Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Набор "Денежное дерево" (АА 46-102)

Набор "Денежное дерево" (АА 46-102)

Издательство: Клевер

443 руб.

Тик-так… тик-так… расскажите, часики: что и как?

21.11.2008

учим малыша понимать время


И правда, что это за загадочные стрелочки: тоненькая – путешественница, тикает часто, длинненькая – помедленней, а вот коротенькая совсем как черепаха ползет вперед? Странно, взрослые говорят, что часы идут, а они висят на месте? Эти и многие другие смешные для нас вопросы малыши задают, познавая время. Ведь для детей, не ориентирующихся во времени или только начинающих изучать стрелки часов, время течет не как у взрослых. Пока они только понимают, что бывают утро, вечер, ночь... На первый взгляд, взрослым кажется очень сложным научить свое чадо понимать, который час. Но на самом деле обучение происходит в естественной ситуации, а это очень просто.
Какие существуют способы, с помощью которых родители сами могут научить своих детей понимать время?  Нужно ли это вообще детям и зачем? Об этом и многом другом нам рассказывает психолог, специалист Психологического центра на Волхонке Владислав МОЖАЙСКИЙ.     

Все дело в последовательности
Учить своего малыша разбираться в часах в первую очередь необходимо с самого понятия времени. А это имеет смысл начинать с самого раннего детства. Любая мама знакомит ребенка со временем в процессе повседневных бытовых занятий и игр, иногда даже не подозревая об этом. Каждое утро ребенок слышит: «Просыпайся, малыш, пора вставать», «После завтрака нужно собираться в школу», «Вечером, когда папа придет с работы, все вместе поедем к бабушке на дачу»…  
Постепенно, после большого количества повторений, малыш усваивает, что все события в жизни происходят последовательно. Он уже понимает, что утро наступает после темной ночи и любимых слов мамы: «Проснись…»,  а ночь – после светлого дня и приключенческой сказки про Гусей-лебедей.        
Помните, что самые обыкновенные фразы, которые ребенок слышит от взрослых: «Доброе утро», «Спокойной ночи» – помогут ему быстрее научиться ориентироваться во времени суток. Родители могут акцентировать внимание малыша на любую последовательность, где ясно видно, что было сначала, а что будет потом. Расскажите веселую считалочку, сказку или коротенький стишок, например про распорядок детского дня. Слушая его, ребенок будет следить за порядком событий:
Приучай себя к порядку,
Помни утром про зарядку.
Днем настойчив будь и смел,
Чтобы сделать много дел.
Начал вечер наступать,
Сам решай, во что играть.
Ночь придет –
ложитесь спать:
Пес на коврик, ты в кровать.
А можно вместе приготовить обед, объясняя, что за чем нужно чистить, резать, тушить, а можно посадить в цветочном горшке какое-нибудь культурное растение и наблюдать за его ростом. Таким образом, первоначальное овладение временем у детей происходит через наблюдение за окружающей средой в естественных бытовых условиях.

Умение детей понимать время дает им возможность быть более ответственными и независимыми. Например, со знанием времени дети осознают, что же значит, когда мама говорит: «Поторопись, через 10 минут мы выходим, а то опоздаем на автобус!»

Кстати
Как предмет, часы начинают интересовать детишек примерно с трех-четырех лет. Девочки, например, увидев красивые часы у своей мамы, непременно захотят иметь на своей ручке такие же. Конечно, в таком возрасте дети еще не разбираются в стрелках часов, но  в элементах игры практически всегда присутствует ориентир на время. Малышки говорят своим куклам: «Так, уже девять утра, сейчас ты, Дашенька, будешь кушать манную кашку, а после завтрака мы будем с тобой играть». И пусть пока эта девочка не понимает время, пусть она пока повторяет мамины слова, но в этом возрасте у нее уже развивается последовательность мышления, а это значит, что к шести-семи годам она будет изучать часы без особого труда.   

То, что было… То, что будет… То, что есть…
Прежде чем изучить часы, очень важно познакомить ребенка с прошлым, настоящим и будущим временами. Дети любят слушать то, что им понятно. Поэтому чем проще вы будете им рассказывать, тем с большим интересом они будет слушать. Приведите пример, что сейчас, когда вы играете – это в настоящем времени, а вот летом вы ездили на море – это уже в прошлом, а когда наступит зима и будет идти снежок, вы купите елку и будете все вместе ее наряжать – это будет в будущем, то есть через какое-то время.

