Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Вкусная энциклопедия домашней кухни

Вкусная энциклопедия домашней кухни

Издательство: АСТ

298 руб.

Афиша
23.10.2017
БРОНЕБОТ: БОИ РОБОТОВ. Новый сезон.

В этом году школьные каникулы начинаются с Бронебота ...

подробнее...
20.10.2017
Путешествия Незнайки

Детский музыкальный театр имени Наталии Сац представляет мюзикл ...

подробнее...
20.10.2017
«Гадкий утенок»

Умная, добрая, трогательная, красивая… Такой должна быть настоящая ...

подробнее...
18.10.2017
Детское новогоднее представление Фикси-шоу «Спасатели времени»

Фикси-шоу «Спасатели времени»  – масштабная премьера с участием ...

подробнее...
06.09.2017
Тайна Коко

«Мы стоим на плечах своих предшественников», – говорит ...

подробнее...
08.06.2017
«Чудище Бансен» - уморительная премьера на Nickelodeon Россия

Комедийный мультфильм о настоящей дружбе и увлекательных приключениях ...

подробнее...
15.03.2017
Развивающий сериал "Расти-механик"

Новый сериал расскажет дошкольникам и их родителям о ...

подробнее...
09.03.2017
Лицензионное соглашение с Nickelodeon Viacom Consumer Products

Лицензионное подразделение международного холдинга VIMN в России Nickelodeon ...

подробнее...
22.09.2017
Большой PLAY-DOH Сфинкс в ЦДХ на Крымском валу

Как бы выглядел известный объект мирового культурного наследия, ...

подробнее...
29.08.2017
Приходи на праздник LEGO® NINJAGO® и стань ниндзя!

9 и 10 сентябряь  в День города Москвы ...

подробнее...
25.10.2017
Фестиваль детской книги

С 28 до 30 октября все книголюбы приглашаются ...

подробнее...
09.10.2017
Всероссийская выставка-ярмарка BABY-LIFE-EXPO 2017

27-29 октября в Москве пройдёт Всероссийская выставка-ярмарка  BABY-LIFE-EXPO ...

подробнее...
20.09.2017
Музей Восстания Машин

30 сентября. На площади 750 м 2 в ...

подробнее...
16.08.2017
День Подарка пройдет в парке «Красная Пресня»

26 августа в парке «Красная Пресня» состоится «День ...

подробнее...

Ваш выбор, «сэр»? Методика Монтессори

04.08.2009

В 2007 году весь педагогический мир отметил 100-летие Монтессори-педагогики. В России эта система была в 1926 году запрещена и забыта почти на семьдесят лет. Но теперь по данной методике занимаются тысячи наших маленьких соотечественников. Нередко о ней (не зная абсолютно ничего) негативно отзываются мамочки и спорят со своими коллегами на работе бабушки.


Чтобы понять эту методику, мы пришли в один из столичных классов-Монтессори и сами увидели, как воспитывают наших детей. А помогала нам не упустить никаких деталей – педагог-психолог центра творческого развития «Радуга» Любовь Викторовна МИХАЙЛОВА.

Строитель себя
Утро, на часах ровно 9:30. Детишки по очереди входят в группу. Кто-то с мамой, а кто-то с бабушкой или дедушкой. Возраст учеников от восьми месяцев до трех лет. Обратим внимание, что бывают группы до трех лет и от трех до шести. Ребятишки здороваются с учителем. Все по-разному: один – грустно, другой – весело, у кого какое настроение. У воспитателя есть время
почувствовать каждого ребенка. Решить, как и когда к нему подойти, или лучше сегодня не вмешиваться в его работу. Урок, который продлится полтора часа, начинается с взаимного приветствия перед коллективным уроком. Все дружно становятся в круг и выполняют упражнение с колокольчиком, а затем с фонариком:
Колокольчик на ладошку положи, положи,
Колокольчик на ладошке покажи, покажи,
А теперь его с ладошки надо взять, надо взять,
И для всех ребят на круге поиграть, поиграть,
Дин-дин, дон-дон.
Фонарик свой огонь зажег,
И собрались мы все в кружок,
Друг другу ручки дать спешим,
И поздороваться хотим,
Здравствуйте, здравствуйте,
Здравствуйте – все говорим.


