Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Кот, петух да лиса

Кот, петух да лиса

Издательство: Адонис

14 руб.

Афиша
30.11.2016
Мюзикл "Черномор"

В новогодние праздники в Олимпийском представят новый мюзикл ...

подробнее...
25.11.2016
"Предновогодние приключения на Планете Добра"

3 декабря 2016 года в Культурном центре «Москвич» ...

подробнее...
23.11.2016
Космо-ёлка для самых маленьких

Мультимедийная выставка «Космос. Love» и Центр дизайна ARTPLAY ...

подробнее...
14.11.2016
Елка на Робостанции

С 11 декабря 2016 года по 8 января ...

подробнее...
25.10.2016
10-й Юбилейный Большой фестиваль мультфильмов

27 октября — 7 ноября 2016 года, Москва

подробнее...
12.10.2016
Gulli Girl – первый телеканал для девочек

С сентября 2016 года сразу два французских развлекательно-образовательных ...

подробнее...
20.09.2016
Первый образовательный семейный сериал «Семья Светофоровых»

3 октября на телеканале «Карусель» стартует первый образовательный ...

подробнее...
19.09.2016
«Моана»

Disney представляет анимационный фильм «Моана», посвященный бесстрашной девушке, которая ...

подробнее...
05.12.2016
Новогодние каникулы в АндерСон – хорошая примета!

Каждый год в конце декабря в сети семейных ...

подробнее...
14.11.2016
Ёлки в клубе на Мясницкой

24 декабря в 11.00 приглашаем родителей с детьми ...

подробнее...
11.11.2016
ROYAL CANIN ОТКРЫВАЕТ ВЕТЕРИНАРНУЮ КЛИНИКУ В КИДЗАНИИ

Royal Canin, подразделение Mars Inc., объявляет об открытии ветеринарной клиники ...

подробнее...
07.11.2016
Отличникам в День науки покажут Тесла-Шоу бесплатно

10 ноября, во Всемирный день науки, в московском ...

подробнее...
28.11.2016
Музей автомобильных историй

Торжественная церемония открытия «Музея автомобильных историй» состоялась в ...

подробнее...
22.11.2016
Открылся Музей хоккея

С декабря 2016 года Музей хоккея в Парке ...

подробнее...
09.11.2016
Мишки Тедди на Тишинке

Ежегодно в первые выходные декабря тысячи медведей со ...

подробнее...
26.10.2016
Мамин фестиваль «ГОРЛИЦА»

27 ноября  15:00 – 18:00 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДАРВИНОВСКИЙ МУЗЕЙ 

подробнее...

Устами младенца: что должны знать родители о речевом развитии?

04.04.2010

 Умение говорить не дано ребенку изначально. Речевая функция преодолевает длительный путь, начиная с внутриутробного периода. Этот путь индивидуален и равномерен.
Порой малышу так и не удается овладеть речью, что приводит его маму и папу в замешательство. В этой статье мы постараемся дать ответ на волнующий многих родителей вопрос:  «Каковы же основные причины нарушения речевого развития?».

Нарушение речевого развития может произойти из-за:
- внутриутробной патологии (наиболее грубые дефекты речи возникают в период от 4 нед. до 4 мес).
- токсикоза при беременности
- вирусных и эндокринных заболеваний
- травмы
- несовместимости крови по резус-фактору
- наследственных факторов  и др.
 Поводом для волнений также  могут служить неблагоприятные социально-бытовые условия – из-за неурядиц в семье кроха может стать молчуном. Необходимо обращать внимание на стимулирование  родителями потребности ребенка говорить.  Часто при общении с маленьким ребенком взрослые опережают его, стараются понимать и выполнять его просьбы, не добиваясь, чтобы малыш их озвучил. 

Обращаться к специалисту?
Если вашему ребенку второй год, а он не лепечет, малоактивен, плохо идет на контакт, неэмоционален – это должно насторожить родителей. Такого кроху нужно показать неврологу, отоларингологу,  логопеду, сделать исследования мозга – ЭЭГ, если необходимо, сделать аудиограмму для проверки слуха.


Развитие слуха и речи
Развитие слуха и речи можно условно разделить на несколько этапов.
Первый этап (с момента рождения ребенка до одного года)  подготовительный. В это время происходит подготовка к овладению речью.
Для формирования и развития речи  необходимы 3 составляющие:
- эмоциональное общение для подражания;
- сенсорное развитие (ощущения, зрительное и слухоречевое восприятие предмета);
- двигательная активность.
Одним из первых проявлений доречевого развития считается рефлекторный крик ребенка. Когда кроха слышит свой крик, импульсы достигают слухо-речевых и речедвигательных зон коры, а отсюда передаются на органы артикуляции, постепенно давая им толчок к развитию.
В 2–4 месяца у младенца появляются короткие звуки – гуканье, а затем и гуление, которое не несет смыслового содержания. Необходимо отметить, что гуление наблюдается и у глухих с рождения детей, что свидетельствует о существовании у ребенка полной генетической программы, не зависящей от научения.
С 5 месяцев ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка.
В возрасте 7–9 месяцев кроха начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков. «Лепетное декламирование», пение слогов в это возрасте являются показателем нормального в будущем развития речи. Во время лепета вырабатывается обратная связь между работой речевых органов и восприятием внешней речи по слуховым каналам. Необходимо отметить, что при наличии серьезных нарушений, ведущих к речевой патологии, отмечается угасание лепета (например, аутизм, нейросенсорная тугоухость и др.).
В 12 месяцев заканчивается подготовительный этап в развитии речи, и у ребенка должно быть от 5–7 до 9–12 слов. Усвоены гласные а, у, о, и; согл.: м, п, б, к, г.
Ребенок владеет способностью соотносить слово с предметом, например, поднимает собачку и говорит «ав-ав», берет игрушечную кошечку, подносит ее к миске и произносит: «ням-ням» и т. д. В этом возрасте ребенок целенаправленно использует для общения жесты.


