ребенок чувствует себя "не в своей тарелке", на него давит обстановка, ему не хватает внимания взрослых, общения со сверстниками.

О цвете дети рассуждают сами. Помните: "Оранжевое море, оранжевое небо..." Как правило, каждый ребенок проходит "одноцветную стадию", когда он все рисует одним цветом - тем, который больше нравится.
В одной семье я наблюдала такую сцену. Девочка рисовала что-то красной краской долго и сосредоточенно. Казалось, ничего определенного, но красное пятно на листе разрасталось и становилось все насыщеннее. Наконец она подошла к отцу: "Папа, а красная стена бывает?" "Почему же нет? Бывает". Удовлетворенная ответом дочь закрасила остававшееся белым пространство, после чего сообщила, что теперь рисунок готов. "А как называется твоя картина?" - поинтересовалась я. "Портрет красной стены!" - последовал ответ. Это было самостоятельное творческое решение, и попробуйте сказать, что оно было менее оригинальным, чем знаменитый "Черный квадрат".
Названия рисунков могут стать увлекательной игрой, полезной для развития речи и мышления. Вот примеры названий, которые самостоятельно давала своим рисункам моя трехлетняя знакомая: "Курица с нарядом", "Машины с детьми под дождем", "Лапландия", "Семья пауков".

Дети довольно часто рисуют один и тот же предмет или существо - скажем, птицу или дерево, повторяя его во множестве вариаций на одном листе. Обычно мы находим этому простое объяснение: мол, ребенок хотел изобразить стаю или лес. Однако психологи утверждают, что мотивы таких рисунков иные. Это уже почти орнамент - декоративное искусство. И, кстати, еще одно блестящее доказательство чувства художественности у детей. Ребенку нравится создавать ритмические и цветовые повторения точно так же, как слушать бесконечное количество раз песенки и сказки, давным-давно выученные наизусть. Рисование таких картинок превращается в механическую игру, которая и удовольствие приносит, и помогает закрепить навыки.
На самом деле не важно, станет ребенок художником или нет. Он рисует, а значит, он самостоятельно мыслит. Рисование - первая возможность реализовывать свои замыслы и фантазии.

Я знаю мальчика - автора "летучих" рисунков. Что бы он ни изображал - у него все летает. Летают дома, слоны и люди. А если попросить его нарисовать натюрморт - будьте уверены, что корзины и фрукты тоже устремятся в небо.
Однажды бабушка и мальчик вышли после дождя на прогулку.
- Не ходи по лужам, - ворчала бабушка.
- Но там же небо! - запротестовал мальчик, пытаясь наступить на облако, которое отражалось в воде.
Дети верят в то, что могут летать, они и летают во сне. Полет - это здорово, пленительно, страшно. Как огромное голубое небо под ногами у малыша...