Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Спящая Красавица

Спящая Красавица

Издательство: Клуб семейного досуга

101 руб.

Афиша
23.10.2017
БРОНЕБОТ: БОИ РОБОТОВ. Новый сезон.

В этом году школьные каникулы начинаются с Бронебота ...

подробнее...
20.10.2017
Путешествия Незнайки

Детский музыкальный театр имени Наталии Сац представляет мюзикл ...

подробнее...
20.10.2017
«Гадкий утенок»

Умная, добрая, трогательная, красивая… Такой должна быть настоящая ...

подробнее...
18.10.2017
Детское новогоднее представление Фикси-шоу «Спасатели времени»

Фикси-шоу «Спасатели времени»  – масштабная премьера с участием ...

подробнее...
06.09.2017
Тайна Коко

«Мы стоим на плечах своих предшественников», – говорит ...

подробнее...
08.06.2017
«Чудище Бансен» - уморительная премьера на Nickelodeon Россия

Комедийный мультфильм о настоящей дружбе и увлекательных приключениях ...

подробнее...
15.03.2017
Развивающий сериал "Расти-механик"

Новый сериал расскажет дошкольникам и их родителям о ...

подробнее...
09.03.2017
Лицензионное соглашение с Nickelodeon Viacom Consumer Products

Лицензионное подразделение международного холдинга VIMN в России Nickelodeon ...

подробнее...
22.09.2017
Большой PLAY-DOH Сфинкс в ЦДХ на Крымском валу

Как бы выглядел известный объект мирового культурного наследия, ...

подробнее...
29.08.2017
Приходи на праздник LEGO® NINJAGO® и стань ниндзя!

9 и 10 сентябряь  в День города Москвы ...

подробнее...
25.10.2017
Фестиваль детской книги

С 28 до 30 октября все книголюбы приглашаются ...

подробнее...
09.10.2017
Всероссийская выставка-ярмарка BABY-LIFE-EXPO 2017

27-29 октября в Москве пройдёт Всероссийская выставка-ярмарка  BABY-LIFE-EXPO ...

подробнее...
20.09.2017
Музей Восстания Машин

30 сентября. На площади 750 м 2 в ...

подробнее...
16.08.2017
День Подарка пройдет в парке «Красная Пресня»

26 августа в парке «Красная Пресня» состоится «День ...

подробнее...

Устами младенца: что должны знать родители о речевом развитии?

04.04.2010

 Умение говорить не дано ребенку изначально. Речевая функция преодолевает длительный путь, начиная с внутриутробного периода. Этот путь индивидуален и равномерен.
Порой малышу так и не удается овладеть речью, что приводит его маму и папу в замешательство. В этой статье мы постараемся дать ответ на волнующий многих родителей вопрос:  «Каковы же основные причины нарушения речевого развития?».

Нарушение речевого развития может произойти из-за:
- внутриутробной патологии (наиболее грубые дефекты речи возникают в период от 4 нед. до 4 мес).
- токсикоза при беременности
- вирусных и эндокринных заболеваний
- травмы
- несовместимости крови по резус-фактору
- наследственных факторов  и др.
 Поводом для волнений также  могут служить неблагоприятные социально-бытовые условия – из-за неурядиц в семье кроха может стать молчуном. Необходимо обращать внимание на стимулирование  родителями потребности ребенка говорить.  Часто при общении с маленьким ребенком взрослые опережают его, стараются понимать и выполнять его просьбы, не добиваясь, чтобы малыш их озвучил. 

Обращаться к специалисту?
Если вашему ребенку второй год, а он не лепечет, малоактивен, плохо идет на контакт, неэмоционален – это должно насторожить родителей. Такого кроху нужно показать неврологу, отоларингологу,  логопеду, сделать исследования мозга – ЭЭГ, если необходимо, сделать аудиограмму для проверки слуха.


Развитие слуха и речи
Развитие слуха и речи можно условно разделить на несколько этапов.
Первый этап (с момента рождения ребенка до одного года)  подготовительный. В это время происходит подготовка к овладению речью.
Для формирования и развития речи  необходимы 3 составляющие:
- эмоциональное общение для подражания;
- сенсорное развитие (ощущения, зрительное и слухоречевое восприятие предмета);
- двигательная активность.
Одним из первых проявлений доречевого развития считается рефлекторный крик ребенка. Когда кроха слышит свой крик, импульсы достигают слухо-речевых и речедвигательных зон коры, а отсюда передаются на органы артикуляции, постепенно давая им толчок к развитию.
В 2–4 месяца у младенца появляются короткие звуки – гуканье, а затем и гуление, которое не несет смыслового содержания. Необходимо отметить, что гуление наблюдается и у глухих с рождения детей, что свидетельствует о существовании у ребенка полной генетической программы, не зависящей от научения.
С 5 месяцев ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка.
В возрасте 7–9 месяцев кроха начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков. «Лепетное декламирование», пение слогов в это возрасте являются показателем нормального в будущем развития речи. Во время лепета вырабатывается обратная связь между работой речевых органов и восприятием внешней речи по слуховым каналам. Необходимо отметить, что при наличии серьезных нарушений, ведущих к речевой патологии, отмечается угасание лепета (например, аутизм, нейросенсорная тугоухость и др.).
В 12 месяцев заканчивается подготовительный этап в развитии речи, и у ребенка должно быть от 5–7 до 9–12 слов. Усвоены гласные а, у, о, и; согл.: м, п, б, к, г.
Ребенок владеет способностью соотносить слово с предметом, например, поднимает собачку и говорит «ав-ав», берет игрушечную кошечку, подносит ее к миске и произносит: «ням-ням» и т. д. В этом возрасте ребенок целенаправленно использует для общения жесты.


