Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

А что у Вас?

А что у Вас?

Издательство: Астрель

Автор: Михалков Сергей Владимирович

126 руб.

Афиша
22.05.2018
Фестиваль «Большие и малые звёзды»

Знаменитые российские музыканты и лауреаты международных конкурсов выступят ...

подробнее...
10.05.2018
Волшебник изумрудного города

Мюзикл «Волшебник изумрудного города» 19 мая в 12:00 ...

подробнее...
08.05.2018
«Путешествия Гулливера»

Детский музыкальный театр Н.Сац

подробнее...
25.04.2018
25-летний юбилей ансамбля танца «Ровесник»

Образцовый ансамбль танца «Ровесник» Центра культуры «Хорошевский» в ...

подробнее...
17.05.2018
Мультсериал «ЮНИКИТТИ»

Анимационный телеканал Cartoon Network объявляет о запуске нового ...

подробнее...
16.01.2018
Зимние премьеры для самых маленьких

Новый сезон на  Nick   Jr . начинается ...

подробнее...
15.11.2017
Новый семейный телеканал «Мультимузыка»

1 декабря начнет вещание новый музыкальный семейный телеканал ...

подробнее...
31.10.2017
Новые «Утиные истории»

6 ноября в 19:30 на Канале Disney состоится ...

подробнее...
24.05.2018
Фестиваль «Nordic Way»

2 июня 2018 года на территории Дизайн-завода FLACON ...

подробнее...
16.03.2018
АндерСоне запустили безглютеновое меню

Сеть семейных кафе-кондитерских АндерСон объявила о запуске безглютенового ...

подробнее...
13.03.2018
Миссия Winx: в ТЦ «Капитолий» Вернадского пройдет волшебный квест

17 марта в ТЦ «Капитолий» Вернадского состоится захватывающий ...

подробнее...
14.07.2018
Город накроет «Свежесть лета»

Фестиваль «Свежесть лета 2018» вновь приходит в столицу! ...

подробнее...
24.04.2018
Третий фестиваль финансовой грамотности для всей семьи

19 мая в Москве состоится Семейный финансовый фестиваль, ...

подробнее...
16.03.2018
В Москве пройдёт Московский международный салон образования

Заменит ли искусственный интеллект учителей, какие навыки необходимы ...

подробнее...
22.01.2018
Профессии будущего в Измайловском Кремле

3 февраля 2018 года в Культурно-развлекательном комплексе «Кремль ...

подробнее...

Поговори со мною, мама

20.10.2008

Тяга к общению свойственна крохе с самого рождения. «Разговаривать» с родителями ребенок начинает сразу же после своего появления на свет. Его мозг «запрограммирован» на общение и обладает всем необходимым, чтобы различать и воспроизводить звуки абсолютно всех языков мира. И именно в первые два года жизни у ребенка закладываются основы полноценной речи.



Вашему малышу исполнилось всего несколько недель? Самое время начать уроки правильной и красивой речи!

Младенец может говорить с мамой часами: всякий раз, когда она к нему обращается, он прислушивается к ее голосу, бьет ножками от удовольствия, улыбается, начинает издавать в ответ всевозможные подвластные ему на данном этапе звуки, агукает. В это время мама может начать выполнять с крохой так называемую пассивную артикуляционную гимнастику:

 

  • Оттяните малышу книзу нижнюю губу и отпустите. Должен получиться хлопающий звук. Сделайте упражнение 2–3 раза.
  • Аккуратно поднимите верхнюю губу к носу. Сделайте аккуратно упражнение тоже несколько раз.
  • Захватите двумя пальцами верхнюю губу посередине, потяните ее вперед, а другой рукой потяните нижнюю. Губы надо тянуть попеременно 2–4 раза.
  • Растяните губы малыша «в улыбку». Повторите упражнение несколько раз.

 

Со второго месяца жизни малыш начинает «гулить»: он тянет гласные звуки, прислушивается к собственному голосу и с явным удовольствием проверяет возможности своих голосовых связок. Чтобы усладить его слух, начните включать негромкую приятную музыку. Но все-таки больше всего «певец» любит, когда с ним разговаривает мама. Когда она обращается к нему, она пользуется особым языком: голос ее становится выше, певучее, нежнее. Она акцентирует каждую интонацию и отчетливее произносит каждый слог.

Ребенок произносит «агу» и ждет, что мама повторит это и добавит к нему описание его собственных ощущений: «Ты доволен, ты хорошо покушал?» Главное – подхватить мысль, чтобы продолжить разговор. Детский плач тоже является содержательным посланием маме. В этом случае тоже лучше проговаривать эмоции, скрывающиеся за детскими слезами: «Ты плачешь, мой родной, ты проголодался? Сейчас я тебя покормлю. Подожди немного».

После 6 месяцев малыш начинает стараться повторять какие-то фразы, которые он слышал от мамы, но пока у него получаются только отдельные слоги. Это период «лепета». В это время надо побуждать кроху тянуться к соске, к пище, стимулируя движения его языка путем надавливания на его кончик, например, ложкой при кормлении. Мама должна побуждать и жевательные движения маленького едока, положив пальцы под подбородок ребенка и подталкивая нижнюю челюсть вверх-вниз.