Слух можно проверить и в домашних условиях: поставьте ребенка спиной к себе на расстоянии 5–6 метров и произнесите шепотом хорошо знакомые ему слова. Дети, имеющие полноценный слух, обычно улавливают шепот. Если ребенок не слышит на таком расстоянии, нужно постепенно приближаться к нему до тех пор, пока он сможет повторить все сказанные вами слова.
В процессе обследования необходимо учитывать общее состояние ребенка: утомляемость, внимание, готовность к выполнению заданий. Уставший ребенок легко отвлекается, не воспринимает смысл задания. В таких случаях могут быть неточные ответы. Если ребенок не владеет устной речью и не понимает словесных поручений, можно использовать звучащие (бубен, свисток) и озвученные игрушки  (птичка, лающая собачка и др.) Если шепота ребенок не разбирает, отойдите от него снова на то же расстояние и произносите другие знакомые ему слова голосом обычной разговорной громкости. Этим способом удается установить, на каком расстоянии ребенок слышит нормальную речь. Заподозрив, что ребенок плохо слышит, следует обратиться к врачу-отоларингологу. Если ребенок раннего возраста слышит речь обычной разговорной громкости, на расстоянии 3–4 метров, т.е. физический слух в норме, можно в домашних условиях помочь развитию его речи.




 Играйте, чтобы ваш малыш быстрее заговорил!
Для увеличения речевой активности хорошо использовать следующие упражнения и игры:

«Наша песенка простая»
Положите малыша к себе на грудь. Напевайте малышу песенку А. Александрова.


Утром я встаю,
Песенку пою,
Песенку простую,
Вот какую: Ля-ля-ля-ля (2 раза).
Спев: «Ля-ля-ля-ля», сделайте паузу, приглашая малыша присоединиться к вам.
Играя в эту игру, меняйте последние строки песенки, вводя все новые и новые слоги, такие как «На-на», «Ма-ма», «Па-па», «Та-та», «Баба» и т.п.

«Песенка со слогами»
Поговорите с малышом, покажите ему яркий платочек или шарфик. Подбрасывайте и ловите платочек, обходя манеж или кроватку малыша. Убедившись, что малыш наблюдает за вами, играйте с платочком, напевая самые простые строки: «Ла-ла-ла-ла, лапушка!», делайте паузу для того, чтобы привлечь малыша к повторению слов лепета. Распевайте самые простые слоги и слова, такие как:

Ма-ма-ма-ма, мамочка!
Ба-ба-ба-ба, бабушка!
Ду-ду-ду-ду, дудочка!
Па-па-па-па, папочка!
Му-му-му-му, мурочка!
«Оладушки»
Ложитесь на пол на спину, предварительно подложив под голову валик, согните ноги в коленях. Малыша посадите сверху так, чтобы его ноги были разведены, а стопы опирались о пол. Возьмите руки малыша в свои, двигайте его ручки к себе и от себя, вперед-назад, в одну и другую сторону, читая потешку:
Ай, та-та, та-та, та-та,
Пожалуйте решета  
Мучки посеять,
Пирожки затеять.
 Для развития умения понимать движения и повторять их под потешки помогут игры:

«Испечем оладушки»
Лягте на пол, подложите под голову подушку или валик, малыша положите на спинку к себе на колени. Хлопайте ладошками ребенка в ритм песенки:
Ой, ладушки-ладушки,
Испечем оладушки!
На окно поставим,
Остывать заставим.
А остынут – поедим
И воробушкам дадим.
(Е.А. Благинина)
В дальнейшем добивайтесь, чтобы малыш сам хлопал в ладошки, только услышав первые строки стишка.

«Ладушки»
Посадите малыша к себе лицом. Возьмите ручки малыша в свои и хлопайте в такт стишка:
Ладушки, ладушки,
Где были? У бабушки.
Что ели? Кашку.
Что пили? Бражку.
Попили, поели,
Шу, полетели,
На головку сели.
В дальнейшем приучайте малыша подражать действиям взрослого, выполнять движения самостоятельно под эту песенку или песенку «Сорока-сорока».
Игры для  стимулирование произнесения слогов, отсутствующих в лепете:

Хорошо использовать колыбельные, так как повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражание развивают фонематический слух, помогают запоминать слова и выражения. Под влиянием различных игр, потешек, колыбельных младенец учится получать бессознательное удовольствие от особой ритмичной интонации.