Слух можно проверить и в домашних условиях: поставьте ребенка спиной к себе на расстоянии 5–6 метров и произнесите шепотом хорошо знакомые ему слова. Дети, имеющие полноценный слух, обычно улавливают шепот. Если ребенок не слышит на таком расстоянии, нужно постепенно приближаться к нему до тех пор, пока он сможет повторить все сказанные вами слова.
В процессе обследования необходимо учитывать общее состояние ребенка: утомляемость, внимание, готовность к выполнению заданий. Уставший ребенок легко отвлекается, не воспринимает смысл задания. В таких случаях могут быть неточные ответы. Если ребенок не владеет устной речью и не понимает словесных поручений, можно использовать звучащие (бубен, свисток) и озвученные игрушки  (птичка, лающая собачка и др.) Если шепота ребенок не разбирает, отойдите от него снова на то же расстояние и произносите другие знакомые ему слова голосом обычной разговорной громкости. Этим способом удается установить, на каком расстоянии ребенок слышит нормальную речь. Заподозрив, что ребенок плохо слышит, следует обратиться к врачу-отоларингологу. Если ребенок раннего возраста слышит речь обычной разговорной громкости, на расстоянии 3–4 метров, т.е. физический слух в норме, можно в домашних условиях помочь развитию его речи.




 Играйте, чтобы ваш малыш быстрее заговорил!
Для увеличения речевой активности хорошо использовать следующие упражнения и игры:

«Наша песенка простая»
Положите малыша к себе на грудь. Напевайте малышу песенку А. Александрова.


Утром я встаю,
Песенку пою,
Песенку простую,
Вот какую: Ля-ля-ля-ля (2 раза).
Спев: «Ля-ля-ля-ля», сделайте паузу, приглашая малыша присоединиться к вам.
Играя в эту игру, меняйте последние строки песенки, вводя все новые и новые слоги, такие как «На-на», «Ма-ма», «Па-па», «Та-та», «Баба» и т.п.

«Песенка со слогами»
Поговорите с малышом, покажите ему яркий платочек или шарфик. Подбрасывайте и ловите платочек, обходя манеж или кроватку малыша. Убедившись, что малыш наблюдает за вами, играйте с платочком, напевая самые простые строки: «Ла-ла-ла-ла, лапушка!», делайте паузу для того, чтобы привлечь малыша к повторению слов лепета. Распевайте самые простые слоги и слова, такие как:

Ма-ма-ма-ма, мамочка!
Ба-ба-ба-ба, бабушка!
Ду-ду-ду-ду, дудочка!
Па-па-па-па, папочка!
Му-му-му-му, мурочка!
«Оладушки»
Ложитесь на пол на спину, предварительно подложив под голову валик, согните ноги в коленях. Малыша посадите сверху так, чтобы его ноги были разведены, а стопы опирались о пол. Возьмите руки малыша в свои, двигайте его ручки к себе и от себя, вперед-назад, в одну и другую сторону, читая потешку:
Ай, та-та, та-та, та-та,
Пожалуйте решета  
Мучки посеять,
Пирожки затеять.
 Для развития умения понимать движения и повторять их под потешки помогут игры:

«Испечем оладушки»
Лягте на пол, подложите под голову подушку или валик, малыша положите на спинку к себе на колени. Хлопайте ладошками ребенка в ритм песенки:
Ой, ладушки-ладушки,
Испечем оладушки!
На окно поставим,
Остывать заставим.
А остынут – поедим
И воробушкам дадим.
(Е.А. Благинина)
В дальнейшем добивайтесь, чтобы малыш сам хлопал в ладошки, только услышав первые строки стишка.

«Ладушки»
Посадите малыша к себе лицом. Возьмите ручки малыша в свои и хлопайте в такт стишка:
Ладушки, ладушки,
Где были? У бабушки.
Что ели? Кашку.
Что пили? Бражку.
Попили, поели,
Шу, полетели,
На головку сели.
В дальнейшем приучайте малыша подражать действиям взрослого, выполнять движения самостоятельно под эту песенку или песенку «Сорока-сорока».
Игры для  стимулирование произнесения слогов, отсутствующих в лепете:

Хорошо использовать колыбельные, так как повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражание развивают фонематический слух, помогают запоминать слова и выражения. Под влиянием различных игр, потешек, колыбельных младенец учится получать бессознательное удовольствие от особой ритмичной интонации.


