Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Детям

Детям

Издательство: АСТ

Автор: Маршак Самуил Яковлевич

436 руб.

Почему дети придумывают прозвища?

15.09.2009

Во многих странах мира дети при рождении получают двойные, а то и тройные имена. Это делается для того, чтобы ребенок, достигнув совершеннолетия, смог сам определиться, с каким именем ему прожить всю жизнь.
У нас же, русских, когда малыш появляется на свет, ему дается одно имя. Но очень часто в школьном возрасте и у наших детишек появляются вторые «имена» – прозвища и клички. «Толстый», «хромой» и «рыжий» есть практически в каждой школе страны.
Почему ребята придумывают подобные прозвища?
Как остановить ребенка, который беззастенчиво ругается и обзывается?
На вопросы отвечает педагог-психолог Екатерина МИРОНОВА.

Подбираем метафоры
В основе кличек и прозвищ лежит сравнение. Родители прибегают к сравнениям по признакам: мягкий, пушистый, добрый, красивый. Таким образом они выражают свою любовь к детям. Сами ребятишки чаще находят сравнения по иным признакам: некрасивый, злой, неряшливый, трусливый. Близки к кличкам и оценочные слова-характеристики (неряха, лодырь, грязнуля), но они носят временный характер. Прозвища могут отражать физический недостаток (хромота, слабое зрение), внешний вид (полнота, худоба, большие уши, веснушки), стиль поведения (быстро говорит, быстро ходит, постоянно дерется); единичный поступок, который запомнился; фамилии (Козлов, Баранов).
В большинстве случаев под «обстрел» попадают внешность и фамилии детей. Так, в одном классе нередко можно встретить: Сухаря (Сухарев), Рыжего, Жиртреста, Шпалу (высокий человек) и даже Шкафа.

Мультяшные прозвища
Еще одним неиссякаемым источником кличек являются литературные произведения, кинофильмы и мультики. Конечно, сейчас их огромное количество, а совсем недавно любая премьера, показанная по телевизору, вызывала у детишек такую бурю эмоций, что уже через несколько дней все роли между ними были распределены, а сами роли получали «новых хозяев» в строгом соответствии с экранным «оригиналом».

Откуда корни
А задумывались ли мы когда-нибудь, почему именно детство так изобилует рождением этих самых прозвищ? Ведь редко (а то и никогда) присваивается кличка человеку взрослому (исключение, пожалуй, составляет лишь руководство, например, строгая учительница Татьяна Леопардовна (вместо Леонидовна). Чаще всего обильное «награждение» прозвищами кончается в пору студенчества. Клички в мир взрослых приходят в основном лишь взятые из детства. Для того чтобы ответить на этот вопрос, проанализируйте, каким же образом кличка обретает своего хозяина. Как правило, она точно указывает на самое бросающееся в глаза, видимое в первые моменты. Именно поэтому есть Пончики и Скелеты, Куклы и Жирафы, Крохи и Знайки.
Но дети зачастую очень метко схватывают суть человека – ведь, в зависимости от отношения, девочку можно за яркую внешность назвать Барби или Бабка. Вряд ли дети одарят того, с кем дружит весь класс, именем отрицательного персонажа. И еще – не нужно забывать, что именно какая-то устойчивая черта ребенка чаще всего обеспечивает «стабильность» клички. Видели ли вы, чтобы Плюшкой называли худощавую девочку?
И еще – дети, в отличие от взрослых, непосредственны и не только не любят, а попросту не умеют притворяться. Редко взрослому, имеющему кличку, говорят ее в глаза (директор предприятия может и не знать, что он Хозяин, а секретарша никогда не догадается, что она Мымра). А дети не стесняются. Они еще не умеют лукавить и непосредственно говорят всю «правду» в глаза. Характер человека, его манеры поведения и общения с другими формируются в раннем детстве и фактически не меняются в течение жизни. Вот почему некоторые «удачные» клички отражают натуру и в 10 и в 45 лет одинаково.

Обзывание – наиболее частая причина обид и драк в начальных классах. Третьеклассники и пятиклассники в проведенном анонимном опросе: «За что вы не любите некоторых своих одноклассников?» чаще всего отвечали: «За то, что он (она) обзывается».

На заметку родителям и учителям
Прежде всего нужно научить ребенка спокойно относиться к прозвищам. Объяснить, что болезненная реакция на «обзывалку» не только не остановит обидчика, но и еще больше раззадорит. Про «заслуженность» мы уже упоминали – в таком случае стоит просто изменить свое поведение. Если же объект высмеивания – фамилия, то пусть ваш ребенок спокойно объяснит обидчикам, что ему неприятно то, что они делают, и он такого обращения не заслужил. Достаточно сказать это раз или два, а потом просто игнорировать подобные обращения. А человека, который не раздражается, когда его дразнят, и дразнить-то неинтересно.
Кстати, родители обязательно должны отреагировать на очередную «всплывшую» кличку своего ребенка. Почему? Все просто. Мы привыкли считать своих детей самыми лучшими на свете. Дома они ласковые и пушистые. А в школе, возможно, дерутся, обзываются скверными словами, прогуливают уроки. Отсюда – «бандит», «гулёна». Педагоги должны пресекать возникновение в коллективе прозвищ. Можно поиграть, придумывая интересные варианты имени каждого ребенка – только необидные, разумеется!

Совет профессионала
А вообще – поощряйте «хорошее» в детях, растите их интересными собеседниками, знающими людьми, открытыми и добрыми, верными друзьями – тогда у сверстников не будет повода давать им обидные прозвища.

Учимся противостоять
Вот примеры отговорок:
«Чики-траки – стеночка!»
(Ребенок рукой ставит преграду между собой и обзыванием.)
«Черная касса –
ключ у меня,
кто обзывается –
сам на себя!»

«Шел крокодил,
твое слово проглотил,
а мое оставил!»
Все отговорки стоит произносить спокойным, доброжелательным тоном, стремясь свести все к шутке.