Между восемью месяцами и годом у ребенка появляется указательный жест. Он начинает показывать пальцем на интересующий его предмет, чтобы мама его называла. Эта простая игра выполняет очень важную роль в развитии речи. При этом желательно, чтобы комментарий взрослого был развернутым: «Да, это машина, такую же мы видели с тобой у Саши». Подобные ответы начинают развивать у ребенка абстрактное мышление.

В этом возрасте можно начать совместное чтение книжки с картинками. Это тоже своего рода игра в «называлки».

Если мама малоэмоциональна и больше руководствуется разумом, а не чувствами, считает, что пока еще бесполезно болтать с ничего не смыслящим младенцем, то у ребенка могут появиться нарушения в развитии речи.

 

Как на ладони

Около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. Систематические упражнения по тренировке пальцев являются и средством повышения работоспособности коры головного мозга. Поэтому, чтобы научить ребенка говорить, необходимо развивать движения пальцев рук или мелкую моторику. Также малышам необходим массаж рук.

Его можно делать с двухмесячного возраста. В первое время достаточно поглаживаний кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью. Берите каждый пальчик, сгибайте и разгибайте его. И так обе руки.

Малышу исполнилось 7–8 месяцев? Попробуйте следующее упражнение: отводить большой палец вперед – назад, в стороны. И так несколько раз в день по 1–2 минуты. К году упражнение «усложняется» круговыми движениями больших пальцев.

А полуторагодовалого кроху можно научить и самомассажу:

● Предложите малышу прижать ладошки плотно друг к другу и растирать их движениями вверх – вниз. Можно вложить между ладоней шестигранный карандаш, чтобы он его покатал.

● Пусть кроха сожмет четыре пальчика одной руки и водит ими по ладони другой.

● Разместите между распрямленными ладонями ребенка шаровидный предмет, например: су –джок «Каштан», крупный грецкий орех или шарик. Попросите покатать его.

● Покажите ребенку, как можно массировать каждый пальчик разминающими, а затем растирающими движениями.

 

Пальчик-пальчик, где ты был?

Пальчиковые игры, как известно, тоже очень эффективны для развития речи. При их проведении необходимо следить, чтобы локоть малыша имел опору, и сначала работала одна рука, затем другая, потом обе. Для тренировки пальцев могут быть использованы следующие упражнения:

«Человечек»: указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу, затем к ним присоединяется левая рука. Потом упражнение выполняется обеими руками вместе.

«Коза»: покажите малышу, как вытянуть указательный палец и мизинец, и поиграйте с ним по очереди в козу.

«Очки»: образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их. Пусть малыш посмотрит в «очки», как в бинокль.

Большое значение в развитии речи имеет также предметная деятельность:

 

  • шнуровка,
  • застегивание пуговиц,
  • игры с мозаикой,
  • нанизывание бус и пуговиц,
  • перебирание фасоли, гороха, риса. Так, например, можно сделать самодельные неплотно набитые мешочки с крупой, чтобы малыш перебирал ее,
  • выкладывание различных фигур из палочек, бусинок.

 

Кроме всего прочего, хорошо перед сном читать ребенку стихи. Когда малыш бодрствует, включайте ему аудиокассеты со сказками, где есть частые повторы предложений, детские песенки с запоминающимися припевами. Не стоит говорить крохе: «Скажи... Повтори». Лучше включать его в игру, и он потихоньку будет повторять ваши действия и слова.

 

Первое слово – дороже второго

Первые слова карапуз начинает произносить в 9–10 месяцев – это, как правило, «мама», «папа». Далее кроха открывает для себя слово «нет», которое он сопровождает однозначным движением головы. После года в его лексиконе появляются «протослова» : «зесь» (здесь), «оте-то» (вот это), «дя» (сюда) и указательное местоимение «то». Эти «протослова» не обозначают конкретных предметов и действий. Чтобы как-то назвать появившихся в поле зрения ребенка машину или велосипед, он будет использовать одно и то же местоимение «то». Взрослым важно «проговаривать» как можно больше действий ребенка. Внимание: хотя у малыша появляется много звукоподражаний и своих названий тех или иных предметов, превращать этот милый младенческий язык в средство общения не стоит.

К двум годам ребенок начинает говорить «я», а в запасе у него где-то 50–200 слов. Он может составлять предложения из двух слов и вести настоящий диалог. Поддержите его, и на долгие годы вам гарантирован приятный собеседник.

 

ВНИМАНИЕ!

Начиная с десятимесячного возраста, следует давать малышу перебирать крупные яркие предметы, а затем – под вашим присмотром – более мелкие. Для этой цели можно использовать разноцветные пуговицы, деревянные бусы, нанизанные на нитку; показывать, как кольца нанизываются на стержень. Можно приобрести и специальные развивающие игрушки


Наталья СВИРИДОВА,
логопед детской городской поликлиники № 147 г. Москва

 


Загрузка...
-->