Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Лиса и гуси

Лиса и гуси

Издательство: Адонис

Автор: Ушинский Константин Дмитриевич

17 руб.

Афиша
24.05.2017
Уникальное Шоу в "Цирке Танцующих Фонтанов Аквамарин"

«Продюсерская компания Аквамарин» приглашает Вас 2 июня на ...

подробнее...
14.04.2017
Гадкий утенок

Детский музыкальный театр имени Наталии Сац

подробнее...
13.04.2017
Повелитель мух

21 апреля в Театре Наталии Сац

подробнее...
30.03.2017
«Картонные сказки»

Уникальный развивающий театральный проект для детей от 5 ...

подробнее...
08.06.2017
«Чудище Бансен» - уморительная премьера на Nickelodeon Россия

Комедийный мультфильм о настоящей дружбе и увлекательных приключениях ...

подробнее...
15.03.2017
Развивающий сериал "Расти-механик"

Новый сериал расскажет дошкольникам и их родителям о ...

подробнее...
09.03.2017
Лицензионное соглашение с Nickelodeon Viacom Consumer Products

Лицензионное подразделение международного холдинга VIMN в России Nickelodeon ...

подробнее...
21.02.2017
«Легенды затерянного храма»

В праздничные февральские выходные телеканал Nickelodeon порадует зрителей ...

подробнее...
22.06.2017
Встречайте: «ЗОЖ 2.0 Перезагрузка»

Самое яркое событие этого лета -  Некоммерческий Фестиваль ...

подробнее...
08.06.2017
АндерСон собирает семейный оркестр

7 июня в семейном кафе АндерСон ожидается пополнение! ...

подробнее...
29.05.2017
В АндерСоне – играют все

1 июня в сети семейных кафе АндерСон ребят ...

подробнее...
12.04.2017
Семейный финансовый фестиваль «PRO ДЕНЬГИ»

22 апреля 2017 года в Москве пройдет  первый ...

подробнее...
21.06.2017
Hobby Games предлагает сыграть в популярные игры на «Дикой Мяте 2017»

Сеть магазинов Hobby Games приготовила увлекательную игротеку для ...

подробнее...
29.05.2017
День защиты детей в галерее "Пересветов переулок

Галерея « Пересветов  переулок » приглашает на дворовую ...

подробнее...
25.05.2017
Фотовыставка «Домой!»

3 июня на территории Государственного Дарвиновского музея откроется ...

подробнее...

О пылесосе, который нюхал цветы…

18.11.2009

ГЛАВНОЕ, НЕ МЕШАТЬ детскому воображению


Вспомните, вам ведь не раз приходилось слышать о детском воображении: «Это гениально!», тогда как о гениальных творениях взрослых часто говорят: «Какая детская непосредственность!» А вы задумывались, почему, оценивая плоды чьего-то воображения, между понятиями гениальность и детскость ставят знак равенства?!

Уникальный дар со знаком «бесконечность»

Воображение – это великая сила. Именно благодаря воображению человек создает произведения искусства, делает изобретения и совершает научные открытия.

Можно сказать, воображение движет прогрессом. Однако способность эта хрупкого свойства: хотя она и дана нам с рождения, но легко может быть утрачена нами в последствии.

Дети рождаются в мир, еще ничего о нем не зная. Они его видят, слышат, осязают, исследуют его всеми органами чувств. Но фактически каждый ребенок, познавая мир, воображает его для себя и создает свой неповторимый мир. Дети легко верят в то, чего нет, и боятся того, что совершенно не страшно. Они стремглав убегают от безобидного щенка, как от жуткого чудовища, а перед сном подходят к аквариуму, шепча плавающей в нем «золотой» рыбке свои самые сокровенные желания. Взрослея, человек приобретает разные знания и опыт, а вместе с ними выдуманный в детстве мир, как правило, приходит в соответствие с общепринятыми представлениями: щенок становится щенком, а «золотая» рыбка – китайским карасем. И только те взрослые, кто сумел сохранить воображение ребенка, становятся художниками, изобретателями, учеными.

Очевидное невероятное, или Оживший пылесос Одна маленькая девочка, увидев впервые, как мама пылесосит, закричала: «Ой, посмотри, он нюхает цветы!» Мама улыбнулась. Ей, конечно, не приходило в голову связать «дыхание» пылесоса с человеческим дыханием, но ассоциация была вполне логичной. Одно было странным: почему бытовой процесс всасывания пыли напомнил дочке такое романтичное занятие, как вдыхание аромата цветов?

Мама удивленно спросила: «А почему ты решила, что он нюхает цветы, а не запыхался от работы? Цветы тут при чем?» И в ответ она услышала: «Как при чем?!» Дочка быстро опустилась на корточки и, ползая по ковру, стала показывать пальцем на цветы, вытканные на нем: «Вот же они! Вот! И вот! Ты не видишь их, что ли?!» А мама их, и правда, не видела. Много лет подряд она пылесосила этот ковер, и видела в нем только напольное покрытие, которое требовало постоянного ухода и тем самым отнимало ее свободное время. И вот теперь, кажется, произошло чудо. Благодаря дочке ковер вдруг стал разноцветным лугом, а обычный пылесос ожил и превратился в смешное существо с длиннющим хоботом, которым оно жадно до упоения нюхало цветы. С тех пор пылесос стали ласково называть Нюшей, а скучная домашняя обязанность превратилась для мамы в увлекательную прогулку по цветущему лугу.