«Подражаем»
Выполняйте разные движения: хлопайте в ладоши, стучите по полу, по ножкам, по большому мячу, произнося те слоги лепета, которых еще не было у малыша. Побуждайте его повторять за вами движения и слоги лепета.

«Забавы перед зеркалом»
Сядьте вместе с малышом перед зеркалом. Высовывайте язык, издавая забавные звуки, надувайте щеки, фыркайте, привлекая малыша наблюдать за вами с помощью зеркала. Издавайте смешные звуки, побуждая малыша подражать вам. Напевайте малышу те слоги, которых нет в его лепете.
«Заражайте» малыша своими положительными эмоциями, ритмом песенок, потешек, играйте на музыкальных инструментах и приглашайте его подражать вашим движениям в такт музыке.

Лексический словарь карапуза
К полутора годам словарный запас малыша может приблизиться к 50 словам.
Постепенно необходимо формировать у ребенка однословную фразу, добиваться единства движения и слова в форме побудительного предложения (сядь, пей, спи, беги, пой). Несколько  позже уже нужно учить кроху двухсловным фразам (в процессе игр, рассматривания картинок: «Что ты делаешь? Куклу несешь? Скажи: «Несу куклу»)
К  2 годам  многие дети говорят простыми предложениями. Малыш может много говорить на «своем языке», если вы его понимаете. Кроха показывает части тела, которые называет взрослый. Он имеет право пропускать в слове отдельные слоги (до свидания-до данья), при стечении согласных малыш может убирать один звук (стол-тол); может вставлять лишние звуки в слово (таньканчик-стаканчик). К этому возрасту ребенок усваивает звуки н, т, дь, ть, нь, ль, сь, хь, ць, й.
К 3 годам малыш уже говорит развернутой фразой (3–4 словными предложениями), речь понятна чужим людям. Ребенок может произносить звуки: ы, э, л, с, з, ц, ж, ч, ш. Возможны нарушения звукопроизношения, слоговой структуры слова, состоящего более чем из 3 слогов. Ребенок понимает и выполняет простые словесные инструкции. Малыш в этом возрасте должен знать стихи наизусть.

Если вы усердно  занимались  с ребенком  2–3 месяца, а результаты оказались  незначительными, рекомендуем обратиться за консультацией к  логопеду. Возможно, вам понадобится несколько советов, и самостоятельная работа может быть продолжена, или ребенку необходима  будет  более глубокая помощь, чем кажется на первый взгляд, и оказать ее может только квалифицированный специалист.



Пальчики помогут говорить
Для развития речи ребенка очень полезны игры, песни с использованием мелкой моторики рук. Поэтому хорошо делать  массаж пальчиков и речевых зон (от кончиков пальцев до локтя) деткам до 1 года. После года можно начинать рисование пальчиковыми красками, с 1,6 лет используют пальчиковые игры, движения пальцев с предметами: карандашом, орехами, палочками, бусинками; действия с крупой, семенами, песком. Вот пример одной из пальчиковых игр:

Игра «хома-хомячок»
Взрослый прячет что-либо в кулаке. Ребенок разгибает палец за пальцем, добираясь до сюрприза. Потом можно поменяться ролями. При этом взрослый произносит:
Хома, хома, хомячок,
Разожми мой кулачок,
Ну-ка, ну-ка разожми,
Что найдешь, себе возьми.


Хочется привести еще один пример пальчиковой игры. Сложите пальцы обеих рук щепотью, при этом большой палец находится напротив всех остальных – получится раскрытый клюв. Открывайте и закрывайте клюв. Поднимите руки вверх и помашите кистями. Стучите указательными пальцами по столу, как курочка клювом. Спину выпрямите, голову поднимите, руки разведите в стороны. Взмахните руками, как крыльями, и прокукарекайте:
Наши уточки с утра –
Кря-кря, кря-кря.
Наши гуси у пруда –
Га-га, га-га.
Наши гуленьки вверху –
Гу-гу, гу-гу.
Наши курочки в окно –
Ко-ко, ко-ко.
А как Петя-петушок
Рано-рано поутру
Нам споёт «ку-ка-ре-ку»


Очень хорошо в занятии с малышом использовать артикуляционную гимнастику с обыгрыванием определенных качеств сказочных персонажей. Так, при изучении сказки «Репка» каждому из персонажей сказки приписывается определенное движение, ярко характеризующее персонаж.
Например: дед  должен надуть щеки; баба – вытянуть губы «трубочкой»; внучка – растянуть губы в улыбке; Жучка – высунуть язык; кошка – облизать губы языком; мышка – поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы.
Необходимо помнить о главном условии успешности всех видов деятельности: ребенку должно быть интересно!


Светлана  Валентиновна УЛЬЯНОВИЧ-ВОЛКОВА, Светлана Юрьевна МУРДЗА, логопеды 1-й
категории Центра патологии речи и нейрореабилитации,г.Москва


Загрузка...
-->