Далее – занятия по душе. Ведь система Монтессори предоставляет каждому ребенку поистине безграничную свободу выбора. Ученик здесь может по собственному усмотрению решать, чем бы ему хотелось сегодня заняться: счетом, рисованием или чтением, постирать или посадить цветок. Дети проходят в различные зоны и свободно выбирают на открытых полках то, что хотят, обустраивают свое рабочее место.
Мама или родственник всегда находятся рядом. И это неспроста. Ведь между маленьким учеником и его наставником должны быть партнерские отношения.
Только в этом случае от занятий можно ожидать положительного эффекта.

Интересно, что в Россию первый раз идеи Монтессори пришли еще перед Первой мировой войной. Работающие по ее системе детские сады выжили в самые голодные и трудные годы и были закрыты только в конце двадцатых. Сегодня их география поражает воображение. Это и Карелия, Приморье, Якутск, Чукотка…

Огромное внимание уделяется обучению детей навыкам самообслуживания. Справедливо считается, что ребенок, умеющий ловко зашнуровать собственные ботинки, застегнуть курточку и пришить пуговицу к рубашке, не только приобретает бесценный опыт самостоятельности и ответственности, но и разовьет те мышцы, которые необходимы и для овладения навыками письменной речи.

Рабочие зоны
Зона развития крупной моторики:
Сюда входят: шариковый сухой бассейн, горка, скамеечка для лазанья, домик с тоннелем, мячи, спортивный комплекс со следующими снарядами: кольца, турник, канат, веревочная лестница-стенка, канат.
В зоне тонкой моторики все предметы подобраны для развития мелкой моторики детишек. Это и колбочки для переливания, мисочки, чтобы пересыпать, например, крупы – из одной в другую. Здесь же работают с пипетками, пинцетами, прищепками, нанизыванием бус, сортировкой мелких предметов. К ним относятся рамки с различными видами застежек: большими и маленькими пуговицами, молнией, пряжками, крючками, шнуровкой, бантами, булавками, кнопками, липучкой.
Материалы, которые позволят ребенку научиться заботиться об окружающем мире – мытье посуды, стирка, глажение, чистка обуви. Кстати сказать, практически все предметы, которыми пользуется ребенок, не игрушечные, а настоящие. В Монтессори-группе дети живут не понарошку, а всерьез. Реальная деятельность позволяет ребенку сделать первые шаги на пути к настоящей свободе.
Зона сенсорного воспитания: развитие органов чувств у детей с рождения до 3 лет идет очень интенсивно. Но нас интересуют не просто процессы сенсорного восприятия, но утончение восприятия. У ребенка до 5,5 лет очень велика потребность в действиях и деятельности, основанных на сенсорных впечатлениях, ребенок идет по пути сенсомоторного развития.
Все материалы сенсорной зоны устроены таким образом, что в них изменяется только один параметр, все они имеют четкий алгоритм первоначальной деятельности, способ контроля ошибок, варианты усложнения задачи.

А дома можно?
Многие взрослые интересуются: «Зачем ходить в группу, если этим можно заниматься с малышом и дома?» – продолжает Любовь Викторовна. – Некоторые даже просят расписать рекомендации на бумаге. Но что можно написать на бумаге, если это невозможно объяснить словами? Могу четко сказать, что обучение по Монтессори (как и любое другое) строится на любви и огромном терпении. Да и не у всех планировка квартиры позволит выделить несколько квадратных метров, чтобы оборудовать их под учебную комнату. Вот у нас здесь 50 квадратных метров – достаточно большое помещение. А развивающие материалы? Здесь, например, более 100 материалов, с помощью которых дети знакомятся с окружающим миром.