Не держите птицу в клетке

Развитие творческого воображения, как известно, проходит через три важных фазы.

1. Фаза самобытности, свободы и непосредственности. Она начинается с момента рождения, в полной мере проявляется в возрасте трех лет и продолжается все детство и отрочество. В этот период в основе воображения лежат такие качества, как наивность, восторженность, искренность. А главное, воображение свободно от стереотипов, в нем нет ничего рационального.

2. Фаза осмысления. Неизбежность этой фазы понятна. Обычно эта фаза наступает в конце юности. Но если не давать воображению ребенка развиваться самостоятельно и постоянно навязывать ему какие-то стандарты, то эта фаза может наступить еще в детстве. Это момент кризиса воображения, и от него зависит, что будет дальше – взлет или спад.

3. Фаза творческого взлета или творческого спада. Завершающая фаза, которая длится потом всю жизнь.

Пойди туда, не знаю куда

Получается, с одной стороны, развитие детского воображения – процесс естественный, которому не следует мешать. А с другой стороны, если не развивать детское воображение, то не факт, что оно станет развиваться самостоятельно. И каков же выход?

Все решается по принципу известной детской сказки: «Пойди туда, не знаю куда». Ребенка надо обязательно вести по пути воображения, но никаких законов, стандартов, догм на этом пути устанавливать нельзя. Гений – это тот, кто нарушает нормы, кто умеет, несмотря на реальность сегодняшнего дня, вообразить другую реальность, которую в будущем благодаря нему смогут увидеть и остальные.

Не спешите делать замечаний ребенку, когда он рисует, играет, придумывает.

Если ребенок в игре нарушает правила, не говорите ему тут же: «Так нельзя!», попробуйте поиграть с нарушенными правилами. Возможно, вы изобретете более интересный вариант игры, а возможно, убедитесь, что правила были разумны, но вы убедитесь в этом вместе с ребенком, а не навязав ему их.

Пир воображения

Если вы хотите, чтобы у вашего ребенка воображение было развито хорошо, не довольствуйтесь только тем, что с ним занимаются в детском саду или в школе.

Развитие воображения должно стать и вашей родительской задачей. Устраивайте пир воображения каждый день, при любом подходящем случае: гуляете вы, кушаете, читаете книгу, моетесь в ванной.

А сколько разнообразных угощений для воображения можно подавать на этом пиру! Желательно только подавать их с учетом возрастных этапов развития ребенка.

Этап 1-й.

Создание образов

Угадай по части целое. На картинке изображена часть предмета, и ребенку предлагается угадать весь предмет. Угадав, можно дорисовать и раскрасить его.

Узнай предметы. На картинке изображены предметы, наложенные один на другой, и ребенок должен в перекрещенных линиях увидеть все предметы и называть их.

Что на что похоже. Чаще всего это задание выполняют, рассматривая облака или узоры на стекле.

Этап 2-й.

Сюжетное видение

Составление рассказов. Можно расспросить ребенка, что нового было сегодня в саду/школе, или поинтересоваться, о чем были мультфильм/книга, или попросить вспомнить подробно весь вчерашний/сегодняшний день.

Небывальщина. Это замечательная и незаслуженно игнорируемая взрослыми игра в неправдивые истории о том, чего не бывает. Кстати, можете и сами поучаствовать в придумывании небывальщины. Потом все придуманное можно проиллюстрировать.

Закончи историю. Начните рассказывать ребенку какую-то историю, а закончить предложите ему.

Этап 3-й.

Принцип комбинирования

Где спряталась фигура? Ребенку показывают фигуру и просят найти ее в окружающих предметах или в специально нарисованной сюжетной картинке.

Закорючки. Нужно превратить неопределенную закорючку в осмысленную картинку.

Лапы, крылья, хвост. Если взять лапы одного животного, голову другого и хвост третьего, и все это присоединить к выдуманному туловищу, то какой новый зверь получится? Хорошо бы только, чтоб симпатичный.

Этап 4-й.

Самостоятельное творчество

Опорные слова. По 10 опорным словам надо нарисовать картину или сочинить историю.

Иллюстрации к сказке. Предложите ребенку проиллюстрировать прочитанную сказку.

История любимой игрушки. Сочиняйте с ребенком истории жизни для каждой игрушки, которая появляется в вашем доме. Такие же истории можно придумать для мочалки, кресла, яблони в саду.

Грамотно развивая воображение своего ребенка, вы получите тройной педагогический эффект: поможете ребенку стать творческой личностью, установите доверительные отношения друг с другом, а кроме того, и своему воображению подарите новый творческий взлет.