«Подражаем»
Выполняйте разные движения: хлопайте в ладоши, стучите по полу, по ножкам, по большому мячу, произнося те слоги лепета, которых еще не было у малыша. Побуждайте его повторять за вами движения и слоги лепета.

«Забавы перед зеркалом»
Сядьте вместе с малышом перед зеркалом. Высовывайте язык, издавая забавные звуки, надувайте щеки, фыркайте, привлекая малыша наблюдать за вами с помощью зеркала. Издавайте смешные звуки, побуждая малыша подражать вам. Напевайте малышу те слоги, которых нет в его лепете.
«Заражайте» малыша своими положительными эмоциями, ритмом песенок, потешек, играйте на музыкальных инструментах и приглашайте его подражать вашим движениям в такт музыке.

Лексический словарь карапуза
К полутора годам словарный запас малыша может приблизиться к 50 словам.
Постепенно необходимо формировать у ребенка однословную фразу, добиваться единства движения и слова в форме побудительного предложения (сядь, пей, спи, беги, пой). Несколько  позже уже нужно учить кроху двухсловным фразам (в процессе игр, рассматривания картинок: «Что ты делаешь? Куклу несешь? Скажи: «Несу куклу»)
К  2 годам  многие дети говорят простыми предложениями. Малыш может много говорить на «своем языке», если вы его понимаете. Кроха показывает части тела, которые называет взрослый. Он имеет право пропускать в слове отдельные слоги (до свидания-до данья), при стечении согласных малыш может убирать один звук (стол-тол); может вставлять лишние звуки в слово (таньканчик-стаканчик). К этому возрасту ребенок усваивает звуки н, т, дь, ть, нь, ль, сь, хь, ць, й.
К 3 годам малыш уже говорит развернутой фразой (3–4 словными предложениями), речь понятна чужим людям. Ребенок может произносить звуки: ы, э, л, с, з, ц, ж, ч, ш. Возможны нарушения звукопроизношения, слоговой структуры слова, состоящего более чем из 3 слогов. Ребенок понимает и выполняет простые словесные инструкции. Малыш в этом возрасте должен знать стихи наизусть.

Если вы усердно  занимались  с ребенком  2–3 месяца, а результаты оказались  незначительными, рекомендуем обратиться за консультацией к  логопеду. Возможно, вам понадобится несколько советов, и самостоятельная работа может быть продолжена, или ребенку необходима  будет  более глубокая помощь, чем кажется на первый взгляд, и оказать ее может только квалифицированный специалист.



Пальчики помогут говорить
Для развития речи ребенка очень полезны игры, песни с использованием мелкой моторики рук. Поэтому хорошо делать  массаж пальчиков и речевых зон (от кончиков пальцев до локтя) деткам до 1 года. После года можно начинать рисование пальчиковыми красками, с 1,6 лет используют пальчиковые игры, движения пальцев с предметами: карандашом, орехами, палочками, бусинками; действия с крупой, семенами, песком. Вот пример одной из пальчиковых игр:

Игра «хома-хомячок»
Взрослый прячет что-либо в кулаке. Ребенок разгибает палец за пальцем, добираясь до сюрприза. Потом можно поменяться ролями. При этом взрослый произносит:
Хома, хома, хомячок,
Разожми мой кулачок,
Ну-ка, ну-ка разожми,
Что найдешь, себе возьми.


Хочется привести еще один пример пальчиковой игры. Сложите пальцы обеих рук щепотью, при этом большой палец находится напротив всех остальных – получится раскрытый клюв. Открывайте и закрывайте клюв. Поднимите руки вверх и помашите кистями. Стучите указательными пальцами по столу, как курочка клювом. Спину выпрямите, голову поднимите, руки разведите в стороны. Взмахните руками, как крыльями, и прокукарекайте:
Наши уточки с утра –
Кря-кря, кря-кря.
Наши гуси у пруда –
Га-га, га-га.
Наши гуленьки вверху –
Гу-гу, гу-гу.
Наши курочки в окно –
Ко-ко, ко-ко.
А как Петя-петушок
Рано-рано поутру
Нам споёт «ку-ка-ре-ку»


Очень хорошо в занятии с малышом использовать артикуляционную гимнастику с обыгрыванием определенных качеств сказочных персонажей. Так, при изучении сказки «Репка» каждому из персонажей сказки приписывается определенное движение, ярко характеризующее персонаж.
Например: дед  должен надуть щеки; баба – вытянуть губы «трубочкой»; внучка – растянуть губы в улыбке; Жучка – высунуть язык; кошка – облизать губы языком; мышка – поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы.
Необходимо помнить о главном условии успешности всех видов деятельности: ребенку должно быть интересно!


Светлана  Валентиновна УЛЬЯНОВИЧ-ВОЛКОВА, Светлана Юрьевна МУРДЗА, логопеды 1-й
категории Центра патологии речи и нейрореабилитации,г.Москва