Дисциплина и свобода – вещи вполне совместимые
Дисциплину М. Монтессори трактовала как активность, которая контролируется и регулируется самим ребенком и предполагает действия, определяемые им самим, а не налагаемые извне педагогом или родителем.
Смысл метода, разработанного Монтессори, заключался в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Задача воспитателя – помочь ему организовать свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу.
Если педагог увидит, что ребенок взял новый для него материал или затруднился с выбором, то предлагает показать ему материал и проводит краткий урок (презентацию). Дальше бывает по-разному. Либо ребенку понравятся пояснения, и он продолжит играть, либо – возьмется за другой материал.

Все Монтессори-материалы удивительно конкретны и наглядны и позволяют ребенку не просто принимать на веру слова учителя, а на основании собственного опыта убеждаться, что дважды два и в самом деле четыре, а Земля действительно вращается вокруг Солнца, а не наоборот.

Шанс проявиться
В группе стульчики и столы сделаны так, чтобы ребенок мог свободно манипулировать ими, а шкафчики так, чтобы дети доставали все, что им нужно с самой высокой полки. Детям очень важно быть самостоятельными. Не у каждой мамы хватает терпения смотреть, как ребенок размазывает краску на столе или неумелыми ручками стирает в тазу тряпочку. Маме легче помыть самой. Учитель в Монтессори-группе, возможно, перемоет за малышом, но сначала покажет, как это делается и даст ребенку попробовать.


«Помоги мне сделать это самому»
Вот малышка рассыпала что-то на полу. Сама взяла веник, совок и подметает. Кто знает, может, сегодня в этой девочке проснулась не только самостоятельность, но и самоуважение и ответственность?!
Важно и то, что, выжимая тряпку или подметая за собой, ребенок осваивает новые для себя движения, и много раз возвращаясь к такой работе, он делает ее все точнее и увереннее, готовя свою руку к движениям и действиям более сложным, необходимым при письме. Малыш пока не боится быть смешным, он боится, что взрослый остановит его, грубо разрушит его работу и отобьет к ней всякий интерес. А если этого страха нет, со временем у малыша возникает интерес к самостоятельной работе, он обретает навык выбирать и планировать ее. У ребенка появляется внутренний мотив к деятельности и творчеству.
Конечно, с таким ребенком труднее, он требует уважения к себе и к тому, что он делает. Ему надо доходчиво объяснять каждое свое действие, потому что он готов отстаивать свое мнение в диалоге со взрослым.

Закладка характера
Получив навыки взаимодействия с миром, малыш открывает путь к внутренней дисциплине. Он упорядочивает свои волевые движения (а это обязательно пригодится ему в школе, ведь сейчас многие дети от непривычки не могут высидеть 30 минут урока), учится концентрироваться на реальных предметах, осваивает нормы человеческого поведения.

Мы идем в школу
Дети из групп Монтессори без особого труда поступают в самые престижные школы. Родителям, задающим вопрос о том, куда отдавать родное чадо после детского сада, рекомендую: ищите не школу, а учителя, способного принять и понять вашего ребенка, а остальное он сделает при минимальной помощи.

О минусах
Нельзя, конечно, не сказать и о минусах системы. Но их, по мнению педагога Любови Викторовны, по сравнению с плюсами очень мало. Например, в методике мало внимания уделено творчеству. Поэтому рисование, кукольный театр, моторные и пальчиковые игры – все это педагоги вводят в занятия сами. Занятие подходит к концу. Как и в самом начале, ребята становятся в круг, только теперь чтобы сказать друг другу до свидания. Задув дружно фонарик,
все вместе поют:
В фонарике огонь погас,
Пора прощаться нам сейчас,
Мы до свиданья скажем,
И ручками помашем.
(Берутся за руки и прощаются.)

Идеи основательницы этой системы, итальянского педагога Марии Монтессори, воплощаются во многих уголках земного шара. Так, в Англии из всех базовых школ для детей 4–12 лет 20% составляют Монтессори-школы. В Голландии – 40%.
В США национальные Монтессори-общества объединяют 10 тысяч школ и лицеев для детей от 4 до 12 лет.


Загрузка...
-->