Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Русские сказки и легенды

Русские сказки и легенды

Издательство: АСТ

Автор: Цыганков И.

240 руб.

Афиша
23.10.2017
БРОНЕБОТ: БОИ РОБОТОВ. Новый сезон.

В этом году школьные каникулы начинаются с Бронебота ...

подробнее...
20.10.2017
Путешествия Незнайки

Детский музыкальный театр имени Наталии Сац представляет мюзикл ...

подробнее...
20.10.2017
«Гадкий утенок»

Умная, добрая, трогательная, красивая… Такой должна быть настоящая ...

подробнее...
18.10.2017
Детское новогоднее представление Фикси-шоу «Спасатели времени»

Фикси-шоу «Спасатели времени»  – масштабная премьера с участием ...

подробнее...
06.09.2017
Тайна Коко

«Мы стоим на плечах своих предшественников», – говорит ...

подробнее...
08.06.2017
«Чудище Бансен» - уморительная премьера на Nickelodeon Россия

Комедийный мультфильм о настоящей дружбе и увлекательных приключениях ...

подробнее...
15.03.2017
Развивающий сериал "Расти-механик"

Новый сериал расскажет дошкольникам и их родителям о ...

подробнее...
09.03.2017
Лицензионное соглашение с Nickelodeon Viacom Consumer Products

Лицензионное подразделение международного холдинга VIMN в России Nickelodeon ...

подробнее...
22.09.2017
Большой PLAY-DOH Сфинкс в ЦДХ на Крымском валу

Как бы выглядел известный объект мирового культурного наследия, ...

подробнее...
29.08.2017
Приходи на праздник LEGO® NINJAGO® и стань ниндзя!

9 и 10 сентябряь  в День города Москвы ...

подробнее...
09.10.2017
Всероссийская выставка-ярмарка BABY-LIFE-EXPO 2017

27-29 октября в Москве пройдёт Всероссийская выставка-ярмарка  BABY-LIFE-EXPO ...

подробнее...
20.09.2017
Музей Восстания Машин

30 сентября. На площади 750 м 2 в ...

подробнее...
16.08.2017
День Подарка пройдет в парке «Красная Пресня»

26 августа в парке «Красная Пресня» состоится «День ...

подробнее...
03.08.2017
Летняя выставка-ярмарка изделий ручной работы ArtFlection

5 и 6 августа 2017 года в выставочном зале Amber Plaza в ...

подробнее...

О пылесосе, который нюхал цветы…

18.11.2009

ГЛАВНОЕ, НЕ МЕШАТЬ детскому воображению


Вспомните, вам ведь не раз приходилось слышать о детском воображении: «Это гениально!», тогда как о гениальных творениях взрослых часто говорят: «Какая детская непосредственность!» А вы задумывались, почему, оценивая плоды чьего-то воображения, между понятиями гениальность и детскость ставят знак равенства?!

Уникальный дар со знаком «бесконечность»

Воображение – это великая сила. Именно благодаря воображению человек создает произведения искусства, делает изобретения и совершает научные открытия.

Можно сказать, воображение движет прогрессом. Однако способность эта хрупкого свойства: хотя она и дана нам с рождения, но легко может быть утрачена нами в последствии.

Дети рождаются в мир, еще ничего о нем не зная. Они его видят, слышат, осязают, исследуют его всеми органами чувств. Но фактически каждый ребенок, познавая мир, воображает его для себя и создает свой неповторимый мир. Дети легко верят в то, чего нет, и боятся того, что совершенно не страшно. Они стремглав убегают от безобидного щенка, как от жуткого чудовища, а перед сном подходят к аквариуму, шепча плавающей в нем «золотой» рыбке свои самые сокровенные желания. Взрослея, человек приобретает разные знания и опыт, а вместе с ними выдуманный в детстве мир, как правило, приходит в соответствие с общепринятыми представлениями: щенок становится щенком, а «золотая» рыбка – китайским карасем. И только те взрослые, кто сумел сохранить воображение ребенка, становятся художниками, изобретателями, учеными.

Очевидное невероятное, или Оживший пылесос Одна маленькая девочка, увидев впервые, как мама пылесосит, закричала: «Ой, посмотри, он нюхает цветы!» Мама улыбнулась. Ей, конечно, не приходило в голову связать «дыхание» пылесоса с человеческим дыханием, но ассоциация была вполне логичной. Одно было странным: почему бытовой процесс всасывания пыли напомнил дочке такое романтичное занятие, как вдыхание аромата цветов?

Мама удивленно спросила: «А почему ты решила, что он нюхает цветы, а не запыхался от работы? Цветы тут при чем?» И в ответ она услышала: «Как при чем?!» Дочка быстро опустилась на корточки и, ползая по ковру, стала показывать пальцем на цветы, вытканные на нем: «Вот же они! Вот! И вот! Ты не видишь их, что ли?!» А мама их, и правда, не видела. Много лет подряд она пылесосила этот ковер, и видела в нем только напольное покрытие, которое требовало постоянного ухода и тем самым отнимало ее свободное время. И вот теперь, кажется, произошло чудо. Благодаря дочке ковер вдруг стал разноцветным лугом, а обычный пылесос ожил и превратился в смешное существо с длиннющим хоботом, которым оно жадно до упоения нюхало цветы. С тех пор пылесос стали ласково называть Нюшей, а скучная домашняя обязанность превратилась для мамы в увлекательную прогулку по цветущему лугу.

