Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Смерти нет!

Смерти нет!

Издательство: Детская литература

Автор: Платонов А.

154 руб.

«Художники в памперсах»: рисование и дети

04.05.2009

На первый взгляд, проще простого — дал краску младенцу — пусть малюет! Но почему-то даже не у всех родителей получается, не говоря уже о педагогах. Разбираемся с автором методики «Художники в памперсах», доктором медицинских наук, врачом-педиатром Марией Владимировной Гмошинской.




Как пришла идея дать грудничку краску?
Один из разделов моей научной работы был посвящен вопросу оптимальной продолжительности грудного вскармливания. В связи с этим  на базе детского сада № 1271 г. Москвы, в группах кратковременного пребывания под моим наблюдением находились малыши до 2 лет, которых мамы кормили грудью, и их мамы и папы. Сама методика родилась неожиданно — 1 ноября 1997 года, когда в стенах детского сада появилась симпатичная мама Лена с малышом, возраст которого нас  немного напугал — Леше было всего 5 месяцев, а мы с педагогами разрабатывали систему занятий с детьми 1,5-2 лет в присутствии и при участии родителей. Наши детки рисовали только что появившимися безопасными красками, и мама Лена принесла Лешу на занятия со словами: «До полутора лет ждать не хочу, давайте начнем». Маму Лену я знала уже  давно — она очень активно участвовала на занятиях для беременных, которые я проводила в женской консультации. Я  поняла, что отступать нельзя. Если я за это не возьмусь, то она сама станет рисовать. Пришлось начать. Но активной оказалась не только мама Лена, но и бабушка Леши. Она аккуратно складывала все шедевры Леши в папку и аккуратно их подписывала. К концу первого года жизни Леши был создан первый альбом художника. Так родились «Художники в памперсах».


С какого возраста начать?

Лучше всего с того момента, когда ребенок научится сидеть — с 6-7 месяцев. Иногда по показаниям (дети с нарушениями со стороны нервной системы) мы предлагаем начать заниматься с трех месяцев, в положении лежа. Но такие занятия лучше всего проводить под наблюдением специалиста. Самое главное: желание мамы и папы. Важно, чтобы вы были едины. Если папа возражает против занятий, не торопитесь, дайте ему посмотреть рисунки малышей в Интернете, может быть, он сам захочет порисовать с малышом.


Нужно ли уметь рисовать маме или папе? 

Уметь рисовать самому совершенно не обязательно, но смешивать цвета, наносить мазки вам должно нравиться.
Это методика обучения рисованию? Нет, это не методика обучения рисованию, а совместная предметная деятельность, а в качестве предмета используется краска.


Зачем все это надо?

Доказывать, что предметная деятельность оказывает влияние на развитие мелкой моторики,  нет необходимости. Краска привлекает внимание ребенка, что доказано в работах Т.Г. Казаковой, которой я очень благодарна за советы, данные на начальном этапе работы над методикой, так и за поддержку в настоящее время. Ребенок  играет с краской. Это разновидность сенсомоторной игры. Занятия с краской развивают мелкую моторику, цветовосприятие, способствуют эмоциональному, речевому, сенсорному развитию. Очень важно: в процессе работы  происходит общение со взрослым. Все это оказывает влияние на психическое развитие ребенка.
Рисунками младенцев можно украсить детскую, а можно и офис. Как показали наши исследования, проведенные на одной из выставок,  большинство людей рисунки младенцев успокаивают, оказывают расслабляющее действие. Так что в наше нелегкое время рассматривание рисунков младенцев позволит снять стресс. Можно и взрослым рисовать «под младенца». Правда, результат будет намного хуже, чем у ребенка до года, но удовольствие получите и стресс снимите.

С чего начать:  с магазина канцелярских принадлежностей
Выбор краски: детская нетоксичная гуашь (имеет значок «нетоксично»), коробки оформлены персонажами из мультфильмов. Для самых маленьких достаточно 6 цветов. Нельзя использовать художественную или плакатную гуашь. Можно купить пальчиковую краску. Но ее консистенция отличается от гуаши и сама картинка получится другой.
Бумага: ватман (режем на
8 частей) или акварельная бумага (формат А3).
Кисточки: для малышей до года не нужны.
Влажные салфетки — очень нужны.
Экипировка мамы: папина рубашка или футболка, брюки (легко стирающиеся).
Экипировка  малыша: кофточка, футболка, памперс, если прохладно — наденьте ползунки. Для малышей старше года можно использовать  и специальные фартуки для юных художников, с нарукавниками. В такой экипировке ничто не страшно!