Готовимся основательно
Понимание  ребенком времен года, дней недели, месяцев также является немаловажным в подготовке к изучению часов. Нужно не просто объяснить ему, что существует 12 месяцев и 4 времени года, но и наглядно объяснить те перемены, которые происходят с погодой и природой весной, летом, осенью, зимой. Разъясните, что существует семь дней недели: пять дней люди работают и два дня отдыхают. С превеликим удовольствием карапузы любят слушать объяснение мамы или папы на тот или иной вопрос на своем детском языке, то есть с помощью забавных стишков и коротеньких сказочных историй.

Для запоминания 12 месяцев можно рассказать ребенку следующий стишок:
Двенадцать месяцев в году
В свою играют чехарду.
Январь очень любит
на санках кататься.
Февраль очень любит
снежками кидаться.
А март  очень любит
пускать корабли.
Апрель весь снежок
убирает с земли.
А май деревца одевает
листвой.
Июнь – тот клубничку
приносит с собой.
Июль очень любит
детишек купать.
А август любитель
грибы собирать.
Сентябрь разным
цветом покрасит листочки.
Октябрь льет дождиком,  
словно из бочки.
Ноябрь ледком
покрывает озера.
Декабрь на окнах
рисует узоры.
И вот с декабрем
завершается год,
Он елку ребятам
в подарок несет.
Сто лет пробежит –
и закончится век.
И время не может
замедлить свой бег.

Для запоминания дней  недели расскажите своему малышу веселый стишок:
Вот неделя. В ней семь дней,
Поскорей знакомься с ней.
Первый день
По всем неделькам
Носит имя понедельник.
Вторник – это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка-среда –
Третьим днем  была всегда.
А четверг – четвертый день   
Шапку носит набекрень.
Пятый – пятница-
сестрица –
Очень модная девица.
А в субботу – день шестой –
Отдыхаем всей гурьбой.
И последний – воскресенье –
Назначаем днем веселья.
Завтра снова детский сад
Ждет-пождет своих ребят.

Изучаем часы
Итак, ваш малыш освоил последовательность событий, отлично ориентируется в днях недели, во временах года, в прошлом и настоящем, самое время открыть для него загадочные часы. Но для этого, конечно же, ребенок должен разбираться в цифрах и уметь считать, выстраивать их по порядку от 1 до 12, наносить цифры на циферблат. Лучше всего объяснять на больших учебных часах с большими стрелками, крупными цифрами и четкими делениями. Они продаются в магазинах учебных пособий и в магазинах игрушек. Но можно вместе с ребенком смастерить часы из бумаги.  
Объясните ребенку, что у часиков есть три стрелки-путешественницы, и то, что они вертятся всегда в одну сторону и показывают время.
Свой рассказ сопровождайте действиями: «Посмотри, сейчас большая стрелочка пришла в гости к числу 2, а маленькая к числу 6 и т.п. Расскажите, что маленькая часовая  стрелка любит погостить у чисел, поэтому движется очень медленно. А длинная минутная все время куда-то торопится и успевает сделать полный круг пока часовая проходит от одного числа к другому. После рассказа попросите малыша «проводить» стрелки в гости к кому-то из чисел.
Освойте сначала часовую стрелку, а потом уже минутную. Не забудьте рассказать, какую функцию выполняет секундная стрелка. Расскажите, что маленькая часовая стрелочка, стоящая на цифре 1, обозначает один час, на цифре 2 –  два часа и т.д. Поясните ребеночку, что бывает час ночи и час дня (пока не нагружайте понятием 13 часов).
Расскажите малышу, что час состоит из 60-ти минут – именно столько времени требуется минутной стрелке, чтобы обойти все «гостеприимные циферки». Обратите внимание, что до каждого числа стрелка идет пять минут. Потренируйте малыша в счете «пятерками» (5, 10, 15) сначала до 30-ти, а потом до 60-ти (сначала по ходу часовой стрелки, потом – против хода). Когда ребенок все это хорошо усвоит, познакомьте его с понятиями «половина» и «четверть». Объясните, что если часовая стрелка стоит между 2 и 3, это означает «половина третьего», а если минутная стоит на цифре 15  – это и будет четверть часа.
Учите малыша считать часы и минуты не только в прямом, но и в обратном порядке.
Установите на учебных или на самодельных часах  какое-нибудь время, например 7.00. Попросите, чтобы ваш маленький ученик указал на длинную минутную стрелку: «Покажи, где минутная стрелка, самая длинная?» «Правильно, она по серединке, на двенадцати». После попросите его указать на самую коротенькую, часовую стрелку. «Правильно! На семи. Значит, который час?» Не торопите ребенка, пусть он подумает. «Правильно, семь часов утра. Какой ты умница!» Закрепите правильный ответ примером из жизни. Скажите, например, что в это время он должен просыпаться. «А вот, смотри, если большая стрелка будет на двадцати минутках, сколько тогда будет времени?» Можно, не дожидаясь ответа малыша, сказать: «Верно, семь часов двадцать минут! В это время ты завтракаешь». Это могут быть разные эпизоды из жизни. При таком объяснении ребенок будет с радостью задавать познавательные вопросы, а ваша задача все с долготерпением повторять, разъяснять и показывать. Не требуйте, чтобы ребенок запоминал все точно до минуты. Не проблема, если сначала он будет называть примерное время: «почти два часа», «чуть меньше  двенадцати», «половина первого». Расскажите, что большая минутная стрелка показывает начало следующего часа. Если она стоит на «5», это значит, что уже пять минут следующего часа, на 10 – десять минут следующего часа и так далее.  