Не держите птицу в клетке

Развитие творческого воображения, как известно, проходит через три важных фазы.

1. Фаза самобытности, свободы и непосредственности. Она начинается с момента рождения, в полной мере проявляется в возрасте трех лет и продолжается все детство и отрочество. В этот период в основе воображения лежат такие качества, как наивность, восторженность, искренность. А главное, воображение свободно от стереотипов, в нем нет ничего рационального.

2. Фаза осмысления. Неизбежность этой фазы понятна. Обычно эта фаза наступает в конце юности. Но если не давать воображению ребенка развиваться самостоятельно и постоянно навязывать ему какие-то стандарты, то эта фаза может наступить еще в детстве. Это момент кризиса воображения, и от него зависит, что будет дальше – взлет или спад.

3. Фаза творческого взлета или творческого спада. Завершающая фаза, которая длится потом всю жизнь.

Пойди туда, не знаю куда

Получается, с одной стороны, развитие детского воображения – процесс естественный, которому не следует мешать. А с другой стороны, если не развивать детское воображение, то не факт, что оно станет развиваться самостоятельно. И каков же выход?

Все решается по принципу известной детской сказки: «Пойди туда, не знаю куда». Ребенка надо обязательно вести по пути воображения, но никаких законов, стандартов, догм на этом пути устанавливать нельзя. Гений – это тот, кто нарушает нормы, кто умеет, несмотря на реальность сегодняшнего дня, вообразить другую реальность, которую в будущем благодаря нему смогут увидеть и остальные.

Не спешите делать замечаний ребенку, когда он рисует, играет, придумывает.

Если ребенок в игре нарушает правила, не говорите ему тут же: «Так нельзя!», попробуйте поиграть с нарушенными правилами. Возможно, вы изобретете более интересный вариант игры, а возможно, убедитесь, что правила были разумны, но вы убедитесь в этом вместе с ребенком, а не навязав ему их.

Пир воображения

Если вы хотите, чтобы у вашего ребенка воображение было развито хорошо, не довольствуйтесь только тем, что с ним занимаются в детском саду или в школе.

Развитие воображения должно стать и вашей родительской задачей. Устраивайте пир воображения каждый день, при любом подходящем случае: гуляете вы, кушаете, читаете книгу, моетесь в ванной.

А сколько разнообразных угощений для воображения можно подавать на этом пиру! Желательно только подавать их с учетом возрастных этапов развития ребенка.

Этап 1-й.

Создание образов

Угадай по части целое. На картинке изображена часть предмета, и ребенку предлагается угадать весь предмет. Угадав, можно дорисовать и раскрасить его.

Узнай предметы. На картинке изображены предметы, наложенные один на другой, и ребенок должен в перекрещенных линиях увидеть все предметы и называть их.

Что на что похоже. Чаще всего это задание выполняют, рассматривая облака или узоры на стекле.

Этап 2-й.

Сюжетное видение

Составление рассказов. Можно расспросить ребенка, что нового было сегодня в саду/школе, или поинтересоваться, о чем были мультфильм/книга, или попросить вспомнить подробно весь вчерашний/сегодняшний день.

Небывальщина. Это замечательная и незаслуженно игнорируемая взрослыми игра в неправдивые истории о том, чего не бывает. Кстати, можете и сами поучаствовать в придумывании небывальщины. Потом все придуманное можно проиллюстрировать.

Закончи историю. Начните рассказывать ребенку какую-то историю, а закончить предложите ему.

Этап 3-й.

Принцип комбинирования

Где спряталась фигура? Ребенку показывают фигуру и просят найти ее в окружающих предметах или в специально нарисованной сюжетной картинке.

Закорючки. Нужно превратить неопределенную закорючку в осмысленную картинку.

Лапы, крылья, хвост. Если взять лапы одного животного, голову другого и хвост третьего, и все это присоединить к выдуманному туловищу, то какой новый зверь получится? Хорошо бы только, чтоб симпатичный.

Этап 4-й.

Самостоятельное творчество

Опорные слова. По 10 опорным словам надо нарисовать картину или сочинить историю.

Иллюстрации к сказке. Предложите ребенку проиллюстрировать прочитанную сказку.

История любимой игрушки. Сочиняйте с ребенком истории жизни для каждой игрушки, которая появляется в вашем доме. Такие же истории можно придумать для мочалки, кресла, яблони в саду.

Грамотно развивая воображение своего ребенка, вы получите тройной педагогический эффект: поможете ребенку стать творческой личностью, установите доверительные отношения друг с другом, а кроме того, и своему воображению подарите новый творческий взлет.