Спецодежду можно и не стирать, тогда через несколько месяцев вам на память останется не только стопка рисунков, но и  неповторимой красоты кофточка 20-го размера.
Рабочее место. Стульчик для кормления лучше использовать по назначению, для творчества не годится — уж очень знакома обстановка, так и не терпится попробовать краску на  вкус. Письменный стол наиболее удобен для старта творчества, его лучше застелить однотонной (чтобы яркий рисунок не отвлекал малыша) клеенкой. Практика показывает, что за письменным столом малыш очень быстро осознает, что краска — не еда, ее не берут в рот. Интонацию голоса малыш великолепно понимает, и если  вы скажете: «Это не едят» строгим тоном, то, как правило, этого бывает достаточно. Но не переусердствуйте! Кричать не надо! А то испугаете творца! Месяцев с 10, когда малыш уже уверенно сидит за столом, можно организовать индивидуальное рабочее место: детский стол и стульчик. Мама садится рядом (или сзади) малыша. До начала занятия все должно быть готово. Бумага разложена на столе. Двух-трех листов, как правило,  достаточно для одного занятия. Баночки с краской открыты. Для первого раза достаточно 2-3 красок. Красная краска может испугать малыша, поэтому даем ее через несколько занятий. Водой не пользуемся. Малыши ее обязательно разольют, или, что гораздо хуже, — выпьют. Небольшое количество краски помещают на лист бумаги. Первое занятие лучше провести с папой или другим помощником. Мама сажает малыша на коленки. Предлагает потрогать краску: « Толя, смотри какая краска красивая».  Как правило, малыши тянутся к краске, если этого не происходит – (осторожно!) пальчик ребенка сами окунаете в краску.  Если малыш активно сопротивляется, не предпринимайте больше попыток, пусть он просто понаблюдает за вами (вы можете немного порисовать на его листе) или за папой, который может проявить свои творческие способности, расположившись напротив малыша. Малыш может активно размазывать краску, может хлопать по ней. В этот момент вы осознаете необходимость экипировки. Первое  знакомство с краской длится недолго — 5 минут, иногда, правда, и дольше. В дальнейшем занятия могут удлиняться. Важно, чтобы процесс у вас самой вызывал восторг, иначе малышу будет скучно. Есть серьезные малыши, которым нужно время для того, чтобы привыкнуть к новым условиям. Но это, как правило, художники старше 10 месяцев. Те, кто помоложе, значительно быстрее окунаются в краску в прямом и переносном смысле. Таких активных после занятий надо ополоснуть под душем.

Если малыш уже активно рисует, ему нравится этот процесс, то можно предоставить возможность самостоятельно выбрать краску  и достать пальчиком из баночки. В дальнейшем количество используемых цветов краски  будет увеличиваться, да и самой краски будет утекать достаточно много. Одного набора из шести цветов хватает на 2-3 занятия с одним ребенком. Будьте внимательны: если, по вашему мнению, получился шедевр, предложите художнику новый лист бумаги. Бумагу не жалейте. Активные младенцы могут создать 3-4 полотна, рекорд побила Нелли Ким. В возрасте 9 мес.  она творила на листе ватмана и почти весь его заполнила.


Как часто заниматься?

До года красками заниматься достаточно 1 раз в неделю.  В другие дни малышу 9-10 месяцев можете предложить восковые мелки, масляную пастель, можно и полепить из соленого теста или массы для лепки (1+). Пластилин для таких карапузов не подходит.


Откуда такое название?

С названием все очень просто — так нашу деятельность шутя назвал кто-то из присутствующих пап малышей. Всем понравилось, и это название прочно укрепилось за нами. Когда мы создавали свою организацию, то название решили не менять, по нему родители нас могли легко найти. Прошло более 10 лет, последние 2 года по своей методике мы готовим педагогов, врачей, медработников, социологов. По окончании 36-часового  семинара они получают сертификаты. Сейчас мы подготовили около 100 человек не только в Москве, но и других городах. Поэтому если педагог детского сада или центра говорит, что он работает по нашей методике, он должен предоставить сертификат. Зачем? Предложенная методика  только на первый взгляд кажется простой. Ею очень быстро овладевают мамы.  Но педагог, который работает с группой детей первого года жизни и их мамами (папами), должен соблюдать главный принцип: НЕ НАВРЕДИ!

Детям раннего возраста должны быть созданы условия для проведения занятий, включая возможность как следует вымыться после занятий. Дети должны быть обеспечены безопасными художественными материалами, и что очень важно — должна быть психологическая безопасность. Детям первого-второго года жизни нельзя (!) ограничивать пространство для рисования. Ребенку трех лет можно предложить попасть кисточкой в пределах круга, нарисованного на бумаге, но малышу 6 месяцев такое задание не под силу, а если оно выполняется с помощью мамы путем  пассивного нанесения мазков — оно просто вредно для малыша. Регулярные занятия с выполнением подобных занятий могут привести к тому, что ребенок станет замкнутым, неуверенным в себе. На одном из сайтов выставлены работы грудничков до года, где можно увидеть такие работы.  Мы вынуждены об этом говорить, так как наша методика привлекает внимание всех, не только родителей и педагогов, да и тех, кто не имеет педагогического (психологического, медицинского) образования и начинает работать с малышами. Когда начинают с малышами работать архитекторы, инженеры, модельеры — лица, не знающие особенности нервно-психического развития ребенка — пользы от таких занятий не будет. Учиться никогда не поздно. Для педагогов, психологов, педиатров мы организуем обучающие семинары. Специальные семинары мы организуем для родителей.