Учимся играя
По словам психолога Владислава Можайского, учить ребенка раньше времени, а тем более заставлять как можно быстрее понимать, который час, по меньшей мере, не полезно. Обучение должно соответствовать этапам развития малыша. Если же будете торопить события, то к хорошему это не приведет, да и время потратите зря. Ребенок в таком случае слушает без внимания, отвлекается и может даже делать все на зло. Зачем ему лишние эмоциональные расстройства, а вам переживания? Не забывайте, что все дети без исключения очень любят играть. В игровой форме они знакомятся с временными интервалами, изучают понятия «ровно», «половина», «четверть», закрепляют навыки счета в пределах сотни, а самое главное, дети задумываются о режиме дня и четкого распределения времени.
Игра – лучший способ познакомить ребенка с часиками. В детских магазинах сейчас продается огромное количество развивающих и обучающих игр, в том числе различных игрушек в виде часов. Можно купить развивающую мягкую игрушку часы-домик; настольные игры «Десятое королевство» или «Который час? Обучалочка»; игру-пазл «Мои первые часы»; развивающие часы «Радуга и клоуны» и многое другое. Не забывайте про детские стихи о времени и часах, книги детских авторов Андрея Усачева, кубинской поэтессы Агирре Мирта, Самуила Маршака, Корнея Чуковского – можно приобрести в любых книжных магазинах. Забавные рассказы, стихи, считалочки – прекрасно  развивают детское мышление, логику, память, расширяют словарный запас.
Важно, чтобы такая обучающая игра была основана, прежде всего, на собственном интересе ребенка к фактору времени и самостоятельном стремлении им овладеть. И если взрослый, в данном случае, выступает внимательным и чутким помощником малышу, то все будет хорошо. Ребенку необходимо лишь создать благоприятное и интересное игровое пространство, где в естественной форме будет происходить обучение времени.
Вы можете читать ребенку эти стихи, объясняя наглядно на часах, как стрелки показывают время. В данном случае идеально подойдут часы с секундной стрелкой.
Секунда, минута, час –
На секунды счет идет,
Гномик вырвался вперед,
Но не знает он пока,
Как секунда коротка.
Посмотри-ка на часы –
Стрелки здесь не для красы:
Они указали для нас
Секунду, минуту и час.
Секунду – тоненькая,
Минуту – длинненькая,
А коротенькая – час:
Так бывает всякий раз.
Шестьдесят секунд прошли
–  Мы к минуте подошли.
Ну, а шестьдесят минут
Вместе целый час дадут.

Королевство минуток
Раз – секунда пролетела,
Оглянуться не успела.
Шестьдесят секунд промчались –
И минуткой оказались.
Ну а шестьдесят минут
Целый час с собой ведут.
Час за часом двадцать раз
И четыре про запас –
Сутки полные проходят,
День и ночь с собой уводят.

Совет психолога
Первое, чтобы хотелось пожелать – получайте радость от своих детишек! Что касается изучения часов, то это процесс постепенный. На его освоение может уйти не один месяц или даже год. Не спешите, не подгоняйте малыша. Не переживайте, если у него не все получается. Самое главное, тренируйтесь регулярно. Достаточно всего пяти-десяти минут в день.